Дети, бедняки, улицы: как снимали первые женщины-фотографы
Джесси Тарбокс (Фото Public Domain)
Анна Аткинс создала фотоальбом по ботанике во времена, когда женщины не могли получить научное признание; Джесси Тарбокс стала одной из первых фотожурналисток, а Елена Мрозовская открыла успешное фотоателье. Рассказываем о пяти женщинах, которые смотрели на мир через объектив
Анна Аткинс: создала первую фотокнигу
Анна родилась в 1799 году в семье английского ученого Джона Чилдрена. С детства проявляла интерес к ботанике и увлекалась рисованием и в 1823 году даже проиллюстрировала переведенную отцом книгу французского ученого Жан-Батиста Ламарка «Виды морских ракушек», а в 1839-м вступила в Лондонское ботаническое общество. Женщинам в то время было запрещено заниматься профессиональной наукой, однако ботаника, в частности, рисование ботанических иллюстраций, считались достаточно благородным хобби для женщин.
Елена Мрозовская: первая женщина, зарабатывавшая фотографией в России
Елена Мрозовская стала первой женщиной в России, которая занялась профессиональной фотографией и сумела добиться успеха в этой сфере. При жизни она получила звание «Фотограф Петербургской консерватории» и основала художественно-фотографическую мастерскую.
В 1892 Мрозовская закончила фотографические курсы при Императорском русском техническом обществе, а потом получила специализированное образование в Париже у известного французского фотографа Феликса Надара. Вернувшись обратно, в 1894 году Елена открыла собственное ателье на Невском проспекте. Участие в выставках — например, в Париже в 1900 году, в Стокгольме и Льеже в 1905-м — позволило приобрести более широкое признание.
Она запечатлела многих участников знаменитого костюмированного бала 1903 года в Зимнем дворце, стала официальным фотографом Санкт-Петербургской консерватории и купчихой второй гильдии.
Джесси Тарбокс: первая фотожурналистка США
Джесси родилась в 1870 году в Канаде, в 17 лет переехала работать учительницей в Уильямсберг, штат Массачусетс. В 1888 она выиграла первый фотоаппарат и за $1 начала делать портреты знакомых. «Я начинала, когда была учителем в Массачусетсе, с маленькой камеры, которая обошлась мне в $1,75 за весь комплект. Через неделю я сменила его на другой, побольше, и через пять недель этот принес мне $10», — говорила она.
Тарбокс бросала вызов своему времени: хотя приличным для женщины тогда считалось делать фотографии в студии, она выходила на улицу и снимала реальную жизнь — от садов и парков до трущоб. В 1902 году году Билс была принята на работу в качестве одной из первых женщин — штатных фотографов в нью-йоркскую газету Buffalo Courier. Два года спустя она стала первой женщиной, получившей аккредитацию прессы на всемирной выставке «Покупка Луизианы» в 1904 году.
В 1905 году журнал ARTNews поручил Джесси Тарбокс и Заиде Бен-Юсуф сделать 17 портретов выдающихся художников. До этого такие задачи давались мужчинам, которые доминировали в портретной фотографии.
Лизетта Модел: основоположница стрит-фотографии
Лизетта Модел — американка автралийского происхождения — стояла у истоков жанра уличной фотографии. Она родилась в 1901 году в семье военного врача в Вене и получила хорошее образование: владела тремя языками, занималась музыкой. Параллельно Лизетта училась у сестры фотографии и в 1934 году начала снимать самостоятельно.
В 1934 году Лизетта Модел начала снимать самостоятельно. Она говорила: «Фотокамера — это инструмент обнаружения. Мы фотографируем не только то, что мы видим, но и то, чего мы не знаем». Ее новаторские уличные работы отличаются прямолинейностью и естественностью: она крупно обрезала кадр и показывала людей такими, какими они ей представлялись.
В 1937 году Лизетта вышла замуж и переехала в США, где ее окружили визуальные контрасты: разные масштабы, архитектурные стили, человеческие типажи.
Там она выпустила две всемирно известные серии. Первая — «Отражения». Лизетта называла витрины на Пятой Авеню «натуральным фотомонтажом». В ее объективе все замирало: бегущий мужчина в шляпе, трамвай, пара, переходящая через дорогу, тени от фонарей.
Вторая серия — «Бегущие ноги». Это снимки ног толпы, сделанные на уровне тротуара. В ней есть и черные женские туфли, и строгие оксфорды, и расслабленные лоферы, и чей-то широкий шаг, и маленькая ножка, и длинные широкие штанины до пят.
Модел, сама профессионально не учившаяся фотографии, преподавала — среди ее учеников была Диана Арбус. В 1983 году в возрасте 82 лет Модел умерла. Сегодня ее работы хранятся в коллекциях Чикагского института искусств и музее современного искусства в Нью-Йорке.
Мартина Франк: классик гуманистической фотографии
Британо-бельгийская фотограф Мартина Франк считается классиком гуманистической фотографии, направления документальной съемки, которое активно развивалось с конца 1940-х. После Второй мировой войны быть бесстрастным свидетелем казалось невозможным, поэтому фотографы-документалисты не просто запечатлевали мир, людей, события, но намеренно делали своими героями тех, кого мир не замечал.
Мартина родилась в Бельгии, потом вместе с семьей переехала в Лондон. Там её отца призвали на военную службу, и они с матерью эмигрировали в США. Девушку с детства интересовали история искусства, музеи, выставки. Любовь к фотографии появилась в 1963 году, когда она отправилась в путешествие на Дальний Восток, взяв с собой камеру Leica. Потом Мартина становится помощницей американского фотографа-документалиста Элиота Элисофона, публикует фотографии в New York Times и Vogue.
В тот же период она выходит замуж за Анри Картье-Брессона — известного фотографа и одного из основателей фотоагентства Magnum Photos. Мартине не нравилось, что ее воспринимают только как его жену, она стремилась быть самостоятельной величиной. Однажды она отменила свою выставку в Лондоне, когда узнала, что на открытие приглашен Анри.
Источник
1
Другие новости
Написать комментарий: