Из Екатеринбурга в Эдинбург: как из обычной школы я попала в один из лучших вузов мира на стипендию ❘ фото
Блестящее образование можно получить без денег — исключительно своим умом.
С чего всё началось
Я родилась в Екатеринбурге. Я третий ребёнок в обычной семье со средним достатком. Воспитывала меня мама.
Любовь к учёбе была у меня с самого детства. Я поступила в самую простую школу, а во втором классе перешла в лицей, где проучилась до седьмого класса. Когда в начальной школе пошли первые олимпиады, мне сразу захотелось в них участвовать, у меня быстро стало получаться, меня увлекал соревновательный момент.
Первый предмет, в который я углубилась уже в средней школе, был математикой. Можно было участвовать в олимпиадах, ездить в математические лагеря, развиваться в этом направлении, и мне это безумно понравилось. Потом я подумала, что, может быть, мне больше нравится искусство и литература. И стала держать баланс между точными и гуманитарными науками.
Во всяких олимпиадах я участвовала постоянно. В олимпиадное движение втягиваешься. Олимпиады всероссийского уровня начинаются с седьмого класса. Тогда я открыла список предметов, пошла по нему и поняла, что мне всё интересно, мне всё нравится. В итоге в своей первой всероссийской олимпиаде я участвовала по 10 предметам и, кажется, по четырём стала призёром, а по четырём — победителем.
Наверное, во мне всегда был перфекционизм: мне хотелось быть первой, получать лучшие оценки, стремиться выше, тестировать саму себя. Я очень расстраивалась из‑за четвёрок. При этом в средней школе я не воспринимала учёбу как некий социальный лифт. Мне просто очень нравилось учиться, я делала это с удовольствием.
Мне кажется, что есть какой‑то врождённый талант и любовь к учёбе, которые помогают добиваться результатов. Но большое значение имеет и влияние семьи, и личное упорство. Я знала людей, которые могли учиться очень много и долго, но у меня такой усидчивости не было. Я, скорее, училась быстро. До седьмого класса учёба прекрасно шла на одном энтузиазме. В старшей школе стало тяжелее, и пришлось прилагать больше усилий.
До школы моя мама много со мной занималась, отвела в музыкальную школу, на курсы английского, поддерживала мои увлечения театром, музыкой. В школе же она не вмешивалась в мою учёбу, не ругала меня за оценки, не проверяла за мной домашнюю работу, не давила на меня. Сколько я себя помню, я считала, что школа — это моя ответственность и учиться я должна сама, потому что это нужно в первую очередь мне.
Как я поступила в школу для одарённых детей
Когда я была в седьмом классе, мы с мамой решили, что мне можно поступить в какую‑то сильную школу. Ведь учёба давалась мне легко.
В тот период я стала призёром олимпиады по физике, и меня без экзаменов взяли в Специализированный учебно‑научный центр при Уральском федеральном университете. Это одна из одиннадцати сильных школ при вузах страны, где учатся старшеклассники.
В это же время в Сети стала появляться реклама «Летово» в Москве. Это была школа для одарённых детей. Но тогда она только открывалась, это был какой‑то новый непонятный формат, и поступление туда выглядело даже немного авантюрно.
Это частная школа‑пансион для учеников 7–11 классов. То есть, поступая туда, дети уезжают из дома и живут там в школьных общежитиях, проводят время в кампусе, там же занимаются внеклассными занятиями.
Сделать выбор в пользу новой незнакомой школы и нового формата было очень тяжело, особенно маме. Мы долго обсуждали, куда мне всё же лучше пойти, но в итоге выбор пал на «Летово». Думаю, маме было тяжело решиться меня отпустить. Но, наверное, чтобы идти вперёд, иногда надо делать очень смелые шаги.
Поступить в «Летово» сложно, это долгий процесс, который начинается ещё в середине учебного года. Ты тратишь так много сил на поступление, что, когда проходишь отбор, уже не хочешь отказываться от этой возможности, у тебя уже нет сомнений, уезжать или нет.
Чтобы поступить в школу, нужно пройти несколько этапов. Сначала базовое тестирование по школьным предметам. Если ты его проходишь, тебя приглашают на второй этап, который проходит с прокторингом, и там тебе дают более сложные задачи олимпиадного типа. Если ты прошёл и этот этап, тебя приглашают на интервью. Ты проходишь интервью, психологическую игру, где следят, как ты взаимодействуешь в команде, какие у тебя лидерские качества и так далее, и собеседование на английском.
Образование в «Летово» действительно дорогое. Сейчас полный пансион стоит 280 тысяч в месяц.
Когда ребёнок поступает, о том, кто он, кто его родители и какое у них финансовое состояние, ничего не известно. Нас зачисляют, только основываясь на результатах наших вступительных экзаменов. Затем каждый год родители отправляют свои документы о доходах в стипендиальный фонд, и в зависимости от доходов семьи грант покрывает обучение ребёнка частично или полностью.
Моя мама платила только часть суммы, которая была ей по силам (тогда обучение стоило дешевле). Но со мной училось очень много ребят со всей России, которые были на полной стипендии. То есть получалось, что главное в школе — твои мозги и стремление учиться, все оказывались в равных условиях. Возможность учиться там есть у всех, кто в этом заинтересован. Поступить в школу для одарённых детей можно без денег.
Как была устроена жизнь в «Летово»
«Летово» работает по формату американско‑английских школ‑пансионов. Там делается упор не только на обучение, но и на дополнительное образование — прямо в кампусе очень много всяких кружков.
Большое внимание уделяется комьюнити из учителей и учеников, которые становятся единомышленниками. Можно постоянно придумывать какие‑то свои проекты, делиться творческими или академическими идеями с преподавателями и пробовать их воплощать.
Очень много наших занятий было направлено на развитие критического мышления, умения мыслить и рефлексировать, рождать и презентовать свои идеи, а также soft skills. Это было главное отличие от обычной школы.
Оценки в «Летово» ставили по нескольким критериям: понимание, практическая работа, рефлексия и так далее. Это помогало не просто зубрить, а глубоко понимать процессы, стимулировало постоянно что‑то придумывать, готовить какие‑то исследования.
В программу входила олимпиадная подготовка. Во Всероссийских олимпиадах можно заработать приличные деньги. Победитель всероссийского этапа получает 500 тысяч рублей, призёр — 300, участник — 100. Я за старшую школу заработала 700 тысяч по экологии. Я участвовала в олимпиаде три года подряд просто потому, что мне стало любопытно. Дважды я не очень основательно готовилась и получила по 100 тысяч как участник. А в третий раз взялась за дело и стала абсолютным победителем по России, заработав 500 тысяч.
Но нас не затачивали только под олимпиадное движение. Уроки у нас были парами, как в вузе, обычно 4–5 пар в день. Потом была внеакадемическая нагрузка. Я, например, ходила на керамику и на фортепиано. Обязательно было к двум часам физкультуры брать ещё четыре часа внеакадемического спорта в неделю. Это мог быть теннис, лёгкая атлетика, просто спортзал. Вечером мы возвращались в своё общежитие, готовили домашнюю работу и проводили время с друзьями.
Нагрузка была серьёзная. Мне не с чем сравнить, потому что я не ходила в обычную старшую школу, но мои друзья, которые учились в других школах, тратили меньше времени на учёбу. Мы же были очень загружены. Но это была разносторонняя и интересная нагрузка.
У нас учились сильные дети со всей страны. Я до сих пор вспоминаю, какие же крутые люди меня окружали. Это были не просто академически сильные люди, а личности, которым было всё суперинтересно.
Вокруг было много взрослых, на которых хотелось быть похожим. Так, преподаватели математики могли ставить театральные пьесы и вести музыкальные вечера. А мой учитель литературы ещё очень увлекался архитектурой и заведовал школьным киноклубом.
Глядя на таких людей, ты понимаешь, что у человека нет предела, ты можешь развиваться в разных областях, совмещать академическую карьеру с искусством, спортом. Я поняла, что меня вдохновляют люди, которые не зацикливаются на чём‑то одном, а добиваются успехов в разных областях, потому что им многое интересно.
Это, возможно, главная мудрость, которую я вынесла из школьной жизни.
Как я поступила за границу
С десятого класса у нас в школе было два пути развития на выбор: продолжить обычное обучение или поступить на программу Международного бакалавриата (IB), чтобы в конце обучения получить диплом IB. Это диплом международного образца, который котируется в вузах по всему миру. Когда школа аккредитована, по её диплому в иностранных вузах сразу понимают, что, как и по какой программе ты учил, что значат твои оценки.
Несмотря на то, что в детстве я не думала никуда переезжать, в старшей школе эти мысли стали приходить в голову. Мне довелось попутешествовать по Англии, увидеть своими глазами Оксфорд и Кембридж, и мысль о том, что там можно учиться, меня заворожила. Я подумала, что поступить в лучшие вузы мира возможно и надо просто пробовать.
Поэтому я решила поступить на IB‑программу и сдала экзамены в девятом классе.
Программа международного бакалавриата состоит из шести предметов из разных областей: родной язык и литература, иностранный язык, наука, искусства, математика и социальные науки. Кажется, что это мало, но на самом деле ты очень глубоко изучаешь эти шесть предметов, и нагрузка очень высокая. Плюс ты должен всё время делать какие‑то социальные проекты, проводить какие‑то эксперименты. Все занятия, кроме русской литературы, проходят на английском языке. В одиннадцатом классе сдают выпускные экзамены, которые помогут поступить в зарубежный вуз.
За рубеж ты начинаешь поступать аж в начале одиннадцатого класса, когда у тебя ещё нет даже оценок за итоговый экзамен. Но есть международная система так называемых предиктов — твои учителя предполагают, какой балл ты получишь в конце года, и эти данные отправляют в различные вузы. В вузах предикту доверяют. Получается, у тебя есть стимул работать не только в последний год обучения, но и на протяжении всей программы, показывать свои знания, чтобы твой педагог выше оценил твой возможный результат.
Ещё ты пишешь очень много эссе. В Англии это эссе, в основном связанные с твоей областью: ты пишешь, почему ты заинтересован поступать именно туда, кем ты себя видишь, какие у тебя уже есть успехи в этой области, всякие олимпиады, исследования и так далее. В Америке ты ещё пишешь неакадемические эссе: о своих друзьях, о переломном моменте в своей жизни, о ситуации, когда тебе грустно. У нас был карьерный консультант, который помогал нам писать эти эссе.
Подавать документы ты можешь в любое количество вузов. Но попадёшь ты или нет, зависит от целого ряда факторов, которые не всегда можно понять или предсказать. Я подавала документы в 15 вузов, и у меня были очень хорошие академические успехи. Мой предикт был 45 из 45 со средним баллом по миру 35, у меня были олимпиады, портфолио. Но в итоге я получила 14 отказов! Почему — невозможно понять, это не объясняют. Это очень тяжело, это бьёт по самооценке. Мне кажется, я всё ещё отхожу от этого.
Но в итоге я получила один офер из Университета Эдинбурга, это было облегчение.
Как учусь в Эдинбурге на полной стипендии
Сейчас я учусь на втором курсе в Университете Эдинбурга и изучаю медицинскую биологическую химию.
Это древний университет XVI века, который находится в столице Шотландии. Сам городок очень необычный, прямо сказочный: вокруг каменные здания, древние церкви, посреди города замок. И университет находится в самом городе и вписан в его архитектуру. Большинство наших кампусов уже новые, поэтому ты реже учишься во всех этих готических зданиях, но всё равно постоянно находишься в этой атмосфере.
Помню, как добиралась сюда 30 часов с пересадками. Доехала на поезде из Лондона, шла к своему общежитию и увидела, что дорога перекрыта. Оказывается, в кортеже везли тело британской королевы, и я буквально стала этому свидетелем в свой первый день на новом месте. Это было моё первое впечатление в городе.
Поначалу я очень романтизировала то, что я здесь, что я в этих каменных зданиях, которые дышат древностью. Там, где учились великие люди вроде Чарльза Дарвина. Думала, как это потрясающе, я ведь так мечтала о таком месте.
Но это чувство довольно быстро проходит, потому что ты с головой погружаешься в учёбу и перестаёшь отвлекаться на романтику вокруг. Иногда я вспоминаю, где я, и думаю: «Ничего себе, шесть лет назад я хотела поступать в медицинский в Екатеринбурге, а теперь я здесь». И это очень мотивирует. Ты понимаешь, что своими силами ты правда можешь добиться многого. Главное — не бояться.
Учёбы много, и она, конечно, сложная. Но ты можешь самостоятельно выбирать некоторые дисциплины и глубину их изучения. Плюс у тебя есть свободное время, которое ты можешь либо тратить на какие‑то социальные предметы, брать элективы, всякие кружки и клубы, работать или заниматься искусством, например. Здесь дают довольно много свободы.
Учусь я на стипендии от моей школы. У нас есть программа, по которой школа полностью оплачивает обучение, проживание и питание выпускникам, которые поступили в топ‑20 вузов мира. Университет Эдинбурга был 15‑м, когда я поступала.
В будущем мне бы хотелось жить в Лондоне или в Москве. За время учёбы в школе я очень полюбила Москву и не отметаю возможности, что я могу там остаться. Работать я хотела бы одновременно в науке и в индустрии: в фармакологических или биотехнологических компаниях.
Мне кажется важным, что у нас в стране ты можешь развиваться не только с помощью денег. Да, это непросто, учёба требует любви и времени, но она может дать колоссальные возможности. Главное — ими пользоваться.
Источник
С чего всё началось
Я родилась в Екатеринбурге. Я третий ребёнок в обычной семье со средним достатком. Воспитывала меня мама.
Любовь к учёбе была у меня с самого детства. Я поступила в самую простую школу, а во втором классе перешла в лицей, где проучилась до седьмого класса. Когда в начальной школе пошли первые олимпиады, мне сразу захотелось в них участвовать, у меня быстро стало получаться, меня увлекал соревновательный момент.
Первый предмет, в который я углубилась уже в средней школе, был математикой. Можно было участвовать в олимпиадах, ездить в математические лагеря, развиваться в этом направлении, и мне это безумно понравилось. Потом я подумала, что, может быть, мне больше нравится искусство и литература. И стала держать баланс между точными и гуманитарными науками.
Во всяких олимпиадах я участвовала постоянно. В олимпиадное движение втягиваешься. Олимпиады всероссийского уровня начинаются с седьмого класса. Тогда я открыла список предметов, пошла по нему и поняла, что мне всё интересно, мне всё нравится. В итоге в своей первой всероссийской олимпиаде я участвовала по 10 предметам и, кажется, по четырём стала призёром, а по четырём — победителем.
_______________________________________________________________
Меня никто не заставлял, мне самой всё хотелось попробовать, проверить свои силы.
_______________________________________________________________
Меня никто не заставлял, мне самой всё хотелось попробовать, проверить свои силы.
_______________________________________________________________
Наверное, во мне всегда был перфекционизм: мне хотелось быть первой, получать лучшие оценки, стремиться выше, тестировать саму себя. Я очень расстраивалась из‑за четвёрок. При этом в средней школе я не воспринимала учёбу как некий социальный лифт. Мне просто очень нравилось учиться, я делала это с удовольствием.
Мне кажется, что есть какой‑то врождённый талант и любовь к учёбе, которые помогают добиваться результатов. Но большое значение имеет и влияние семьи, и личное упорство. Я знала людей, которые могли учиться очень много и долго, но у меня такой усидчивости не было. Я, скорее, училась быстро. До седьмого класса учёба прекрасно шла на одном энтузиазме. В старшей школе стало тяжелее, и пришлось прилагать больше усилий.
До школы моя мама много со мной занималась, отвела в музыкальную школу, на курсы английского, поддерживала мои увлечения театром, музыкой. В школе же она не вмешивалась в мою учёбу, не ругала меня за оценки, не проверяла за мной домашнюю работу, не давила на меня. Сколько я себя помню, я считала, что школа — это моя ответственность и учиться я должна сама, потому что это нужно в первую очередь мне.
Как я поступила в школу для одарённых детей
Когда я была в седьмом классе, мы с мамой решили, что мне можно поступить в какую‑то сильную школу. Ведь учёба давалась мне легко.
В тот период я стала призёром олимпиады по физике, и меня без экзаменов взяли в Специализированный учебно‑научный центр при Уральском федеральном университете. Это одна из одиннадцати сильных школ при вузах страны, где учатся старшеклассники.
В это же время в Сети стала появляться реклама «Летово» в Москве. Это была школа для одарённых детей. Но тогда она только открывалась, это был какой‑то новый непонятный формат, и поступление туда выглядело даже немного авантюрно.
Это частная школа‑пансион для учеников 7–11 классов. То есть, поступая туда, дети уезжают из дома и живут там в школьных общежитиях, проводят время в кампусе, там же занимаются внеклассными занятиями.
Сделать выбор в пользу новой незнакомой школы и нового формата было очень тяжело, особенно маме. Мы долго обсуждали, куда мне всё же лучше пойти, но в итоге выбор пал на «Летово». Думаю, маме было тяжело решиться меня отпустить. Но, наверное, чтобы идти вперёд, иногда надо делать очень смелые шаги.
Поступить в «Летово» сложно, это долгий процесс, который начинается ещё в середине учебного года. Ты тратишь так много сил на поступление, что, когда проходишь отбор, уже не хочешь отказываться от этой возможности, у тебя уже нет сомнений, уезжать или нет.
Чтобы поступить в школу, нужно пройти несколько этапов. Сначала базовое тестирование по школьным предметам. Если ты его проходишь, тебя приглашают на второй этап, который проходит с прокторингом, и там тебе дают более сложные задачи олимпиадного типа. Если ты прошёл и этот этап, тебя приглашают на интервью. Ты проходишь интервью, психологическую игру, где следят, как ты взаимодействуешь в команде, какие у тебя лидерские качества и так далее, и собеседование на английском.
Образование в «Летово» действительно дорогое. Сейчас полный пансион стоит 280 тысяч в месяц.
_______________________________________________________________
Но финансовое положение семьи в школе не имеет вообще никакого значения.
_______________________________________________________________
Но финансовое положение семьи в школе не имеет вообще никакого значения.
_______________________________________________________________
Когда ребёнок поступает, о том, кто он, кто его родители и какое у них финансовое состояние, ничего не известно. Нас зачисляют, только основываясь на результатах наших вступительных экзаменов. Затем каждый год родители отправляют свои документы о доходах в стипендиальный фонд, и в зависимости от доходов семьи грант покрывает обучение ребёнка частично или полностью.
Моя мама платила только часть суммы, которая была ей по силам (тогда обучение стоило дешевле). Но со мной училось очень много ребят со всей России, которые были на полной стипендии. То есть получалось, что главное в школе — твои мозги и стремление учиться, все оказывались в равных условиях. Возможность учиться там есть у всех, кто в этом заинтересован. Поступить в школу для одарённых детей можно без денег.
Как была устроена жизнь в «Летово»
«Летово» работает по формату американско‑английских школ‑пансионов. Там делается упор не только на обучение, но и на дополнительное образование — прямо в кампусе очень много всяких кружков.
Большое внимание уделяется комьюнити из учителей и учеников, которые становятся единомышленниками. Можно постоянно придумывать какие‑то свои проекты, делиться творческими или академическими идеями с преподавателями и пробовать их воплощать.
Очень много наших занятий было направлено на развитие критического мышления, умения мыслить и рефлексировать, рождать и презентовать свои идеи, а также soft skills. Это было главное отличие от обычной школы.
Оценки в «Летово» ставили по нескольким критериям: понимание, практическая работа, рефлексия и так далее. Это помогало не просто зубрить, а глубоко понимать процессы, стимулировало постоянно что‑то придумывать, готовить какие‑то исследования.
В программу входила олимпиадная подготовка. Во Всероссийских олимпиадах можно заработать приличные деньги. Победитель всероссийского этапа получает 500 тысяч рублей, призёр — 300, участник — 100. Я за старшую школу заработала 700 тысяч по экологии. Я участвовала в олимпиаде три года подряд просто потому, что мне стало любопытно. Дважды я не очень основательно готовилась и получила по 100 тысяч как участник. А в третий раз взялась за дело и стала абсолютным победителем по России, заработав 500 тысяч.
_______________________________________________________________
Со мной учились ребята, которые зарабатывали по 1,5 млн и больше на олимпиадах исключительно своим умом.
_______________________________________________________________
Со мной учились ребята, которые зарабатывали по 1,5 млн и больше на олимпиадах исключительно своим умом.
_______________________________________________________________
Но нас не затачивали только под олимпиадное движение. Уроки у нас были парами, как в вузе, обычно 4–5 пар в день. Потом была внеакадемическая нагрузка. Я, например, ходила на керамику и на фортепиано. Обязательно было к двум часам физкультуры брать ещё четыре часа внеакадемического спорта в неделю. Это мог быть теннис, лёгкая атлетика, просто спортзал. Вечером мы возвращались в своё общежитие, готовили домашнюю работу и проводили время с друзьями.
Нагрузка была серьёзная. Мне не с чем сравнить, потому что я не ходила в обычную старшую школу, но мои друзья, которые учились в других школах, тратили меньше времени на учёбу. Мы же были очень загружены. Но это была разносторонняя и интересная нагрузка.
У нас учились сильные дети со всей страны. Я до сих пор вспоминаю, какие же крутые люди меня окружали. Это были не просто академически сильные люди, а личности, которым было всё суперинтересно.
Вокруг было много взрослых, на которых хотелось быть похожим. Так, преподаватели математики могли ставить театральные пьесы и вести музыкальные вечера. А мой учитель литературы ещё очень увлекался архитектурой и заведовал школьным киноклубом.
Глядя на таких людей, ты понимаешь, что у человека нет предела, ты можешь развиваться в разных областях, совмещать академическую карьеру с искусством, спортом. Я поняла, что меня вдохновляют люди, которые не зацикливаются на чём‑то одном, а добиваются успехов в разных областях, потому что им многое интересно.
Это, возможно, главная мудрость, которую я вынесла из школьной жизни.
Как я поступила за границу
С десятого класса у нас в школе было два пути развития на выбор: продолжить обычное обучение или поступить на программу Международного бакалавриата (IB), чтобы в конце обучения получить диплом IB. Это диплом международного образца, который котируется в вузах по всему миру. Когда школа аккредитована, по её диплому в иностранных вузах сразу понимают, что, как и по какой программе ты учил, что значат твои оценки.
Несмотря на то, что в детстве я не думала никуда переезжать, в старшей школе эти мысли стали приходить в голову. Мне довелось попутешествовать по Англии, увидеть своими глазами Оксфорд и Кембридж, и мысль о том, что там можно учиться, меня заворожила. Я подумала, что поступить в лучшие вузы мира возможно и надо просто пробовать.
Поэтому я решила поступить на IB‑программу и сдала экзамены в девятом классе.
Программа международного бакалавриата состоит из шести предметов из разных областей: родной язык и литература, иностранный язык, наука, искусства, математика и социальные науки. Кажется, что это мало, но на самом деле ты очень глубоко изучаешь эти шесть предметов, и нагрузка очень высокая. Плюс ты должен всё время делать какие‑то социальные проекты, проводить какие‑то эксперименты. Все занятия, кроме русской литературы, проходят на английском языке. В одиннадцатом классе сдают выпускные экзамены, которые помогут поступить в зарубежный вуз.
За рубеж ты начинаешь поступать аж в начале одиннадцатого класса, когда у тебя ещё нет даже оценок за итоговый экзамен. Но есть международная система так называемых предиктов — твои учителя предполагают, какой балл ты получишь в конце года, и эти данные отправляют в различные вузы. В вузах предикту доверяют. Получается, у тебя есть стимул работать не только в последний год обучения, но и на протяжении всей программы, показывать свои знания, чтобы твой педагог выше оценил твой возможный результат.
Ещё ты пишешь очень много эссе. В Англии это эссе, в основном связанные с твоей областью: ты пишешь, почему ты заинтересован поступать именно туда, кем ты себя видишь, какие у тебя уже есть успехи в этой области, всякие олимпиады, исследования и так далее. В Америке ты ещё пишешь неакадемические эссе: о своих друзьях, о переломном моменте в своей жизни, о ситуации, когда тебе грустно. У нас был карьерный консультант, который помогал нам писать эти эссе.
Подавать документы ты можешь в любое количество вузов. Но попадёшь ты или нет, зависит от целого ряда факторов, которые не всегда можно понять или предсказать. Я подавала документы в 15 вузов, и у меня были очень хорошие академические успехи. Мой предикт был 45 из 45 со средним баллом по миру 35, у меня были олимпиады, портфолио. Но в итоге я получила 14 отказов! Почему — невозможно понять, это не объясняют. Это очень тяжело, это бьёт по самооценке. Мне кажется, я всё ещё отхожу от этого.
Но в итоге я получила один офер из Университета Эдинбурга, это было облегчение.
Как учусь в Эдинбурге на полной стипендии
Сейчас я учусь на втором курсе в Университете Эдинбурга и изучаю медицинскую биологическую химию.
Это древний университет XVI века, который находится в столице Шотландии. Сам городок очень необычный, прямо сказочный: вокруг каменные здания, древние церкви, посреди города замок. И университет находится в самом городе и вписан в его архитектуру. Большинство наших кампусов уже новые, поэтому ты реже учишься во всех этих готических зданиях, но всё равно постоянно находишься в этой атмосфере.
Помню, как добиралась сюда 30 часов с пересадками. Доехала на поезде из Лондона, шла к своему общежитию и увидела, что дорога перекрыта. Оказывается, в кортеже везли тело британской королевы, и я буквально стала этому свидетелем в свой первый день на новом месте. Это было моё первое впечатление в городе.
Поначалу я очень романтизировала то, что я здесь, что я в этих каменных зданиях, которые дышат древностью. Там, где учились великие люди вроде Чарльза Дарвина. Думала, как это потрясающе, я ведь так мечтала о таком месте.
Но это чувство довольно быстро проходит, потому что ты с головой погружаешься в учёбу и перестаёшь отвлекаться на романтику вокруг. Иногда я вспоминаю, где я, и думаю: «Ничего себе, шесть лет назад я хотела поступать в медицинский в Екатеринбурге, а теперь я здесь». И это очень мотивирует. Ты понимаешь, что своими силами ты правда можешь добиться многого. Главное — не бояться.
Учёбы много, и она, конечно, сложная. Но ты можешь самостоятельно выбирать некоторые дисциплины и глубину их изучения. Плюс у тебя есть свободное время, которое ты можешь либо тратить на какие‑то социальные предметы, брать элективы, всякие кружки и клубы, работать или заниматься искусством, например. Здесь дают довольно много свободы.
Учусь я на стипендии от моей школы. У нас есть программа, по которой школа полностью оплачивает обучение, проживание и питание выпускникам, которые поступили в топ‑20 вузов мира. Университет Эдинбурга был 15‑м, когда я поступала.
В будущем мне бы хотелось жить в Лондоне или в Москве. За время учёбы в школе я очень полюбила Москву и не отметаю возможности, что я могу там остаться. Работать я хотела бы одновременно в науке и в индустрии: в фармакологических или биотехнологических компаниях.
Мне кажется важным, что у нас в стране ты можешь развиваться не только с помощью денег. Да, это непросто, учёба требует любви и времени, но она может дать колоссальные возможности. Главное — ими пользоваться.
Источник
-1
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: