Гигантский небесный грузовик Airbus Beluga XL: история самого большого транспортного самолета в мире

Постройка крупных пассажирских авиалайнеров — и сегодня задачка не из легких. А как насчет здоровенного транспортника, да такого, чтоб в него влезала пара крыльев от какого-нибудь Airbus A350 или детали фюзеляжа A380? Сказано — найдено: специалисты французской авиастроительной верфи выпускают именно такой.


Airbus Beluga XL летает уже с января 2020 года и привлекает не только своим внешним видом. За улыбкой зубастого кита белухи (не путать с белугой — рыбой семейства осетровых), нарисованной на фюзеляже, скрываются рекордные характеристики, а приставка XL как бы намекает: первая Beluga ST от Airbus, построенная еще в 1995 году, уже не самый большой транспортный борт у французов.

Вам ничего не говорят такие показатели, как общая длина в 63,1 метра и высота без малого 19 метров? Если честно, нам тоже. Тогда представьте большого синего кита, язык которого больше целого африканского слона. Так вот, длина Beluga XL равна двум таким китам, а прежняя «Белуха» была на семь метров короче. В холке Beluga XL на уровне седьмого этажа — плюс полметра к предшественнику, — а в ширину транспортник прибавил метр.



У Airbus в самом деле есть грузовик категории extra large. В «Белуху» помещаются сразу две консоли крыла A350 (раньше только одна), а общая максимальная грузоподъемность достигает 51 тонны — а это семь слонов.


Если за основу первой «Белухи» был взят видавший виды A300, то база у Beluga XL от более современного A330 с парой двигателей Rolls Royce T772B. Высота полета двух моделей сопоставима — 10,5 тысяч метров, но дальность у XL выросла до 4000 километров при максимальной загрузке. В компании уверены, что каждая Beluga XL (всего будет построено шесть бортов) в год будет пролетать по 6,5 миллионов километров, а это 17 расстояний до Луны.

Зачем это надо? Все просто: у Airbus аж 11 производств по всей Европе, а финальная сборка происходит на линии в Тулузе и Гамбурге. По земле и по воде перемещать крупноформатные детали самолетов очень сложно да и накладно. Единственный выход — корпоративный парк «авиагрузовиков». И чем вместительнее они будут, тем ниже упадет себестоимость производства.

Небесные грузовики
Тяжеловесы выпускались всегда. Большие транспортники создавались еще с середины XX века по всему миру и, конечно же, в Советском Союзе. В 1961 году по заказу NASA конструкторы компании Aero Spacelines переоборудовали пассажирский Boeing B-377 Stratocruiser в грузовую модель B-377PG, которая могла увезти за раз до 15,5 тонны груза. Так на свет появилась «Беременная гуппи» — чудаковатого вида самолет с одутловатым фюзеляжем, в самом деле напоминающим вот-вот разродившуюся рыбку. Основной задачей борта была перевозка ракетоносителей и прочих крупных деталей от подрядчиков по всей стране к месту окончательной сборки и запуска. Кстати, увидев впервые самолет, представитель сертификационной комиссии заявил, что этот мастодонт не способен оторваться от земли. Но зачетный полет прошел как по маслу, и борт получил свидетельство летной годности.



«Беременная гуппи» трудилась недолго. Росли масса и размеры ракетоносителей, и всего спустя пару лет «рыбку» заменили: все из того же Boeing B-377 построили самолет с еще большим фюзелляжем и рабочим названием Very Pregnant Guppy («Очень беременная гуппи»), но в последствии «грузовик» переименовали в Super Guppy.

В Советах в начале 1980-х построили тяжелый транспортный самолет ВМ-Т «Атлант» на базе стратегического бомбардировщика 3М. Основным отличием был способ крепления груза не внутри фюзелляжа, а сверху. Из-за закрепленного таким образом громоздкого грузового контейнера этого самолет прозвали «летающей бочкой». Бочка, не бочка, а свою работу оба построенных транспортника выполняли: в общей сложности ими было совершено 150 полетов по доставке на «Байконур» частей комплексов «Энергия» и «Буран».



Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

1
Другие новости

Оставить комментарий

Просто прохожий
Просто прохожий Добавил(а) :
10 августа 2023 13:11 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКоньяк за первую публикацию
С чего это он "самый большой транспортный самолет в мире"?

Сравниваем с Ан-124 (которых летает больше и которые куда универсальнее):
Грузоподъёмность: 120 000 кг
Длина: 69,1 м
Размах крыла: 73,3 м
Высота: 21,08 м

Кроет как бык овцу....
Я уже не говорю про Ан-224.

Здесь же созданный под внутризаводские нужды транспорт....
С чего это он "самый большой транспортный самолет в мире"?

Сравниваем с Ан-124 (которых летает больше и которые куда универсальнее):
Грузоподъёмность: 120 000 кг
Длина: 69,1 м
Размах крыла: 73,3 м
Высота: 21,08 м

Кроет как бык овцу....
Я уже не говорю про Ан-224.

Здесь же созданный под внутризаводские нужды транспорт....
Просто прохожий
Просто прохожий Добавил(а) :
10 августа 2023 15:42 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКоньяк за первую публикацию
Написал(а) ;tyz Сегодня, 13:42
Ан-124 не выпускается уже 20 лет. Заводы, где он производился - уничтожены российскими войсками (как и последний экземпляр АН-225)... И ещё неизвестно будут ли отстраиваться, всё равно основной потребитель таких машин - РФ...

А при чём здесь выпуск. Эксплуатируются. Речь про эксплуатацию. Для самолёта 20 лет - не ресурс.

Киевское авиационное производственное объединение до 1994 года построило 17 самолётов.
Ульяновский авиационно-промышленный комплекс построил 33 самолёта с 1985 по 1995 год.
Крыло в Воронеже всегда делали.

Были планы на постройку около 100 машин ("Волга-Днепр" и ещё кто-то по всему миру), но не сложилось...

Киевский завод в 2003 году достроил один самолёт и продал его в Дубай.
Ульяновцы тоже достроили все имевшиеся на их площадке.
Ремонт и модернизация самолётов Ан-124 или «Руслан» в России теперь осуществляется только силами ЗАО «Авиастар-СП»

Возобновлять производство Ан-124 не планируется, однако существующий парк самолётов будет модернизирован.

В августе 2019 года ГП «Антонов» заявило, что в случае организации серийного производства самолёта Ан-124-100М в России (по некоторым данным, подготовку такого производства ведёт КБ «Ильюшин») самолёту необходимо присвоить другое обозначение (самолёту необходимо новое обозначение без ссылки на «Ан»). Антоновцам остаётся только патентные войны вести.

А "сдохло" ГП «Антонов» задолго до бомбёжек, если честно.
Написал(а) ;tyz Сегодня, 13:42
Ан-124 не выпускается уже 20 лет. Заводы, где он производился - уничтожены российскими войсками (как и последний экземпляр АН-225)... И ещё неизвестно будут ли отстраиваться, всё равно основной потребитель таких машин - РФ...

А при чём здесь выпуск. Эксплуатируются. Речь про эксплуатацию. Для самолёта 20 лет - не ресурс.

Киевское авиационное производственное объединение до 1994 года построило 17 самолётов.
Ульяновский авиационно-промышленный комплекс построил 33 самолёта с 1985 по 1995 год.
Крыло в Воронеже всегда делали.

Были планы на постройку около 100 машин ("Волга-Днепр" и ещё кто-то по всему миру), но не сложилось...

Киевский завод в 2003 году достроил один самолёт и продал его в Дубай.
Ульяновцы тоже достроили все имевшиеся на их площадке.
Ремонт и модернизация самолётов Ан-124 или «Руслан» в России теперь осуществляется только силами ЗАО «Авиастар-СП»

Возобновлять производство Ан-124 не планируется, однако существующий парк самолётов будет модернизирован.

В августе 2019 года ГП «Антонов» заявило, что в случае организации серийного производства самолёта Ан-124-100М в России (по некоторым данным, подготовку такого производства ведёт КБ «Ильюшин») самолёту необходимо присвоить другое обозначение (самолёту необходимо новое обозначение без ссылки на «Ан»). Антоновцам остаётся только патентные войны вести.

А "сдохло" ГП «Антонов» задолго до бомбёжек, если честно.

показать все комментарии (3)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!