Человек, благодаря которому Мона Лиза стала легендарной
Помешательство Джокондой началась 100 лет назад, и благодарить за это надо одного человека — итальянца Винченцо Перуджу.
Едва ли в мире найдется человек, который не слышал о Моне Лизе. Едва ли в мире найдется человек, который не видел Мону Лизу! Каждый, кто считает себя хоть немного причастным к живописи, мечтает постоять в очереди в Лувр «на Джоконду».
Самые счастливые очередь уже отстояли: поотдавливали другим ценителям прекрасного ноги, понамяли бока. Многозначительно помолчали, стараясь разглядеть сквозь головы других посетителей ту самую улыбку Моны Лизы. В общем, стали одним из миллионов винтиков в машине ажиотажа вокруг самого знаменитого полотна Леонардо да Винчи. А ведь так было не всегда…
Нет, конечно, «Мона Лиза» пользовалась успехом с момента своего создания, то есть с 1-й половины XVI века. Но сходить с ума по «Джоконде» человечество стало относительно недавно, всего каких-то сто лет назад. Известна даже точная дата…
22 августа 1911 года художник Луи Беруд зашел в зал Лувра, где последние пять лет обитала «Мона Лиза», и обнаружил, что стена, которую обычно украшала красавица, пуста. Четыре гвоздя, на которых крепилась рама, сиротливо торчали из стены. Беруд немедленно разыскал работников музея и сообщил о пропаже.
Работники, не желая верить в худшее, нашли утешение в наскоро состряпанной воображением фантазии, в которой «Мону Лизу» унесли фотографировать для рекламных целей. Через несколько часов фантазия бесславно испарилась, уступив место страшной правде: «Джоконду» украли. Музей немедленно закрыли, а нерадивый персонал, у которого из-под носа умыкнули полотно да Винчи, разогнали.
Начавшееся затем расследование продолжалось много месяцев, и под «много» мы в данном случае подразумеваем 24. За это время под подозрение попадали самые разные люди. Не избежал обвинений, например, Пабло Пикассо, а поэт Гийом Аполлинер был даже ненадолго арестован. Все эти месяцы Мона Лиза не покидала первых полос газет. Так, Le Petit Parisien ровно месяц печатала Джоконду на первой странице. Разумеется, с каждым новым тиражом слава похищенной картины росла.
Газетчики вдруг начали разбираться в искусстве, научились различать полутона на картине, обнаруживать прямоугольную композицию и бесконечно спекулировать на тему улыбчивости Джоконды. «Мона Лиза» обрела славу, которой не имела не только при жизни своего создателя, но и пару веков после его смерти. Пропавшее полотно обсуждали представители даже далеких от искусства сословий: рабочие начали активнее посещать благотворительные курсы по искусству.
Правда, отказывались слушать про любое произведение этого самого искусства, кроме «Моны Лизы». В среде интеллектуалов, напротив, любить Джоконду и переживать за ее судьбу стало считаться моветоном (примерно как в России 2000-х читать Пауло Коэльо). Единственный, кому удалось отобрать у дамы да Винчи первые полосы газет, — был «Титаник».
Но, как ты понимаешь, картине суждено было найтись — иначе на что собираются очереди, упомянутые выше? Спустя два года после пропажи «Моны Лизы» директор флорентийской галереи Уффици получил письмо от некого Винченцо Перуджи. Тот предлагал великодушно вернуть Италии ее главное произведение искусства — за весьма скромное, учитывая обстоятельства, вознаграждение.
32-летний Винченцо тут же был арестован. Он рассказал следствию, что на момент кражи работал в Лувре и что вынес картину утром 21 августа, не встретив никаких препятствий со стороны других сотрудников. Долгое время ходили легенды, что Винченцо вынес «Джоконду», спрятав ее под белый халат работника музея, но, учитывая невысокий рост вора (160 см) и немаленькие размеры картины (53×77 см), эта версия маловероятна. Скорее всего, Перуджа просто закутал «Мону Лизу» в халат. Типичное похищение в стиле «после реставрации лучше стало».
Между тем у итальянца уже была подготовлена мощная патриотическая линия защиты. Он утверждал, что похитил полотно не наживы ради, а потому, что хотел вернуть «Джоконду» на родину, откуда ее вывез негодяй Наполеон. (На самом деле вывез «Джоконду» сам да Винчи, но Интернет в начале XX века работал плохо, поэтому вор был не в курсе). Не в пользу этой версии говорили и письма Винченцо родным, в которых тот утверждал, что скоро вся семья обогатится за счет надвигающейся выгодной сделки.
Тем не менее суд принял (или сделал вид, что принял) патриотическую версию к сведению. В итоге итальянец получил всего год и 15 дней тюремного заключения, которые на практике превратились в 7 месяцев. А уж репутация патриота оказалась для Перуджи бесценна. Выйдя из тюрьмы, он принял участие в Первой мировой, женился, стал отцом и, непатриотично вернувшись во Францию, продолжал работать как художник и декоратор.
Но и «Мона Лиза» после расставания не расклеилась. Она прокатилась с туром по итальянским городам, после чего в январе 1914 года вернулась в Лувр, где моментально стала самым важным экспонатом. Так что двухлетние отношения с Перуджей определенно пошли Джоконде на пользу. В своих смелых рассуждениях мы пойдем даже дальше: неизвестно, стала бы «Мона Лиза» суперзвездой от живописи, если бы Винченцо не пришло в голову ее похитить.
Источник
Едва ли в мире найдется человек, который не слышал о Моне Лизе. Едва ли в мире найдется человек, который не видел Мону Лизу! Каждый, кто считает себя хоть немного причастным к живописи, мечтает постоять в очереди в Лувр «на Джоконду».
Самые счастливые очередь уже отстояли: поотдавливали другим ценителям прекрасного ноги, понамяли бока. Многозначительно помолчали, стараясь разглядеть сквозь головы других посетителей ту самую улыбку Моны Лизы. В общем, стали одним из миллионов винтиков в машине ажиотажа вокруг самого знаменитого полотна Леонардо да Винчи. А ведь так было не всегда…
Нет, конечно, «Мона Лиза» пользовалась успехом с момента своего создания, то есть с 1-й половины XVI века. Но сходить с ума по «Джоконде» человечество стало относительно недавно, всего каких-то сто лет назад. Известна даже точная дата…
22 августа 1911 года художник Луи Беруд зашел в зал Лувра, где последние пять лет обитала «Мона Лиза», и обнаружил, что стена, которую обычно украшала красавица, пуста. Четыре гвоздя, на которых крепилась рама, сиротливо торчали из стены. Беруд немедленно разыскал работников музея и сообщил о пропаже.
Работники, не желая верить в худшее, нашли утешение в наскоро состряпанной воображением фантазии, в которой «Мону Лизу» унесли фотографировать для рекламных целей. Через несколько часов фантазия бесславно испарилась, уступив место страшной правде: «Джоконду» украли. Музей немедленно закрыли, а нерадивый персонал, у которого из-под носа умыкнули полотно да Винчи, разогнали.
Начавшееся затем расследование продолжалось много месяцев, и под «много» мы в данном случае подразумеваем 24. За это время под подозрение попадали самые разные люди. Не избежал обвинений, например, Пабло Пикассо, а поэт Гийом Аполлинер был даже ненадолго арестован. Все эти месяцы Мона Лиза не покидала первых полос газет. Так, Le Petit Parisien ровно месяц печатала Джоконду на первой странице. Разумеется, с каждым новым тиражом слава похищенной картины росла.
Газетчики вдруг начали разбираться в искусстве, научились различать полутона на картине, обнаруживать прямоугольную композицию и бесконечно спекулировать на тему улыбчивости Джоконды. «Мона Лиза» обрела славу, которой не имела не только при жизни своего создателя, но и пару веков после его смерти. Пропавшее полотно обсуждали представители даже далеких от искусства сословий: рабочие начали активнее посещать благотворительные курсы по искусству.
Правда, отказывались слушать про любое произведение этого самого искусства, кроме «Моны Лизы». В среде интеллектуалов, напротив, любить Джоконду и переживать за ее судьбу стало считаться моветоном (примерно как в России 2000-х читать Пауло Коэльо). Единственный, кому удалось отобрать у дамы да Винчи первые полосы газет, — был «Титаник».
Но, как ты понимаешь, картине суждено было найтись — иначе на что собираются очереди, упомянутые выше? Спустя два года после пропажи «Моны Лизы» директор флорентийской галереи Уффици получил письмо от некого Винченцо Перуджи. Тот предлагал великодушно вернуть Италии ее главное произведение искусства — за весьма скромное, учитывая обстоятельства, вознаграждение.
32-летний Винченцо тут же был арестован. Он рассказал следствию, что на момент кражи работал в Лувре и что вынес картину утром 21 августа, не встретив никаких препятствий со стороны других сотрудников. Долгое время ходили легенды, что Винченцо вынес «Джоконду», спрятав ее под белый халат работника музея, но, учитывая невысокий рост вора (160 см) и немаленькие размеры картины (53×77 см), эта версия маловероятна. Скорее всего, Перуджа просто закутал «Мону Лизу» в халат. Типичное похищение в стиле «после реставрации лучше стало».
Между тем у итальянца уже была подготовлена мощная патриотическая линия защиты. Он утверждал, что похитил полотно не наживы ради, а потому, что хотел вернуть «Джоконду» на родину, откуда ее вывез негодяй Наполеон. (На самом деле вывез «Джоконду» сам да Винчи, но Интернет в начале XX века работал плохо, поэтому вор был не в курсе). Не в пользу этой версии говорили и письма Винченцо родным, в которых тот утверждал, что скоро вся семья обогатится за счет надвигающейся выгодной сделки.
Тем не менее суд принял (или сделал вид, что принял) патриотическую версию к сведению. В итоге итальянец получил всего год и 15 дней тюремного заключения, которые на практике превратились в 7 месяцев. А уж репутация патриота оказалась для Перуджи бесценна. Выйдя из тюрьмы, он принял участие в Первой мировой, женился, стал отцом и, непатриотично вернувшись во Францию, продолжал работать как художник и декоратор.
Но и «Мона Лиза» после расставания не расклеилась. Она прокатилась с туром по итальянским городам, после чего в январе 1914 года вернулась в Лувр, где моментально стала самым важным экспонатом. Так что двухлетние отношения с Перуджей определенно пошли Джоконде на пользу. В своих смелых рассуждениях мы пойдем даже дальше: неизвестно, стала бы «Мона Лиза» суперзвездой от живописи, если бы Винченцо не пришло в голову ее похитить.
Источник
0
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: