Летающий джип: удивительный факт из военной истории
Его звали «Ротабагги».
Когда автомобиль просто едет по асфальту, это банально. Если он умеет справляться с бездорожьем и преодолевать водные преграды — это уже гораздо лучше. Если же он умеет летать… Цены такой тачке не будет! Особенно в условиях военного времени.
Примерно так и рассуждал Рауль Хафнер — австрийский инженер, повернутый на летательных аппаратах. В годы Второй мировой Рауль работал на союзников, и однажды в его светлую голову пришла классная мысль: что если соединить армейский внедорожник «Виллис» с вертолетом, а вернее, с автожиром?
Высшему руководству союзников идея понравилась. Летающий внедорожник хорошо вписывался в концепцию массовых десантных операций. Проекту дали зеленый свет, и в 1942-м началось строительство прототипа.
Сам по себе «Виллис» был машиной не только востребованной в армии, полезной на передовой, в тылу и в разведке, но и вполне подходящей для летной подготовки. Оригинальный «Джип» весил мало, отличался компактными габаритами и крепкой подвеской. Она без проблем выдерживала падение машины с высоты в 2,5 м. Значит, теоретически тачка могла прилететь на поле боя и приземлиться.
Хафнер не стал мудрить. К серийному «Виллису» подогнал закрытую фанерную остекленную кабину, фанерный же хвостовой обтекатель, а главное, двухлопастный ротор, который и делал полет возможным. В теории, прибыв на место в виде автожира, «Ротабагги» (так прозвали машину Хафнера сами разработчики) отстегивал полетные причиндалы и превращался в нормальный вездеход. Все, можно воевать.
Проблема была лишь в том, что собственной разгонной динамики машине не хватало для взлета. Не помогла и буксировка за грузовиком «Даймонд». Взлетной скорости удалось достичь лишь тогда, когда летающий багги подцепили к 4,5-литровому компрессорному «Бентли». Первый успешный полет «Ротабагги» состоялся 27 ноября 1943 года.
Правда, на скоростях свыше 70 км/ч пилоты летающего «Джипа» жаловались на пугающую вибрацию. Машину отправили на доработку. Зимой 1944-го исправленный и дополненный «Ротабагги» смог без проблем летать на скоростях уже свыше 100 км/ч. Правда, оказалось, что управление «Виллисом» в воздухе требует от пилота не только серьезных навыков, но и большой физической силы. Удержать машину под контролем было крайне непросто.
К тому моменту военное ведомство Великобритании уже остыло к проекту. Увы… Появление на вооружении союзников достаточного количества дешевых и эффективных грузовых планеров лишило разработку Хафнера экономического смысла. Успешно взлетевший «Ротабагги» так и остался в целом удачным и работоспособным, но невостребованным техническим курьезом.
Хотя, конечно, хотелось бы посмотреть на реакцию защитников Берлина, когда на них в бреющем полете шли бы эскадрильи летающих джипов…
Источник
Когда автомобиль просто едет по асфальту, это банально. Если он умеет справляться с бездорожьем и преодолевать водные преграды — это уже гораздо лучше. Если же он умеет летать… Цены такой тачке не будет! Особенно в условиях военного времени.
Примерно так и рассуждал Рауль Хафнер — австрийский инженер, повернутый на летательных аппаратах. В годы Второй мировой Рауль работал на союзников, и однажды в его светлую голову пришла классная мысль: что если соединить армейский внедорожник «Виллис» с вертолетом, а вернее, с автожиром?
Высшему руководству союзников идея понравилась. Летающий внедорожник хорошо вписывался в концепцию массовых десантных операций. Проекту дали зеленый свет, и в 1942-м началось строительство прототипа.
Сам по себе «Виллис» был машиной не только востребованной в армии, полезной на передовой, в тылу и в разведке, но и вполне подходящей для летной подготовки. Оригинальный «Джип» весил мало, отличался компактными габаритами и крепкой подвеской. Она без проблем выдерживала падение машины с высоты в 2,5 м. Значит, теоретически тачка могла прилететь на поле боя и приземлиться.
На земле «Ротабагги» управлялся как обычный автомобиль — рулем и педалями. Органы управления для полета располагались в правой части кабины
Хафнер не стал мудрить. К серийному «Виллису» подогнал закрытую фанерную остекленную кабину, фанерный же хвостовой обтекатель, а главное, двухлопастный ротор, который и делал полет возможным. В теории, прибыв на место в виде автожира, «Ротабагги» (так прозвали машину Хафнера сами разработчики) отстегивал полетные причиндалы и превращался в нормальный вездеход. Все, можно воевать.
Проблема была лишь в том, что собственной разгонной динамики машине не хватало для взлета. Не помогла и буксировка за грузовиком «Даймонд». Взлетной скорости удалось достичь лишь тогда, когда летающий багги подцепили к 4,5-литровому компрессорному «Бентли». Первый успешный полет «Ротабагги» состоялся 27 ноября 1943 года.
Правда, на скоростях свыше 70 км/ч пилоты летающего «Джипа» жаловались на пугающую вибрацию. Машину отправили на доработку. Зимой 1944-го исправленный и дополненный «Ротабагги» смог без проблем летать на скоростях уже свыше 100 км/ч. Правда, оказалось, что управление «Виллисом» в воздухе требует от пилота не только серьезных навыков, но и большой физической силы. Удержать машину под контролем было крайне непросто.
К тому моменту военное ведомство Великобритании уже остыло к проекту. Увы… Появление на вооружении союзников достаточного количества дешевых и эффективных грузовых планеров лишило разработку Хафнера экономического смысла. Успешно взлетевший «Ротабагги» так и остался в целом удачным и работоспособным, но невостребованным техническим курьезом.
Хотя, конечно, хотелось бы посмотреть на реакцию защитников Берлина, когда на них в бреющем полете шли бы эскадрильи летающих джипов…
Источник
2
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: