10 удивительных фактов про ЗАЗ-965 — «горбатый» «Запорожец» (8 фото)
В далеком 1960 году, 1 октября, в СССР начали собирать ЗАЗ-965 «Запорожец», вошедший в историю по прозвищем «горбатый».
1. Ветровое и заднее стекла у ЗАЗ-965 были взаимозаменяемыми
И это реально пригождалось! Вот вам история из жизни: молодые люди ехали на юг, вылетели с трассы, перевернулись, разбили ветровое стекло. Вылезли, вдвоем поставили машину на колеса, установили заднее стекло вместо переднего и двинулись дальше!
2. Огнеопасная печка
Автономную бензиновую печку ЗАЗ-965 дорабатывали долго и мучительно. Сначала загоралась она сама (автолюбители забывали перекрывать краник, соединявший топливный бак с двухлитровым бачком печки), потом плевала огнем в салон, если открыть форточку, — из-за перепада давления. Но в итоге все проблемы решили, и «горбатый», а за ним и остальные «Запорожцы» стали самыми теплыми советскими автомобилями.
3. До сотни не разгонялся!
С двигателем 0,75 л ЗАЗ-965 разгонялся только до 90 км/ч. Правда, с появившимся позже двигателем с рабочим объемом 0,9 л он, по документам, все же мог достигать предела в 100 км/ч. Хотя, говорят, это только по документам.
4. Первый серийный отечественный автомобиль с независимой подвеской
Строго говоря, в СССР до ЗАЗ-965 независимую подвеску имел НАМИ-1, но его выпускали мелкой серией. А первым массовым советским автомобилем с независимой подвеской стал именно «горбатый». Кстати, впереди роль упругих элементов выполняли торсионы.
5. Существовала праворульная версия «горбатого» — 965С/965АС
И предназначалась она отнюдь не на экспорт. Это был почтовый автомобиль, а руль стоял справа, чтобы можно было собирать и доставлять письма, не выходя из машины.
6. Двери у ЗАЗ-965 открывались навстречу движению
С точки зрения безопасности такое решение считается неудачным. Но садиться в автомобиль при наличии таких дверей очень удобно.
7. В качестве бачка для жидкости стеклоомывателя в конструкции ЗАЗ-965 была применена грелка
Выглядит комично, но зато занимает мало места и не лопается при замерзании в ней воды.
8. Экспортный вариант ЗАЗ-965 назывался Jalta
Продавать за рубежом модель с труднопроизносимым названием сложно. Поэтому шедшие на экспорт «Запорожцы» назывались «Ялта» — Jalta.
9. «Горбатый» возил самого Джеймса Бонда
В фильме «Золотой глаз» Бонда в аэропорту Пулково встречает резидент ЦРУ Джек Уэйд и везет его в город на ЗАЗ-965. Об автомобиле он говорит следующее: «Он никогда еще меня не подводил. Страшный, но довезет куда надо». А потом чинит его с помощью кувалды.
10. ЗАЗ-965 не был копией Fiat 600
Конструкторы «Запорожца» внимательно изучали зарубежный опыт, но ни одной общей детали у ЗАЗ-965 с Fiat 600 нет, несмотря на общее сходство. Да и конструктивно в них мало общего, кроме заднего расположения мотора и компоновки багажника. У ЗАЗ-965 — V-образный 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения, у Fiat 600 — рядная «четверка» с жидкостным охлаждением. Передняя подвеска у «Запорожца» на торсионах, у «итальянца» — на одной поперечной рессоре. Так что автомобиль был оригинальный, советский.
Источник
1. Ветровое и заднее стекла у ЗАЗ-965 были взаимозаменяемыми
Первый отечественный микролитражный автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец» изготовлен на Запорожском автомобильном заводе в 1959 году
И это реально пригождалось! Вот вам история из жизни: молодые люди ехали на юг, вылетели с трассы, перевернулись, разбили ветровое стекло. Вылезли, вдвоем поставили машину на колеса, установили заднее стекло вместо переднего и двинулись дальше!
2. Огнеопасная печка
Автономную бензиновую печку ЗАЗ-965 дорабатывали долго и мучительно. Сначала загоралась она сама (автолюбители забывали перекрывать краник, соединявший топливный бак с двухлитровым бачком печки), потом плевала огнем в салон, если открыть форточку, — из-за перепада давления. Но в итоге все проблемы решили, и «горбатый», а за ним и остальные «Запорожцы» стали самыми теплыми советскими автомобилями.
3. До сотни не разгонялся!
С двигателем 0,75 л ЗАЗ-965 разгонялся только до 90 км/ч. Правда, с появившимся позже двигателем с рабочим объемом 0,9 л он, по документам, все же мог достигать предела в 100 км/ч. Хотя, говорят, это только по документам.
4. Первый серийный отечественный автомобиль с независимой подвеской
Строго говоря, в СССР до ЗАЗ-965 независимую подвеску имел НАМИ-1, но его выпускали мелкой серией. А первым массовым советским автомобилем с независимой подвеской стал именно «горбатый». Кстати, впереди роль упругих элементов выполняли торсионы.
5. Существовала праворульная версия «горбатого» — 965С/965АС
И предназначалась она отнюдь не на экспорт. Это был почтовый автомобиль, а руль стоял справа, чтобы можно было собирать и доставлять письма, не выходя из машины.
6. Двери у ЗАЗ-965 открывались навстречу движению
С точки зрения безопасности такое решение считается неудачным. Но садиться в автомобиль при наличии таких дверей очень удобно.
7. В качестве бачка для жидкости стеклоомывателя в конструкции ЗАЗ-965 была применена грелка
Выглядит комично, но зато занимает мало места и не лопается при замерзании в ней воды.
8. Экспортный вариант ЗАЗ-965 назывался Jalta
Продавать за рубежом модель с труднопроизносимым названием сложно. Поэтому шедшие на экспорт «Запорожцы» назывались «Ялта» — Jalta.
9. «Горбатый» возил самого Джеймса Бонда
В фильме «Золотой глаз» Бонда в аэропорту Пулково встречает резидент ЦРУ Джек Уэйд и везет его в город на ЗАЗ-965. Об автомобиле он говорит следующее: «Он никогда еще меня не подводил. Страшный, но довезет куда надо». А потом чинит его с помощью кувалды.
10. ЗАЗ-965 не был копией Fiat 600
Конструкторы «Запорожца» внимательно изучали зарубежный опыт, но ни одной общей детали у ЗАЗ-965 с Fiat 600 нет, несмотря на общее сходство. Да и конструктивно в них мало общего, кроме заднего расположения мотора и компоновки багажника. У ЗАЗ-965 — V-образный 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения, у Fiat 600 — рядная «четверка» с жидкостным охлаждением. Передняя подвеска у «Запорожца» на торсионах, у «итальянца» — на одной поперечной рессоре. Так что автомобиль был оригинальный, советский.
Источник
4
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: