«Жигули» для милиции и КГБ: как в Советском Союзе разрабатывали автомобили с роторно-поршневым двигателем

Думаете, у Волжского автозавода времен заднеприводной «классики» ничего, кроме дохленьких рядных моторчиков в ассортименте не было? Как бы не так! В истории ВАЗа было целое семейство шустрых движков и в 120, и в 140, и даже в 210 «сил». Правда, доступны они были только штатным испытателям и чекистам. Лишь в конце 1990-х в свободной продаже появились ВАЗы с таинственной аббревиатурой РПД в техпаспорте, которая за годы существования обросла слухами и легендами.



РПД двигатели на ВАЗ по началу были недоступны массовым автолюбителям. Однако попадание на рынок машин с такими специфическими характеристиками, позволило понять истинный уровень и гений советских конструкторов.

Что такое РПД
РПД на ВАЗ стали применять лишь после их относительно успешного внедрения заграницей. Сама история возникновения РПД началась аж в 1920-е годы, когда талантливый немецкий инженер Феликс Ванкель решил построить очередной двигатель внутреннего сгорания, но с отличающейся от привычного мотора конструкцией и более высоким КПД. Так на свет появился умница РПД — роторно-поршневой двигатель, или двигатель Ванкеля.

Чем же так роторный двигатель ВАЗ и другие крупные мировые автоконцерны? В первую очередь это строение самого РПД. Никаких привычных поршней, шатунов и распредвалов, не нужно преобразовывать возвратно поступательное движение во вращательное, всего две основные движущиеся части: сам ротор, он же поршень, и вал, с которого напрямую можно снимать крутящий момент. Одна секция — это компактный овальный блок, внутри которого крутится ротор. Блоки можно соединять как конструктор, увеличивая мощность мотора. Фантастика!

Конечно, движок Ванкеля оказался не идеальным: сильно грелся, отличался повышенным расходом топлива и масла... С этими минусами РПД ВАЗ и его механики столкнутся потом не раз, но сейчас не о том.

Как РПД на ВАЗ появилось


Вряд ли создатели автомобиля Mazda RX-2 предполагали что их детище существенно изменит советский автопром. Тем не менее, косвенно, появлению РПД на ВАЗах отечественные механики обязаны своим японским коллегам.


Наибольшего коммерческого успеха в производстве двигателя Ванкеля добилась Mazda с целым семейством РПД. Одна из их гоночных машин впоследствии даже выиграет престижную гонку Ле-Мана с двигателем РПД как на ВАЗе. Советские инженеры не стали мудрить. Говорите, Mazda съела собаку на РПД? То, что надо!

Как только в СССР заинтересовались этим направлением в моторостроении, наши люди пошли по протоптанной дорожке. Для вновь образованного в 1970-е при ВАЗе конструкторского бюро купили новенькую Mazda RX-2. Инженеры сняли с нее роторный движок, все изучили-измерили и в 1975 году выпустили первый опытный образец односекционного двигателя с индексом ВАЗ-301, а следом ВАЗ-311, который уже пошел в мелкосерийное производство автомобилей для силовых структур. Благодаря двигателю РПД на ВАЗе, машина могла выдавать 70 л.с. и... на этом плюсы заканчивались.

В действительности стоит признать что первый опыт постановки роторного двигателя на ВАЗ окончились крахом. Сам же двигатель оказался полным хламом, постоянно выходил из строя и не отличался стабильной работой, так что почти всю партию «копеек» с этим мотором под капотом вернули создателям.



Один из вариантов машины ВАЗ с двигателем системы РПД можно обнаружить при просмотре старых советских фильмах. Вероятно если бы не особое предназначение машин для силовых ведомств, то вполне возможно что движок Вангеля так бы и не покинул конструкторское бюро.

ВАЗ–411: роторный двигатель нового уровня

Однако сама идея – поставить на автомобили ВАЗа РПД – тольяттинским умам очень понравилась, несмотря на то, что первый блин вышел большущим комом. Шутка ли — за все время существования спецбюро инженеры успели разработать в общей сложности 38 модификаций РПД, пока специальный отдел при ВАЗе не закрыли в 2004 году. Сразу после неудачного опыта с «триста одиннадцатым» движком, мотористы строят куда более стабильный и надежный двухсекционник ВАЗ-411 мощностью 120 л.с. Его ставили на ВАЗ-21019 и ВАЗ-21059, а поставлялась такая «классика» в гаражи МВД и КГБ. Стоило уже в 1990-е инженерам поменять карбюратор на впрыск, как модернизированный ВАЗ-411-01 выдавал уже 130-140 «сил». Такие РПД шли на ВАЗ-2107 – легендарные «семёрки»



Роторный двигатель в разрезе с ротором, который выполнен как треугольник Рёло


В принципе, двухсекционный ВАЗ-411 оказался наиболее живучим и оптимальным по всем характеристикам. Помимо того, что подобные РПД были на ВАЗ-2105 и последующих моделях, на его основе была построена разновидность для переднеприводных моделей ВАЗа. Именно она, начиная с 1997 года наконец-то и попала в свободную продажу на моделях ВАЗ-2109-91, ВАЗ-21099-91 и ВАЗ-2115-91.

В чём плюс двигателей подобных РПД на ВАЗ? Такой автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 8 секунд, а максимальная скорость подбиралась к отметке в 200 км/ч. Ясное дело, в непростые времена диковинную «восьмерку» мог купить только большой оригинал или фанат, ведь насколько она была быстрее обычной, настолько и дороже обычной «Самары». Но спрос хоть был и чертовски низкий, но стабильный.

Почему перестали ставить РПД на ВАЗ


Темой РПД интересовались многие производства в СССР. В числе заказчиков специального бюро ВАЗа были авиапредприятия (МВЗ, КВЗ и другие), производители лодок, амфибий и мотоциклов. Строили на ВАЗе РПД даже для Горьковского автозавода! Среди самых крутых были опытный 140-сильный двигатель для силовых структур, невероятный 210-сильный 3-секционный РПД, который предполагалось устанавливать на правительственные «Волги» и даже 280-сильный агрегат для «Чайки», который, увы, дальше макета не пошел. То есть двигатели типа РПД на ВАЗе не были каким-то нонсенсом: в масштабах страны, они являлись отечественным ответом на тенденции мировой автомобильной промышленности.

Тем не менее, при всех своих достоинствах, РПД так и не научился быть надежным — редкий экземпляр проезжал больше 100 000 км, а средний реальный ресурс зачастую оказывался и того ниже. Это и погубило долгосрочную перспективу установок РПД на ВАЗ. Вдобавок, при всей своей инженерной простоте он был в диковинку механикам, да и с запчастями дела обстояли не так гладко, как для классического ДВС. Как итог — в 2004 году все работы спецбюро ВАЗа были прекращены, а само бюро впоследствии ликвидировано.


Схема роторного двигателя, демонстрирующая цикл двигателя: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск


Можно ли купить роторный двигатель ВАЗ
Машины с роторными двигателями не производятся уже больше десятилетия. Но это не значит, что их нельзя купить. Правда, предложений очень мало. Машины с таким двигателем – раритет, который люди терять не хотят.

Вот что пишет в объявлении на машину один пользователь: «Огромная просьба, если вы не знаете что такое роторный двигатель, не звоните – не продам». Так что, вопрос не только в деньгах, но и в том, в какие руки хозяева отдают машину. Примерная стоимость варьируется от 300 до 900 тысяч рублей, но иногда находятся и очень дешевые варианты, всего за 60-80 тысяч. При желании можно купить роторный двигатель и самостоятельно поставить его на машину.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

1
Другие новости

Оставить комментарий

dabar80
dabar80 Добавил(а) :
8 декабря 2023 00:07 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
Ну сразу видно, что статейка от жертв ЕГЭ из бульварного журнальчика)), для таких же жертв ЕГЭ))).
1. "РПД на ВАЗ стали применять лишь после их относительно успешного внедрения заграницей", это бля как? Немцы из НСУ их ещё в начале 60-х стали применять), когда завод в Ставрополе на Волге ещё даже не задумывался), да и сам город ещё Тольятти не стал))).
2. "Один из вариантов машины ВАЗ с двигателем системы РПД можно обнаружить при просмотре старых советских фильмах", как? По наличию мигалок что ли))? "Догонялки" изначально создавались так, чтобы от обычных машин не выделяться), не зря же Волгам с "чайковскими" двигателями чугунную плиту в багажник клали)), иначе их по перекосу на морду можно было опознать)) (Победы с движком от ЗиМа это, как не странно не касалось).
3. "Сам же двигатель оказался полным хламом, постоянно выходил из строя и не отличался стабильной работой", так двигатель Ванкеля требует очень высокой культуры производства, чем АвтоТАЗ в 1975 году похвастать не мог)), зато когда ему поставили новые импортные станки с ЧПУ появился двухсекционный ВАЗ-411, который считается образцом надежности отечественных РПД)), там при производстве "самолетные" допуски используются, так что на обычном такарном станке серийно детали для РПД делать невозможно).
На самом деле распространение двигатели Ванкеля в автомобилестроении, несмотря на их недостатки (малый ресурс, повышенный расход топлива, требования к его качеству и т.п.), получили благодоря их малому рабочему объему и большей отдачи в "лошадиных силах"), кстати как и турбины), просто в то время в части стран Европы налог на автомобили шел не с мощности двигателя а с "объема")), исключение Франция, но там мисье всегда знали толк в извращениях)), так что ввели понятие "налоговая сила")), Ситроен 2 СиВи, кстати, именно потому такое название и получил)), по русски он бы назывался "две лошади")), а та же "семёрка" с ВАЗ-411 имеет рабочий объем двигателя меньше чем "Ока")). Другой вопрос, что РПД это штучный продукт для ценителей подобных извращений, готовых мириться с этими недостатками, так что в современных экономических условиях автоконцернам их выпускать просто нет смысла, если это, конечно, не имиджевый продукт типа Мазда ЭрИкс)).
Ну сразу видно, что статейка от жертв ЕГЭ из бульварного журнальчика)), для таких же жертв ЕГЭ))).
1. "РПД на ВАЗ стали применять лишь после их относительно успешного внедрения заграницей", это бля как? Немцы из НСУ их ещё в начале 60-х стали применять), когда завод в Ставрополе на Волге ещё даже не задумывался), да и сам город ещё Тольятти не стал))).
2. "Один из вариантов машины ВАЗ с двигателем системы РПД можно обнаружить при просмотре старых советских фильмах", как? По наличию мигалок что ли))? "Догонялки" изначально создавались так, чтобы от обычных машин не выделяться), не зря же Волгам с "чайковскими" двигателями чугунную плиту в багажник клали)), иначе их по перекосу на морду можно было опознать)) (Победы с движком от ЗиМа это, как не странно не касалось).
3. "Сам же двигатель оказался полным хламом, постоянно выходил из строя и не отличался стабильной работой", так двигатель Ванкеля требует очень высокой культуры производства, чем АвтоТАЗ в 1975 году похвастать не мог)), зато когда ему поставили новые импортные станки с ЧПУ появился двухсекционный ВАЗ-411, который считается образцом надежности отечественных РПД)), там при производстве "самолетные" допуски используются, так что на обычном такарном станке серийно детали для РПД делать невозможно).
На самом деле распространение двигатели Ванкеля в автомобилестроении, несмотря на их недостатки (малый ресурс, повышенный расход топлива, требования к его качеству и т.п.), получили благодоря их малому рабочему объему и большей отдачи в "лошадиных силах"), кстати как и турбины), просто в то время в части стран Европы налог на автомобили шел не с мощности двигателя а с "объема")), исключение Франция, но там мисье всегда знали толк в извращениях)), так что ввели понятие "налоговая сила")), Ситроен 2 СиВи, кстати, именно потому такое название и получил)), по русски он бы назывался "две лошади")), а та же "семёрка" с ВАЗ-411 имеет рабочий объем двигателя меньше чем "Ока")). Другой вопрос, что РПД это штучный продукт для ценителей подобных извращений, готовых мириться с этими недостатками, так что в современных экономических условиях автоконцернам их выпускать просто нет смысла, если это, конечно, не имиджевый продукт типа Мазда ЭрИкс)).
penssioner
penssioner Добавил(а) :
8 декабря 2023 11:20 #
ПивоРыбкаТортик
я катался на Волге с Rover-ским движком понравилось кстати с Свердловской киностудии
я катался на Волге с Rover-ским движком понравилось кстати с Свердловской киностудии

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!