Зачем переучивали советских детей-левшей?
Вопросы к тому, стоит ли оставлять за врождёнными левшами, коих около 15% на планете, ставили чуть ли не в первые годы существования СССР. И, что интересно, зачастую причины необходимости переучивать леворуких с раннего детства находили в чисто практической плоскости.
И самой первой, как ни странно, называли... чернильные ручки. А дело всё в том, что вплоть до семидесятых годов прошлого столетия люди использовали перьевые ручки, которые писали чернилами.
Соответственно, выводить ими буквы было в принципе сложнее, чем современными шариковыми, чьи чернила быстро сохнут. Но если правши с этим справлялись, то вот левши зачастую неизбежно проходились собственной рукой по только что написанному тексту - всё из-за того, где находится их ведущая рука в процессе письма.
Результатом таких несознательных оплошностей испорченный стал текст, который требовалось переписывать опять. Но так как положение руки у левши при этом особенно не менялось, проблема никуда не девалась. Потому более простым выходом казалось переучить ребёнка использовать правую руку вместо левой - чтобы и учителя не отвлекались на испорченные прописи, и дети потом не имели проблем с письмом.
Были и другие причины, которыми советские педагоги объясняли необходимость переучивать леворуких людей, отчасти связанные с необходимостью не выделяться из общего стандарта. Так, например, в СССР не изготовляли ножницы, заточенные под левшей.
А последним прекрасно известно, что далеко не каждым, особенно не самым острым инструментом для правши, левой рукой удастся нормально порезать даже бумагу - она будет банально сминаться из-за неправильного расположения лезвий. Подобную заточку под праворуких имели также швейные машинки и станки, предназначенные для обработки материалов.
Для советских граждан мужского пола необходимость хорошо управляться правой, а не левой рукой объяснялась ещё и необходимостью пройти службу в армии. А там во время обучения стрельбе из оружия автоматчики получали кучу проблем, если пытались приспособить работу условного АК к левой стороне тела.
Как минимум, траектория движения гильзы, которая вылетала из ствола, частенько находила на своём пути лицо стреляющего солдата, что, мягко говоря, травмоопасно. В итоге леворукость и вовсе стали считать чем-то сродни отклонению, которое обязательно надо исправлять.
Вот только методы коррекции были не совсем гуманными, ведь маленькому ребёнку, да даже младшему школьнику трудно объяснить, почему он не может пользоваться той рукой, которой ему удобно. Поэтому использовать приходилось прямое ограничение возможности применять левую руку.
Например, конечность привязывали к телу либо на ладошку надевали варежку без возможности снять её. Однако некоторые родители и даже учителя и вовсе опускались до физического воздействия на левшу, чтобы ему ничего не оставалось, как взять ручку или карандаш в правую руку. Само собой, что на психике малыша такое насилие сказывалось не лучшим образом.
К счастью, уже в позднесоветские годы, когда появившиеся чуть ранее шариковые ручки распространились по стране и были в свободном доступе, уже среднестатистические взрослые стали задумываться о необходимости перестать переучивать левшей. Параллельно с этим разбирались также врачи и педагоги, которые пришли к выводу, что леворукость - это всё-таки не отклонение, а попытка переломать ребёнка на правую руку может принести лишь больше проблем.
Итогом этих изменений стала отмена Минпросвещения СССР в 1986 году переучивание левшей и обоснование необходимость защитить право ребёнка пользоваться той рукой, которой ему удобно.
И самой первой, как ни странно, называли... чернильные ручки. А дело всё в том, что вплоть до семидесятых годов прошлого столетия люди использовали перьевые ручки, которые писали чернилами.
Соответственно, выводить ими буквы было в принципе сложнее, чем современными шариковыми, чьи чернила быстро сохнут. Но если правши с этим справлялись, то вот левши зачастую неизбежно проходились собственной рукой по только что написанному тексту - всё из-за того, где находится их ведущая рука в процессе письма.
Результатом таких несознательных оплошностей испорченный стал текст, который требовалось переписывать опять. Но так как положение руки у левши при этом особенно не менялось, проблема никуда не девалась. Потому более простым выходом казалось переучить ребёнка использовать правую руку вместо левой - чтобы и учителя не отвлекались на испорченные прописи, и дети потом не имели проблем с письмом.
Были и другие причины, которыми советские педагоги объясняли необходимость переучивать леворуких людей, отчасти связанные с необходимостью не выделяться из общего стандарта. Так, например, в СССР не изготовляли ножницы, заточенные под левшей.
А последним прекрасно известно, что далеко не каждым, особенно не самым острым инструментом для правши, левой рукой удастся нормально порезать даже бумагу - она будет банально сминаться из-за неправильного расположения лезвий. Подобную заточку под праворуких имели также швейные машинки и станки, предназначенные для обработки материалов.
Для советских граждан мужского пола необходимость хорошо управляться правой, а не левой рукой объяснялась ещё и необходимостью пройти службу в армии. А там во время обучения стрельбе из оружия автоматчики получали кучу проблем, если пытались приспособить работу условного АК к левой стороне тела.
Как минимум, траектория движения гильзы, которая вылетала из ствола, частенько находила на своём пути лицо стреляющего солдата, что, мягко говоря, травмоопасно. В итоге леворукость и вовсе стали считать чем-то сродни отклонению, которое обязательно надо исправлять.
Вот только методы коррекции были не совсем гуманными, ведь маленькому ребёнку, да даже младшему школьнику трудно объяснить, почему он не может пользоваться той рукой, которой ему удобно. Поэтому использовать приходилось прямое ограничение возможности применять левую руку.
Например, конечность привязывали к телу либо на ладошку надевали варежку без возможности снять её. Однако некоторые родители и даже учителя и вовсе опускались до физического воздействия на левшу, чтобы ему ничего не оставалось, как взять ручку или карандаш в правую руку. Само собой, что на психике малыша такое насилие сказывалось не лучшим образом.
К счастью, уже в позднесоветские годы, когда появившиеся чуть ранее шариковые ручки распространились по стране и были в свободном доступе, уже среднестатистические взрослые стали задумываться о необходимости перестать переучивать левшей. Параллельно с этим разбирались также врачи и педагоги, которые пришли к выводу, что леворукость - это всё-таки не отклонение, а попытка переломать ребёнка на правую руку может принести лишь больше проблем.
Итогом этих изменений стала отмена Минпросвещения СССР в 1986 году переучивание левшей и обоснование необходимость защитить право ребёнка пользоваться той рукой, которой ему удобно.
6
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: