Это Спарта! 6 вещей, которые сделали спартанцев теми, кто они есть ❘ фото
Углубившись в изучение античной истории, нельзя пройти мимо одного из самых интересных и оболганных явлений в Элладе — Лакедемона, более известного как Спарта. В основном представления обывателя об этом уникальном явлении заложены фильмом Зака Снайдера «Триста спартанцев», или документальной, но не менее забитой мифами и стереотипами картиной от History Channel «Расцвет и падение Спарты».
Не стоит удивляться этому. Вранье про спартанцев началось еще в эпоху их существования, ведь сами лакедемоняне не писали о себе, да и вообще писали мало. А вот их главные враги, афиняне, были большими любителями обмакнуть перо в навоз и выдать пару строк.
Так какими же на самом деле были спартанцы, и что о них сейчас знает историческая наука? Отвратительные мужики в очередной раз отложили свои кописы и махайры, чтоб поведать вам о шести вещах, которыми были известны жители Спарты.
Жители Лакедемона не были бодибилдерами, расхаживающими на войне в плавках, как их изобразил Снайдер. Но и хлюпиками и толстяками они тоже не были. Правда, Спарта отнюдь не сразу превратилась из обычного полиса в военный лагерь.
История возникновения Спарты уходит в Темные века, когда племена греков-дорийцев, придя с севера примерно в X веке до нашей эры, захватили земли на юге Пелопоннесского полуострова и, частично смешавшись с местным населением, принялись жить, как и все греки, воюя и постепенно наращивая население и развивая культуру.
Но вот в VII веке до нашей эры население древних полисов разрослось настолько, что стало необходимо что-то делать с его излишками. Другие города избавились от них, начав колонизацию заморских территорий, но спартанцы пошли иным путем.
Рядом с ними находилась плодородная и обильная Мессения, куда лакедемоняне и вторглись в 685 году до н.э. Захватив страну, они обложили ее продуктовой данью и ушли восвояси. Подобное благолепие продлилось всего восемь лет, мессенцы восстали, и спартанцы вынуждены были провоевать с ними еще десять лет, чтобы окончательно подчинить.
Как мог выглядеть спартанский воин на самом деле
Именно после Второй Мессенской войны и появились законы Ликурга, по сути, превратившие Спарту в один большой военный лагерь. Логика тут была простой. Как рассказывает историк Андрей Мищенко в лекции «Спарта — социальная структура и быт», лакедемоняне жили при постоянной угрозе восстания покоренного населения, более того, населения, которого было в несколько раз больше. Именно поэтому они полностью сосредоточились на военной подготовке и весь свой быт перестроили на этот лад. Теперь спартиатам было запрещено заниматься чем-либо, кроме подготовки к войне, а питались они за счет труда побежденных-илотов, которые работали на завоеванной земле.
Несмотря на суровые законы, спартанцы не занимались тем, что им приписывали афиняне, а за ними и создатели вышеназванного документального фильма, то есть инфантицидом.
Горы Тайгет, с которых якобы скидывали детей спартанцы
Согласно байкам греческого историка Плутарха, жившего уже в начале нашей эры, после рождения мать спартиата купала ребенка в вине, чтобы проверить, силен ли он. Если бедолага выживал, отец волок новорожденного в Герусию (совет старейшин), для того, чтоб его проверили. И если ребенок был с изъяном, его выбрасывали в ущелье в горах Тайгет.
Неизвестно, что там насчет вина, но вот насчет инфантицида Андрей Мищенко приводит два аргумента против. В вышеназванной лекции он утверждает, что один из спартанских царей по имени Агесилай был с рождения хромым — одна нога длиннее другой. А так как цари в Спарте не имели никаких привилегий, кроме двойной пайки мяса на обеде, то валяться бы Агесилаю в ущелье, если бы Плутарх не врал.
Второй аргумент еще сильнее — если бы историк-грек был прав, все ущелье в горах Тайгет было бы завалено скелетами младенцев. Но археологи нашли там в основном останки взрослых мужчин, что как раз отражает реально существовавшую у спартанцев традицию казнить преступников, сбрасывая их со скалы.
Ну и третий момент. Плутарх является единственным источником, сообщающим об инфантициде у спартанцев, так что исходя из вышеназванных аргументов, скорее всего грек таки навешал читателям лапши на уши.
Все в жизни спартиата было заточено под становление отличным воином. Уже в семь лет мальчик отправлялся в агелу — интернат, где его с другими учили грамотности, а также всем составляющим воинского искусства: борьбе, метанию копья, бегу и прочим физическим упражнениям.
При этом обучение было построено таким образом, чтобы мальцы научились терпеть лишения и умели выживать. Их никогда не кормили досыта, поощряя воровство, за которое при поимке нещадно били, поэтому они привыкали терпеть голод и боль, а также хитрить. Им выдавали один плащ на год, поэтому они учились согреваться и стойко переносить холод.
К двадцати годам подобного обучения парни становились полноправными членами общины и обязаны были вступить в сесситий — сообщество других спартиатов. По сути, это была общественная столовая, куда каждый приносил продукты, полученные от илотов. Каждая такая столовая объединяла 10-15 человек, которые питались сообща и ночевали тоже в сесситии.
Даже женившись, спартиат проводил практически все время либо в специальном помещении для тренировок, палестре, либо в сесситии. Домой он крался под покровом ночи, где встречался с женой, а под утро убегал обратно.
Все это было сделано не просто так. Спартиат по законам Ликурга должен был быть всегда на глазах других спартиатов, чтобы окружающие следили за тем, не впадает ли он в роскошь и прожигание жизни.
Законы против роскоши отменили возможность торговать с помощью золота и серебра. Более того, они запрещали носить украшения и регламентировали одежду спартиата, так что все выглядели примерно одинаково.
Несмотря на то, что спартиаты умели читать и писать, книги тоже были объявлены роскошью, поэтому лакедемоняне не имели права владеть литературой. А библиотек в Спарте не было. Так что поваляться с книжкой после обеда на древнегреческом диване спаранец не мог.
В борьбе с роскошью, как рассказывает Андрей Мищенко в лекции «Греческие полисы — становление и устройство в период архаики», было запрещено использовать во время строительства домов что-либо кроме пилы и топора. Да и делать что-то своими руками спартанец скорее всего не стал бы. Всеми видами ремесел теперь занимались периэки — жители других полисов Лакедемона, лично свободные, но не являющиеся спартиатами.
Доходило до абсурда. Если будущий воин не имел доспеха, он не мог сам сходить на рынок и прикупить себе снарягу, ведь торговать спартиатам было запрещено. Но это могла сделать его мать или жена, обменяв броню на какие-то продукты. И уже потом можно было подарить доспехи сыну. Так что можно сказать, что в бой великих воинов собирала мама.
Да в вообще, женщины в Спарте имели очень много прав, чему удивлялись греки из других полисов.
Если у спартиата была только одна обязанность — всегда быть готовым к войне, то у женщины — родить здоровое потомство. Именно поэтому девочки после достижения семи лет также начинали тренироваться, просто делали это дома.
Кроме пения, танцев, музицирования и сочинения стихов, юные спартанки познавали премудрости борьбы, бега, верховой езды, а также метания копья и диска.
Они были не только физически развитыми, но и имели права, о которых женщины других полисов могли лишь мечтать. Доктор философии Джошуа Дж. Марк в статье «Женщины Спарты», пишет, что спартанки, оставшиеся единственными наследницами надела, становились их полноправными хозяйками, тогда как афинянки просто прикреплялись к нему, и его получал в надел самый ближний наследник мужского рода. Это даже отражалось в названиях: такие спартанки назывались «patrouchoi» («обладательницы надела»), тогда как афинянки — epikleroi («передающиеся с наделом»).
Кроме владения имуществом женщины имели и другие права, на современный взгляд излишне жесткие. Спартанкам было разрешено физически устранить сыновей, проявивших самый отвратительный грех по мнению спартанцев — трусость. Джошуа приводит в пример некую Даматрию, которая удостоилась стихов за то, что убила перетрусившего сына.
Бронзовая фигурка, изображающая спартанскую девушку
Обладали спартанки и свободой в общении. Незамужние девушки могли тренироваться в палестре вместе с юношами и иметь внебрачные связи. Но вот ребенок, рожденный вне брака, не мог стать спартиатом, поэтому таким молодым парам было настоятельно рекомендовано заходить через черный ход (если вы понимаете, о чем я). Жениться юношам было разрешено только после тридцати, так что у них было целых десять лет, чтобы нагуляться.
Как мы видим, после двадцати лет юношам в Спарте жилось, в общем-то, привольно: ешь с пацанами в сесситии, тренишь с ними и девчонками в палестре, а по ночам убиваешь илотов.
Коллегия эфоров
Илоты, по сути, были государственными рабами. Спартиат не имел право продать илота или обменять его. Кроме того, выплатив установленное количество продуктов хозяину, все остальное илот оставлял себе.
Тем не менее, очевидно, что жители Мессении ненавидели спартанцев всеми фибрами души. Афинянин Ксенофонт, многое повидавший в качестве наемника и ставший историком и автором «Анабасиса» и «Киропедии», долго прожил в Спарте и рассказывал, что если бы илотам дали волю, они бы не только убили каждого спартиата, но и сожрали его.
Так что спартанские порядки были выстроены так, чтоб держать илотов в страхе и подчинении.
Для начала, каждый год коллегия эфоров во время праздника объявляла Мессении войну. Таким образом, они подводили легитимность под убийство любого илота. И эти убийства совершались.
Молодые спартанцы, получив в руки ножи, отправлялись на криптии — «тайные акции». Спрятавшись днем на территории Мессении, они выслеживали наиболее богатых, хорошо сложенных или популярных илотов и убивали их, таким образом лишая мессенцев лидеров будущих восстаний.
Правда, была у этой акции и другая сторона — илоты имели полное право по закону убить участника криптий. Так что, если юный спартиат не возвращался с акции, все пожимали плечами: «Значит, он оказался слишком слабым». Такое отношение делало воинов Спарты по-настоящему жесткими и отмороженными.
Впрочем, как оказалось позднее, суровые законодатели сами себе подложили свинью. Победив в Пелопонесской войне, лакедемоняне получили огромные богатства. Но не имея опыта обращения с ними, спартанцы быстро развратились и вскоре отошли от своих законов. Из общества дисциплинированных стоиков они превратились в ничем не примечательных эллинов.
Источник
Не стоит удивляться этому. Вранье про спартанцев началось еще в эпоху их существования, ведь сами лакедемоняне не писали о себе, да и вообще писали мало. А вот их главные враги, афиняне, были большими любителями обмакнуть перо в навоз и выдать пару строк.
Так какими же на самом деле были спартанцы, и что о них сейчас знает историческая наука? Отвратительные мужики в очередной раз отложили свои кописы и махайры, чтоб поведать вам о шести вещах, которыми были известны жители Спарты.
Спартанцы не сразу стали военным лагерем
Жители Лакедемона не были бодибилдерами, расхаживающими на войне в плавках, как их изобразил Снайдер. Но и хлюпиками и толстяками они тоже не были. Правда, Спарта отнюдь не сразу превратилась из обычного полиса в военный лагерь.
История возникновения Спарты уходит в Темные века, когда племена греков-дорийцев, придя с севера примерно в X веке до нашей эры, захватили земли на юге Пелопоннесского полуострова и, частично смешавшись с местным населением, принялись жить, как и все греки, воюя и постепенно наращивая население и развивая культуру.
Но вот в VII веке до нашей эры население древних полисов разрослось настолько, что стало необходимо что-то делать с его излишками. Другие города избавились от них, начав колонизацию заморских территорий, но спартанцы пошли иным путем.
Рядом с ними находилась плодородная и обильная Мессения, куда лакедемоняне и вторглись в 685 году до н.э. Захватив страну, они обложили ее продуктовой данью и ушли восвояси. Подобное благолепие продлилось всего восемь лет, мессенцы восстали, и спартанцы вынуждены были провоевать с ними еще десять лет, чтобы окончательно подчинить.
Как мог выглядеть спартанский воин на самом деле
Именно после Второй Мессенской войны и появились законы Ликурга, по сути, превратившие Спарту в один большой военный лагерь. Логика тут была простой. Как рассказывает историк Андрей Мищенко в лекции «Спарта — социальная структура и быт», лакедемоняне жили при постоянной угрозе восстания покоренного населения, более того, населения, которого было в несколько раз больше. Именно поэтому они полностью сосредоточились на военной подготовке и весь свой быт перестроили на этот лад. Теперь спартиатам было запрещено заниматься чем-либо, кроме подготовки к войне, а питались они за счет труда побежденных-илотов, которые работали на завоеванной земле.
Спартанцы не занимались инфантицидом
Несмотря на суровые законы, спартанцы не занимались тем, что им приписывали афиняне, а за ними и создатели вышеназванного документального фильма, то есть инфантицидом.
Горы Тайгет, с которых якобы скидывали детей спартанцы
Согласно байкам греческого историка Плутарха, жившего уже в начале нашей эры, после рождения мать спартиата купала ребенка в вине, чтобы проверить, силен ли он. Если бедолага выживал, отец волок новорожденного в Герусию (совет старейшин), для того, чтоб его проверили. И если ребенок был с изъяном, его выбрасывали в ущелье в горах Тайгет.
Неизвестно, что там насчет вина, но вот насчет инфантицида Андрей Мищенко приводит два аргумента против. В вышеназванной лекции он утверждает, что один из спартанских царей по имени Агесилай был с рождения хромым — одна нога длиннее другой. А так как цари в Спарте не имели никаких привилегий, кроме двойной пайки мяса на обеде, то валяться бы Агесилаю в ущелье, если бы Плутарх не врал.
Второй аргумент еще сильнее — если бы историк-грек был прав, все ущелье в горах Тайгет было бы завалено скелетами младенцев. Но археологи нашли там в основном останки взрослых мужчин, что как раз отражает реально существовавшую у спартанцев традицию казнить преступников, сбрасывая их со скалы.
Ну и третий момент. Плутарх является единственным источником, сообщающим об инфантициде у спартанцев, так что исходя из вышеназванных аргументов, скорее всего грек таки навешал читателям лапши на уши.
Спартанцы были настоящими боссами качалки
Все в жизни спартиата было заточено под становление отличным воином. Уже в семь лет мальчик отправлялся в агелу — интернат, где его с другими учили грамотности, а также всем составляющим воинского искусства: борьбе, метанию копья, бегу и прочим физическим упражнениям.
При этом обучение было построено таким образом, чтобы мальцы научились терпеть лишения и умели выживать. Их никогда не кормили досыта, поощряя воровство, за которое при поимке нещадно били, поэтому они привыкали терпеть голод и боль, а также хитрить. Им выдавали один плащ на год, поэтому они учились согреваться и стойко переносить холод.
К двадцати годам подобного обучения парни становились полноправными членами общины и обязаны были вступить в сесситий — сообщество других спартиатов. По сути, это была общественная столовая, куда каждый приносил продукты, полученные от илотов. Каждая такая столовая объединяла 10-15 человек, которые питались сообща и ночевали тоже в сесситии.
Даже женившись, спартиат проводил практически все время либо в специальном помещении для тренировок, палестре, либо в сесситии. Домой он крался под покровом ночи, где встречался с женой, а под утро убегал обратно.
Все это было сделано не просто так. Спартиат по законам Ликурга должен был быть всегда на глазах других спартиатов, чтобы окружающие следили за тем, не впадает ли он в роскошь и прожигание жизни.
Мама купит мне броню
Законы против роскоши отменили возможность торговать с помощью золота и серебра. Более того, они запрещали носить украшения и регламентировали одежду спартиата, так что все выглядели примерно одинаково.
Несмотря на то, что спартиаты умели читать и писать, книги тоже были объявлены роскошью, поэтому лакедемоняне не имели права владеть литературой. А библиотек в Спарте не было. Так что поваляться с книжкой после обеда на древнегреческом диване спаранец не мог.
В борьбе с роскошью, как рассказывает Андрей Мищенко в лекции «Греческие полисы — становление и устройство в период архаики», было запрещено использовать во время строительства домов что-либо кроме пилы и топора. Да и делать что-то своими руками спартанец скорее всего не стал бы. Всеми видами ремесел теперь занимались периэки — жители других полисов Лакедемона, лично свободные, но не являющиеся спартиатами.
Доходило до абсурда. Если будущий воин не имел доспеха, он не мог сам сходить на рынок и прикупить себе снарягу, ведь торговать спартиатам было запрещено. Но это могла сделать его мать или жена, обменяв броню на какие-то продукты. И уже потом можно было подарить доспехи сыну. Так что можно сказать, что в бой великих воинов собирала мама.
Да в вообще, женщины в Спарте имели очень много прав, чему удивлялись греки из других полисов.
Сильные и независимые — женщины Спарты
Если у спартиата была только одна обязанность — всегда быть готовым к войне, то у женщины — родить здоровое потомство. Именно поэтому девочки после достижения семи лет также начинали тренироваться, просто делали это дома.
Кроме пения, танцев, музицирования и сочинения стихов, юные спартанки познавали премудрости борьбы, бега, верховой езды, а также метания копья и диска.
Они были не только физически развитыми, но и имели права, о которых женщины других полисов могли лишь мечтать. Доктор философии Джошуа Дж. Марк в статье «Женщины Спарты», пишет, что спартанки, оставшиеся единственными наследницами надела, становились их полноправными хозяйками, тогда как афинянки просто прикреплялись к нему, и его получал в надел самый ближний наследник мужского рода. Это даже отражалось в названиях: такие спартанки назывались «patrouchoi» («обладательницы надела»), тогда как афинянки — epikleroi («передающиеся с наделом»).
Кроме владения имуществом женщины имели и другие права, на современный взгляд излишне жесткие. Спартанкам было разрешено физически устранить сыновей, проявивших самый отвратительный грех по мнению спартанцев — трусость. Джошуа приводит в пример некую Даматрию, которая удостоилась стихов за то, что убила перетрусившего сына.
Бронзовая фигурка, изображающая спартанскую девушку
Обладали спартанки и свободой в общении. Незамужние девушки могли тренироваться в палестре вместе с юношами и иметь внебрачные связи. Но вот ребенок, рожденный вне брака, не мог стать спартиатом, поэтому таким молодым парам было настоятельно рекомендовано заходить через черный ход (если вы понимаете, о чем я). Жениться юношам было разрешено только после тридцати, так что у них было целых десять лет, чтобы нагуляться.
Как мы видим, после двадцати лет юношам в Спарте жилось, в общем-то, привольно: ешь с пацанами в сесситии, тренишь с ними и девчонками в палестре, а по ночам убиваешь илотов.
Криптии — узаконенный террор
Коллегия эфоров
Илоты, по сути, были государственными рабами. Спартиат не имел право продать илота или обменять его. Кроме того, выплатив установленное количество продуктов хозяину, все остальное илот оставлял себе.
Тем не менее, очевидно, что жители Мессении ненавидели спартанцев всеми фибрами души. Афинянин Ксенофонт, многое повидавший в качестве наемника и ставший историком и автором «Анабасиса» и «Киропедии», долго прожил в Спарте и рассказывал, что если бы илотам дали волю, они бы не только убили каждого спартиата, но и сожрали его.
Так что спартанские порядки были выстроены так, чтоб держать илотов в страхе и подчинении.
Для начала, каждый год коллегия эфоров во время праздника объявляла Мессении войну. Таким образом, они подводили легитимность под убийство любого илота. И эти убийства совершались.
Молодые спартанцы, получив в руки ножи, отправлялись на криптии — «тайные акции». Спрятавшись днем на территории Мессении, они выслеживали наиболее богатых, хорошо сложенных или популярных илотов и убивали их, таким образом лишая мессенцев лидеров будущих восстаний.
Правда, была у этой акции и другая сторона — илоты имели полное право по закону убить участника криптий. Так что, если юный спартиат не возвращался с акции, все пожимали плечами: «Значит, он оказался слишком слабым». Такое отношение делало воинов Спарты по-настоящему жесткими и отмороженными.
Впрочем, как оказалось позднее, суровые законодатели сами себе подложили свинью. Победив в Пелопонесской войне, лакедемоняне получили огромные богатства. Но не имея опыта обращения с ними, спартанцы быстро развратились и вскоре отошли от своих законов. Из общества дисциплинированных стоиков они превратились в ничем не примечательных эллинов.
Источник
2
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: