Не раскачивайте люльку — лучше налейте вина!
Средневековый гайд по уходу за ребенком
О Средних веках в Европе рассказывают много страшных вещей — и в том числе вас наверняка ужаснет статистика детской смертности того времени. Однако ни рождение множества детей, ни последующая утрата большинства из них вовсе не делали средневековых родителей черствыми и бездушными. Изучив, какие предписания медицина того времени давала беременным женщинам и матерям, а также некоторые бытовые практики, связанные с родительством, некоторые ученые приходят к выводу, что забота о детях в Средние века была всесторонней, а по своему объему и уровню вовлеченности едва ли уступала современной (хотя, конечно, некоторые тогдашние представления о детском здоровье сегодня повергают нас в шок). Кэтрин Харви — о том, как молоко животных опустошает детскую голову, на что следует обращать внимание при найме кормилицы и чем нужно натирать рот ребенка, чтобы он заговорил.
В средневековой Европе 30% младенцев умирали, не дожив до своего первого дня рождения, затем еще 20% — в раннем детстве. Семеро из шестнадцати детей короля Эдуарда I умерли, не дожив до семи лет, а мать Екатерины Сиенской родила не менее двадцати трех детей, но только восемь из них дожили до совершеннолетия. Такие высокие показатели детской смертности объясняются тем, что неокрепший организм наиболее подвержен заболеваниям, особенно эпидемическим. Из летописей мы знаем, что большинство умерших от чумы были детьми, и археология это подтверждает: раскопки одного сиенского кладбища показали, что 88% жертв вспышки чумы 1383 года были детьми.
Изучив подобные свидетельства, некоторые историки, например, Филипп Арьес в исследовании «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке», утверждали, что средневековое общество игнорировало потребности младенцев, не желало вкладывать свои время, ресурсы и, прежде всего, эмоции в столь уязвимых существ. Однако есть и множество свидетельств обратного — что люди любили своих детей, заботились о них и оплакивали их, когда они умирали. Хотя немногие так красноречиво описывали свои чувства, как Петрарка, средневековые родители наверняка согласились бы с его описанием смерти маленького внука:
Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди того времени были заинтересованы в уходе за детьми, а врачи пытались разработать соответствующие методики.
Средневековая медицина предполагала, что здоровье — это баланс четырех телесных соков (гуморов): крови, флегмы (слизи), черной желчи и желтой желчи. Болезнь же в таком случае — дисбаланс этих соков. Считалось, что маленькие дети от природы теплые и влажные, и это их состояние необходимо поддерживать. Поэтому окружение ребенка тщательно контролировалось, поскольку, в соответствии с гуморальной теорией, на здоровье человека большое влияние оказывает набор внешних факторов: воздух и окружающая среда, диета, сон, движение, выделения и эмоции. Считалось, что эти факторы могли изменить гуморальный состав тела и вызвать заболевания.
Поэтому было очень важно, чтобы ребенок был защищен от холодных сквозняков, много спал и не подвергался беспокойству. Прежде всего, ему было необходимо обеспечить подходящую диету, поэтому в средневековых текстах о младенцах много внимания уделялось питанию, особенно грудному вскармливанию.
Хотя современные матери часто чувствуют, что общество как бы принуждает их к грудному вскармливанию, в Средневековье это давление было несравнимо большим — идеалом женщины тогда считалась Дева Мария, которую часто изображали кормящей младенца. По словам врача XIII века Альдобрандино Сиенского, материнское молоко — лучшая пища для младенца, потому что именно им он питался в утробе матери, а после родов молоко из матки перемещается к груди. Поэтому значение придавалось и питанию матери, ведь плохое молоко могло привести к различным заболеваниям, в том числе эпилепсии, у ее ребенка.
Кроме того, по средневековым представлениям, грудное вскармливание формировало характер младенца. Считалось, что хорошие и плохие качества матери передаются через ее молоко: мудрая, набожная мать будет выкармливать мудрых, набожных сыновей, а ребенок пьяницы пойдет по ее стопам.
Как и сегодня, в Средние века кормящие матери получали множество советов о том, как жить. Большинство врачей писали, что матери кормят детей слишком часто, предлагали соблюдать график кормления, запрещали матерям есть лук, утку, пресноводную рыбу, фрукты и пить крепкое вино, так как эти продукты перегревали тело и портили кровь, а значит и молоко. Кормящим женщинам советовали не заниматься сексом — он ухудшал качество и уменьшал количество молока. И, прежде всего, было необходимо избегать зачатия, поскольку кормление грудью во время беременности, по мысли средневековых ученых, убивало ребенка.
Женщины, которые не кормили своих детей грудью, подвергались самой жесткой обструкции.
Богословы настаивали на том, что отказ женщины кормить грудью равносилен убийству, а отказ использовать свою грудь так, как задумал Бог — богохульству. Многие сторонники грудного вскармливания из числа мужчин обвиняли некормящих матерей в том, что они ставят свою внешность и своих любовников выше благополучия своих детей.
Однако многие матери либо не могли, либо не желали кормить грудью своих детей. Для нас очевидной альтернативой является кормление из бутылочки, но в эпоху, когда санитарные условия были далеки от современных стандартов, а молочных смесей еще не придумали, это не было хорошей идеей. Да, иногда использовались рога для кормления, но это не приветствовалось. В XIV веке Паоло да Чертальдо предупреждал, что «ребенок, которого кормят молоком животного, развивается иначе и останется пустоголовым».
У многих младенцев были кормилицы. Для женщин из высшего общества кормилица не только была символом статуса, но и позволяла матери родить больше детей — средневековые люди хорошо знали о противозачаточных эффектах лактации. Кроме того, если богатые женщины часто делегировали кормление, потому что могли себе это позволить, то у бедных иногда просто не было выбора. Вот как, например, в 1442 году флорентийский отец по имени Никколо Амманатини объяснил свою бедность налоговикам: «У [моей] жены нет молока, поэтому мы должны нанять кормилицу».
На что обращали внимание, нанимая кормилицу? Идеальной кандидаткой была женщина около тридцати лет с крепким здоровьем и хорошими моральными качествами, а главное — она должна была быть очень похожа на мать. Предпочтение отдавалось кормилицам с твердой грудью среднего размера (очень большая грудь могла давить на лицо ребенка и сделать его курносым), ее молоко должно было быть белым, сладким, не слишком густым или водянистым.
В идеале кормилица должна была родить примерно за два месяца до найма, при этом ей было нельзя кормить собственного ребенка. На практике найти идеальный вариант было непросто.
Иногда кормилицы переезжали к семье, а иногда родители отправляли своих детей в деревню, так как городской воздух считался плохим. Мудрый родитель часто навещал своего ребенка и, если обнаруживал, что о нем там плохо заботятся, отдавал его другой кормилице. Так, маленький Франческо Гвидини был отправлен к кормилице в ноябре 1380 года и пробыл у нее год. Когда она забеременела, его перевели к другой кормилице, которая год спустя также объявила о беременности. Тогда его родители решили, что он уже достаточно взрослый, чтобы его можно было полностью отнять от груди.
Опыт маленького Франческо показывает, что средневековых младенцев часто кормили грудью гораздо дольше, чем современных. В XV веке Мария Гарсес после смерти своего сына нашла пятнадцатидневного младенца на ступенях собора и три года кормила его своей грудью — возможно, это из-за народного поверья, что Мария три года кормила Христа.
В течение двух-трех лет грудное молоко давали с другой пищей и питьем, при этом начало приема твердой пищи часто совпадало с прорезыванием первого зуба. Подходящими продуктами для отлучения от груди считался хлеб (предварительно пережеванный матерью или медсестрой, либо замоченный в подслащенной воде), рис и протертая курица. Детям также давали вино, причем в таком количестве, что немецкий врач XV века Бартоломеус Шерренмюллер рассуждал о том, что делать медсестре, «если она не может отучить ребенка от вина».
Он пришел к тому, что ребенку можно давать хорошо разбавленное белое вино. Однако некоторые считали, что детям до четырех лет никогда нельзя давать вино, потому что оно вызывает у них боли и лихорадку.
После кормления ребенок должен был спать — средневековых детей клали в колыбель, так как предполагалось, что сон с матерью может навредить ребенку и что она может даже ненароком задушить его. Люльки не только предотвращали несчастные случаи, но и положительно влияли на здоровье, потому что легкое покачивание помогало пищеварению и способствовало засыпанию. При этом слишком сильное раскачивание считалось опасным. Каталонский мистик XIV века Рамон Луллий предупреждал, что «мозг буквально сотрясается от раскачивания, что вредит развитию».
Не только с мозгом ребенка следовало обращаться осторожно. Средневековые писатели часто подчеркивали мягкость тела младенца, сравнивая его с воском. Поэтому телу ребенка можно было легко придать нужную форму. Например, эрудит XII века Джеральд Уэльский критиковал ирландцев, которые «не используют горячую воду, чтобы приподнять нос, не придавливают лицо и не удлиняют ноги». Тело младенца можно было деформировать и одеялом, и прикосновениями. Это было одной из причин, по которой врачи предлагали купать младенцев в теплой воде почти сразу после рождения, а затем около двух-трех раз в день в течение первого месяца. Это также объясняет средневековый энтузиазм по поводу пеленания — оно широко использовалось, чтобы держать детей в неподвижном состоянии в первые месяцы, пока тело еще не затвердело.
При этом колыбель не всегда была безопасным местом. Младенцы, прикованные к кроватке, были чрезвычайно уязвимы для пожаров, особенно когда они находились без присмотра.
В Средневековье так же, как и сейчас, спорили о том, стоит ли реагировать на крики младенцев. Одни врачи считали, что детям необходимо поплакать перед кормлением, чтобы избавиться от вредных веществ, препятствующих пищеварению. Другие переживали, что плач — это трата дыхания и что ребенку важно поддерживать эмоциональное равновесие.
Существует множество свидетельств того, что средневековые родители делали все возможное, чтобы воспитывать своих детей и проводить с ними больше времени. В идеале пространство вокруг ребенка должно было быть интересным: с картинками и красочными тканями. Несмотря на то что средневековых детских игрушек сохранилось немного, мы знаем, что к колыбелям иногда привязывали погремушки.
Как и мы, средневековые родители хотели научить своих малышей говорить. Некоторые методы были весьма нетривиальны. Например, одним из популярных способов ускорить развитие речи было натирание рта и десен маслом и медом.
Считалось, что это способствует росту зубов, появление которых облегчит речь. Кроме того, нужно было петь ребенку песни и разговаривать с ним простыми словами, которые не заставляют язык слишком много двигаться. Содержание и точность разговора тоже имели значение. Например, флорентийский гуманист XV века Маттео Пальмьери осуждал родителей, которые учат детей грубому поведению или просто смеются, когда их маленький ребенок произносит непристойные или богохульные выражения.
Научиться ходить — пожалуй, одна из самых важных задач, стоящих перед детьми. Согласно средневековым представлениям, сначала ребенка следовало подтолкнуть, чтобы он прошелся вдоль мебели, а затем нужно было уговорить его подойти к вам, назвав имя или предложив желанный предмет. Взрослым надлежало всегда быть готовыми поймать ребенка, когда он падает, но не держать за руки, чтобы не повредить детские плечи. Средневековые рукописи содержат многочисленные рисунки ходунков — они мало чем отличаются от тех, что используются сегодня. Существование таких предметов не только подчеркивает сходство между средневековым и современным воспитанием, но также служит убедительным свидетельством того, что даже в эпоху ужасающе высокой детской смертности родители заботились о своих детях точно так же, как и мы сегодня.
Источник
О Средних веках в Европе рассказывают много страшных вещей — и в том числе вас наверняка ужаснет статистика детской смертности того времени. Однако ни рождение множества детей, ни последующая утрата большинства из них вовсе не делали средневековых родителей черствыми и бездушными. Изучив, какие предписания медицина того времени давала беременным женщинам и матерям, а также некоторые бытовые практики, связанные с родительством, некоторые ученые приходят к выводу, что забота о детях в Средние века была всесторонней, а по своему объему и уровню вовлеченности едва ли уступала современной (хотя, конечно, некоторые тогдашние представления о детском здоровье сегодня повергают нас в шок). Кэтрин Харви — о том, как молоко животных опустошает детскую голову, на что следует обращать внимание при найме кормилицы и чем нужно натирать рот ребенка, чтобы он заговорил.
В средневековой Европе 30% младенцев умирали, не дожив до своего первого дня рождения, затем еще 20% — в раннем детстве. Семеро из шестнадцати детей короля Эдуарда I умерли, не дожив до семи лет, а мать Екатерины Сиенской родила не менее двадцати трех детей, но только восемь из них дожили до совершеннолетия. Такие высокие показатели детской смертности объясняются тем, что неокрепший организм наиболее подвержен заболеваниям, особенно эпидемическим. Из летописей мы знаем, что большинство умерших от чумы были детьми, и археология это подтверждает: раскопки одного сиенского кладбища показали, что 88% жертв вспышки чумы 1383 года были детьми.
Изучив подобные свидетельства, некоторые историки, например, Филипп Арьес в исследовании «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке», утверждали, что средневековое общество игнорировало потребности младенцев, не желало вкладывать свои время, ресурсы и, прежде всего, эмоции в столь уязвимых существ. Однако есть и множество свидетельств обратного — что люди любили своих детей, заботились о них и оплакивали их, когда они умирали. Хотя немногие так красноречиво описывали свои чувства, как Петрарка, средневековые родители наверняка согласились бы с его описанием смерти маленького внука:
«Я был глубоко потрясен, увидев, как сладкое обещание его жизни исчезло в самом начале… Моя любовь к этому ребенку так наполнила мою грудь, что я не могу представить, чтобы я когда-либо полюбил что-то еще так же сильно».
Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди того времени были заинтересованы в уходе за детьми, а врачи пытались разработать соответствующие методики.
Средневековая медицина предполагала, что здоровье — это баланс четырех телесных соков (гуморов): крови, флегмы (слизи), черной желчи и желтой желчи. Болезнь же в таком случае — дисбаланс этих соков. Считалось, что маленькие дети от природы теплые и влажные, и это их состояние необходимо поддерживать. Поэтому окружение ребенка тщательно контролировалось, поскольку, в соответствии с гуморальной теорией, на здоровье человека большое влияние оказывает набор внешних факторов: воздух и окружающая среда, диета, сон, движение, выделения и эмоции. Считалось, что эти факторы могли изменить гуморальный состав тела и вызвать заболевания.
Поэтому было очень важно, чтобы ребенок был защищен от холодных сквозняков, много спал и не подвергался беспокойству. Прежде всего, ему было необходимо обеспечить подходящую диету, поэтому в средневековых текстах о младенцах много внимания уделялось питанию, особенно грудному вскармливанию.
Хотя современные матери часто чувствуют, что общество как бы принуждает их к грудному вскармливанию, в Средневековье это давление было несравнимо большим — идеалом женщины тогда считалась Дева Мария, которую часто изображали кормящей младенца. По словам врача XIII века Альдобрандино Сиенского, материнское молоко — лучшая пища для младенца, потому что именно им он питался в утробе матери, а после родов молоко из матки перемещается к груди. Поэтому значение придавалось и питанию матери, ведь плохое молоко могло привести к различным заболеваниям, в том числе эпилепсии, у ее ребенка.
Кроме того, по средневековым представлениям, грудное вскармливание формировало характер младенца. Считалось, что хорошие и плохие качества матери передаются через ее молоко: мудрая, набожная мать будет выкармливать мудрых, набожных сыновей, а ребенок пьяницы пойдет по ее стопам.
Как и сегодня, в Средние века кормящие матери получали множество советов о том, как жить. Большинство врачей писали, что матери кормят детей слишком часто, предлагали соблюдать график кормления, запрещали матерям есть лук, утку, пресноводную рыбу, фрукты и пить крепкое вино, так как эти продукты перегревали тело и портили кровь, а значит и молоко. Кормящим женщинам советовали не заниматься сексом — он ухудшал качество и уменьшал количество молока. И, прежде всего, было необходимо избегать зачатия, поскольку кормление грудью во время беременности, по мысли средневековых ученых, убивало ребенка.
Женщины, которые не кормили своих детей грудью, подвергались самой жесткой обструкции.
Богословы настаивали на том, что отказ женщины кормить грудью равносилен убийству, а отказ использовать свою грудь так, как задумал Бог — богохульству. Многие сторонники грудного вскармливания из числа мужчин обвиняли некормящих матерей в том, что они ставят свою внешность и своих любовников выше благополучия своих детей.
Однако многие матери либо не могли, либо не желали кормить грудью своих детей. Для нас очевидной альтернативой является кормление из бутылочки, но в эпоху, когда санитарные условия были далеки от современных стандартов, а молочных смесей еще не придумали, это не было хорошей идеей. Да, иногда использовались рога для кормления, но это не приветствовалось. В XIV веке Паоло да Чертальдо предупреждал, что «ребенок, которого кормят молоком животного, развивается иначе и останется пустоголовым».
У многих младенцев были кормилицы. Для женщин из высшего общества кормилица не только была символом статуса, но и позволяла матери родить больше детей — средневековые люди хорошо знали о противозачаточных эффектах лактации. Кроме того, если богатые женщины часто делегировали кормление, потому что могли себе это позволить, то у бедных иногда просто не было выбора. Вот как, например, в 1442 году флорентийский отец по имени Никколо Амманатини объяснил свою бедность налоговикам: «У [моей] жены нет молока, поэтому мы должны нанять кормилицу».
На что обращали внимание, нанимая кормилицу? Идеальной кандидаткой была женщина около тридцати лет с крепким здоровьем и хорошими моральными качествами, а главное — она должна была быть очень похожа на мать. Предпочтение отдавалось кормилицам с твердой грудью среднего размера (очень большая грудь могла давить на лицо ребенка и сделать его курносым), ее молоко должно было быть белым, сладким, не слишком густым или водянистым.
В идеале кормилица должна была родить примерно за два месяца до найма, при этом ей было нельзя кормить собственного ребенка. На практике найти идеальный вариант было непросто.
Иногда кормилицы переезжали к семье, а иногда родители отправляли своих детей в деревню, так как городской воздух считался плохим. Мудрый родитель часто навещал своего ребенка и, если обнаруживал, что о нем там плохо заботятся, отдавал его другой кормилице. Так, маленький Франческо Гвидини был отправлен к кормилице в ноябре 1380 года и пробыл у нее год. Когда она забеременела, его перевели к другой кормилице, которая год спустя также объявила о беременности. Тогда его родители решили, что он уже достаточно взрослый, чтобы его можно было полностью отнять от груди.
Опыт маленького Франческо показывает, что средневековых младенцев часто кормили грудью гораздо дольше, чем современных. В XV веке Мария Гарсес после смерти своего сына нашла пятнадцатидневного младенца на ступенях собора и три года кормила его своей грудью — возможно, это из-за народного поверья, что Мария три года кормила Христа.
В течение двух-трех лет грудное молоко давали с другой пищей и питьем, при этом начало приема твердой пищи часто совпадало с прорезыванием первого зуба. Подходящими продуктами для отлучения от груди считался хлеб (предварительно пережеванный матерью или медсестрой, либо замоченный в подслащенной воде), рис и протертая курица. Детям также давали вино, причем в таком количестве, что немецкий врач XV века Бартоломеус Шерренмюллер рассуждал о том, что делать медсестре, «если она не может отучить ребенка от вина».
Он пришел к тому, что ребенку можно давать хорошо разбавленное белое вино. Однако некоторые считали, что детям до четырех лет никогда нельзя давать вино, потому что оно вызывает у них боли и лихорадку.
После кормления ребенок должен был спать — средневековых детей клали в колыбель, так как предполагалось, что сон с матерью может навредить ребенку и что она может даже ненароком задушить его. Люльки не только предотвращали несчастные случаи, но и положительно влияли на здоровье, потому что легкое покачивание помогало пищеварению и способствовало засыпанию. При этом слишком сильное раскачивание считалось опасным. Каталонский мистик XIV века Рамон Луллий предупреждал, что «мозг буквально сотрясается от раскачивания, что вредит развитию».
Не только с мозгом ребенка следовало обращаться осторожно. Средневековые писатели часто подчеркивали мягкость тела младенца, сравнивая его с воском. Поэтому телу ребенка можно было легко придать нужную форму. Например, эрудит XII века Джеральд Уэльский критиковал ирландцев, которые «не используют горячую воду, чтобы приподнять нос, не придавливают лицо и не удлиняют ноги». Тело младенца можно было деформировать и одеялом, и прикосновениями. Это было одной из причин, по которой врачи предлагали купать младенцев в теплой воде почти сразу после рождения, а затем около двух-трех раз в день в течение первого месяца. Это также объясняет средневековый энтузиазм по поводу пеленания — оно широко использовалось, чтобы держать детей в неподвижном состоянии в первые месяцы, пока тело еще не затвердело.
При этом колыбель не всегда была безопасным местом. Младенцы, прикованные к кроватке, были чрезвычайно уязвимы для пожаров, особенно когда они находились без присмотра.
В Средневековье так же, как и сейчас, спорили о том, стоит ли реагировать на крики младенцев. Одни врачи считали, что детям необходимо поплакать перед кормлением, чтобы избавиться от вредных веществ, препятствующих пищеварению. Другие переживали, что плач — это трата дыхания и что ребенку важно поддерживать эмоциональное равновесие.
Существует множество свидетельств того, что средневековые родители делали все возможное, чтобы воспитывать своих детей и проводить с ними больше времени. В идеале пространство вокруг ребенка должно было быть интересным: с картинками и красочными тканями. Несмотря на то что средневековых детских игрушек сохранилось немного, мы знаем, что к колыбелям иногда привязывали погремушки.
Как и мы, средневековые родители хотели научить своих малышей говорить. Некоторые методы были весьма нетривиальны. Например, одним из популярных способов ускорить развитие речи было натирание рта и десен маслом и медом.
Считалось, что это способствует росту зубов, появление которых облегчит речь. Кроме того, нужно было петь ребенку песни и разговаривать с ним простыми словами, которые не заставляют язык слишком много двигаться. Содержание и точность разговора тоже имели значение. Например, флорентийский гуманист XV века Маттео Пальмьери осуждал родителей, которые учат детей грубому поведению или просто смеются, когда их маленький ребенок произносит непристойные или богохульные выражения.
Научиться ходить — пожалуй, одна из самых важных задач, стоящих перед детьми. Согласно средневековым представлениям, сначала ребенка следовало подтолкнуть, чтобы он прошелся вдоль мебели, а затем нужно было уговорить его подойти к вам, назвав имя или предложив желанный предмет. Взрослым надлежало всегда быть готовыми поймать ребенка, когда он падает, но не держать за руки, чтобы не повредить детские плечи. Средневековые рукописи содержат многочисленные рисунки ходунков — они мало чем отличаются от тех, что используются сегодня. Существование таких предметов не только подчеркивает сходство между средневековым и современным воспитанием, но также служит убедительным свидетельством того, что даже в эпоху ужасающе высокой детской смертности родители заботились о своих детях точно так же, как и мы сегодня.
Источник
2
Другие новости
Написать комментарий: