«Чайка»: что случилось с самым тихим советским истребителем

Восемьдесят лет назад начался выпуск первых советских истребителей И-153 войсковой серии, которые стали самыми совершенными бипланами, разработанными конструктором Николаем Поликарповым.




Как создавался легендарный истребитель И-153

Как известно, талантливый художник, писатель или конструктор редко бывает полностью доволен своим творением. Несмотря на то, что И-15 был одним из лучших истребителей-бипланов своего времени, Николай Поликарпов постоянно изыскивал возможности для его улучшения. Так появился И-15бис, а 13 октября 1937 года руководству военно-воздушных сил был отправлен проект ещё более совершенного истребителя – И-153, впоследствии получивший собственное имя «Чайка». Поликарпов улучшил аэродинамику за счет убирающихся шасси, усилил вооружение за счет двух сверхскорострельных пулеметов, летчика защитил бронеспинкой, а бензобак сделал протектируемым.



В 1938 году было принято решение о создании единого конструкторского бюро на Московском заводе №1 — впоследствии здесь запустили серийное производство истребителя . Так выглядели чертежи И-53 «Чайка»



После всех согласований военные в целом одобрили все нововведения, и осенью 1938 года правительство СССР постановило организовать на московском заводе №1 единое конструкторское бюро. Последнему была поставлена задача: запустить в 1939 году И-153 «Чайка» в серийное производство.


Стоит отметить, что первые опытные И-153, собранные по «обходным технологиям», были выпущены в августе-октябре 1938 года и налетали несколько сотен часов. По результатам этих полетов в конструкцию истребителя были внесены множество доработок, которые, тем не менее, до конца не устроили военных, и самолет совершенствовался от серии к серии. Однако самого главного Поликарпов добился – И-153 «Чайка» был лучше, чем И-15бис, не говоря уж про «обычный» И-15.



Одной из главных особенностей модели И-153 была установка двигателя М-62 мощностью 1000 л.с., что позволяло ему развивать скорость до 430 км/ч


И-153 «Чайка» в деле: сражение с Японией
Именно это обстоятельство сыграло злую шутку с японскими летчиками, когда в начале июля 1939 года И-153 приняли участие в воздушных боях на Халхин-Голе. Впервые встретившись с этими истребителями 7 июля, японцы приняли их за привычные им И-15, которые они за серьезного противника не считали. За эту ошибку пришлось дорого заплатить – «Чайки» проявили все свои лучшие качества, включая прекрасную маневренность, гораздо большую, чем у И-15 скорость, и сбили четыре японских истребителя И-97.



«Чайки» в начале 40-х годов отличались безупречной маневренностью, а по сравнению с И-15 — большой скоростью



По меркам конца тридцатых годов, самолет «Чайка» И-153 выглядел откровенно устаревшим самолетом. И касалось это не только его внешнего вида «летающей этажерки», но и характеристик. Максимальная скорость не превышала 430 км/ч, тысячесильный мотор М-62 может и неплохо выглядел году в 1936, но не в 1941, не говоря уж про 1943-й. Истребитель был вооружен четырьмя пулеметами ШКАС «винтовочного» калибра 7,62 мм.

Это означало, что некоторые современные бомбардировщики он не мог догнать, а если и догнал бы, то ему пришлось бы изрядно потрудиться, чтобы их сбить. При этом он не мог избежать боя с современными истребителями, которые превосходили его в максимальной скорости и И-153 «Чайка» попросту не могла от них сбежать. Единственным плюсом самолета была его хорошая маневренность, благодаря которой опытные пилоты могли сражаться и побеждать более скоростные и лучше вооруженные истребители.

Показать все преимущества

На начальном этапе Великой Отечественной неожиданно обнаружился ещё один плюс поликарповского истребителя – «Чайка» очень неплохо зарекомендовала себя в роли штурмовика. Когда немецкие части рвались к Киеву, Ленинграду и Москве, советское командование нередко бросало на штурм войск противника именно И-153. И в качестве легких штурмовиков они показали себя в некоторых эпизодах просто прекрасно: могли нести до 200 килограммов бомб, а также восемь реактивных снарядов РС-82.

Отличная управляемость самолета и небольшая скорость позволяла ему более точно выходить на цель, а в случае появления истребителей противника «Чайка» могла за себя постоять. Во время боев на Кавказе в 1942 году И-153 также проявил себя очень хорошо в качестве штурмовика, прекрасно выполняя полеты в условиях горной местности и успешно поражая точечные цели, такие как: зенитные орудия, прожекторы, отдельные огневые точки, транспорт.



Часто истребители И-153 проявляли себя как отличные легкие штурмовики, способные переносить до 200 килограммов бомб и восемь РС-82 реактивных снарядов

Работа И-153 под прикрытием

Нашлась И-153 и совсем экзотическая работа: самолетом сопровождения ночных бомбардировщиков У-2. Эти тихоходные бипланы работали в темное время суток, изрядно досаждая немцам, которые начали применять против них ночные истребители. Советская сторона оперативно нашла ответ, отправляя работать У-2 под прикрытием И-153. В темноте оба биплана были плохо отличимы друг от друга и немецкие истребители не раз платили за свои ошибки: выйдя в атаку, как им казалось, на безобидную «швейную машинку» У-2, получали в ответ четыре пулеметные очереди от «Чайки». Так два самолета Поликарпова, созданные для разных целей, неожиданно дополнили друг друга.



Самолет И-153 был оснащен тремя пулеметами: двумя 7,62-мм ШКАС и одним 12,7-мм УБС. Это позволяло ему эффективно атаковать как воздушные, так и наземные цели



Окончательные потери оригинального истребителя

Как истребитель И-153 устарел ещё до вoйны, а к её середине он стал окончательным анахронизмом. Скорость и вооружение «мессершмитов» и «фокке-вульфов» не оставляли «Чайкам» практически никаких шансов и, начиная с 1943 года, они все больше применялись для патрулирования и разведки, а в воздушных боях их не задействовали. Однако свой вклад в Победу они несомненно внесли, хоть и не стали такими культовыми самолетами как Ла-5, Як-3 или Ил-2.


И-153 «Чайки» имели мало шансов против скорости и вооружения «мессершмитов» и «фокке-Вульфов». С 1943 года они использовались главным образом для патрулирования и разведки, а не для воздушных боев


За время производства с 1939 по 1941 год было выпущено 3437 экземпляров И-153, большая часть которых была потеряна в первые два года вoйны, а до Победы дожили лишь считанные десятки истребителей. В вoйне с Японией «Чайки» не участвовали и в том же 1945 году были сняты с вооружения.

До наших дней в мире не сохранилось ни одного оригинального истребителя этого типа, если не считать нескольких созданных энтузиастами в нулевые годы «новодельных» самолетов. В их конструкции хоть и использован ряд деталей от И-153, но историческую ценность они имеют небольшую, так как являются обыкновенными «репликами», а не оригиналами.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

2
Другие новости

Оставить комментарий

;tyz
;tyz Добавил(а) :
12 сентября 2023 18:52 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКорона - репутация +100
Как истребитель даже и-16 к этому времени морально устарел.
Что говорить о и-15+...
У него был лишь один серьёзный плюс - возможность садиться где угодно... Ну и мизерная цена...
В условиях наличия дешевых пилотов - хороший вариант против пехоты , бронетехники и устаревших бомбардировщиков без прикрытия, но против настоящих истребителей - вообще никак...
Как истребитель даже и-16 к этому времени морально устарел.
Что говорить о и-15+...
У него был лишь один серьёзный плюс - возможность садиться где угодно... Ну и мизерная цена...
В условиях наличия дешевых пилотов - хороший вариант против пехоты , бронетехники и устаревших бомбардировщиков без прикрытия, но против настоящих истребителей - вообще никак...

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!