8 ярких дебютных романов современных молодых авторов (8 фото)
Истории о поисках отца, нелёгкой жизни с ментальными расстройствами, личной и исторической памяти и не только.
1. «Типа я», Ислам Ханипаев
Дебютный роман махачкалинского писателя адресован взрослым, но текст любят и дети. Восьмилетний Артур учится в школе, дружит с воображаемым суперкрутым воином Али и ищет отца, которого никогда не видел. Эта, кроме шуток, солнечно добрая и ироничная история — вовсе не путеводитель по Дагестану. Она энергично и остроумно показывает многообразие современной русскоязычной прозы и напоминает о мультикультурности огромной страны.
2. «Валсарб», Хелена Побяржина
Хелена Побяржина — поэт и переводчик из Белоруссии. Сама история «Валсарба» достойна публикации. Рукопись неизвестного автора пришла из самотёка, и уже в первые месяцы после издания текст попал в обзоры влиятельных критиков и длинные списки престижных литпремий.
Это книга о возвращении имён: девочка, в конце 1980‑х живущая в пограничном Браславе, видит мёртвых людей. Во время Холокоста здесь погибли тысячи мирных жителей. Некоторые приходят к героине, чтобы рассказать ей свои истории. Среди визитёров — реальный персонаж, чья судьба до сих пор не выяснена. Но это лишь один из слоёв. «Валсарб» — нежная и поэтичная история взросления на стыке эпох.
3. «Гнездо синицы», Рома Декабрев
Инженер Рома Декабрев уверяет, что вовсе не собирался становиться автором интеллектуальной прозы. Но когда вышел его дебютный роман «Гнездо синицы», сеть наводнили отзывы, в которых повторялись кусочки постмодернистского кода: «романтическое двоемирие», «герменевтический круг», «смерть писателя» и даже «дэд инсайд». Сам автор, тонко улыбаясь на презентациях и интервью, утверждает, что всё это иллюзия, писателей‑хардкорщиков не существует, а «Гнездо синицы» и вовсе роман‑мистификация, игра воображения и постметаирония.
Главного героя текста преследует навязчивый образ из детства, который он встраивает в мозаику из ложных и подлинных воспоминаний, проживая не линейную, а замкнутую, как лента Мёбиуса, жизнь, полную иллюзий. Это метафора творчества длиной в 300 страниц — невозможно ни объяснить, ни оторваться во время чтения.
4. «Одиночка», Маргарита Ронжина
Дебютантка из Екатеринбурга Маргарита Ронжина активно участвует в форумах молодых авторов и писательских резиденциях, публикуется в толстых журналах. Её психологический роман «Одиночка», наполненный отсылками к мифам и аллюзиями на современную литературу, обращается к вопросам сугубо прозаическим и болезненно острым: постродовая депрессия, соло‑материнство, жизнь с особым ребёнком, тотальное одиночество, внутренняя свобода и умение вовремя понять, когда нет смысла держаться за отношения.
5. «Отец смотрит на запад», Екатерина Манойло
Екатерина Манойло — лауреат шестого сезона премии «Лицей» в номинациях «Проза» и «Выбор книжных блогеров». Её дебют «Отец смотрит на запад» — это роман‑противостояние. Небольшой, но плотный текст рассказывает о вечных дихотомиях: восток — запад, отцы — дети, женщины — мужчины, традиции — тренды, уйти — остаться. Это и захватывающий мистический роман, и психологическая проза о взрослении и принятии себя.
6. «Вторжение», Марго Гритт
Марго Гритт — писательница, режиссёр кино и телевидения, финалист премии «Лицей», отмеченный специальным призом «Выбор книжных блогеров» (2022). Её сборник малой прозы — точное, резкое и порой жёсткое высказывание современного молодого автора.
Нелюбовь вторгается в жизни героев так же, как все пять стадий внутреннего взросления. Но в случае Гритт никто не ходит по замкнутому кругу «гнев — торг — отрицание — депрессия — принятие», каждый этап — уровень в квесте. Эта книга не ставит под сомнение вечные ценности, но заставляет задуматься: мы принимаем те или иные правила потому, что это важно для нас или для кого‑то другого?
7. «Сато», Рагим Джафаров
Рагим Джафаров — лауреат премии «Новые горизонты» (2021) и обладатель «Приза зрительских симпатий» премии «НОС» (2020), финалист премии «Лицей» (2023). Его обаятельный дебют «Сато» уже экранизирован и продолжает вызывать споры: что это на самом деле — психологический роман о диссоциативном расстройстве личности или фантастический триллер.
Дошкольник Костя утверждает, что он контр‑адмирал Сато, главком карательного корпуса. Всё бы ничего, но пятилетка язвителен, точен в формулировках и виртуозно манипулирует ровесниками и взрослыми. А ещё ненавидит здоровое питание и унизительную необходимость носить колготки в садик.
8. «Это не лечится», Анна Лукиянова
Молодой автор из Санкт‑Петербурга Анна Лукиянова написала роман взросления и одной из центральных, но не единственной темой сделала обсессивно‑компульсивное расстройство главной героини.
Аня живёт в строгой системе правил и обязательств, которые невозможно нарушить, иначе случится беда. Она взяла на себя ответственность за всех, кто её окружает, и от этой ноши нельзя избавиться. Тем временем в сложносочинённой Аниной жизни наступает выпускной класс, а с ним первые влюблённости и первые жизненно важные решения. А будущее похоже на шпиль Останкинской башни, пронзающей неприветливое пасмурное московское небо.
Источник
1. «Типа я», Ислам Ханипаев
Дебютный роман махачкалинского писателя адресован взрослым, но текст любят и дети. Восьмилетний Артур учится в школе, дружит с воображаемым суперкрутым воином Али и ищет отца, которого никогда не видел. Эта, кроме шуток, солнечно добрая и ироничная история — вовсе не путеводитель по Дагестану. Она энергично и остроумно показывает многообразие современной русскоязычной прозы и напоминает о мультикультурности огромной страны.
2. «Валсарб», Хелена Побяржина
Хелена Побяржина — поэт и переводчик из Белоруссии. Сама история «Валсарба» достойна публикации. Рукопись неизвестного автора пришла из самотёка, и уже в первые месяцы после издания текст попал в обзоры влиятельных критиков и длинные списки престижных литпремий.
Это книга о возвращении имён: девочка, в конце 1980‑х живущая в пограничном Браславе, видит мёртвых людей. Во время Холокоста здесь погибли тысячи мирных жителей. Некоторые приходят к героине, чтобы рассказать ей свои истории. Среди визитёров — реальный персонаж, чья судьба до сих пор не выяснена. Но это лишь один из слоёв. «Валсарб» — нежная и поэтичная история взросления на стыке эпох.
3. «Гнездо синицы», Рома Декабрев
Инженер Рома Декабрев уверяет, что вовсе не собирался становиться автором интеллектуальной прозы. Но когда вышел его дебютный роман «Гнездо синицы», сеть наводнили отзывы, в которых повторялись кусочки постмодернистского кода: «романтическое двоемирие», «герменевтический круг», «смерть писателя» и даже «дэд инсайд». Сам автор, тонко улыбаясь на презентациях и интервью, утверждает, что всё это иллюзия, писателей‑хардкорщиков не существует, а «Гнездо синицы» и вовсе роман‑мистификация, игра воображения и постметаирония.
Главного героя текста преследует навязчивый образ из детства, который он встраивает в мозаику из ложных и подлинных воспоминаний, проживая не линейную, а замкнутую, как лента Мёбиуса, жизнь, полную иллюзий. Это метафора творчества длиной в 300 страниц — невозможно ни объяснить, ни оторваться во время чтения.
4. «Одиночка», Маргарита Ронжина
Дебютантка из Екатеринбурга Маргарита Ронжина активно участвует в форумах молодых авторов и писательских резиденциях, публикуется в толстых журналах. Её психологический роман «Одиночка», наполненный отсылками к мифам и аллюзиями на современную литературу, обращается к вопросам сугубо прозаическим и болезненно острым: постродовая депрессия, соло‑материнство, жизнь с особым ребёнком, тотальное одиночество, внутренняя свобода и умение вовремя понять, когда нет смысла держаться за отношения.
5. «Отец смотрит на запад», Екатерина Манойло
Екатерина Манойло — лауреат шестого сезона премии «Лицей» в номинациях «Проза» и «Выбор книжных блогеров». Её дебют «Отец смотрит на запад» — это роман‑противостояние. Небольшой, но плотный текст рассказывает о вечных дихотомиях: восток — запад, отцы — дети, женщины — мужчины, традиции — тренды, уйти — остаться. Это и захватывающий мистический роман, и психологическая проза о взрослении и принятии себя.
6. «Вторжение», Марго Гритт
Марго Гритт — писательница, режиссёр кино и телевидения, финалист премии «Лицей», отмеченный специальным призом «Выбор книжных блогеров» (2022). Её сборник малой прозы — точное, резкое и порой жёсткое высказывание современного молодого автора.
Нелюбовь вторгается в жизни героев так же, как все пять стадий внутреннего взросления. Но в случае Гритт никто не ходит по замкнутому кругу «гнев — торг — отрицание — депрессия — принятие», каждый этап — уровень в квесте. Эта книга не ставит под сомнение вечные ценности, но заставляет задуматься: мы принимаем те или иные правила потому, что это важно для нас или для кого‑то другого?
7. «Сато», Рагим Джафаров
Рагим Джафаров — лауреат премии «Новые горизонты» (2021) и обладатель «Приза зрительских симпатий» премии «НОС» (2020), финалист премии «Лицей» (2023). Его обаятельный дебют «Сато» уже экранизирован и продолжает вызывать споры: что это на самом деле — психологический роман о диссоциативном расстройстве личности или фантастический триллер.
Дошкольник Костя утверждает, что он контр‑адмирал Сато, главком карательного корпуса. Всё бы ничего, но пятилетка язвителен, точен в формулировках и виртуозно манипулирует ровесниками и взрослыми. А ещё ненавидит здоровое питание и унизительную необходимость носить колготки в садик.
8. «Это не лечится», Анна Лукиянова
Молодой автор из Санкт‑Петербурга Анна Лукиянова написала роман взросления и одной из центральных, но не единственной темой сделала обсессивно‑компульсивное расстройство главной героини.
Аня живёт в строгой системе правил и обязательств, которые невозможно нарушить, иначе случится беда. Она взяла на себя ответственность за всех, кто её окружает, и от этой ноши нельзя избавиться. Тем временем в сложносочинённой Аниной жизни наступает выпускной класс, а с ним первые влюблённости и первые жизненно важные решения. А будущее похоже на шпиль Останкинской башни, пронзающей неприветливое пасмурное московское небо.
Источник
-1
Другие новости
Написать комментарий: