В МОСКВУ И ЗЕМЛЮ ВЛАДИМИРСКУЮ
Читай так же:
[url=https://ekabu.ru/227595-v-moskvu-i-zemlyu-vladimirskuyu.html nogo]МАРШРУТ 1.
По следам великого князя[/url]
[url=https://ekabu.ru/227595-v-moskvu-i-zemlyu-vladimirskuyu.html nogo]МАРШРУТ 1.
По следам великого князя[/url]
МАРШРУТ 2.
По следам «стекольного короля»
По следам «стекольного короля»
Предыстория
Герой маршрута: Юрий Нечаев-Мальцов — промышленник дворянского происхождения, владелец легендарного Гусевского хрустального завода и меценат, построивший множество учреждений по всей России.
МОСКВА
Точка 1. Государственный музей изобрази-тельных искусств им. А.С. Пушкина
Не поспоришь, что в Москве два главных художественных музея — Третьяковка и Пушкинский. Имена братьев, подаривших городу главную галерею русского искусства, все хорошо знают. Имя основателя ГМИИ — московского профессора Ивана Цветаева — тоже, но вот мецената, благодаря которому столь грандиозный проект состоялся, не так широко известно. Это Юрий Нечаев-Мальцов — крупнейший хрусталезаводчик и один из двенадцати самых богатых людей России в конце XIX — начале XX века, пожертвовавший на создание Музея изящных искусств около трех миллионов рублей — колоссальную по тем временам сумму, которая покрыла 80% необходимых расходов. Дочь Ивана Цветаева, поэтесса Марина Цветаева, вспоминала, что Нечаев-Мальцов «был таким же его физическим создателем, как отец — духовным».
Чего только стоит беломраморная колоннада главного фасада, для которой 300 рабочих добывали на Урале морозостойкий камень, а из Италии везли 10-метровые колонны. Причем, на строительстве самого здания вклад Нечаева-Мальцова не закончился — он участвовал и в наполнении залов будущего музея. Например, для оформления Египетского зала музея он лично ездил в Египет, чтобы приобрести папирусы и сделать копии известных памятников. Для Греческого дворика заказал в Британском музее копии знаменитого фриза Парфенона, а также приобрел копии мозаик из собора Св. Марка в Венеции. А когда в 1904 году в строящемся музее произошел пожар, Нечаев-Мальцов всех утешал и успокаивал: «Ну что это за убытки? Тысяч двадцать пять и только!». Предлагаем посетить постоянную экспозицию, построенную как учебник по истории искусств, рассуждая как и благодаря кому в Москве появился сегодня любимый многими музей.
Чтобы лучше познакомиться и с самим меценатом, и делом, которое позволяло ему поддерживать искусство, предлагаем отправиться во Владимирскую область, в знаменитый Гусь-Хрустальный. Дорога на машине до него займет 3 часа, также можно доехать из Москвы до Владимира на двухчасовом скоростном поезде, а оттуда на рейсовом автобусе или такси, что займет еще полтора часа.
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Предыстория
Родившийся в Липецкой области Юриев Нечаев-Мальцов соединил две старинные династии. По отцу — старинного дворянского рода Нечаевых, а по матери — промышленников Мальцовых, и именно вторая сыграла в его судьбе ключевую роль. Еще в 1720-х годах, вместе с компаньонами Василий Мальцов основал две стекольные фабрики в Московской губернии. Но из-за указа, запретившего в 1747 году строительство стекольных заводов вблизи столиц, производство пришлось перенести. Так, в 1756 году Аким Мальцов (один из сыновей Василия) запустил на реке Гусь хрустальную фабрику, где и песок был чище, а значит, больше подходил для изготовления стекла — так началась история знаменитого Гусь-Хрустального. Дело переходило от наследника к наследнику, а заводы разрастались по российским губерниям.
В 1823 году фабрики во главе с Гусевской унаследовал Иван Мальцов (родной брат матери нашего героя) — будучи дипломатом, он бывал в Европе и изучал производства в Чехии. По их примеру на Гусевской фабрике (первыми в России!) помимо дорогих хрустальных изделий для аристократии и императорской семьи, стали создавать посуду из обыкновенных, но тщательно очищенных составов, совершенно похожую на хрустальную (так называемый богемский хрусталь). Вскоре мальцовская посуда, доступная всем, проникла чуть ли ни в каждый трактир. Уже в конце 1830-х годов изделия поставляли в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев, Варшаву, Ригу, Ташкент и центральные губернии России.
И вот от него, в 1880 году, скромный архивист и переводчик, служивший в ведомстве Министерства иностранных дел, Юрий Нечаев, неожиданно получает в наследство Гусевской хрустальный завод (и еще 11 фабрик, причем не только стекольных, по всей России). У того детей не было и незадолго до смерти он назначил именно племянника своим преемником. Объяснил просто: «дело выше семейных отношений, а среди [близких] родственников нет того, кто смог бы распоряжаться фабриками». Так, наш герой принял двойную фамилию Нечаев-Мальцов и быстро превратился в преуспевающего предпринимателя и мецената.
Надо сказать, выбор дяди он оправдал — именно при Нечаеве-Мальцове изделия гусевских мастеров получили всемирную известность. Во-первых, он внедрил в производство новые технологии: например, поточные механизированные линии нанесения знаменитой мальцовской алмазной огранки. А, во-вторых, сохраняя традиции, привнес ту самую художественность, которой они славятся сегодня, — начал использовать сложнейшие техники декорирования. Например, в конце XIX века на заводе стали на заказ изготавливать вазы с рельефными изображениями в виде пейзажей и разнообразных растений — их создавали методом травления по многослойному цветному стеклу, который разработал знаменитый французский художник эпохи модерна Эмиль Галле. Стоили такие вазы баснословно дорого.
И, наконец, именно Нечаев-Мальцов отвез изделия на международные выставки: в 1893 году в Чикаго они получили Бронзовую медаль, а на Всемирной выставке в Париже в 1900 году — и вовсе Гран-при. Несложно догадаться, что после этого завод наладил экспорт. К началу XX века за год он изготовлял 2 075 000 хрустальных изделий на 200 000 рублей (и это не считая остальных мальцовских фабрик).
Точка 2. Гусевской хрустальный завод
Сегодня легендарный завод продолжает функционировать, поэтому первым делом в Гусь-Хрустальном (который кстати начал так именоваться тоже при Юрии Нечаеве-Мальцове) стоит посмотреть, как сегодня здесь сохраняют традиции народного промысла. Сборные экскурсии по заводу проводят по будням в 10.40 и 12.20, также возможно записаться на индивидуальный осмотр. Во время прогулки вы увидите, как хрусталь сперва варят, затем выдувают из него фигурки и наносят затейливые узоры и грани, превращая обычные стеклянные изделия в произведения искусства. А в конце заглянете в так называемую «образцовую кладовую», куда многие десятилетия попадали вторые экземпляры высокохудожественных заказных и выставочных работ местных художников.
Еще глубже изучить истоки русской народной культуры, а также понять, как эти традиции формируют современность, можно в одном из десяти маршрутов проекта «Москва+Владимирская область. Путешествие в русскую сказку», которые размещены на сервисе RUSSPASS. Выбирайте вариант на свой вкус и отправляйтесь на несколько дней в путешествие к истокам.
Точка 3. Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном
После посещения завода по улице Калинина дойдите до Георгиевского собора, который сегодня скорее напоминает терем в русском стиле. Юрий Нечаев-Мальцов занимался благоустройством своего имения при Гусевских фабриках и в 1890 году заказал для рабочих церковь. Конечно, у Леонтия Бенуа — можно сказать, своего «придворного» архитектора, который и до этого уже перестраивал для промышленника особняк в Петербурге. Заказчик четко оговорил форму и стиль здания — базилика в русском стиле. Отсюда нарядные наличники на резных окнах, карнизы из фигурного кирпича и аркатурный пояс по всему зданию. Бенуа называл его своим лучшим творением, но, увы, в первозданном виде храм можно увидеть только на черно-белых снимках — в советские годы верхняя часть собора с шатровой колокольней и куполами была снесена.
Но вот богатое внутреннее убранство хорошо сохранилось — его, будучи поклонником новых веяний в искусстве, Нечаев-Мальцов заказал аж Виктору Васнецову. В алтарной части сразу бросается в глаза масштабная мозаика из смальты, изготовленная по его эскизу. А в западной — панно «Страшный суд», которое Васнецов создавал восемь лет. Юрия Степановича часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церкви в глуши Владимирской губернии. На что Нечаев-Мальцов отвечал: «А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь...» И, пожалуй, был прав.
Сегодня храм не действует — но посещают его и правда часто, уже 40 лет здесь располагается Музей хрусталя им. Мальцовых. Около половины экспонатов сюда передали с завода из той самой «образцовой кладовой», также коллекция пополняется произведениями современных мастеров. Например, здесь можно увидеть те самые вазы во французском стиле галле, изготовленные для личных покоев Николая II и его супруги Александры Федоровны. И знаменитый граненый стакан Веры Мухиной, дизайн которого она разработала в 1943 году специально для Гусевского завода, где вскоре наладили массовое производство.
Точка 4. Мальцовские домики в Гусь-Хрустальном
Затем прогуляйтесь по Гусь-Хрустальному. Вы увидите много аккуратных краснокирпичных домиков с наличниками на окнах и фигурными пилястрами. Это так называемые мальцовские домики, которые построили специально для рабочих в 1860-80-х годах. Начал проект еще Иван Мальцов (дядя нашего героя) и продолжил его преемник. И по сей день в них живет немалая часть населения Гусь-Хрустального. Это редкая возможность увидеть частные жилища пролетариата XIX века в крупных городах, где тогда в качестве фабричных общежитий создавали рабочие казармы (например, такие сохранились в Морозовском городке в Твери). В небольшом Гусь-Хрустальном, земли было много. Поэтому рабочим выделяли индивидуальные домики с садом и огородом — похожие существовали на уральских заводах 18-19 веков.
МОСКВА
Точка 5. Дворянская богадельня имени С. Д. Нечаева-Мальцова
Вернувшись в Москву, обратите внимание еще на одно здание, появившиеся благодаря меценату. Кроме поддержки искусства, Нечаева-Мальцова волновали и социальные вопросы: на его средства было создано немало благотворительных учреждений, он финансировал развитие института сестер милосердия, благоволил женскому образованию. А в 1900–1901 годах в память об отце Сергее Дмитриевиче построил богадельню на Шабаловке. Здание для нее сконструировал архитектор Роман Клейн, в то время уже работавший на Волхонке над будущим Пушкинским музеем и потому хорошо знакомый Нечаеву-Мальцову. Однако на Шаболовке зодчий использовал совсем иной стиль, соединив неорусские мотивы (высокую «теремковую» крышу, крыльцо с мощными гранитными колоннами, лепной «растительный» декор, украшающий окна) с франко-бельгийским модерном.
Точка 6. Всероссийский музей декоративного искусства
Так глубоко изучив истоки гусевского народного промысла, предлагаем больше погрузиться в контекст российских ремесел в самом подходящем для этого музее — ДПИ на Делегатской. В постоянной экспозиции можно наглядно увидеть, как во второй половине XIX века возникла мода на русский стиль, а веками существовавшие до этого народные ремесла начали выходить на уровень национального искусства. Обратите внимание на проект «Во имя промысла», где собрали образцы самых разных художественных промыслов, ставших популярными в начале XX века. Хохлома, Гжель, Палех, вологодское кружево, ростовская финифть, жостовская роспись... Основная идея — показать удивительную сочетаемость, казалось бы, удаленных друг от друга традиций и регионов. Например, как павловопосадский платок перекликается с курским ковром, а стекло из Гусь-Хрустального — с якутской костью.
Точка 7. Палаты на Льва Толстого
Еще одно место, где можно погрузиться в атмосферу старой Москвы — Палаты на Льва Толстого. Это новый вид культурной институции, где каждая лекция, театральная постановка или выставка современного искусства — направлены на исследование культурного кода повседневности, истоки которого часто таятся в традициях прошлого. Интересно и само здание, это натурально белокаменные палаты XVII века — единственное уцелевшее здание Хамовной слободы, которое когда-то служило ее административным центром. Но, судя по найденным здесь набойным доскам, иглам, наперсткам и деталям ткацких станков — хамовники трудились и здесь. В сегодняшних интерьерах исторические элементы сочетаются с предметами, созданными современными художниками и дизайнерами. Экраны для батарей напоминают свисающие скатерти и отсылают к ткацкому двору, а светодиодная лента в одном из залов выгодно оттеняет исторические своды.
Точка 8. Представление «Матрешка» в Московском цирке им. Никулина на Цветном бульваре
В завершение маршрута можно посетить Цирк им. Никулина на Цветном бульваре, который в последнее время взял курс на постановки по русско-народным мотивам. После новогоднего шоу «Конек-Горбунок» здесь идет новая цирковая программа «Матрешка». Деревянная игрушка в виде расписной куклы стала русским символом именно в конце XIX века — начале XX века (в годы возрождения интереса к исконно русской культуре), а сама постановка пропитана эстетикой популярных тогда народных ремесел. Скоморохи в павловопосадских платках, акробаты в костюмах под хохлому, гимнасты, напоминающие гжелевые фигурки. А сама гигантская матрешка в красном сарафане и алой косынке, по задумке, постепенно открывается, демонстрируя один номер за другим в совершенно разных цирковых и танцевальных жанрах.
ИСточник
2
Другие новости
Написать комментарий: