Завод под Екатеринбургом и пакгауз в Тюмени: как культурные проекты развивают регионы
Спрос на внутренний туризм в России растет, а инвесторы стремятся превратить заброшенные территории в современные и интересные места, которые хочется посетить. Один из самых эффективных и доступных инструментов — проведение фестивалей, устройство лэнд-арта. Над этим работают частные проекты, как крупные, так и нишевые. Forbes Life разбирает наиболее успешные примеры в Суздале, Твери, Никола-Ленивце, Тюмени и Екатеринбурге
«Рельсы», Тверь
Осенью 2017 года журналистка Анна Кудрявцева и предприниматель Илья Андреев за обедом в Твери пришли к выводу, что в городе не хватает общественного пространства, где можно было бы проводить лекции, кинопоказы, ставить спектакли и организовывать выставки.
«Когда я приехала в Тверь из Москвы, то оказалась как будто в культурном вакууме. Илья часто ездил из Твери в Москву на лекции и выставки. Мы оба чувствовали, что нам не хватает современных, очень дружелюбных проектов именно в нашем городе и решили сделать такой сами», — рассказала Анна Forbes Life.
На тот момент у Анны и Ильи не было инвесторов, поэтому им пришлось вложить в проект свои деньги. На 80 000 рублей были куплены проектор, стулья и кофемашина. Культурный проект был мобильным — выставки, лекции и квартирники проходили в разных местах. Проект назвали «Рельсы». В таком виде он просуществовал два с половиной года, пока Анна и Илья не смогли найти финансирование и открыть постоянную площадку.
Меценаты пожертвовали на финансирование и открытие культурной площадки 6 млн рублей, еще 611 000 рублей команда собрала с помощью краудфандинга. «Мы общались со многими бизнесменами, прежде чем нашли тех, кто готов сделать вложение: из 50 человек согласились принять участие только двое», — рассказал Илья Андреев.
В расписании «Рельсов», вывешенном на сайте мероприятия идут друг за другом через день: это и экскурсии по Морозовскому городку (квартал, построенный в начале XX века купцом Иваном Морозовым для рабочих его Мануфактуры бумажных изделий) , и дегустация вина, и открытие выставки, и курс по фотографии, и уроки английского, и книжный клуб, где обсуждают «Жутко громко и запредельно близко» Джонатана Сафрана Фоера.
«Сейчас 40 процентов наших доходов — от продажи билетов на просветительские мероприятия, 20 процентов — это продажа мерча и продукции, 5 процентов — субаренда, 20 — гранты на проектные работы, еще 5 процентов — это бизнесинтеграции, 15 процентов — поддержка жителей города и меценатов», — пояснил Андреев.
По словам Анны Кудрявцевой, сейчас «Рельсы» стремятся наладить коммуникации с другими городскими проектами. «Мы уже сделали постановку с творческим ТЮЗом, в этом году наш «Рельсы.фест» будет посвящен теме архитектурного наследия Твери и пройдет в ландшафтном парке «Тьмака», — рассказала она.
«Творческое сообщество МИРА», Суздаль
Проекты «Творческого сообщества МИРА» в Суздале хорошо известны: это культурное пространство «МИРА-центр», лодочные маршруты по Нерли «Река Мира», творческая лаборатория «Человек Мира». «Мы некоммерческая организация и наша задача — развивать актуальную культуру в Суздале и за его пределами. Сначала мы создаем поле для экспериментов, для сотворчества, для диалога и только потому появляется проект. Так, например, появился «Сельский театр в Фомихе», — говорит Евгения Казарновская, один из соавторов проекта МИРА, в беседе с Forbes Life — Фомиха — старинное село на берегу Нерли. Добраться сюда легче всего на лодочке или на плоту. Здесь в природных ландшафтах играют спектакли, а в середине лета проводят фестиваль «Сенокос». Этим летом откроется новая площадка «ГЭС на Нерли», и это станет новым местом притяжения для тех, кто любит современные перформативные практики и проекты, которые выходят за рамки поля искусства».
Проекты МИРА поддерживает бизнесмен Дмитрий Разумов. В 2016 году Разумов в поисках площадки для музея, где он смог бы выставить свои коллекции живописи, графики и фотографий, приехал в Суздаль, где уже работала команда Евгении Казарновской и Андрея Попова. Проекты так понравились бизнесмену, что он полностью профинансировал создание масштабного «Сообщества».
«Контора пароходства», Тюмень
Тюменский мультицентр расположен в здании пакгауза для товаров, которое в 1894 году купил купец Колмаков за 25 000 рублей у рижского купца Матвея Сидорова. Здесь хранились товары, которые везли из европейской части по железной дороге, а на станции «Тура» перегружали на пароходы, откуда они отправлялись в Монголию и Китай. Мультицентр «Контора пароходства» — это воссозданное из руин здание колмаковской империи.
Сегодня в «Конторе» работает киноклуб, две выставочных площадки, здесь ведут экскурсии по Тюмени, развивают стрит-арт. Одна из основных задач, которую ставит перед собой «Контора Пароходства» — помощь местным художникам. Для этого «Контора» регулярно проводит маркет современного искусства, где продаются работы художники из Тюмени и других городов, а летом — большой паблик-арт фестиваль «Морфология улиц». На фестивале не только показывают работы художников, но и проводятся творческие лаборатории для местных жителей.
Мультицентр «Контора Пароходство» в Тюмени работает при поддержке правительства Тюменской области. Власти вложили в центр 155 млн рублей. «Без денег правительства мы бы не справились — у нас не получается найти постоянного партнера. Нас хотят поддержать тюменские застройщики, но пока мы только ведем с ними переговоры. Но недавно наш фестиваль поддержала программа социальных инвестиций «Газпром нефти» «Родные города», — рассказала Forbes Life директор и основательница «Конторы» Юлия Саначина.
Арт-парк «Никола-Ленивец», Калужская область
В 2006 году художник Николай Полисский создал в деревне Никола-Ленивец в Калужской области, на границе с национальным парком Угра, арт-парк «Никола-Ленивец», где проходит фестиваль «Архстояние», массовый проект в области современного искусства в России. Как сообщила Forbes Life управляющий партнер арт-парка и бюро «Никола-Ленивец» Юлия Бычкова, парк посещает более 250 000 туристов в год.
В 2011 году команда парка пробовала привлечь крупного стратегического инвестора. Им стал основатель «Связного» Максим Ноготков, который вложил в проект более 700 млн рублей на первом этапе и хотел вложить еще около $30-40 млн в перспективе. Ноготков планировал развивать Никола-Ленивец как большой туристический кластер, работающий круглогодично и вне ключевого фестиваля «Архстояние», возводить новые арт-объекты и расширять инфраструктуру, в том числе за счет нового жилья и кемпингов. По планам, проект должен был выйти на самоокупаемость в течение пяти лет.
Однако банкротство инвестора в 2018 году поставило команду парка перед выбором: свернуть масштаб проекта или рискнуть, и стать не только кураторами и вдохновителями проекта, но и предпринимателями. Весь объем земель вместе с другими активами Ноготкова перешел бизнесмену Олегу Малису. Сегодня парк долгосрочно арендует земли у Малиса. За последние несколько лет Никола-Ленивец, по словам Юлии Бычковой, нашел свою бизнес-модель и вышел на самоокупаемость: годовой оборот — более 100 млн рублей. Финансовая независимость основана на лояльной аудитории, которая возвращается в парк регулярно, постоянно расширяемой туристической инфраструктуре, популярных и посещаемых фестивалях с федеральным медиа-охватом. Сотрудничество с меценатами и фондами позволяет реализовывать проекты развития. Более сотни местных жителей работают в арт-парке, что дает проекту дополнительные безопасность и устойчивость.
«В последние годы к нам все чаще стали обращаться за экспертизой люди, которые хотят менять привычные им территории, но не имеют больших средств и нужных компетенций. Так появилась Школа Никола-Ленивца, где мы учим «собирать» социокультурные проекты, которые могут работать долго и приносить всем пользу», — рассказывает Юлия Бычкова.
В основе развития территории с помощью культуры, согласно методологии команды Никола-Ленивца, лежит взаимодействие кураторов, художников, авторов проектов с пространством и его культурным кодом. Чтобы найти культурный код местности, нужно провести исследования территории. Школа работает уже два года, выпустила 130 человек, среди которых не только владельцы своих проектов, но и представители муниципалитетов и институтов развития городов, сотрудники крупных корпораций отвечающих за ESG и социальные проекты со всей России. «Число заинтересованных в развитии нас приятно удивляет», — говорит Бычкова.
«Завод», Сысерть
Яркая история экономического и туристического преобразования пространства — это история «Завода» в Сысерти, проекта «Агентства развития территорий 1732», основанного предпринимателем Яном Кожаном. Команда решила восстановить заброшенный железоделательный завод Турчаниновых-Соломирских в 40 км от Екатеринбурга, вокруг которого в XVIII веке образовался город Сысерть . В реконструкцию завода было вложено около 50 млн рублей — средства местных жителей, которые поверили в проект, гранты, поддержка муниципалитета и бизнеса. На полную реставрацию завода требуется еще около 2 млрд рублей.
Сейчас фестиваль «Лето на заводе», который был запущен в 2020 году при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи и Фонда президентских грантов, посещает более 10 000 человек в день, на территории открыты десять стартапов: кофейня, пиццерия, театральные и арт-проекты.
«Проект произвел большой социально-экономический эффект. Сысерть стала более интересным и привлекательным для туристов городом. Благодаря нашей работе участки рядом с заводом подорожали в несколько раз. К нам приходят инвесторы, которые собираются рядом строить спа-комплексы и апартаменты, — рассказывает Forbes Life Ян Кожан. — В этом году недалеко откроются пляж и новые магазинчики и лавки. Кроме этого, после успеха «Завода», исторический центр города стал преображаться — владельцы домов или бизнесов стали менять их, кто-то покупает здания — мы же уже составили новый мастер-план центра города».
Источник
«Рельсы», Тверь
Осенью 2017 года журналистка Анна Кудрявцева и предприниматель Илья Андреев за обедом в Твери пришли к выводу, что в городе не хватает общественного пространства, где можно было бы проводить лекции, кинопоказы, ставить спектакли и организовывать выставки.
«Когда я приехала в Тверь из Москвы, то оказалась как будто в культурном вакууме. Илья часто ездил из Твери в Москву на лекции и выставки. Мы оба чувствовали, что нам не хватает современных, очень дружелюбных проектов именно в нашем городе и решили сделать такой сами», — рассказала Анна Forbes Life.
На тот момент у Анны и Ильи не было инвесторов, поэтому им пришлось вложить в проект свои деньги. На 80 000 рублей были куплены проектор, стулья и кофемашина. Культурный проект был мобильным — выставки, лекции и квартирники проходили в разных местах. Проект назвали «Рельсы». В таком виде он просуществовал два с половиной года, пока Анна и Илья не смогли найти финансирование и открыть постоянную площадку.
Меценаты пожертвовали на финансирование и открытие культурной площадки 6 млн рублей, еще 611 000 рублей команда собрала с помощью краудфандинга. «Мы общались со многими бизнесменами, прежде чем нашли тех, кто готов сделать вложение: из 50 человек согласились принять участие только двое», — рассказал Илья Андреев.
В расписании «Рельсов», вывешенном на сайте мероприятия идут друг за другом через день: это и экскурсии по Морозовскому городку (квартал, построенный в начале XX века купцом Иваном Морозовым для рабочих его Мануфактуры бумажных изделий) , и дегустация вина, и открытие выставки, и курс по фотографии, и уроки английского, и книжный клуб, где обсуждают «Жутко громко и запредельно близко» Джонатана Сафрана Фоера.
«Сейчас 40 процентов наших доходов — от продажи билетов на просветительские мероприятия, 20 процентов — это продажа мерча и продукции, 5 процентов — субаренда, 20 — гранты на проектные работы, еще 5 процентов — это бизнесинтеграции, 15 процентов — поддержка жителей города и меценатов», — пояснил Андреев.
По словам Анны Кудрявцевой, сейчас «Рельсы» стремятся наладить коммуникации с другими городскими проектами. «Мы уже сделали постановку с творческим ТЮЗом, в этом году наш «Рельсы.фест» будет посвящен теме архитектурного наследия Твери и пройдет в ландшафтном парке «Тьмака», — рассказала она.
«Творческое сообщество МИРА», Суздаль
Проекты «Творческого сообщества МИРА» в Суздале хорошо известны: это культурное пространство «МИРА-центр», лодочные маршруты по Нерли «Река Мира», творческая лаборатория «Человек Мира». «Мы некоммерческая организация и наша задача — развивать актуальную культуру в Суздале и за его пределами. Сначала мы создаем поле для экспериментов, для сотворчества, для диалога и только потому появляется проект. Так, например, появился «Сельский театр в Фомихе», — говорит Евгения Казарновская, один из соавторов проекта МИРА, в беседе с Forbes Life — Фомиха — старинное село на берегу Нерли. Добраться сюда легче всего на лодочке или на плоту. Здесь в природных ландшафтах играют спектакли, а в середине лета проводят фестиваль «Сенокос». Этим летом откроется новая площадка «ГЭС на Нерли», и это станет новым местом притяжения для тех, кто любит современные перформативные практики и проекты, которые выходят за рамки поля искусства».
Проекты МИРА поддерживает бизнесмен Дмитрий Разумов. В 2016 году Разумов в поисках площадки для музея, где он смог бы выставить свои коллекции живописи, графики и фотографий, приехал в Суздаль, где уже работала команда Евгении Казарновской и Андрея Попова. Проекты так понравились бизнесмену, что он полностью профинансировал создание масштабного «Сообщества».
«Контора пароходства», Тюмень
Тюменский мультицентр расположен в здании пакгауза для товаров, которое в 1894 году купил купец Колмаков за 25 000 рублей у рижского купца Матвея Сидорова. Здесь хранились товары, которые везли из европейской части по железной дороге, а на станции «Тура» перегружали на пароходы, откуда они отправлялись в Монголию и Китай. Мультицентр «Контора пароходства» — это воссозданное из руин здание колмаковской империи.
Сегодня в «Конторе» работает киноклуб, две выставочных площадки, здесь ведут экскурсии по Тюмени, развивают стрит-арт. Одна из основных задач, которую ставит перед собой «Контора Пароходства» — помощь местным художникам. Для этого «Контора» регулярно проводит маркет современного искусства, где продаются работы художники из Тюмени и других городов, а летом — большой паблик-арт фестиваль «Морфология улиц». На фестивале не только показывают работы художников, но и проводятся творческие лаборатории для местных жителей.
Мультицентр «Контора Пароходство» в Тюмени работает при поддержке правительства Тюменской области. Власти вложили в центр 155 млн рублей. «Без денег правительства мы бы не справились — у нас не получается найти постоянного партнера. Нас хотят поддержать тюменские застройщики, но пока мы только ведем с ними переговоры. Но недавно наш фестиваль поддержала программа социальных инвестиций «Газпром нефти» «Родные города», — рассказала Forbes Life директор и основательница «Конторы» Юлия Саначина.
Арт-парк «Никола-Ленивец», Калужская область
В 2006 году художник Николай Полисский создал в деревне Никола-Ленивец в Калужской области, на границе с национальным парком Угра, арт-парк «Никола-Ленивец», где проходит фестиваль «Архстояние», массовый проект в области современного искусства в России. Как сообщила Forbes Life управляющий партнер арт-парка и бюро «Никола-Ленивец» Юлия Бычкова, парк посещает более 250 000 туристов в год.
В 2011 году команда парка пробовала привлечь крупного стратегического инвестора. Им стал основатель «Связного» Максим Ноготков, который вложил в проект более 700 млн рублей на первом этапе и хотел вложить еще около $30-40 млн в перспективе. Ноготков планировал развивать Никола-Ленивец как большой туристический кластер, работающий круглогодично и вне ключевого фестиваля «Архстояние», возводить новые арт-объекты и расширять инфраструктуру, в том числе за счет нового жилья и кемпингов. По планам, проект должен был выйти на самоокупаемость в течение пяти лет.
Однако банкротство инвестора в 2018 году поставило команду парка перед выбором: свернуть масштаб проекта или рискнуть, и стать не только кураторами и вдохновителями проекта, но и предпринимателями. Весь объем земель вместе с другими активами Ноготкова перешел бизнесмену Олегу Малису. Сегодня парк долгосрочно арендует земли у Малиса. За последние несколько лет Никола-Ленивец, по словам Юлии Бычковой, нашел свою бизнес-модель и вышел на самоокупаемость: годовой оборот — более 100 млн рублей. Финансовая независимость основана на лояльной аудитории, которая возвращается в парк регулярно, постоянно расширяемой туристической инфраструктуре, популярных и посещаемых фестивалях с федеральным медиа-охватом. Сотрудничество с меценатами и фондами позволяет реализовывать проекты развития. Более сотни местных жителей работают в арт-парке, что дает проекту дополнительные безопасность и устойчивость.
«В последние годы к нам все чаще стали обращаться за экспертизой люди, которые хотят менять привычные им территории, но не имеют больших средств и нужных компетенций. Так появилась Школа Никола-Ленивца, где мы учим «собирать» социокультурные проекты, которые могут работать долго и приносить всем пользу», — рассказывает Юлия Бычкова.
В основе развития территории с помощью культуры, согласно методологии команды Никола-Ленивца, лежит взаимодействие кураторов, художников, авторов проектов с пространством и его культурным кодом. Чтобы найти культурный код местности, нужно провести исследования территории. Школа работает уже два года, выпустила 130 человек, среди которых не только владельцы своих проектов, но и представители муниципалитетов и институтов развития городов, сотрудники крупных корпораций отвечающих за ESG и социальные проекты со всей России. «Число заинтересованных в развитии нас приятно удивляет», — говорит Бычкова.
«Завод», Сысерть
Яркая история экономического и туристического преобразования пространства — это история «Завода» в Сысерти, проекта «Агентства развития территорий 1732», основанного предпринимателем Яном Кожаном. Команда решила восстановить заброшенный железоделательный завод Турчаниновых-Соломирских в 40 км от Екатеринбурга, вокруг которого в XVIII веке образовался город Сысерть . В реконструкцию завода было вложено около 50 млн рублей — средства местных жителей, которые поверили в проект, гранты, поддержка муниципалитета и бизнеса. На полную реставрацию завода требуется еще около 2 млрд рублей.
Сейчас фестиваль «Лето на заводе», который был запущен в 2020 году при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи и Фонда президентских грантов, посещает более 10 000 человек в день, на территории открыты десять стартапов: кофейня, пиццерия, театральные и арт-проекты.
«Проект произвел большой социально-экономический эффект. Сысерть стала более интересным и привлекательным для туристов городом. Благодаря нашей работе участки рядом с заводом подорожали в несколько раз. К нам приходят инвесторы, которые собираются рядом строить спа-комплексы и апартаменты, — рассказывает Forbes Life Ян Кожан. — В этом году недалеко откроются пляж и новые магазинчики и лавки. Кроме этого, после успеха «Завода», исторический центр города стал преображаться — владельцы домов или бизнесов стали менять их, кто-то покупает здания — мы же уже составили новый мастер-план центра города».
Источник
Метки: Тюмень
1
Другие новости
Написать комментарий: