Почему на всех современных пассажирских самолетах два двигателя, а не один, три или четыре
Почему ровно два авиамотора стали стандартом — на этот вопрос существует однозначный ответ, и он никак не связан с суевериями.
Вся история гражданской авиации — это по сути драматичная сага о борьбе экономии с безопасностью. То есть инженеры создают летающее устройство, которое должно дотянуть от одного аэропорта до другого при любых обстоятельствах, но при этом цена билета должна оставаться по карману массовому пассажиру, ибо только тогда будет массовая авиация, которая повлечет массовое производство еще более дешевых массовых самолетов. При этом авиакомпания-перевозчик конкурирует не только с другими такими же компаниями, а и с альтернативными видами транспорта, в первую очередь с железной дорогой.
Первым шагом к стандартам безопасности перелетов стал отказ от однодвигательной компоновки, вы и сами прекрасно понимаете, почему. В случае поломки единственного мотора авиалайнер обречен, ибо отсутствует дублирующий источник тяги. Если мыслить в этом направлении дальше, покажется, что чем больше моторов, тем лучше. Ведь в четырехмоторном лайнере есть шанс приземлиться даже с отказом трех двигателей, а поломка одного и вовсе пустяк (самолет теряет лишь четверть мощности и балансировку). По факту так и есть, и практически весь прошлый век авиация предпочитала 3–4 моторные компоновки, особенно если речь шла о крупных дальнемагистральных лайнерах.
Но даже тогда авиастроители знали, что с точки зрения эффективности двухмоторная схема в теории выгоднее. Два реактивных мотора жрут топлива меньше, чем четыре с аналогичной суммарной тягой. Мало того, сам двигатель — массивная, увесистая деталь, которая ухудшает аэродинамику и повышает полетную массу. Лайнер с двумя даже очень мощными моторами будет легче и экономнее четырехмоторного, и — что немаловажно — проще в обслуживании. Неважно, насколько велика разница, в авиабизнесе даже крохотная экономия может стать конкурентным преимуществом.
Всё упиралось в пресловутый баланс между экономией и безопасностью. Инженеры аэрозаводов и бухгалтеры авиакомпаний выжидали, когда порог надежности реактивных моторов позволит использовать двухмоторный вариант на любых самолетах, вплоть до дальнобойных аэробусов. Одновременно наращивалась мощность и собиралась статистика по отказам. В новом веке стало понятно: такой момент настал и пора старомодным многомоторным монстрам покинуть авиацию. В 2021-м году был снят с производства двухпалубный титан Airbus A380, а в 2022-м — легенда и символ мировой пассажирской авиации — Boeing 747. Все они использовали четырехмоторную конструкцию.
То есть, отвечая максимально просто на вопрос из заголовка: два двигателя — это выгодно.
P.S. Чтобы понять, о каких конкретно цифрах идет речь, вы можете заглянуть в другую статью нашего авиаэксперта: сколько топлива сжигают самолеты и вертолеты.
Источник
Вся история гражданской авиации — это по сути драматичная сага о борьбе экономии с безопасностью. То есть инженеры создают летающее устройство, которое должно дотянуть от одного аэропорта до другого при любых обстоятельствах, но при этом цена билета должна оставаться по карману массовому пассажиру, ибо только тогда будет массовая авиация, которая повлечет массовое производство еще более дешевых массовых самолетов. При этом авиакомпания-перевозчик конкурирует не только с другими такими же компаниями, а и с альтернативными видами транспорта, в первую очередь с железной дорогой.
Первым шагом к стандартам безопасности перелетов стал отказ от однодвигательной компоновки, вы и сами прекрасно понимаете, почему. В случае поломки единственного мотора авиалайнер обречен, ибо отсутствует дублирующий источник тяги. Если мыслить в этом направлении дальше, покажется, что чем больше моторов, тем лучше. Ведь в четырехмоторном лайнере есть шанс приземлиться даже с отказом трех двигателей, а поломка одного и вовсе пустяк (самолет теряет лишь четверть мощности и балансировку). По факту так и есть, и практически весь прошлый век авиация предпочитала 3–4 моторные компоновки, особенно если речь шла о крупных дальнемагистральных лайнерах.
Но даже тогда авиастроители знали, что с точки зрения эффективности двухмоторная схема в теории выгоднее. Два реактивных мотора жрут топлива меньше, чем четыре с аналогичной суммарной тягой. Мало того, сам двигатель — массивная, увесистая деталь, которая ухудшает аэродинамику и повышает полетную массу. Лайнер с двумя даже очень мощными моторами будет легче и экономнее четырехмоторного, и — что немаловажно — проще в обслуживании. Неважно, насколько велика разница, в авиабизнесе даже крохотная экономия может стать конкурентным преимуществом.
Всё упиралось в пресловутый баланс между экономией и безопасностью. Инженеры аэрозаводов и бухгалтеры авиакомпаний выжидали, когда порог надежности реактивных моторов позволит использовать двухмоторный вариант на любых самолетах, вплоть до дальнобойных аэробусов. Одновременно наращивалась мощность и собиралась статистика по отказам. В новом веке стало понятно: такой момент настал и пора старомодным многомоторным монстрам покинуть авиацию. В 2021-м году был снят с производства двухпалубный титан Airbus A380, а в 2022-м — легенда и символ мировой пассажирской авиации — Boeing 747. Все они использовали четырехмоторную конструкцию.
То есть, отвечая максимально просто на вопрос из заголовка: два двигателя — это выгодно.
P.S. Чтобы понять, о каких конкретно цифрах идет речь, вы можете заглянуть в другую статью нашего авиаэксперта: сколько топлива сжигают самолеты и вертолеты.
Источник
0
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: