Зачем на самом деле была построена Великая Китайская стена
На первый взгляд с Китайской стеной все просто: вот такой большой забор от беспокойных соседей. Могли — и построили! На самом деле все интереснее. И загадочнее.
Великую Китайскую стену начали строить еще в III веке до нашей эры. По официальной версии, которую озвучивают в современных школах, — для защиты от набегов хунну, кочевников. А позже — от всех остальных. Сначала свои участки стены строили разные царства, потом — объединившиеся в империю, и куски стены тоже соединились. Все звучит очень логично и гармонично. Стена, как пишут, гармонично вписана в рельеф, идет по гребню горной цепи Иншань и имеет протяженность около 21 000 км. На красивых фото и упрощенных туристических схемах все так и есть.
Схема стены, отображающая реальное положение дел, выглядит гораздо более запутанной. Отдельные ее участки кажутся расположенными крайне странно. Впрочем, в историях о Стене вообще много странного.
Строительство Стены шло с разной активностью примерно 2000 лет. Однако особенно бурная деятельность на ней началась при последнем императоре династии Цинь — Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э.). Это он покорил разрозненные царства и оформил Китай в империю, распорядился объединить участки Стены и построить новые на гребнях Иншаня. И тут важно понимать, кем был этот император. А был он последователем концепции легизма — самой честной и жуткой тоталитарной доктрины. Это при нем закопали живьем в землю 450 конфуцианских проповедников, что, кстати, было далеко не самой страшной казнью в традиции Цинь. Легизм подразумевал, что человек по природе своей существо негодное и задача власти — загнать его в ярмо, запретить высказывать свое мнение и заставить созидать.
Так вот, со Стеной связан ряд любопытных фактов. Во-первых, часть бойниц на ней смотрят внутрь страны. Историки невнятно пишут про отлов беглых рабочих при строительстве и даже упоминают про бегство китайских крестьян к кочевникам. Звучит вроде бы логично: при династии Цинь жизнь была не сахар. Но за проступок одного тогда наказывали весь род. В трех поколениях и в обе стороны — от правнуков до прадедов виновного. Так что о побегах из Китая той эпохи известно мало. Отчасти, видимо, как раз благодаря Стене.
Второй странный факт — проницаемость Стены. Упоминаются многократные случаи проникновения кочевников на территорию Китая. Порой им удавалось преодолеть саму стену, которая местами была не так уж высока. А иногда — договориться со стражей в проходах, как бы невероятно это ни звучало. То есть при всей гениальности концепции Стена как защитное сооружение работала посредственно. А ведь как все было задумано! Возможность переброски войск по верху Стены (там ее ширина достигала 5,5 м), расположенные на расстоянии полета стрелы (200 м) башни, разнесенные на дистанцию видимости костра (10 км) сигнальные вышки. Но ведь и Чингисхана Стена в XIII веке не удержала, не говоря уж про японцев и маньчжуров в 1933-м.
Сегодня звучат версии о том, что Великую стену могли использовать в качестве транспортной магистрали для доставки товаров (но где упоминания об этом?) и для таможенного контроля (красиво, но затраты кажутся несоразмерными целям).
Наиболее же логичной целью строительства Великой стены (на протяжении почти 2000 лет в общей сложности) выглядит решение проблемы занятости населения. Хороша также идея Великой стройки, необходимой для придания нации единого направления движения. Концепции эти в разные времена друг над другом превалировали. Например, при той же династии Цинь в какой-то момент гражданского населения не хватало в силу интенсивности упомянутых выше казней. Но зато после объединения Китая и прекращения войн работа над столь грандиозным проектом приобрела еще большую значимость. Так что вполне возможно, что практическая роль Стены преувеличена. А вот идеологическая, наоборот, недооценена.
Источник
Великую Китайскую стену начали строить еще в III веке до нашей эры. По официальной версии, которую озвучивают в современных школах, — для защиты от набегов хунну, кочевников. А позже — от всех остальных. Сначала свои участки стены строили разные царства, потом — объединившиеся в империю, и куски стены тоже соединились. Все звучит очень логично и гармонично. Стена, как пишут, гармонично вписана в рельеф, идет по гребню горной цепи Иншань и имеет протяженность около 21 000 км. На красивых фото и упрощенных туристических схемах все так и есть.
Схема стены, отображающая реальное положение дел, выглядит гораздо более запутанной. Отдельные ее участки кажутся расположенными крайне странно. Впрочем, в историях о Стене вообще много странного.
Все эти разноцветные линии — участки Великой стены, возведенные в разное время. Кстати, северный участок на территории современной Монголии, построенный в XIII веке, служил, по мнению историков, для контроля за перемещением гражданского населения и скота
Строительство Стены шло с разной активностью примерно 2000 лет. Однако особенно бурная деятельность на ней началась при последнем императоре династии Цинь — Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э.). Это он покорил разрозненные царства и оформил Китай в империю, распорядился объединить участки Стены и построить новые на гребнях Иншаня. И тут важно понимать, кем был этот император. А был он последователем концепции легизма — самой честной и жуткой тоталитарной доктрины. Это при нем закопали живьем в землю 450 конфуцианских проповедников, что, кстати, было далеко не самой страшной казнью в традиции Цинь. Легизм подразумевал, что человек по природе своей существо негодное и задача власти — загнать его в ярмо, запретить высказывать свое мнение и заставить созидать.
Так вот, со Стеной связан ряд любопытных фактов. Во-первых, часть бойниц на ней смотрят внутрь страны. Историки невнятно пишут про отлов беглых рабочих при строительстве и даже упоминают про бегство китайских крестьян к кочевникам. Звучит вроде бы логично: при династии Цинь жизнь была не сахар. Но за проступок одного тогда наказывали весь род. В трех поколениях и в обе стороны — от правнуков до прадедов виновного. Так что о побегах из Китая той эпохи известно мало. Отчасти, видимо, как раз благодаря Стене.
Второй странный факт — проницаемость Стены. Упоминаются многократные случаи проникновения кочевников на территорию Китая. Порой им удавалось преодолеть саму стену, которая местами была не так уж высока. А иногда — договориться со стражей в проходах, как бы невероятно это ни звучало. То есть при всей гениальности концепции Стена как защитное сооружение работала посредственно. А ведь как все было задумано! Возможность переброски войск по верху Стены (там ее ширина достигала 5,5 м), расположенные на расстоянии полета стрелы (200 м) башни, разнесенные на дистанцию видимости костра (10 км) сигнальные вышки. Но ведь и Чингисхана Стена в XIII веке не удержала, не говоря уж про японцев и маньчжуров в 1933-м.
Сегодня звучат версии о том, что Великую стену могли использовать в качестве транспортной магистрали для доставки товаров (но где упоминания об этом?) и для таможенного контроля (красиво, но затраты кажутся несоразмерными целям).
Наиболее же логичной целью строительства Великой стены (на протяжении почти 2000 лет в общей сложности) выглядит решение проблемы занятости населения. Хороша также идея Великой стройки, необходимой для придания нации единого направления движения. Концепции эти в разные времена друг над другом превалировали. Например, при той же династии Цинь в какой-то момент гражданского населения не хватало в силу интенсивности упомянутых выше казней. Но зато после объединения Китая и прекращения войн работа над столь грандиозным проектом приобрела еще большую значимость. Так что вполне возможно, что практическая роль Стены преувеличена. А вот идеологическая, наоборот, недооценена.
Источник
2
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (6)
Написать комментарий: