10 удивительных фактов про ЗАЗ-965 — «горбатый» «Запорожец» (8 фото)

В далеком 1960 году, 1 октября, в СССР начали собирать ЗАЗ-965 «Запорожец», вошедший в историю по прозвищем «горбатый».


1. Ветровое и заднее стекла у ЗАЗ-965 были взаимозаменяемыми



Первый отечественный микролитражный автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец» изготовлен на Запорожском автомобильном заводе в 1959 году


И это реально пригождалось! Вот вам история из жизни: молодые люди ехали на юг, вылетели с трассы, перевернулись, разбили ветровое стекло. Вылезли, вдвоем поставили машину на колеса, установили заднее стекло вместо переднего и двинулись дальше!

2. Огнеопасная печка



Автономную бензиновую печку ЗАЗ-965 дорабатывали долго и мучительно. Сначала загоралась она сама (автолюбители забывали перекрывать краник, соединявший топливный бак с двухлитровым бачком печки), потом плевала огнем в салон, если открыть форточку, — из-за перепада давления. Но в итоге все проблемы решили, и «горбатый», а за ним и остальные «Запорожцы» стали самыми теплыми советскими автомобилями.

3. До сотни не разгонялся!



С двигателем 0,75 л ЗАЗ-965 разгонялся только до 90 км/ч. Правда, с появившимся позже двигателем с рабочим объемом 0,9 л он, по документам, все же мог достигать предела в 100 км/ч. Хотя, говорят, это только по документам.

4. Первый серийный отечественный автомобиль с независимой подвеской
Строго говоря, в СССР до ЗАЗ-965 независимую подвеску имел НАМИ-1, но его выпускали мелкой серией. А первым массовым советским автомобилем с независимой подвеской стал именно «горбатый». Кстати, впереди роль упругих элементов выполняли торсионы.

5. Существовала праворульная версия «горбатого» — 965С/965АС



И предназначалась она отнюдь не на экспорт. Это был почтовый автомобиль, а руль стоял справа, чтобы можно было собирать и доставлять письма, не выходя из машины.

6. Двери у ЗАЗ-965 открывались навстречу движению


С точки зрения безопасности такое решение считается неудачным. Но садиться в автомобиль при наличии таких дверей очень удобно.

7. В качестве бачка для жидкости стеклоомывателя в конструкции ЗАЗ-965 была применена грелка


Выглядит комично, но зато занимает мало места и не лопается при замерзании в ней воды.

8. Экспортный вариант ЗАЗ-965 назывался Jalta


Продавать за рубежом модель с труднопроизносимым названием сложно. Поэтому шедшие на экспорт «Запорожцы» назывались «Ялта» — Jalta.

9. «Горбатый» возил самого Джеймса Бонда



В фильме «Золотой глаз» Бонда в аэропорту Пулково встречает резидент ЦРУ Джек Уэйд и везет его в город на ЗАЗ-965. Об автомобиле он говорит следующее: «Он никогда еще меня не подводил. Страшный, но довезет куда надо». А потом чинит его с помощью кувалды.

10. ЗАЗ-965 не был копией Fiat 600


Конструкторы «Запорожца» внимательно изучали зарубежный опыт, но ни одной общей детали у ЗАЗ-965 с Fiat 600 нет, несмотря на общее сходство. Да и конструктивно в них мало общего, кроме заднего расположения мотора и компоновки багажника. У ЗАЗ-965 — V-образный 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения, у Fiat 600 — рядная «четверка» с жидкостным охлаждением. Передняя подвеска у «Запорожца» на торсионах, у «итальянца» — на одной поперечной рессоре. Так что автомобиль был оригинальный, советский.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

4
Другие новости

Оставить комментарий

Просто прохожий
Просто прохожий Добавил(а) :
23 октября 2023 14:43 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКоньяк за первую публикацию
11-ый удивительный факт - надпись у него на украинском языке...
11-ый удивительный факт - надпись у него на украинском языке...

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!