Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию
Лучшим решением было организовать отпуск на север. Я посетил Ямал, Коми, Архангельскую и Вологодскую область. Поймал классную погоду. Даже в тундре было под 30 градусов жары.
Это первая часть о поездке. Далее будут посты о Воркуте, городах Коми и Вологодчине.
Из Москвы улетал вот в такую погоду. Благо рейс не задержали.
В салоне самолета было более половины мигрантов. В городах севера, нефте- и газоносных районах из огромное количество. В Салехарде, мне казалось, что их чуть ли не треть от всех жителей.
Билет взял со скидкой в 30%. Вместо 13 000 руб. отдал 9 400 руб. В рамках эксперимента «Капитал с кешбэков и скидок».
Приземляемся в Салехарде. Здесь могучая Обь после 3650 километров петляния через всю страну наиболее полноводна и впадает в Северный Ледовитый океан. Салехард - лежит ровно на Северном полярном круге. Сейчас там период белых ночей.
В Салехарде живет около 50 тысяч человек. Это столица огромного Ямало-Ненецкого округа, который административно еще входит в Тюменскую область. Население всего округа около 500 тысяч человек. Но это не считая, огромного количества работников-вахтовиков и мигрантов. Здесь расположены крупнейшие месторождения нефти и газа: Бованенковское, Заполярное, Уренгойское, Ямбургское, Южно-Русское, Тазовское и т.д.
Аэропорт Салехарда очень маленький и тесный, хотя новый и с местным колоритом. В городе было около 30 градусов жары. Все мое путешествие по северу держалась такая температура. Повезло.
Остановился в гостишке «Русский Север» рядом с острогом. В русском стиле, хотя и аляповато. Вместо обслуги какой-то студент. Горячей воды не было, интернет глючил, мобильная связь здесь тоже почти отсутствовала.
По соседству Обдорский острог. Точнее восстановленная копия. Русские здесь обосновались более 400 лет назад.
В Салехарде были лютые комары. Атаковали еще на трапе самолета. Полдня я мучился. В магазинах раскупили все репеленты, пока смог купить балончик. На фото видна гряда Полярного Урала за Обью. Скоро я там буду.
Мамонт — главная достопримечательности и символ Ямала. Их останки часто находят в вечной мерзлоте.
Целый скелет мамонта в местном музее
Застройка в центре города. В городе очень чисто и аккуратно. Еще много деревянных домов, большая часть которых обшита сайдингом.
Здание администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. Строится целый комплекс, включая огромную набережную. Местные говорят, что работы идут несколько лет. Конца и края не видно.
Местные деликатесы
Агрегат, без которого тяжело в тундре
Романтика 70-ых — эпоха большого скачка на север, когда Советский Союз осваивал огромные суровые пространства, осваивая добычу углеводородов.
В самом городе не видно следов нефтегазовой промышленности. Она ведется в труднодоступных районах полуострова Ямал и других территорий. Отсюда тянутся газопроводы в центральную России и до недавнего времени в Европу. Сейчас активно развивается инфраструктура для транспортировки сжиженного природного газа. Расширяются порты, подводятся железные дороги.
Кстати, о железных дорогах. Это памятник жертвам сталинского проекта — Трансполярной железнодорожной магистрали. Паровоз простоял заброшенный несколько десятков лет, пока его на водрузили на пьедестал.
Огромные ресурсы ГУЛАГа в 50-х были брошены на строительство магистрали от Воркуты до Норильска. На данный момент остались лишь отдельные участки, по одному из которых я проеду. Сейчас ведутся работы по восстановлению сообщения, но планы постоянно откладываются.
Настала пора ехать дальше.
Это первая часть о поездке. Далее будут посты о Воркуте, городах Коми и Вологодчине.
Из Москвы улетал вот в такую погоду. Благо рейс не задержали.
В салоне самолета было более половины мигрантов. В городах севера, нефте- и газоносных районах из огромное количество. В Салехарде, мне казалось, что их чуть ли не треть от всех жителей.
Билет взял со скидкой в 30%. Вместо 13 000 руб. отдал 9 400 руб. В рамках эксперимента «Капитал с кешбэков и скидок».
Приземляемся в Салехарде. Здесь могучая Обь после 3650 километров петляния через всю страну наиболее полноводна и впадает в Северный Ледовитый океан. Салехард - лежит ровно на Северном полярном круге. Сейчас там период белых ночей.
В Салехарде живет около 50 тысяч человек. Это столица огромного Ямало-Ненецкого округа, который административно еще входит в Тюменскую область. Население всего округа около 500 тысяч человек. Но это не считая, огромного количества работников-вахтовиков и мигрантов. Здесь расположены крупнейшие месторождения нефти и газа: Бованенковское, Заполярное, Уренгойское, Ямбургское, Южно-Русское, Тазовское и т.д.
Аэропорт Салехарда очень маленький и тесный, хотя новый и с местным колоритом. В городе было около 30 градусов жары. Все мое путешествие по северу держалась такая температура. Повезло.
Остановился в гостишке «Русский Север» рядом с острогом. В русском стиле, хотя и аляповато. Вместо обслуги какой-то студент. Горячей воды не было, интернет глючил, мобильная связь здесь тоже почти отсутствовала.
По соседству Обдорский острог. Точнее восстановленная копия. Русские здесь обосновались более 400 лет назад.
В Салехарде были лютые комары. Атаковали еще на трапе самолета. Полдня я мучился. В магазинах раскупили все репеленты, пока смог купить балончик. На фото видна гряда Полярного Урала за Обью. Скоро я там буду.
Мамонт — главная достопримечательности и символ Ямала. Их останки часто находят в вечной мерзлоте.
Целый скелет мамонта в местном музее
Застройка в центре города. В городе очень чисто и аккуратно. Еще много деревянных домов, большая часть которых обшита сайдингом.
Здание администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. Строится целый комплекс, включая огромную набережную. Местные говорят, что работы идут несколько лет. Конца и края не видно.
Местные деликатесы
Агрегат, без которого тяжело в тундре
Романтика 70-ых — эпоха большого скачка на север, когда Советский Союз осваивал огромные суровые пространства, осваивая добычу углеводородов.
В самом городе не видно следов нефтегазовой промышленности. Она ведется в труднодоступных районах полуострова Ямал и других территорий. Отсюда тянутся газопроводы в центральную России и до недавнего времени в Европу. Сейчас активно развивается инфраструктура для транспортировки сжиженного природного газа. Расширяются порты, подводятся железные дороги.
Кстати, о железных дорогах. Это памятник жертвам сталинского проекта — Трансполярной железнодорожной магистрали. Паровоз простоял заброшенный несколько десятков лет, пока его на водрузили на пьедестал.
Огромные ресурсы ГУЛАГа в 50-х были брошены на строительство магистрали от Воркуты до Норильска. На данный момент остались лишь отдельные участки, по одному из которых я проеду. Сейчас ведутся работы по восстановлению сообщения, но планы постоянно откладываются.
Настала пора ехать дальше.
3
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: