7 самых жутких существ из русских народных поверий (7 фото)

Мёртвые дети, вооружённые раскалёнными сковородами, заглядывающие в окна долговязые призраки и соблазнители, кормящие женщин навозом.

Монстры вроде вампиров, оборотней и зомби из зарубежных культур у всех на слуху. Они становятся персонажами фильмов и сериалов ужасов, в них переодеваются на Хеллоуин — в общем, популярностью такие персонажи не обделены.



Однако в славянском фольклоре существуют не менее жуткие персонажи — ничуть не хуже Дракулы и Франкенштейна. Если не знаете, кем пугать знакомых во время ночных посиделок при свечах, — вот несколько отличных кандидатов.

1. Шуликуны


Шуликуны — это малоприятные создания, которые упоминаются в поверьях населения севера Европейской части России, Прикамья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Скорее всего, они как‑то связаны с якутскими мифологическими персонажами сюллюкюнами.



Шуликуны относятся к так называемой «святочной нечисти». Эти духи якобы выходили из воды на землю перед Рождеством, а после Крещения ныряли обратно в свои проруби.
_______________________________________________________________

По легендам, эти ужасные создания были некогда детьми, отвергнутыми или погубленными своими матерями. Времена тогда были тяжёлые, и лишний рот в семье приветствовался не всегда.
_______________________________________________________________

Утопленный некрещёный младенец превращался в поистине адского монстра. Во время Святок озверевшие шуликуны бегали по улице, отрастив козлиные ноги, и изрыгали пламя изо рта. Ростом мёртвые дети были «с кулачок», но нехватку габаритов компенсировали тяжёлым вооружением: раскалёнными сковородами с углями и железными крюками. Этими приспособлениями они пытались «закрючить и сжечь» всех несчастных пьяниц и прохожих, которым не посчастливилось попасться им на пути.

Шуликуны не только перемещались пешком, но и разъезжали на лошадях верхом, на санях, в ступах и даже на горячих печах. Чтобы не допустить этих существ в избу, хозяйки выпекали кресты из хлеба.

Поскольку шуликуны обитали в воде, а бродить по земле могли лишь зимой, им приходилось носить остроконечные железные шапки. Зачем? Чтобы пробивать лёд перед всплытием.

Мораль: не стоит ходить ночью по улицам, особенно пьяным. Вам могут встретиться дети, родители которых решили не заниматься их воспитанием.

2. Жердяй



Наверняка вы слышали про такого любопытного персонажа, как Слендермен. Буквально — «тонкий человек». Его придумали участники интернет‑форума Something Awful в 2009 году, и с тех пор он появился во множестве мемов, крипипаст, игр и фильмов ужасов.

Но у Слендермена есть славянский родственник, который куда древнее и длиннее его, — некто Жердяй. Его описал ещё Владимир Даль в своей книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа».

Жердяй, от жерди — предлинный и претоненький, шатается иногда ночью по улицам, заглядывает в окна, греет руки в трубе и пугает людей. Это какой‑то жалкий шатун, который осуждён слоняться по свету без толку и должности.

Владимир Даль
«О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»

Даль предполагал, что Жердяй — это вольная переработка русскими крестьянами другого мифического персонажа, Кощея Бессмертного. Обычно он беспокоил жителей домов, у которых ворота выходят на полночь — то есть на север. Чтобы избавиться от непрошеного визитёра, крестьяне молились, постились и использовали свечки, взятые с богослужения в Страстную пятницу, — ими коптили висящий на притолоке над дверью крест.

Впрочем, существуют сказки‑страшилки, в которых Жердяй, терроризировавший жителей неназванной деревни, в конце концов был побеждён простым солдатом, остановившимся у сестры на побывку. Вояка ударил призрака оглоблей по колену, тот упал, подвергся непродолжительным побоям, после чего убрался из села.

Мораль: физическим воздействием можно добиться большего, чем свечками и молитвами.

3. Русалки




Забудьте о милой рыжеволосой Ариэль, мечтавшей получить ноги, чтобы очаровать принца. Суровые славянские русалки были куда менее приятными личностями.

Ариэль — это mermaid, то есть «морская дева», — прекрасная женщина с рыбьим хвостом. В русском переводе её назвали русалкой, хотя уместнее было бы слово «фараонка» — так когда‑то именовались полурыбы‑полудевы, якобы произошедшие от утонувших во время погони за Моисеем египтян.
_______________________________________________________________

Но вряд ли кто‑то пошёл бы на диснеевский фильм «Маленькая фараоночка».
_______________________________________________________________

Оригинальные русалки из восточнославянского фольклора имели ноги, но при этом были не живыми. Они получались из утопленниц — молодых женщин, совершивших самоубийство из‑за того, что их бросили любовники. Или утонувших из‑за несчастного случая, или даже умерших от болезни — необязательно связанной с водой.

Естественно, от созданий с такой нелёгкой судьбой не приходилось ожидать ничего хорошего. Русалки, или мавки, как их ещё называли, могли притворяться живыми женщинами и соблазнять молодых мужчин, заманивая их к себе в воду. А затем топили несчастных, щекотали их до смерти или — в особо брутальных вариантах — сдирали живьём кожу. Также они носились нагими по ночам в лугах и лесах и проказничали — человек, увидевший их, мог сойти с ума и сам начать бегать в таком виде.

Русалки по ночам могли проникать в подсобные помещения, высасывать молоко у коров и пожирать сельхозкультуры — в особенности они якобы любили горох. А когда делать им было нечего, они часами сидели неподвижно и расчёсывали чрезвычайно длинные волосы. Если в этот момент украсть гребень, русалка будет преследовать воришку до дома и убьёт его.

Чтобы избавиться от мавки, приставшей во время ночной прогулки, русские крестьяне рекомендовали молиться, читать заговоры, а также попробовать бросить ей какой‑нибудь фрагмент одежды — завладеть ею голые русалки очень хотели. Ношеный носок, как в «Гарри Поттере», вполне подойдёт.

Если же всё это не помогало, имеет смысл уколоть мавку булавкой, потому что она, как всякая нечисть, недолюбливает железо. Это, кстати, вполне может сработать и в том случае, если вы имеете дело не с утопленницей, а с живой женщиной.

Мораль: если к вам пристают незнакомые разнузданные красотки и предлагают искупаться с ними, не доверяйте им. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

4. Заложные покойники



Нечистые, заложные покойники и мертвяки — это, согласно славянским верованиям, люди, умершие неестественной смертью и не обретшие после этого покоя. Считалось, что они возвращаются в мир живых и продолжают своё существование, всячески вредя живым.

В освящённой земле их не хоронили, потому что она их «не принимала» и могла вытолкнуть наружу. Так что покойников приходилось оставлять на перекрёстках дорог, в оврагах, укладывая в гроб или просто в яму вниз лицом. Ну, чтобы они не смогли выбраться и вместо этого закапывали себя поглубже. Затем тело забрасывали ветками и закладывали камнями — отсюда и название «заложный».

Шансы стать заложными покойниками имелись у умерших насильственной смертью, самоубийц, опойц, утопленников, некрещёных детей, а также колдунов и ведьм. В отличие от скучных голливудских зомби, которые только мычат и пытаются сожрать ваши мозги, эти суровые существа могли чинить куда большие беды.

Например, умерших от пьянства якобы и после смерти продолжала преследовать ужасная жажда, которую они ничем не в силах были утолить.
_______________________________________________________________

Наверное, каждому проснувшемуся наутро после бурной вечеринки знакомы подобные ощущения.
_______________________________________________________________

И страдающие от нехватки влаги мертвецы буквально «выпивали» всю воду из земли, а также всасывали в себя дождь, устраивая засуху. Как вы понимаете, последнее грозило потерей урожая и массовой гибелью крестьянского населения.

Поэтому, например, в Симбирской губернии существовало поверье, согласно которому в случае засухи требовалось найти труп недавно умершего пьяницы, выкопать из земли и бросить в болото — может, хоть там напьётся. А вот в Екатеринославской губернии болота, чтобы утихомирить некую неназванную женщину, под рукой однажды не оказалось. Поэтому селянам пришлось откопать её и вылить на неё три бочки воды.

Кроме засухи, заложные покойники могли обеспечивать живым и другие проблемы — например, устраивать падёж скота и насылать болезни на людей, пугать неосторожных гуляк, проходящих мимо места их упокоения (иногда насмерть), и преследовать их (иногда бегом). Чтобы избавиться от погони, надо было бросить в агрессора камень или ветку. Как видим, методы примерно аналогичны тем, что применяются и против бродячих собак.

Зачастую умершие неестественной смертью попадали в услужение к нечистой силе, и их использовали в качестве средства верхового передвижения, гужевого скота или бесплатной рабочей силы. О таких свидетель конца XIX века из Новгородской губернии рассказывал: «Удавленники раньше ночью бегали по селу. Черти на них смолу и воду возили!»

Мораль: психологические проблемы не следует лечить спиртным — лучше обратитесь к специалисту.

5. Игоша



Это одно из самых пугающих созданий в восточнославянской мифологии. Игоша, или ичетик, или потерча, — демоническое существо, получающееся из детей, умерших до крещения, или из новорождённых, убитых своими матерями. Сами понимаете, в старину, когда противозачаточных средств ещё не изобрели, в крестьянских семьях случалось всякое.

Вплоть до начала XX века таких детей не предавали земле на кладбищах — вместо этого их могли похоронить под полом или порогом дома, под деревьями или, как заложных покойников, на перекрёстках дорог. А то и просто в болото выбросить. Естественно, ничего хорошего из этого получиться не могло, и из мёртвого младенца материализовывался игоша.

Владимир Даль описывает его как уродца без рук и без ног, родственного кикиморам. В некоторых характеристиках упоминается, что он ещё и мохнатый. По поверьям, это создание продолжает жить — и даже расти — в доме родителей, ведя себя как полтергейст. Игоша переворачивает все вещи вверх дном, забирает понравившиеся предметы одежды из избы и вытворяет прочие непотребства.
_______________________________________________________________

Также он время от времени творчески добавляет звуков в ночное окружение, скрежеща зубами, плача и громко топая. Хотя, возможно, это он бьётся головой об пол — ног‑то у него нет.
_______________________________________________________________

Но не все игоши ограничиваются мелкими проделками. Некоторые из них умудряются убивать живых людей, в особенности матерей с детьми, и отсутствие рук и ног им не мешает. По поверью, если женщина выйдет на улицу на младенческие крики, которые издаёт это создание, то она заболеет и умрёт.

Чтобы утихомирить игошу, по словам Даля, следовало класть ему столовые приборы и порцию еды за обедом, а также периодически бросать в окно шапку, рукавицы или что‑нибудь в этом духе. В общем, демонстрировать, что вы считаете его не мелким пакостником, а настоящим домовым. Тогда он прекратит паранормальную активность в доме. Но более эффективный вариант — покрестить игошу и дать ему имя, чтобы тот мог упокоиться с миром.

Мораль: к процессу планирования семьи и деторождению следует подходить с максимальной ответственностью.

6. Колокольный ман



Колокольный ман — ещё один жутковатый персонаж из русского фольклора. Это мертвец, который по ночам сидит, как несложно догадаться, на колокольне. Чаще всего такие господа при жизни были колдунами. А поскольку после смерти земля таких покойников «не принимает», они вынуждены были держаться от неё подальше.
_______________________________________________________________

Что нечистая сила делает на колокольне, где, казалось бы, должны регулярно проводиться богослужения? Не спрашивайте — просто примите как данность.
_______________________________________________________________

Обычно ман просто сидит на верхотуре и пугает всех своим отталкивающим внешним видом. Но если спровоцировать его необдуманными действиями на агрессию — может и убить. В рассказе, записанном на Вологодчине, одна девица якобы на спор пошла ночью на колокольню рядом с кладбищем (плохая затея, очень плохая затея). Она поднялась по лестнице и обнаружила там мертвеца в красном колпаке. Девушка сорвала с него головной убор и убежала, а дома стала хвалиться перед подругами новообретённым аксессуаром.

Естественно, ман проследовал за девушкой до её апартаментов и начал ломиться в двери, требуя колпак назад. Напуганные подружки уговорили девицу выйти к визитёру и вернуть украденное. Ну а наутро, как можно догадаться, её обнаружили мёртвой во дворе.

Мораль: брать чужое нехорошо. Выходить ночью во двор, когда тебя громко зовут подозрительные и агрессивные личности, — опасно.

7. Огненный змей


В мифологии средневековой Европы существовали демоны, называемые инкубами. Они приходили по ночам к женщинам, чтобы воспользоваться их доверчивостью и вступить с ними в интимную связь. Наличие супруга им при этом не мешало. Аналогичный персонаж есть и в русском фольклоре — его называют огненный змей, змей‑любак, прелестник или маньяк.

Когда это существо летает в воздухе, оно похоже на змея. Но, приземлившись, оно приобретает человеческий облик. Возможно, на формирование внешнего вида персонажа повлияли метеоры.
_______________________________________________________________

Когда русские крестьяне видели падающую комету, то говорили: «Маньяк пролетел».
_______________________________________________________________

Огненный змей залетал в печные трубы к женщинам, недавно потерявшим супруга, или незамужним девицам, чрезмерно тоскующим от одиночества, и превращался в «сердечного друга». А затем соблазнял жертву — так происходило ночь за ночью. Со временем женщина сходила с ума, начинала разговаривать сама с собой, чахла и умирала.

Периодически, как и всякий нормальный ухажёр, змей дарил дамам подарки: драгоценности и украшения, а также угощал их изысканными яствами. Правда, после восхода солнца ювелирные изделия становились черепками и булыжниками, а пряники — навозом.

Если женщину угораздило зачать от змея, беременность длилась ненормально долго — до трёх лет. В итоге рождалось чудовище с холодным студнем вместо тела, копытами и глазами без век. Либо наружу и вовсе выходил песок и угли.

Распознать соблазнителя можно было, потрогав его за спину. Если там нет позвоночника — значит, вы встречаетесь со змеем. Если позвоночник есть, а гостинцы всё равно превращаются в навоз, значит, ваш ухажёр — человек, но с очень странным чувством юмора.

Избавиться от змея можно было, надев на него крест или же введя в состояние когнитивного диссонанса. Так, в одной быличке женщина, решившая спровадить демонического ухажёра, превратившегося в её мёртвого мужа, одела своих детей, мальчика и девочку, в свадебные наряды и повела в церковь.

Змей удивлённо спросил, что это всё значит, и крестьянка ответила, что брат берёт сестру в жёны. Демон заявил: «Да разве же такое бывает?» На что его жертва невозмутимо парировала: «А разве бывает, что мёртвый муж к живой жене ходит?» Змей не нашёлся, что ответить, и исчез.

Мораль:
не следует доверять подозрительным мужчинам, даже если они делают вам подарки.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

3
Другие новости

Оставить комментарий

Уралец
Уралец Добавил(а) :
22 апр. 22:09 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовКоньяк за первую публикацию
Столько всего необычного, жуткого, а фильм только один снят - "Вий". А ведь такой простор для творчества!
Столько всего необычного, жуткого, а фильм только один снят - "Вий". А ведь такой простор для творчества!
MenTolik
MenTolik Добавил(а) :
23 апр. 09:09 #
ПивоРыбкаТортик
Про домового еще не написали
Про домового еще не написали

показать все комментарии (7)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!