Что означает пословица «По усам текло, а в рот не попало?»
Отвечаем, почему половина русских народных сказок заканчивалась одинаково непонятно.
«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» — классический рефрен в русском народном хеппи-энде. Даже у Пушкина встречаются данные строки, хотя в слегка измененной форме: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил». Смысл тот же.
У филологов с культуроведами родилось несколько теорий, объясняющих столь странную пословицу. Теории формально разные, однако в итоге рисуют схожую картину, которую мы вам попробуем пересказать простым языком.
Цель выражения — показать, что сказка кончилась, пора возвращаться в реальный мир, где жизнь уже не такая вольготная, волшебная и пьянящая. Нечто вроде пробуждения в самый сладкий момент.
Известный историк, специалист по российской средневековой культуре Дмитрий Игоревич Антонов в 2011 году опубликовал статью «Концовки волшебных сказок: путь героя и путь рассказчика». В ней он высказал смелую идею, что Тридесятое царство можно воспринимать как инкарнацию загробного мира, путь в который открывается тому, кто вкушал пищу мертвых, например угощения Бабы-яги. Чтобы не застрять в этом царстве, лучше воздержаться от тамошних угощений. Именно поэтому, по мнению Антонова, у рассказчика в рот мед с пивом не идут. Итог такой же: после сказки он остается в реальном мире.
«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» — классический рефрен в русском народном хеппи-энде. Даже у Пушкина встречаются данные строки, хотя в слегка измененной форме: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил». Смысл тот же.
У филологов с культуроведами родилось несколько теорий, объясняющих столь странную пословицу. Теории формально разные, однако в итоге рисуют схожую картину, которую мы вам попробуем пересказать простым языком.
Цель выражения — показать, что сказка кончилась, пора возвращаться в реальный мир, где жизнь уже не такая вольготная, волшебная и пьянящая. Нечто вроде пробуждения в самый сладкий момент.
Известный историк, специалист по российской средневековой культуре Дмитрий Игоревич Антонов в 2011 году опубликовал статью «Концовки волшебных сказок: путь героя и путь рассказчика». В ней он высказал смелую идею, что Тридесятое царство можно воспринимать как инкарнацию загробного мира, путь в который открывается тому, кто вкушал пищу мертвых, например угощения Бабы-яги. Чтобы не застрять в этом царстве, лучше воздержаться от тамошних угощений. Именно поэтому, по мнению Антонова, у рассказчика в рот мед с пивом не идут. Итог такой же: после сказки он остается в реальном мире.
-1
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: