Жизнь русского села 19 века через призму МК
Гой еси, други. В этом посте хочу поделиться своими умозаключениями и субъективным (!) видением сельской жизни в призме генеалогических документов: в первую очередь метрик, чуть-чуть ревизских сказок и брачных розысков. На основе своих наблюдений при изучении оных документов.
Так как мои предки исключительно селяне (дворцовые, крепостные крестьяне, однодворцы), мелкий служивый люд (стрельцы, казаки) то отражу в моих исследованиях только пастораль.
Отмечу что это не профессиональное исследование и не претендует на истину в последней инстанции. А также видение ограничено несколькими губерниями да уездами, чаще юг РИ.
Будет довольно сумбурно и скоро- чукча не писатель и пишу в отрыве от основной деятельности.
Документы в разное время имели разную структуру и наполнение. Но части метрик сохранились неизменно с петровских времен. Поэтому тему разобью в соответствии с частями метрической книги (далее МК).
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ О РОДИВШИХСЯ
Крещение.
Первая графа МК это -дата рождения и крещения.
Крестили как можно быстрее. В тот же день либо на следующий. Ну это и понятно- умер не крещенный, как минимум обретёшь непрезентабельный статус после смерти какой-либо нечисти, согласно народным суевериям. А так, крестился, умер во младенчестве (соответственно не набрал грехов/плохой кармы)-гарантированно в рай.
Примечательно расстояния которые приходилось преодолевать иногда родителям с младенцем что бы совершить таинства- деревни и хутора иногда располагались в далеке от сел с церквями. И иногда смотря на карту где проживали родители и церковью, где крести, расстояние несколько десятком километров. Cовременного человека трудно сподвигнуть везти только что родившегося младенца на телеге в далеко не соседнее село, где есть церковь, по ухабам 30 километров. А потом обратно домой праздновать крестины.
Хотя конечно случаи разные были и в отсутствии совершить крещение по средством батюшки, это таинство мог совершить любой православной. Обычно это бабка-повитуха. Но тут возможно совершить неправильные действа и придётся перекрещивать. А если младенец раньше помре? Вот! – неправильное крещение не засчитывается. Поэтому тащили новорожденных в соседнее село к батюшке в церковь, покрестить, а после и помереть не страшно. Младенцу.
Имена.
С именами на селе было не большое разнообразие Иваны да Марьи. Утрирую конечно. Но все зависело от предпочтения батюшки:
Что там сегодня на святках?- опять Василий. Ну а чо хорошее имя, проверенное. Объявляю эту неделю Василиев- все Василии!
Ну а если не повезло, то Матроной. И далее череда записей в МК Василиев да Матрон. Или Мавра. Не думаю что это череда одинаковых имен связана с популярностью оных. Или выбором родителей:
-Девочки, а мне на петров пост ужо рожать, вот решила Василием назвать своего. Или Матроной если не повезет.
-а чо, норм имена, я тоже назову.
-И я! ой девочки, а давайте замутим флешмоб и всех наших ребятёнков наречем сходно. А батюшка запилит сторис в метриках. Любо получиться!
В общем мой вывод- имена отдавались на выбор священника. Родителям как-то прохладно было как назовут новорожденных. Лишь бы святой-тезка оберегал младенческую жизнь и дал удачи побольше.
Но случалось и некоторое разнообразие в именах. Бытует определенная традиция в России определять этническую принадлежность, например идентифицировать евреев, по характерному имени либо отчеству персонажа. Разочарую- Иосифы, Лазари, Моисеевы – это тоже крестильные православные имена. И часто они случались у каких-то либо раскольников- мормонов, старообрядцев, и остальной ереси. Поэтому часто можно встретить, допустим у природного казака или воронежского крестьянина с безупречной генеалогией, и именем- Абрам, Иуда, Давид.
Следующая графа- родители. С указанием обязательно православного вероисповедания. Обоих. Но это позже. В 18веке, указывали только отца. Чо этих баб считать.
Мать указывали только в том случае если случалась оказия и мужа в наличии не было- не успела либо где-то пропадал на службе. При этом обязательно писалось, что муж «во солдатах ушел как семи месяцев», чтобы отметить что все было чин по чину и ребенок рожден в законе.
…И тут мы плавно подходим к теме блядсва в сельской местности.
Если жонка понесла в отсутствии мужа, или девка без оного вообще, то имелась приписка ниже имени ребенка- «незаконнорождённый». Без этого никак. И случалось это.. не то чтоб часто, но с определенной периодичностью и закономерностью- чем больше населенный пункт, допустим село!, тем больше блядства. В общем, крупные населенные пункты развращали крестьян. А так как мы рассматривает только сельские поселения т.к. село, станицы, деревни, хутора, то больше блядсва было в селе/станице. Да и то что удивляться- в деревне/хуторе, что не житель то родственник, трахаться с родственником не этично. Хотя….. все же знают про снохачество. Но метрики молчат кто был отцом незаконнорождённого ребенка. Только имена восприемников хитро улыбаются в соседней графе. Обычно необъявленные папашки становились крестными ребенка и по сговору давали свои фамилии. Но вы ничего не докажите!
Касательно отношения окружающих к сексу и, естественно, рождения ребенка вне брака. Неоднозначное. Конечно это плохо, но все мы люди, все мы грешные. И тут все зависело от статуса семьи девки. Если статусные, зажиточные родители молодой мамаши, то парубки и их родители закрывали глаза на «прицеп» и засылали сватов. Да и лишние руки (те самые бастрючьи) в хозяйстве не будут.
По той же причине относились и к замужнем жонкам, что несли в отсутствии мужа. В 99% случаев это солдатки. Ушел во солдаты, что умер, а жонка его как вдова при живом (вроде бы) муже. Поэтому к таким явлениям селяне относились снисходительно и это отражено в метриках- солдатки с блудом на руках так же активно учувствовали в жизни села. Без особых порицаний- приглашались во восприемники и к ним в крестные шли.
Ну а если муж объявлялся- то чужой ребенок (или несколько) на дворе не особый уж повод кошмарить жену- как говорил ранее, в хозяйстве все руки пригодятся.
Был случай: солдатка в отсутствии мужа родила троих. Мужа как раз не было 7 лет. После появился муж внезапно «отставной солдат» и тут же отметился крестным в этом же году, а на следующий год вместе с жоной сделали совместного. И далее они жили мирно и счастливо, и умерли… в разное время. Он раньше, а она еще раз вышла замуж и только потом «во дряхлости помре».
А внебрачные дети получали фамилии семейства. Либо жили без фамилии.
Бывало детей подкидывали. И их принимали и так же несли крестить. В метриках и ревизских сказках это отмечалось- «подкидыш» либо «приемыш». Фамилии давали семьи где проживал «подкидыш».
Раз мы заговорили про фамилии то они были точно с 18 века с служивых людей и у некоторых крестьян (дворцовых, однодворцев). Но часто их не было. Записывались в метриках персоны по имени отчеству. И тут есть определенные трудности отследить генеалогическое древо с учетом что имена и соответственно отчества не блистали разнообразием: сплошные «Иваны Васильевы сыны» да «Василии Ивановы сыны»- полные тезки в документах часто случались. И бесфамильных крестьян можно встретить вплоть до конца 19века.
Но если и была фамилия, то иногда по каким-то причинам определенная ветка получала в качестве фамилии кличку. Допустим были два брата Скороходовы- родились, крестились, женились. А через какое- то время один из них стал Кашин с тем же набором детей, жены и таким же именем отчеством.
Восприемники
Следующая графа- восприемники. В селе, крестные, с вероятностью 90% стремящейся к 100%, это родственники. Либо кровные либо по браку.
Остальные 10% это будут жители села с высоким статусом- староста, атаман хутора, разночинцы (урядники, писари, дьяки). У залетной девки с низким сельским статусом семьи часто восприемником был священник. А также у крестьян на заработках из другой губернии были крестными друзи и товарищи. В таких ситуациях за правило, восприемники и родители имели одинаковую статусность- т.е. крепкий крестьянин не шел в крестные какой- нить голытьбе и наоборот. Капитал тянется к капиталу.
Иногда случались совсем залетные персоны в селе- какая нить графиня отмечалась в метриках рождением ребенка. Редкий случай. И внезапно! без указания мужа-отца, с припиской к ребенку «незаконнорождённый».
Продолжение потом. Далее рассмотрим как брачевались и помирали в сельской местности.
Источник
Так как мои предки исключительно селяне (дворцовые, крепостные крестьяне, однодворцы), мелкий служивый люд (стрельцы, казаки) то отражу в моих исследованиях только пастораль.
Отмечу что это не профессиональное исследование и не претендует на истину в последней инстанции. А также видение ограничено несколькими губерниями да уездами, чаще юг РИ.
Будет довольно сумбурно и скоро- чукча не писатель и пишу в отрыве от основной деятельности.
Документы в разное время имели разную структуру и наполнение. Но части метрик сохранились неизменно с петровских времен. Поэтому тему разобью в соответствии с частями метрической книги (далее МК).
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ О РОДИВШИХСЯ
Крещение.
Первая графа МК это -дата рождения и крещения.
Крестили как можно быстрее. В тот же день либо на следующий. Ну это и понятно- умер не крещенный, как минимум обретёшь непрезентабельный статус после смерти какой-либо нечисти, согласно народным суевериям. А так, крестился, умер во младенчестве (соответственно не набрал грехов/плохой кармы)-гарантированно в рай.
Примечательно расстояния которые приходилось преодолевать иногда родителям с младенцем что бы совершить таинства- деревни и хутора иногда располагались в далеке от сел с церквями. И иногда смотря на карту где проживали родители и церковью, где крести, расстояние несколько десятком километров. Cовременного человека трудно сподвигнуть везти только что родившегося младенца на телеге в далеко не соседнее село, где есть церковь, по ухабам 30 километров. А потом обратно домой праздновать крестины.
Хотя конечно случаи разные были и в отсутствии совершить крещение по средством батюшки, это таинство мог совершить любой православной. Обычно это бабка-повитуха. Но тут возможно совершить неправильные действа и придётся перекрещивать. А если младенец раньше помре? Вот! – неправильное крещение не засчитывается. Поэтому тащили новорожденных в соседнее село к батюшке в церковь, покрестить, а после и помереть не страшно. Младенцу.
Имена.
С именами на селе было не большое разнообразие Иваны да Марьи. Утрирую конечно. Но все зависело от предпочтения батюшки:
Что там сегодня на святках?- опять Василий. Ну а чо хорошее имя, проверенное. Объявляю эту неделю Василиев- все Василии!
Ну а если не повезло, то Матроной. И далее череда записей в МК Василиев да Матрон. Или Мавра. Не думаю что это череда одинаковых имен связана с популярностью оных. Или выбором родителей:
-Девочки, а мне на петров пост ужо рожать, вот решила Василием назвать своего. Или Матроной если не повезет.
-а чо, норм имена, я тоже назову.
-И я! ой девочки, а давайте замутим флешмоб и всех наших ребятёнков наречем сходно. А батюшка запилит сторис в метриках. Любо получиться!
В общем мой вывод- имена отдавались на выбор священника. Родителям как-то прохладно было как назовут новорожденных. Лишь бы святой-тезка оберегал младенческую жизнь и дал удачи побольше.
Но случалось и некоторое разнообразие в именах. Бытует определенная традиция в России определять этническую принадлежность, например идентифицировать евреев, по характерному имени либо отчеству персонажа. Разочарую- Иосифы, Лазари, Моисеевы – это тоже крестильные православные имена. И часто они случались у каких-то либо раскольников- мормонов, старообрядцев, и остальной ереси. Поэтому часто можно встретить, допустим у природного казака или воронежского крестьянина с безупречной генеалогией, и именем- Абрам, Иуда, Давид.
Следующая графа- родители. С указанием обязательно православного вероисповедания. Обоих. Но это позже. В 18веке, указывали только отца. Чо этих баб считать.
Мать указывали только в том случае если случалась оказия и мужа в наличии не было- не успела либо где-то пропадал на службе. При этом обязательно писалось, что муж «во солдатах ушел как семи месяцев», чтобы отметить что все было чин по чину и ребенок рожден в законе.
…И тут мы плавно подходим к теме блядсва в сельской местности.
Если жонка понесла в отсутствии мужа, или девка без оного вообще, то имелась приписка ниже имени ребенка- «незаконнорождённый». Без этого никак. И случалось это.. не то чтоб часто, но с определенной периодичностью и закономерностью- чем больше населенный пункт, допустим село!, тем больше блядства. В общем, крупные населенные пункты развращали крестьян. А так как мы рассматривает только сельские поселения т.к. село, станицы, деревни, хутора, то больше блядсва было в селе/станице. Да и то что удивляться- в деревне/хуторе, что не житель то родственник, трахаться с родственником не этично. Хотя….. все же знают про снохачество. Но метрики молчат кто был отцом незаконнорождённого ребенка. Только имена восприемников хитро улыбаются в соседней графе. Обычно необъявленные папашки становились крестными ребенка и по сговору давали свои фамилии. Но вы ничего не докажите!
Касательно отношения окружающих к сексу и, естественно, рождения ребенка вне брака. Неоднозначное. Конечно это плохо, но все мы люди, все мы грешные. И тут все зависело от статуса семьи девки. Если статусные, зажиточные родители молодой мамаши, то парубки и их родители закрывали глаза на «прицеп» и засылали сватов. Да и лишние руки (те самые бастрючьи) в хозяйстве не будут.
По той же причине относились и к замужнем жонкам, что несли в отсутствии мужа. В 99% случаев это солдатки. Ушел во солдаты, что умер, а жонка его как вдова при живом (вроде бы) муже. Поэтому к таким явлениям селяне относились снисходительно и это отражено в метриках- солдатки с блудом на руках так же активно учувствовали в жизни села. Без особых порицаний- приглашались во восприемники и к ним в крестные шли.
Ну а если муж объявлялся- то чужой ребенок (или несколько) на дворе не особый уж повод кошмарить жену- как говорил ранее, в хозяйстве все руки пригодятся.
Был случай: солдатка в отсутствии мужа родила троих. Мужа как раз не было 7 лет. После появился муж внезапно «отставной солдат» и тут же отметился крестным в этом же году, а на следующий год вместе с жоной сделали совместного. И далее они жили мирно и счастливо, и умерли… в разное время. Он раньше, а она еще раз вышла замуж и только потом «во дряхлости помре».
А внебрачные дети получали фамилии семейства. Либо жили без фамилии.
Бывало детей подкидывали. И их принимали и так же несли крестить. В метриках и ревизских сказках это отмечалось- «подкидыш» либо «приемыш». Фамилии давали семьи где проживал «подкидыш».
Раз мы заговорили про фамилии то они были точно с 18 века с служивых людей и у некоторых крестьян (дворцовых, однодворцев). Но часто их не было. Записывались в метриках персоны по имени отчеству. И тут есть определенные трудности отследить генеалогическое древо с учетом что имена и соответственно отчества не блистали разнообразием: сплошные «Иваны Васильевы сыны» да «Василии Ивановы сыны»- полные тезки в документах часто случались. И бесфамильных крестьян можно встретить вплоть до конца 19века.
Но если и была фамилия, то иногда по каким-то причинам определенная ветка получала в качестве фамилии кличку. Допустим были два брата Скороходовы- родились, крестились, женились. А через какое- то время один из них стал Кашин с тем же набором детей, жены и таким же именем отчеством.
Восприемники
Следующая графа- восприемники. В селе, крестные, с вероятностью 90% стремящейся к 100%, это родственники. Либо кровные либо по браку.
Остальные 10% это будут жители села с высоким статусом- староста, атаман хутора, разночинцы (урядники, писари, дьяки). У залетной девки с низким сельским статусом семьи часто восприемником был священник. А также у крестьян на заработках из другой губернии были крестными друзи и товарищи. В таких ситуациях за правило, восприемники и родители имели одинаковую статусность- т.е. крепкий крестьянин не шел в крестные какой- нить голытьбе и наоборот. Капитал тянется к капиталу.
Иногда случались совсем залетные персоны в селе- какая нить графиня отмечалась в метриках рождением ребенка. Редкий случай. И внезапно! без указания мужа-отца, с припиской к ребенку «незаконнорождённый».
Продолжение потом. Далее рассмотрим как брачевались и помирали в сельской местности.
Источник
3
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: