История «Ночных ведьм»: женского полка, державшего в страхе немецких солдат
За свои ночные налеты девушки на хрупких «кукурузниках», сражавшиеся в рядах Красной Армии, получили прозвище «Ночные ведьмы». Рассказываем судьбу советских летчиц, которые наводили ужас на немецких военных.
Главной особенностью авиационного женского полка была способность незаметно и эффективно наносить ночные удары по врагу
Сложно представить, какой непреодолимой отвагой обладали девушки 588-го легкобомбардировочного (46-го гвардейского) полка. На протяжении четырех лет женщины садились за штурвалы легких фанерных самолетов, чтобы бороться за Родину с вражескими захватчиками.
Женщины-летчицы на фронте
В начале Великой Отечественной войны руководство советской армии не рассматривало женщин и девушек в качестве летчиц. В то время они могли заниматься только авиаконструированием и обучением других пилотов. Объяснялось такое положение дел условной заботой о женщинах, при этом сами летчицы просили отправить их на фронт вместе с мужчинами. Сопротивляться получилось недолго — уже осенью 1941 года, когда стало понятно, что одной мужской силы не хватит, девушкам все же разрешили ступить на взлетную полосу.
Приказ о формировании женских авиаполков
Главным борцом за создание женского авиационного полка в составе ВВС СССР была Герой Советского Союза Марина Раскова. Летчица получила официальное разрешение от Сталина и стала ответственной за отбор кандидаток в новое боевое подразделение. Раскова сразу же получила сотни заявок на вступление в ряды авиационных сил. Женщины со всей страны проявили желание присоединиться к защите Родины.
Времени на длительную подготовку не было, поэтому в октябре 1941 года летчицы отправились на «экспресс» обучение в город Энгельс. На местном аэродроме в срочном порядке был развернут тренировочный лагерь для долгих и тяжелых занятий. Там женщины совершенствовали свои летные навыки и изучали тактику боев.
На фронте девушки оказались уже в мае 1942 года. Так как женской летной одежды в то время не существовало, девушкам выдали огромные комплекты мужской формы и обуви. Первый боевой вылет 599-го полка произошел 12 июня над Сальскими степями. После первых сражений летчиц направили на Кавказ. Там главной задачей девушек было уничтожение горючего и боеприпасов, машин и лагерей вражеских сил.
Как у полка появилось легендарное прозвище
Летчицам 588-го полка приходилось летать на хрупких и не предназначенных для боевых действий самолетах По-2. До этого подобные фанерные бипланы (известные в народе как «кукурузники») использовали в основном для учебных полетов. Сбить такой летательный аппарат можно было даже огнем стрелкового оружия, а радиосвязи и средств навигации как таковых на этих самолетах не было.
Главным нюансом было отсутствие отсеков для бомб. Однако летчицы справились с этой проблемой и сконструировали самодельные бомбодержатели. Такие приспособления крепились прямо под крыльями По-2.
Именно из-за такой тотальной беззащитности и было принято решение использовать самолеты девушек только в ночных полетах, чтобы врагу было сложнее им противодействовать.
Так как перевозить большие бомбы и наносить максимальный урон самолеты летчиц были не приспособлены, главная их задача заключалось в другом. Особую тактику, которая и подарила им название «Ночные ведьмы», придумала и разработала командир Евдокия Бершанская.
Такие непредвиденные ночные «взбучки» изматывали немцев, мешали им спать и отдыхать. Когда на По-2 отключался мотор, звук планирующего самолета напоминал неприятное шуршание метлы. Из-за большой ненависти и таких ассоциаций немцы прозвали девушек «Ночными ведьмами».
Для борьбы с мучительными налетами немцы разработали ответную тактику. По ночам враг включал прожектора, которые подсвечивали небо и позволяли замечать фанерные бипланы. Как только противник замечал самолет, в небо взлетал истребитель, уничтожавший хрупкие воздушные судна вместе с экипажами. Потери были колоссальными — так, за одну только ночь 1 августа 1943 года 588-й полк потерял сразу четыре экипажа.
За особое мужество и героизм 8 февраля 1943 года подразделению присвоили почетное звание 46-го гвардейского полка
Большие победы женщин-летчиц
Несмотря на значительные потери, девушки не теряли боевой дух и стремительно продвигались по линии фронта. Летчицы работала в небе над Кубанью, Крымом, Белоруссией, Польшей и Германией. Всего за годы войны девушки совершили больше 23 000 вылетов, провели в воздухе 28676 часов, истребили 76 немецких машин, 46 складов, 86 огневых точек врага, 17 переправ, множество топливных цистерн, 9 поездов и 2 железнодорожные станции. Помимо своей основной задачи, женщины также успеши передать 155 поставок продовольствия и боеприпасов для солдат, работающих на земле.
Многие профессиональные летчики и эксперты признавали, что часто девушки из 588-го полка выполняли более сложные задачи, чем в тот же момент поручали мужчинам.
Всего за годы войны «Ночные ведьмы» потеряли 32-х боевых подруг. После победы СССР над фашистской Германией, комиссар полка Евдокия Рачкевич съездила в места катастроф, нашла могилы всех погибших девушек, чтобы ни одна из них не считалась пропавшей без вести.
Судьба выживших женщин сложилась наилучшим образом. Так, например, Ракобольская стала профессором МГУ, а Наталья Кравцова — членом Союза писателей. Командир 46-го гвардейского полка Евдокия Бершанская была удостоена ордена Суворова третьей степени, а остальные 23 летчицы — звания Героев СССР.
Источник
Главной особенностью авиационного женского полка была способность незаметно и эффективно наносить ночные удары по врагу
Сложно представить, какой непреодолимой отвагой обладали девушки 588-го легкобомбардировочного (46-го гвардейского) полка. На протяжении четырех лет женщины садились за штурвалы легких фанерных самолетов, чтобы бороться за Родину с вражескими захватчиками.
Женщины-летчицы на фронте
В начале Великой Отечественной войны руководство советской армии не рассматривало женщин и девушек в качестве летчиц. В то время они могли заниматься только авиаконструированием и обучением других пилотов. Объяснялось такое положение дел условной заботой о женщинах, при этом сами летчицы просили отправить их на фронт вместе с мужчинами. Сопротивляться получилось недолго — уже осенью 1941 года, когда стало понятно, что одной мужской силы не хватит, девушкам все же разрешили ступить на взлетную полосу.
Приказ о формировании женских авиаполков
Главным борцом за создание женского авиационного полка в составе ВВС СССР была Герой Советского Союза Марина Раскова. Летчица получила официальное разрешение от Сталина и стала ответственной за отбор кандидаток в новое боевое подразделение. Раскова сразу же получила сотни заявок на вступление в ряды авиационных сил. Женщины со всей страны проявили желание присоединиться к защите Родины.
588-й ночной легкобомбардировочный полк
Тот самый легендарный 588-й ночной легкобомбардировочный полк был сформирован в городе Энгельс Саратовской области. В него вступили совсем молодые летчицы — ни одной из них на тот момент не было больше 25 лет. В основном в полку состояли выпускницы авиационных училищ, однако были и представительницы других направлений — литераторы, философы и биологи. Командиром 588-го авиаполка выбрали взрослую 29-летнюю Евдокию Бершанскую. Она была опытным пилотом, практиковала ночной и слепой полеты, а также имела за спиной опыт командования женским отрядом.
Тот самый легендарный 588-й ночной легкобомбардировочный полк был сформирован в городе Энгельс Саратовской области. В него вступили совсем молодые летчицы — ни одной из них на тот момент не было больше 25 лет. В основном в полку состояли выпускницы авиационных училищ, однако были и представительницы других направлений — литераторы, философы и биологи. Командиром 588-го авиаполка выбрали взрослую 29-летнюю Евдокию Бершанскую. Она была опытным пилотом, практиковала ночной и слепой полеты, а также имела за спиной опыт командования женским отрядом.
Летчица Марина Раскова
Времени на длительную подготовку не было, поэтому в октябре 1941 года летчицы отправились на «экспресс» обучение в город Энгельс. На местном аэродроме в срочном порядке был развернут тренировочный лагерь для долгих и тяжелых занятий. Там женщины совершенствовали свои летные навыки и изучали тактику боев.
На фронте девушки оказались уже в мае 1942 года. Так как женской летной одежды в то время не существовало, девушкам выдали огромные комплекты мужской формы и обуви. Первый боевой вылет 599-го полка произошел 12 июня над Сальскими степями. После первых сражений летчиц направили на Кавказ. Там главной задачей девушек было уничтожение горючего и боеприпасов, машин и лагерей вражеских сил.
«Мужчины из соседнего 899-ого ночного бомбардировочного авиаполка смотрели на своих коллег женского пола с нескрываемым изумлением. И даже иногда в шутку называли их "Дунькиным полком", ссылаясь на имя командира. Но это только разжигало в летчицах решимость и желание отправиться в бой. Они были убеждены, что солдатская отвага определяется отнюдь не половой принадлежностью, а личными качествами бойца»
Ирина Ракобольская
начальник штаба
Ирина Ракобольская
начальник штаба
Как у полка появилось легендарное прозвище
Летчицам 588-го полка приходилось летать на хрупких и не предназначенных для боевых действий самолетах По-2. До этого подобные фанерные бипланы (известные в народе как «кукурузники») использовали в основном для учебных полетов. Сбить такой летательный аппарат можно было даже огнем стрелкового оружия, а радиосвязи и средств навигации как таковых на этих самолетах не было.
Евдокия Бершанская общается с экипажем
Главным нюансом было отсутствие отсеков для бомб. Однако летчицы справились с этой проблемой и сконструировали самодельные бомбодержатели. Такие приспособления крепились прямо под крыльями По-2.
Именно из-за такой тотальной беззащитности и было принято решение использовать самолеты девушек только в ночных полетах, чтобы врагу было сложнее им противодействовать.
Так как перевозить большие бомбы и наносить максимальный урон самолеты летчиц были не приспособлены, главная их задача заключалось в другом. Особую тактику, которая и подарила им название «Ночные ведьмы», придумала и разработала командир Евдокия Бершанская.
Тактика «Ночных ведьм»
Хрупкие самолеты 588-го полка подлетали к немецким укреплениям, военным базам и складам на максимально возможной низкой высоте. Так как распознать летательные объекты на таком расстоянии от земли было сложно, враг не успевал вовремя отреагировать. Подлетая непосредственно к цели, летчицы глушили моторы, сбрасывали бомбы, а затем заводились и быстро улетали на базу.
Хрупкие самолеты 588-го полка подлетали к немецким укреплениям, военным базам и складам на максимально возможной низкой высоте. Так как распознать летательные объекты на таком расстоянии от земли было сложно, враг не успевал вовремя отреагировать. Подлетая непосредственно к цели, летчицы глушили моторы, сбрасывали бомбы, а затем заводились и быстро улетали на базу.
Такие непредвиденные ночные «взбучки» изматывали немцев, мешали им спать и отдыхать. Когда на По-2 отключался мотор, звук планирующего самолета напоминал неприятное шуршание метлы. Из-за большой ненависти и таких ассоциаций немцы прозвали девушек «Ночными ведьмами».
Для борьбы с мучительными налетами немцы разработали ответную тактику. По ночам враг включал прожектора, которые подсвечивали небо и позволяли замечать фанерные бипланы. Как только противник замечал самолет, в небо взлетал истребитель, уничтожавший хрупкие воздушные судна вместе с экипажами. Потери были колоссальными — так, за одну только ночь 1 августа 1943 года 588-й полк потерял сразу четыре экипажа.
За особое мужество и героизм 8 февраля 1943 года подразделению присвоили почетное звание 46-го гвардейского полка
Большие победы женщин-летчиц
Несмотря на значительные потери, девушки не теряли боевой дух и стремительно продвигались по линии фронта. Летчицы работала в небе над Кубанью, Крымом, Белоруссией, Польшей и Германией. Всего за годы войны девушки совершили больше 23 000 вылетов, провели в воздухе 28676 часов, истребили 76 немецких машин, 46 складов, 86 огневых точек врага, 17 переправ, множество топливных цистерн, 9 поездов и 2 железнодорожные станции. Помимо своей основной задачи, женщины также успеши передать 155 поставок продовольствия и боеприпасов для солдат, работающих на земле.
Летчицы Руфина Гашева и Наталья Меклин на фоне самолетов По-2
Многие профессиональные летчики и эксперты признавали, что часто девушки из 588-го полка выполняли более сложные задачи, чем в тот же момент поручали мужчинам.
Всего за годы войны «Ночные ведьмы» потеряли 32-х боевых подруг. После победы СССР над фашистской Германией, комиссар полка Евдокия Рачкевич съездила в места катастроф, нашла могилы всех погибших девушек, чтобы ни одна из них не считалась пропавшей без вести.
Судьба выживших женщин сложилась наилучшим образом. Так, например, Ракобольская стала профессором МГУ, а Наталья Кравцова — членом Союза писателей. Командир 46-го гвардейского полка Евдокия Бершанская была удостоена ордена Суворова третьей степени, а остальные 23 летчицы — звания Героев СССР.
Источник
4
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: