Простой секрет русской деревянной архитектуры или как появились «луковки» (23 фото)
Как появились «луковки»? Почему огромные и такие сложные по структуре деревянные церкви часто стоят в каких-нибудь глухих деревнях? Как это вообще все можно было построить без единого гвоздя, да еще и в лохматом 15-16 веке? Ответить на эти и подобные вопросы очень просто, если знать один секрет. И секрет этот — про дерево.
Ну или точнее про то, что на севере России всегда была куча халявного дерева. Именно этот, казалось бы, малозначительный факт тянет за собой цепь следствий, которые в итоге привели к такому феномену как «русское деревянное зодчество».
***
Если вдуматься, нам страшно повезло. Большая часть жителей планеты всегда жила в среде, где «лес» был дефицитным товаром, ценным и исчерпаемым ресурсом, который тратили только на на крыши или каркасы домов. Мы же могли не экономить и делать из дерева вообще все.
Так появились срубы.
Думаю, объяснять, что такое «сруб» никому не надо. Даже сейчас, с изобретением и распространением многих других строительных материалов, постройки из срубов все еще в ходу. Так что любой, кто читает эту статью, думаю, знает, что это такое.
Важно тут другое: сруб — это специфическая конструктивная структура, которая сильно отличается от каменных домов и, уж тем более, от каркасных. Нагрузки распределяются по-другому, элементы сцеплены друг с другом по-другому, сами элементы другие и т.д.
У срубов, как и у других конструктивных систем, есть свои слабые и сильные стороны, минусы и плюсы; так сказать конструктивные особенности. Есть то, что элементарно построить с помощью сруба, но чертовски сложно, скажем, каркасным методом, и наоборот. И это важный момент: именно благодаря развитию «сильных сторон» срубного строительства и появились все самые известные формы деревянного зодчества: «луковки», башни, «шатры», «бочки», «гульбища» и т.д.
Также важно, что эти срубы были именно из бревна.
Итак, смотрите, магия!
1
Сруб — это такая структура, которая будет устойчивой в какой угодно форме. Это может быть треугольник, квадрат, шестигранник, восьмигранник, да хоть звезда! И легко может переходить из одной формы в другую. Так появились восьмерики. А с ними — немалая доля изящества деревянных церквей.
Бревенчатый сруб в силу специфики сцепления элементов может легко «расширяться» или «сужаться», не теряя своей целостности. Так появилось много чего. Например, «шатры», купола башен и «повалы».
Также с помощью сруба можно сделать довольно большие консоли. Благодаря этому появились «гульбища».
4. Ну и наконец фронтоны!
Срубный способ стройки позволяет сделать фронтоны почти что любой формы. Действительно, какая разница, как порезать сплошную стену из бревен, ровно или округло? Именно так и получились знаменитые «бочки». Остается только один вопрос: как же тогда положить крышу на такую сложную форму, как у «бочки»?
Довольно просто! Секрет этой и любой другой криволинейной крыши в том, что в старом срубном строительстве кровля конструктивно делалась не так, как сейчас. Сейчас всю нагрузку крыши, снега и т.д. несут на себе стропила — наклоненные сверху вниз доски. Это основной тип конструктива скатных крыш, считай, по всему миру.
Однако раньше в деревянном строительстве России делали не так. Не было никаких стропил (если мы говорим о "бочках"). Вместо них нагрузку несли бревна, опирающиеся с двух сторон на фронтоны. То есть, грубо говоря, бревенчатая боковая стена просто продолжалась вверх, повторяя форму фронтона, и становилась крышей! Тот же элементарный сруб, просто другой формы.
Способ гениально простой и потрясающе элегантный. Для сравнения посмотрите каких сил стоит повторение этих форм, если вы по какой-то причине хотите строить не срубом, а с помощью стропил.
Ну и финальный аккорд: луковки. Если вы дочитали до этого момента, то, думаю, уже догадываетесь, как же изначально появились луковки. Да также не сложно: это просто соединение «бочки» и «восмерика» в единый сруб. Вот и все.
Теперь взгляните еще раз на «сложные» большие деревянные храмы. Думаю, теперь они для вас не так уж и сложны. Они состоят из типовых и повторяющихся элементов. Красивых и гениально элегантно вытекающих просто из логики срубного строительства.
Источник
Ну или точнее про то, что на севере России всегда была куча халявного дерева. Именно этот, казалось бы, малозначительный факт тянет за собой цепь следствий, которые в итоге привели к такому феномену как «русское деревянное зодчество».
***
Если вдуматься, нам страшно повезло. Большая часть жителей планеты всегда жила в среде, где «лес» был дефицитным товаром, ценным и исчерпаемым ресурсом, который тратили только на на крыши или каркасы домов. Мы же могли не экономить и делать из дерева вообще все.
Так появились срубы.
Думаю, объяснять, что такое «сруб» никому не надо. Даже сейчас, с изобретением и распространением многих других строительных материалов, постройки из срубов все еще в ходу. Так что любой, кто читает эту статью, думаю, знает, что это такое.
Важно тут другое: сруб — это специфическая конструктивная структура, которая сильно отличается от каменных домов и, уж тем более, от каркасных. Нагрузки распределяются по-другому, элементы сцеплены друг с другом по-другому, сами элементы другие и т.д.
У срубов, как и у других конструктивных систем, есть свои слабые и сильные стороны, минусы и плюсы; так сказать конструктивные особенности. Есть то, что элементарно построить с помощью сруба, но чертовски сложно, скажем, каркасным методом, и наоборот. И это важный момент: именно благодаря развитию «сильных сторон» срубного строительства и появились все самые известные формы деревянного зодчества: «луковки», башни, «шатры», «бочки», «гульбища» и т.д.
Также важно, что эти срубы были именно из бревна.
Итак, смотрите, магия!
1
Сруб — это такая структура, которая будет устойчивой в какой угодно форме. Это может быть треугольник, квадрат, шестигранник, восьмигранник, да хоть звезда! И легко может переходить из одной формы в другую. Так появились восьмерики. А с ними — немалая доля изящества деревянных церквей.
Бревенчатый сруб в силу специфики сцепления элементов может легко «расширяться» или «сужаться», не теряя своей целостности. Так появилось много чего. Например, «шатры», купола башен и «повалы».
Также с помощью сруба можно сделать довольно большие консоли. Благодаря этому появились «гульбища».
4. Ну и наконец фронтоны!
Срубный способ стройки позволяет сделать фронтоны почти что любой формы. Действительно, какая разница, как порезать сплошную стену из бревен, ровно или округло? Именно так и получились знаменитые «бочки». Остается только один вопрос: как же тогда положить крышу на такую сложную форму, как у «бочки»?
Довольно просто! Секрет этой и любой другой криволинейной крыши в том, что в старом срубном строительстве кровля конструктивно делалась не так, как сейчас. Сейчас всю нагрузку крыши, снега и т.д. несут на себе стропила — наклоненные сверху вниз доски. Это основной тип конструктива скатных крыш, считай, по всему миру.
Однако раньше в деревянном строительстве России делали не так. Не было никаких стропил (если мы говорим о "бочках"). Вместо них нагрузку несли бревна, опирающиеся с двух сторон на фронтоны. То есть, грубо говоря, бревенчатая боковая стена просто продолжалась вверх, повторяя форму фронтона, и становилась крышей! Тот же элементарный сруб, просто другой формы.
Способ гениально простой и потрясающе элегантный. Для сравнения посмотрите каких сил стоит повторение этих форм, если вы по какой-то причине хотите строить не срубом, а с помощью стропил.
Ну и финальный аккорд: луковки. Если вы дочитали до этого момента, то, думаю, уже догадываетесь, как же изначально появились луковки. Да также не сложно: это просто соединение «бочки» и «восмерика» в единый сруб. Вот и все.
Теперь взгляните еще раз на «сложные» большие деревянные храмы. Думаю, теперь они для вас не так уж и сложны. Они состоят из типовых и повторяющихся элементов. Красивых и гениально элегантно вытекающих просто из логики срубного строительства.
Источник
6
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: