Рейтары: кавалерия с пистолетами, которая совершила переворот в тактике (13 фото)
Как Леонардо да Винчи изменил правила игры
В XVI веке на полях сражений все больше начинает доминировать пехота с длинными пиками — швейцарцы, ландскнехты и испанские терции. Они настолько эффективно противостоят классической рыцарской кавалерии, что та все больше и больше теряет значение как военная сила.
Тяжелая конница средневековья
И тут есть несколько важных аспектов. Первый — рыцари чудовищно дороги. Полные латы, защита коня и сам дестриэ (рыцарский конь) стоят огромных денег. Поэтому много рыцарей ты никогда не наберешь. Второе — рыцари на поле боя плохо управляемы из-за слабой дисциплины, а также дворянской гордости и своеволия. Как только наемная пехота смогла доказать, что рыцари уже отнюдь не чудо-оружие, которому невозможно противостоять, дальновидные правители начали потихоньку отказываться от их услуг и переходить к наемным пехотным армиям.
Ситуацию снова перевернул с ног на голову Леонардо да Винчи. Историк Тимофей Потапенко в лекции «Кавалерия Тридцатилетней войны» утверждает, что гениальный итальянец улучшил часовой механизм и изобрел колесцовый замок, который умелые люди тут же применили для производства пистолетов. Правда, Джордж Деннисон в книге «История кавалерии. Вооружение, тактика, крупнейшие сражения» заявляет, что колесцовый замок был изобретен в немецком Нюрнберге в 1515 году. Кто тут прав — загадка.
Кто бы ни изобрел этот замок, он изменил правила игры. До этого пистолеты были малоэффективны, и ими не пользовались кавалеристы, потому что замки были фитильные, то есть порох загорался, когда к нему прикасался зажженный фитиль. Это делало невозможным ношение оружия постоянно готовым к выстрелу, ведь очевидно, что пистолет с горящим фитилем нельзя положить в кобуру, спрятать под одежду и вообще, с ним сложно обращаться, находясь верхом.
То ли дело теперь: закрутил специальным ключиком колесцовый замок и спрятал полностью готовый к выстрелу пистолет в ольстру (кобура, прикрепленная спереди седла), в любой момент выхватил, нажал на спуск — механизм раскрутился, выдал сноп искр. Бабах — и противник мертв.
Мушкетер с пистолетом в ольстре
Колесцовый замок был чудовищно дорог, так что пистолетами пользовались в основном офицеры пехоты и всадники, тем более что на лошади гораздо проще их возить, засунув в ольстры. Но для появления нового рода войск не хватало только одного толчка, и им стала война императора Карла V с протестантами.
Пистолеты и черные лица. Как Карл V рейтар придумал
Император Священной Римской Империи Карл V не любил протестантов. Ну, или они его не любили. Поэтому в 1546-1548 годах разразилась Шмалькальденская война, в которой протестантские князья воевали с католиком-императором. Именно в это время впервые появляются упоминания о новом роде войск — рейтарах.
В отличие от рыцарей, это была наемная конница. Частично в нее шли обедневшие дворяне, частично она набиралась из людей незнатных. Всадники имели гораздо более дешевых лошадей и меньше доспехов, но отличались дисциплиной и управляемостью, что очень нравилось императору. И если вначале войны рейтары, чье название пошло от немецкого reiter, то есть просто «всадник», в бою использовали тот же рыцарский копейный натиск, то с распространением пистолетов с колесцовым замком все глобально изменилось.
Теперь всадники, вместо того, чтобы пытаться как-то проломить ощетинившуюся пиками толпу пехоты, начали ее расстреливать с безопасного расстояния. Подъехав на шесть метров (а иногда и вовсе на три), рейтары делали слитный залп из двух пистолетов и разъезжались в стороны, давая дорогу следующей шеренге.
Отстрелявшиеся отходили в последний ряд, где перезаряжали пистолеты, или доставали уже заряженные. Владимир Шишов в статье «Немецкие рейтары – первая регулярная конница» утверждает, что у одного всадника могло быть до шести пистолетов, а многие старались добыть себе двуствольную или многозарядную версию короткоствола.
Впрочем, короткостволом то оружие назвать сложно, Алексей Полевой в лекции «Рейтары» рассказывает, что пистолеты всадников могли доходить до 90 сантиметров в длину. Он же говорит, что огромное яблоко на конце рукояти нужно было не только для баланса и более удобного выхватывания из ольстры, но и чтобы при осечке перехватить оружие за ствол и дать противнику по башке.
Именно эту тактику — подъехал, разрядил в лицо пехотинцу пистолеты, отъехал назад, перезарядился — прозвали кавалерийским караколем (от испанского «улитка»). До этого подобным маневром пользовались пешие аркебузиры.
Для рукопашной схватки всадники использовали reitschwert (меч рейтара). Он был легче и уже меча, но шире и тяжелее шпаги и с развитой гардой, хорошо защищающей руку. Это оружие было нужно для победной атаки. Когда пехота, понеся чудовищные потери от стрельбы, начинала разбегаться или хотя бы теряла строй, рейтары выхватывали мечи и с разгона вламывались в толпу, рубя и топча лошадьми обезумевших от страха людей.
Плюсом рейтар, помимо дисциплины, была еще меньшая дороговизна экипировки. Для боя они надевали так называемый трехчетвертной доспех: это когда от полных рыцарских лат отнималась защита ног, и вместо нее носились жесткие кожаные ботфорты. Иногда ноги были частично прикрыты более простой защитой в виде стальных пластин, наложенных одна на другую. Кроме того, лошади, не рассчитанные на мощную копейную сшибку, были гораздо дешевле дестриэ, поэтому в рейтарах могли служить не только обедневшие дворяне, но и горожане и простолюдины.
Как утверждает Клим Жуков в книге «Всадники войны. Кавалерия Европы», именно из-за неблагородного происхождения их вскоре прозвали «черные рейтары». Есть и другие версии возникновения этого названия. Историк Сергей Ефимов в статье «Черные всадники. Из истории западноевропейского рейтарского доспеха середины XVI первой половины XVII веков» пишет, что из-за дешевизны доспеха тот быстро ржавел, и поэтому его покрывали черной краской, за что рейтары быстро получили различные прозвища, вроде «Черные кафтаны», «Черные дьяволы», «Чумазые» ну и просто «Черные рейтары». Тот же Ефимов утверждает, что кавалеристы покрывали сажей одежду и лица, превращаясь в настоящих черных всадников, пугая до колик пехоту противника.
Рейтары катком прокатившись по Европе, став таким же символом немецких наемников, как и знаменитые ландскнехты. А еще они стали символом безудержного грабежа и насилия над мирным населением.
Рейтар с полными штанами. Символ удачливого наемника
Во времена расцвета рейтар в XVI веке Франция сотрясалась от религиозных войн. С 1562 по 1598 годы католики с гугенотами с небольшими перерывами яростно резали друг друга. Немецкие рейтары-наемники отлично показали себя во время сражений, выкашивая пехоту противника, в том числе знаменитых швейцарцев, но еще ярче они показали себя во время грабежей и мародерства.
Тут есть один момент, который не оправдывает, но хотя бы объясняет подобное поведение рейтар. Дело в том, что наниматели — и католики и гугеноты — очень часто кидали их на деньги, то есть переставали платить. В этом случае рейтары еще более яростно начинали грабить местное население.
Иногда желание грабить даже решало исход битвы. Так, например, в сражении при Дрё в 1562 году рейтары, нанятые гугенотами, сначала отлично себя показали, расстреливая из пистолетов плотные ряды швейцарцев, а затем, заметив, что некоторые союзники грабят лагерь католиков, с радостью к ним присоединились, бросив своих нанимателей одних на поле боя. В итоге гугеноты проиграли, и только те же рейтары спасли их от полного разгрома, прикрыв отступление.
Самое страшное было в том, что немецкие наемники, которым переставали платить, дезертировали, сбивались в шайки и начинали грабить население с еще большим размахом. Фрэнк Вестенфельдер в статье «Черные рейтары. Возвращение кавалерии» утверждает, что во французском языке слово «рейтар» стало символом жестокой войны, а самих всадников прозвали «черными дьяволами» из-за грабежей и насилия.
Даже одежда рейтар помогала в нелегком труде мародера. Оружиевед Эварт Оукшотт утверждает, что мешковатые штаны-бриджи «были большим преимуществом для мародеров, так как в такие штаны можно было запихать много добычи». Так что в XVI веке рейтар с полными штанами был символом состоятельного человека.
Эволюция рейтар и горячие финские парни
Уже во времена Гугенотских войн тактика караколя начинала давать сбои. Видя ужасные потери пикинеров, командующие стали все больше разбавлять их аркебузирами и мушкетерами, таким образом не давая рейтарам подъезжать на расстояние выстрела даже из их длинного пистолета.
Но уменьшив количество пикинеров, генералы открыли возможность для стремительной конной атаки на пехоту, ведь сдерживать ее было уже нечем. Поэтому уже предводитель гугенотов Генрих Наваррский запретил своим рейтарам перестреливаться с противником. Он приказал первым двум шеренгам делать залп, а затем выхватывать мечи и атаковать. Эту тактику развил позже знаменитый голландский полководец Мориц Оранский, а довел до совершенства шведский король Густав II Адольф.
Густав II Адольф
Любопытно, что шведский монарх начал набирать в рейтары финских крестьян и мелких землевладельцев. Называли их хаккапелиты, от боевого клича финских кавалеристов «Hakkaa päälle!», что можно примерно перевести как «Бей по башке!». Плюсами их была выносливость, ярость в схватках и фанатичная преданность королю. Минусами — ужасающая бедность, из-за которой часто финские рейтары не имели даже кирасы, не говоря уж про трехчетвертного доспех или пистолеты.
Тем не менее, они отлично показали себя на поле боя. Однажды, по легенде, они даже вытащили короля с того света. А было это так. В одном из сражений Густава окружили запорожские казаки, не признавшие в офицере, яростно отбивавшемся шпагой, шведского монарха. Один из хаккапелитов, увидев подобное, бросился на выручку и отбил саблю пытавшегося зарубить короля казака стволом пистолета. При этом финн, понимая, что нельзя привлекать внимание врага, раскрыв инкогнито Густава, заорал: «Все сюда, выручайте брата моего!».
Налетели рейтары и отогнали казаков, но на этом история не закончилась. В этом же бою бравый финн попал в передрягу, и это заметил уже Густав Адольф, бросившийся на помощь спасителю со своим эскортом. После боя он сказал хаккапелиту: «Ну вот и я тоже спас брата моего!» и прямо на поле сражения посвятил в рыцари, сделав крестьянина дворянином.
Постепенно значение рейтар стало сходить на нет, и к концу XVII века они были заменены кирасирами, оставив о себе зловещую память как о грозных бойцах и отвратительных мародерах.
Источник
1
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: