3 факта об истребителе F-16 ❘ фото
Странное название и наследие подводных лодок: что надо знать про самолет F-16.
F-16 Fighting Falcon — бестселлер среди истребителей четвертого поколения, первый серийный самолет с сайдстиком и названием, которое не понравилось испытателям. В этом году он отметил 50-летие своих первых полетов.
Незапланированный взлет
Да, первых полетов YF-16 (букву Y в обозначении самолетов в США применяют для прототипов, а F означает Fighter, «истребитель») было два. Первый случился незапланированно. 20 января на авиабазе Эдвардс в Калифорнии во время очередного этапа испытаний — высокоскоростного руления — пилот Фил Оэстрайкер внезапно обнаружил, что самолет при подскоках ведет себя нестабильно и кренится так сильно, что цепляется стабилизатором за полосу. Пилот предпочел взлететь и после короткого разворота приземлиться.
Причиной странного поведения самолета стало то, что конструкция расположенной справа ручки управления отличалась от прототипа на тренажере, на котором тренировались летчики-испытатели. Дело в том, что F-16 стал первым серийным самолетом, на котором управление осуществлялось сайдстиком — боковой ручкой, заменившей штурвал. Да-да, тот самый сайдстик, который теперь стоит на всех Airbus, SSJ, Bombardier и Dassault Falcon. Сама ручка появилась раньше, но ее ставили перед летчиком, как традиционный штурвал. На F-16 ручка управления стоит справа. Для экономии места и точности управления ее сделали чувствительной не к величине перемещения, как на тренажере, а к прилагаемому усилию, и летчик-испытатель не успел к этому привыкнуть.
Так были выявлены проблемы при проектировании системы дистанционного управления Fly-by-wire, и это стали учитывать в дальнейшем. На F-16 в итоге ручке дали возможность двигаться в разных направлениях, чтобы летчики лучше чувствовали самолет.
Как бы там ни было, все закончилось благополучно, и 2 февраля все тот же Оэстрайкер совершил первый официальный полет нового истребителя.
Результат получился великолепным: самолет был маневренным и при этом простым в управлении и интуитивно понятным при обучении. Так новые технологии помогли улучшить взаимодействие между пилотом и машиной. Боковая ручка и проекция указаний основных приборов на стекло с тех пор стали практически стандартными элементами интерфейса для военных, а затем и для гражданских самолетов.
Правда, ради снижения стоимости и массы F-16 изначально был хуже оснащен различными системами, помогавшими пилоту, например радаром погоды и локаторами. Увы, нельзя получить все сразу и задаром. Этот недостаток был устранен на поздних модификациях.
Меньше, легче и дешевле
F-16 стал младшим братом взлетевшего на полтора года раньше F-15 Eagle от McDonnell Douglas.
Создавала F-16 General Dynamics — компания, основой которой стал первый производитель подводных лодок Electric Boats. В 1947 году она купила канадского производителя самолетов Canadair, а через два года сменила название. В 1954-м был куплен еще один производитель самолетов — Convair. Так что опытных авиаконструкторов у General Dynamics было достаточно. После провала ее первых реактивных авиалайнеров Convair 880 и 990 компания решила сосредоточиться на военном производстве и оказалась довольно успешной в этом.
В конкурсе на новый истребитель для ВВС в дополнение к большому и тяжелому F-16 участвовали шесть компаний, но в финал вышли проекты YF-16 от General Dynamics и YF-17 от Northrop. На постройку опытных образцов обе компании получили от правительства примерно по 39 миллионов долларов. Но YF-17, совершивший первый полет почти через полгода после YF-16, оказался несколько тяжелее и дороже соперника, и ВВС выбрали проект General Dynamics.
Новый истребитель был меньше и легче F-15 и сначала рассматривался как истребитель для дневных операций. В эксплуатации он показал себя достаточно хорошо и стал всепогодным и универсальным. В 1978 году он был принят на вооружение ВВС США. Его высоко оценили и в других странах: эти самолеты в разных модификациях приобрели более 25 государств и сейчас в большинстве из них он еще летает. В 2012 году его сняли с вооружения в Италии и в 2022 году — в Норвегии.
Это самый массовый истребитель четвертого поколения, на данный момент произведено 4604 F-16.
Причиной его успеха стали не только выдающиеся летно-технические характеристики, но и сравнительно низкая стоимость. ВВС просто не могли себе позволить достаточное количество истребителей F-15 при его цене: в первые годы выпуска он стоил без малого 11 миллионов долларов. Так что F-16 всего лишь за 4,5 миллиона долларов был принят очень хорошо. С годами цены, конечно, выросли в несколько раз.
Правда, General Dynamics уже не имеет к этому отношения: в 1993 году она продала свое производство истребителей Lockheed.
Истребитель Lockheed Martin F 16 Fighting Falcon ВВС Бельгии во время показательных полетов в Гларусе
«Школьное» название
Полковник Эйлин Бьоркман, отслужившая в ВВС США около 30 лет и принимавшая участие в испытаниях более 25 самолетов, в своих воспоминаниях пишет, что летчки-испытатели дали F-16 прозвище Viper («гадюка»; в английском «вайпер» звучит не так негативно, как название этого семейства змей в русском) в честь космического истребителя из сериала «Звездный крейсер „Галактика“» 1978 года. Интересно, что у конкурировавшего с ним YF-17 было прозвище Cobra.
Однако у руководства ВВС США были, видимо, более романтичные настроения, или они просто решили следовать «птичьей» традиции, заложенной F-15 Eagle («Орел»): официальным именем для F-16 стало Fighting Falcon — «боевой (или атакующий) ястреб». Уточнение понадобилось, видимо, чтобы самолет не путали с другими самолетами Falcon — бизнес-джетами французской компании Dassault, но полковник Бьоркман и ее коллеги оценили как «более подходящее для школьной футбольной команды, чем для истребителя».
Но, как видим, это не помешало популярности F-16. Есть информация, что его биография не закончилась в 2018 году: в конце 2023 года первые F-16 из заказанных 14 получили ВВС Словакии.
В ноябре 2022 года Народное собрание Болгарии одобрило покупку 16 F-16, которые должны быть поставлены в 2025–2027 годах. Примерная стоимость сделки, в которую входят, по-видимому, не только самолеты, но и вооружение, боеприпасы и оборудование для их эксплуатации, обслуживания и ремонта, — почти 1,3 миллиарда долларов.
Lockheed Martin сообщил, что общий объем заказов на F-16 сейчас составляет 135 самолетов.
Основные характеристик F-16 Fighting Falcon
● Длина — 15,03 м
● Размах крыла — 9,45 м
● Высота — 5,09 м
● Масса пустого — 8910-9446 кг
● Нормальная/максимальная взлетная масса — около 13 000 кг / 21 772 кг
● Боевая/перегоночная дальность полета — от 550 до 1300 км / 4472 км
● Скорость М 2,05 (2178 км/ч) на высоте 12 200 м / 921 км/ч на уровне моря
● Потолок практический/динамический — 15 240 м/18 500 м
F-16 Fighting Falcon — бестселлер среди истребителей четвертого поколения, первый серийный самолет с сайдстиком и названием, которое не понравилось испытателям. В этом году он отметил 50-летие своих первых полетов.
Незапланированный взлет
Да, первых полетов YF-16 (букву Y в обозначении самолетов в США применяют для прототипов, а F означает Fighter, «истребитель») было два. Первый случился незапланированно. 20 января на авиабазе Эдвардс в Калифорнии во время очередного этапа испытаний — высокоскоростного руления — пилот Фил Оэстрайкер внезапно обнаружил, что самолет при подскоках ведет себя нестабильно и кренится так сильно, что цепляется стабилизатором за полосу. Пилот предпочел взлететь и после короткого разворота приземлиться.
Причиной странного поведения самолета стало то, что конструкция расположенной справа ручки управления отличалась от прототипа на тренажере, на котором тренировались летчики-испытатели. Дело в том, что F-16 стал первым серийным самолетом, на котором управление осуществлялось сайдстиком — боковой ручкой, заменившей штурвал. Да-да, тот самый сайдстик, который теперь стоит на всех Airbus, SSJ, Bombardier и Dassault Falcon. Сама ручка появилась раньше, но ее ставили перед летчиком, как традиционный штурвал. На F-16 ручка управления стоит справа. Для экономии места и точности управления ее сделали чувствительной не к величине перемещения, как на тренажере, а к прилагаемому усилию, и летчик-испытатель не успел к этому привыкнуть.
Кабина бельгийского F-16
Так были выявлены проблемы при проектировании системы дистанционного управления Fly-by-wire, и это стали учитывать в дальнейшем. На F-16 в итоге ручке дали возможность двигаться в разных направлениях, чтобы летчики лучше чувствовали самолет.
Как бы там ни было, все закончилось благополучно, и 2 февраля все тот же Оэстрайкер совершил первый официальный полет нового истребителя.
Результат получился великолепным: самолет был маневренным и при этом простым в управлении и интуитивно понятным при обучении. Так новые технологии помогли улучшить взаимодействие между пилотом и машиной. Боковая ручка и проекция указаний основных приборов на стекло с тех пор стали практически стандартными элементами интерфейса для военных, а затем и для гражданских самолетов.
Истребитель Королевских ВВС Дании F-16 Fighting Falcon Fighter во время учений по патрулированию воздушного пространства
Правда, ради снижения стоимости и массы F-16 изначально был хуже оснащен различными системами, помогавшими пилоту, например радаром погоды и локаторами. Увы, нельзя получить все сразу и задаром. Этот недостаток был устранен на поздних модификациях.
Меньше, легче и дешевле
F-16 стал младшим братом взлетевшего на полтора года раньше F-15 Eagle от McDonnell Douglas.
Истребитель F-15С Eagle ВВС США во время учений НАТО Air Defender 2023. Хон, Германия, 16 июня 2023 года
Создавала F-16 General Dynamics — компания, основой которой стал первый производитель подводных лодок Electric Boats. В 1947 году она купила канадского производителя самолетов Canadair, а через два года сменила название. В 1954-м был куплен еще один производитель самолетов — Convair. Так что опытных авиаконструкторов у General Dynamics было достаточно. После провала ее первых реактивных авиалайнеров Convair 880 и 990 компания решила сосредоточиться на военном производстве и оказалась довольно успешной в этом.
В конкурсе на новый истребитель для ВВС в дополнение к большому и тяжелому F-16 участвовали шесть компаний, но в финал вышли проекты YF-16 от General Dynamics и YF-17 от Northrop. На постройку опытных образцов обе компании получили от правительства примерно по 39 миллионов долларов. Но YF-17, совершивший первый полет почти через полгода после YF-16, оказался несколько тяжелее и дороже соперника, и ВВС выбрали проект General Dynamics.
F-16С выполняет учебный полет в Северной Аризоне 10 января 1999 года. Эта версия F-16 использует Lantirn, низкую высоту. Навигация и наведение в инфракрасном диапазоне ночью. Lantirn значительно повышает боевую эффективность самолетов, позволяя им летать на малых высотах, ночью и в сложных погодных условиях, атакуя наземные цели разнообразным высокоточным и неуправляемым оружием
Новый истребитель был меньше и легче F-15 и сначала рассматривался как истребитель для дневных операций. В эксплуатации он показал себя достаточно хорошо и стал всепогодным и универсальным. В 1978 году он был принят на вооружение ВВС США. Его высоко оценили и в других странах: эти самолеты в разных модификациях приобрели более 25 государств и сейчас в большинстве из них он еще летает. В 2012 году его сняли с вооружения в Италии и в 2022 году — в Норвегии.
Это самый массовый истребитель четвертого поколения, на данный момент произведено 4604 F-16.
Причиной его успеха стали не только выдающиеся летно-технические характеристики, но и сравнительно низкая стоимость. ВВС просто не могли себе позволить достаточное количество истребителей F-15 при его цене: в первые годы выпуска он стоил без малого 11 миллионов долларов. Так что F-16 всего лишь за 4,5 миллиона долларов был принят очень хорошо. С годами цены, конечно, выросли в несколько раз.
Правда, General Dynamics уже не имеет к этому отношения: в 1993 году она продала свое производство истребителей Lockheed.
Истребитель Lockheed Martin F 16 Fighting Falcon ВВС Бельгии во время показательных полетов в Гларусе
«Школьное» название
Полковник Эйлин Бьоркман, отслужившая в ВВС США около 30 лет и принимавшая участие в испытаниях более 25 самолетов, в своих воспоминаниях пишет, что летчки-испытатели дали F-16 прозвище Viper («гадюка»; в английском «вайпер» звучит не так негативно, как название этого семейства змей в русском) в честь космического истребителя из сериала «Звездный крейсер „Галактика“» 1978 года. Интересно, что у конкурировавшего с ним YF-17 было прозвище Cobra.
Однако у руководства ВВС США были, видимо, более романтичные настроения, или они просто решили следовать «птичьей» традиции, заложенной F-15 Eagle («Орел»): официальным именем для F-16 стало Fighting Falcon — «боевой (или атакующий) ястреб». Уточнение понадобилось, видимо, чтобы самолет не путали с другими самолетами Falcon — бизнес-джетами французской компании Dassault, но полковник Бьоркман и ее коллеги оценили как «более подходящее для школьной футбольной команды, чем для истребителя».
Но, как видим, это не помешало популярности F-16. Есть информация, что его биография не закончилась в 2018 году: в конце 2023 года первые F-16 из заказанных 14 получили ВВС Словакии.
В ноябре 2022 года Народное собрание Болгарии одобрило покупку 16 F-16, которые должны быть поставлены в 2025–2027 годах. Примерная стоимость сделки, в которую входят, по-видимому, не только самолеты, но и вооружение, боеприпасы и оборудование для их эксплуатации, обслуживания и ремонта, — почти 1,3 миллиарда долларов.
Lockheed Martin сообщил, что общий объем заказов на F-16 сейчас составляет 135 самолетов.
F 16 C Fighting Falcon турецких ВВС после посадки на авиабазе Шлезвиг-Ягель во время совместных военных учений подразделений ВВС государств — членов НАТО и дружественных стран в июле 2024 года
Основные характеристик F-16 Fighting Falcon
● Длина — 15,03 м
● Размах крыла — 9,45 м
● Высота — 5,09 м
● Масса пустого — 8910-9446 кг
● Нормальная/максимальная взлетная масса — около 13 000 кг / 21 772 кг
● Боевая/перегоночная дальность полета — от 550 до 1300 км / 4472 км
● Скорость М 2,05 (2178 км/ч) на высоте 12 200 м / 921 км/ч на уровне моря
● Потолок практический/динамический — 15 240 м/18 500 м
0
Другие новости
Написать комментарий: