Почему на всех современных пассажирских самолетах два двигателя, а не один, три или четыре

Почему ровно два авиамотора стали стандартом — на этот вопрос существует однозначный ответ, и он никак не связан с суевериями.




Вся история гражданской авиации — это по сути драматичная сага о борьбе экономии с безопасностью. То есть инженеры создают летающее устройство, которое должно дотянуть от одного аэропорта до другого при любых обстоятельствах, но при этом цена билета должна оставаться по карману массовому пассажиру, ибо только тогда будет массовая авиация, которая повлечет массовое производство еще более дешевых массовых самолетов. При этом авиакомпания-перевозчик конкурирует не только с другими такими же компаниями, а и с альтернативными видами транспорта, в первую очередь с железной дорогой.

Первым шагом к стандартам безопасности перелетов стал отказ от однодвигательной компоновки, вы и сами прекрасно понимаете, почему. В случае поломки единственного мотора авиалайнер обречен, ибо отсутствует дублирующий источник тяги. Если мыслить в этом направлении дальше, покажется, что чем больше моторов, тем лучше. Ведь в четырехмоторном лайнере есть шанс приземлиться даже с отказом трех двигателей, а поломка одного и вовсе пустяк (самолет теряет лишь четверть мощности и балансировку). По факту так и есть, и практически весь прошлый век авиация предпочитала 3–4 моторные компоновки, особенно если речь шла о крупных дальнемагистральных лайнерах.



Но даже тогда авиастроители знали, что с точки зрения эффективности двухмоторная схема в теории выгоднее. Два реактивных мотора жрут топлива меньше, чем четыре с аналогичной суммарной тягой. Мало того, сам двигатель — массивная, увесистая деталь, которая ухудшает аэродинамику и повышает полетную массу. Лайнер с двумя даже очень мощными моторами будет легче и экономнее четырехмоторного, и — что немаловажно — проще в обслуживании. Неважно, насколько велика разница, в авиабизнесе даже крохотная экономия может стать конкурентным преимуществом.

Всё упиралось в пресловутый баланс между экономией и безопасностью. Инженеры аэрозаводов и бухгалтеры авиакомпаний выжидали, когда порог надежности реактивных моторов позволит использовать двухмоторный вариант на любых самолетах, вплоть до дальнобойных аэробусов. Одновременно наращивалась мощность и собиралась статистика по отказам. В новом веке стало понятно: такой момент настал и пора старомодным многомоторным монстрам покинуть авиацию. В 2021-м году был снят с производства двухпалубный титан Airbus A380, а в 2022-м — легенда и символ мировой пассажирской авиации — Boeing 747. Все они использовали четырехмоторную конструкцию.

То есть, отвечая максимально просто на вопрос из заголовка: два двигателя — это выгодно.

P.S. Чтобы понять, о каких конкретно цифрах идет речь, вы можете заглянуть в другую статью нашего авиаэксперта: сколько топлива сжигают самолеты и вертолеты.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

0
Другие новости

Оставить комментарий

;tyz
;tyz Добавил(а) :
11 июля 13:29 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКорона - репутация +100
Не совсем так...
А380 был эффективнее и выгоднее мелких самолётов...
Просто запросы пассажиров стали меняться. Всё меньше людей хотят летать с пересадками, а такие гиганты подразумевали перелеты между узловыми аэропортами типа Париж - Нью-Йорк. А если тебе нужно попасть из условного Марселя в Бостон - это ещё 2 стыковки...

Теперь же проще насобирать за несколько дней 70 человек (небольшой Эмбраер) и отправить их сразу из Марселя в Бостон...

К тому же авиакомпании типа Эмирейтс вместо того, чтобы запихнуть 800 человек в самолёт заказывали модификации для богатых, едва ли не с бассейнами и спортзалами... Перелёт Париж-Дубай первым классом стоит у них около 6000$ (140$ у лоукостеров)
Отдавать по 1000 в час - не так много желающих даже среди миллионеров... Даже шейхам весь гарем с детьми и прислугой бывает накладно возить... В принципе А380 практически только у Эмирейтс и остались...
Не совсем так...
А380 был эффективнее и выгоднее мелких самолётов...
Просто запросы пассажиров стали меняться. Всё меньше людей хотят летать с пересадками, а такие гиганты подразумевали перелеты между узловыми аэропортами типа Париж - Нью-Йорк. А если тебе нужно попасть из условного Марселя в Бостон - это ещё 2 стыковки...

Теперь же проще насобирать за несколько дней 70 человек (небольшой Эмбраер) и отправить их сразу из Марселя в Бостон...

К тому же авиакомпании типа Эмирейтс вместо того, чтобы запихнуть 800 человек в самолёт заказывали модификации для богатых, едва ли не с бассейнами и спортзалами... Перелёт Париж-Дубай первым классом стоит у них около 6000$ (140$ у лоукостеров)
Отдавать по 1000 в час - не так много желающих даже среди миллионеров... Даже шейхам весь гарем с детьми и прислугой бывает накладно возить... В принципе А380 практически только у Эмирейтс и остались...
Просто прохожий
Просто прохожий Добавил(а) :
11 июля 16:28 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКоньяк за первую публикацию
А про 3 двигателя не рассказали...

Не всё так однозначно.

Основное условие: возможность продолжить полёт при отказе одного двигателя на взлёте.

Экономика говорит, что чем двигатель крупнее, тем он экономичнее (среди подобных по конструкции).

Вот и начали использовать двигатели с таким запасом по мощности, что и один вытянет. Пусть даже в обычном полёте двигатели будут работать меньше, чем на половинной мощности.

А вот на взлёте при отказе одного двигателя мощности оставшегося не всегда хватает (+ встречный ветер, высокая температура, высокогорность аэродрома и т.д.).
Получаем авиакатастрофы на взлёте.
Сталкивается лайнер с гусем на взлёте и - аварийная посадка (в лучшем случае) в нескольких километрах от аэродрома взлёта.

Также есть мнение, что дальнемагистральные самолёты лучше с 4-мя двигателями делать. Случались отказы и двух двигателей.
А про 3 двигателя не рассказали...

Не всё так однозначно.

Основное условие: возможность продолжить полёт при отказе одного двигателя на взлёте.

Экономика говорит, что чем двигатель крупнее, тем он экономичнее (среди подобных по конструкции).

Вот и начали использовать двигатели с таким запасом по мощности, что и один вытянет. Пусть даже в обычном полёте двигатели будут работать меньше, чем на половинной мощности.

А вот на взлёте при отказе одного двигателя мощности оставшегося не всегда хватает (+ встречный ветер, высокая температура, высокогорность аэродрома и т.д.).
Получаем авиакатастрофы на взлёте.
Сталкивается лайнер с гусем на взлёте и - аварийная посадка (в лучшем случае) в нескольких километрах от аэродрома взлёта.

Также есть мнение, что дальнемагистральные самолёты лучше с 4-мя двигателями делать. Случались отказы и двух двигателей.

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!