5 фактов об испанской инквизиции, о которых мало кто знает
Оказывается, это не такая кровожадная организация, как все привыкли думать.
1. Инквизиция была создана вовсе не для того, чтобы сжигать ведьм
Многие до сих пор ошибочно думают, что инквизиция была создана для того, чтобы сжигать красивых девушек и шугать черных кошек. Но на самом деле это не так.
Средневековая инквизиция появилась в 1184 году, когда Папа Луций III разослал епископам Европы список ересей и повелел принимать активное участие в борьбе против них. И если таких подозреваемых ловили, то все допросы обычно велись церковным трибуналом, то есть квалифицированными юристами с университетским образованием. Эта процедура называлась латинским словом «inquisitio» («расследование», «розыск»). Кроме того, инквизиция боролась с другими преступлениями, входившими в юрисдикцию церковных судов, например с блудом и двоеженством.
2. В те времена инквизиция считалась «прогрессивной» и «мягкой»
Обычно, когда трибунал инквизиции прибывал в какой-то город, то не бросался первым делом собирать сухостой для большого костра, а объявлял «период милосердия». Это означало, что каждый виновный мог прийти и покаяться в преступлении. В этом случае на него накладывали обычное церковное покаяние за грех.
Из-за того что многие из инквизиторов дотошно документировали свою деятельность, историкам открылось многое. Оказывается, что для своего времени инквизиторы не были такими уж жестокими. Чаще всего это были юристы в рясе, заимствовавшие подход и практики из Древнего Рима: построение линии обвинения, опрос свидетелей и выяснение их беспристрастности, а также поиск улик. Поэтому следствие они вели максимально тщательно, соблюдая необходимые правила и процедуры.
Кроме того, инквизиторы чаще всего вели себя снисходительно. Поэтому общий процент их оправдательных приговоров превышал 90%. А в случае обвинения вместо казни они старались назначить другие, не такие жестокие наказания: штраф, изгнание или ношение «покаянных» одежд.
Про пытки и казни
Инквизиция ими не брезговала, потому что тогда это считалось вполне легальным средством дознания. Это только светские власти могли пытать человека, сколько их садистским душам угодно, а вот у церковников были ограничения!
● Пытать разрешалось не больше одного раза в сутки, не более двух дней подряд.
● Пытали только тех, кого уже уличили во лжи, или тех, чья вина почти доказана.
● В ходе пыток арестованный не должен был остаться инвалидом или умереть.
● Инквизиторам не разрешалось проливать кровь, поэтому в основном применялись пытки водой, подвешивание на дыбе, растягивание на доске и пытка голодом в одиночной камере.
Но, самое главное, все то, что человек сказал под пытками, он потом должен был подтвердить без мучений.
Также у инквизиции не было прав казнить человека или привести иной приговор в исполнение. Этим уже занимались светская власть и местные палачи.
Однако, даже несмотря на такие ограничения, назвать инквизицию пацифистской организацией все же нельзя. Потому что пытки были хоть и не без крови, но приятного в них было мало.
3. Инквизиторы не преследовали ученых за их убеждения (почти)
● Вопреки слухам, Николай Коперник не подвергался церковному преследованию за то, что предложил теорию гелиоцентрического устройства мира. И умер он в 70 лет от инсульта, никто его на костре не сжигал. Потому что Коперник сам был уважаемым и известным священнослужителем. Его обширные знания в астрономии, наоборот, были нужны церкви, потому что она в то время готовила реформу календаря. О его взглядах и том, что он сторонник гелиоцентрического устройства, знали, более того, у него были сторонники среди кардиналов.
● Джордано Бруно осудили не из-за его научных убеждений и не за пропаганду учения Коперника. Он пострадал за утверждения, что Моисей был колдуном, души могут жить в нескольких телах, а Библия — подделка.
● Галилео Галилей пострадал от церкви по другим причинам. Его допрашивали из-за того, что в одной из своих книг он написал, что Священное Писание — не единственный источник истины.
Кристиано Банти. Галилей перед римской инквизицией
4. Инквизиция уничтожила миллионы людей. Или нет?
Скорее, нет. Согласно сохранившимся архивам инквизиции Испании, с XV по XIX век церковники рассмотрели около 150 тысяч дел, но вынесли всего 10 тысяч смертных приговоров. Однако приведено в исполнение было 7 тысяч. Хотя в то время испанские инквизиторы считались самыми жестокими.
Откуда же пошли слухи о массовых убийствах? Во всем виновата политика. Их распространяли политические противники Габсбургов, руководивших тогда страной. Оппоненты правящей династии создали так называемую «черную легенду», представлявшую Испанию как отсталую страну, где царят мракобесие и беспредел церковников.
5. Инквизиция существует до сих пор?
Хоть в 1820 году ее упразднили в Португалии, а в 1834-м — в Испании, она все же сохранилась до наших дней, хоть и с большими изменениями. На Втором Ватиканском соборе 1965 года ее переименовали в Конгрегацию вероучения. Это главная дикастерия Ватикана, которая отвечает за ортодоксальность католической церкви и ее продвижение.
Главное ее отличие от средневековой в том, что власть распространяется на церковную сферу, а не все общество. Она курирует теологическую работу в католических университетах, проверяет сообщения о чудесах, а еще занимается расследованием сексуальных преступлений священников.
Источник
1. Инквизиция была создана вовсе не для того, чтобы сжигать ведьм
Многие до сих пор ошибочно думают, что инквизиция была создана для того, чтобы сжигать красивых девушек и шугать черных кошек. Но на самом деле это не так.
Средневековая инквизиция появилась в 1184 году, когда Папа Луций III разослал епископам Европы список ересей и повелел принимать активное участие в борьбе против них. И если таких подозреваемых ловили, то все допросы обычно велись церковным трибуналом, то есть квалифицированными юристами с университетским образованием. Эта процедура называлась латинским словом «inquisitio» («расследование», «розыск»). Кроме того, инквизиция боролась с другими преступлениями, входившими в юрисдикцию церковных судов, например с блудом и двоеженством.
2. В те времена инквизиция считалась «прогрессивной» и «мягкой»
Обычно, когда трибунал инквизиции прибывал в какой-то город, то не бросался первым делом собирать сухостой для большого костра, а объявлял «период милосердия». Это означало, что каждый виновный мог прийти и покаяться в преступлении. В этом случае на него накладывали обычное церковное покаяние за грех.
Из-за того что многие из инквизиторов дотошно документировали свою деятельность, историкам открылось многое. Оказывается, что для своего времени инквизиторы не были такими уж жестокими. Чаще всего это были юристы в рясе, заимствовавшие подход и практики из Древнего Рима: построение линии обвинения, опрос свидетелей и выяснение их беспристрастности, а также поиск улик. Поэтому следствие они вели максимально тщательно, соблюдая необходимые правила и процедуры.
Кроме того, инквизиторы чаще всего вели себя снисходительно. Поэтому общий процент их оправдательных приговоров превышал 90%. А в случае обвинения вместо казни они старались назначить другие, не такие жестокие наказания: штраф, изгнание или ношение «покаянных» одежд.
Про пытки и казни
Инквизиция ими не брезговала, потому что тогда это считалось вполне легальным средством дознания. Это только светские власти могли пытать человека, сколько их садистским душам угодно, а вот у церковников были ограничения!
● Пытать разрешалось не больше одного раза в сутки, не более двух дней подряд.
● Пытали только тех, кого уже уличили во лжи, или тех, чья вина почти доказана.
● В ходе пыток арестованный не должен был остаться инвалидом или умереть.
● Инквизиторам не разрешалось проливать кровь, поэтому в основном применялись пытки водой, подвешивание на дыбе, растягивание на доске и пытка голодом в одиночной камере.
Но, самое главное, все то, что человек сказал под пытками, он потом должен был подтвердить без мучений.
Также у инквизиции не было прав казнить человека или привести иной приговор в исполнение. Этим уже занимались светская власть и местные палачи.
Однако, даже несмотря на такие ограничения, назвать инквизицию пацифистской организацией все же нельзя. Потому что пытки были хоть и не без крови, но приятного в них было мало.
3. Инквизиторы не преследовали ученых за их убеждения (почти)
● Вопреки слухам, Николай Коперник не подвергался церковному преследованию за то, что предложил теорию гелиоцентрического устройства мира. И умер он в 70 лет от инсульта, никто его на костре не сжигал. Потому что Коперник сам был уважаемым и известным священнослужителем. Его обширные знания в астрономии, наоборот, были нужны церкви, потому что она в то время готовила реформу календаря. О его взглядах и том, что он сторонник гелиоцентрического устройства, знали, более того, у него были сторонники среди кардиналов.
● Джордано Бруно осудили не из-за его научных убеждений и не за пропаганду учения Коперника. Он пострадал за утверждения, что Моисей был колдуном, души могут жить в нескольких телах, а Библия — подделка.
● Галилео Галилей пострадал от церкви по другим причинам. Его допрашивали из-за того, что в одной из своих книг он написал, что Священное Писание — не единственный источник истины.
Кристиано Банти. Галилей перед римской инквизицией
4. Инквизиция уничтожила миллионы людей. Или нет?
Скорее, нет. Согласно сохранившимся архивам инквизиции Испании, с XV по XIX век церковники рассмотрели около 150 тысяч дел, но вынесли всего 10 тысяч смертных приговоров. Однако приведено в исполнение было 7 тысяч. Хотя в то время испанские инквизиторы считались самыми жестокими.
Откуда же пошли слухи о массовых убийствах? Во всем виновата политика. Их распространяли политические противники Габсбургов, руководивших тогда страной. Оппоненты правящей династии создали так называемую «черную легенду», представлявшую Испанию как отсталую страну, где царят мракобесие и беспредел церковников.
Сожжение ведьм у замка Рейнштейн. 1555
5. Инквизиция существует до сих пор?
Хоть в 1820 году ее упразднили в Португалии, а в 1834-м — в Испании, она все же сохранилась до наших дней, хоть и с большими изменениями. На Втором Ватиканском соборе 1965 года ее переименовали в Конгрегацию вероучения. Это главная дикастерия Ватикана, которая отвечает за ортодоксальность католической церкви и ее продвижение.
Главное ее отличие от средневековой в том, что власть распространяется на церковную сферу, а не все общество. Она курирует теологическую работу в католических университетах, проверяет сообщения о чудесах, а еще занимается расследованием сексуальных преступлений священников.
Источник
0
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: