Кто сделал первый в мире автомобиль с аэродинамическим кузовом?

Сто лет назад, в 1923-м, появились первые в мире автомобили, созданные с учетом аэродинамики. Причем сразу две модели, от разных конструкторов.


Еще на заре автомобилестроения инженеры понимали, что обтекаемые формы — полезная штука. И не только понимали, но и строили сигарообразные кузова. Но — по наитию. Вынесенные за пределы этих кузовов колеса категорически все портили. Только в 1921-м году два изобретателя независимо друг от друга решили, что колеса надо убирать внутрь кузова. И оба они, по удивительному стечению обстоятельств, были из Восточной Европы.



Паровой автомобиль Stanley Steamer Rocket 1906 года развивал 205,44 км/ч, и этот рекорд продержался до 1924 года. Но все же выступающие колеса сильно повышали коэффициент аэродинамического сопротивления его кузова



Аурел Персу — звездолетчик-теоретик
Аурел Персу родился в Румынии в 1890-м, но изучал инженерное дело в Берлине. Окончил там Высшую техническую школу и вскоре получил премию от немецкого министерства образования за работу о… поведении космических кораблей в открытом космосе. И это в 1913 году! Потом Персу вернулся на родину, преподавал, а в 1921-м прошел в Берлине еще один курс, посвященный аэродинамике летательных аппаратов. И в том же году он запатентовал у себя на родине автомобиль с аэродинамическим кузовом — в форме капли. Да, он не попал в наш список самых сексуальных автомобилей. Но зато он, как поручик Ржевский, показал себя в деле.



Автомобиль Аурела Персу, 1923 (?) год

Построил же Персу свой автомобиль в 1923-м. Кто-то пишет, что на собственные средства, кто-то упоминает компанию AGA Berlin, хотя в истории последней этот факт не освещен. Тем не менее и двигатель — рядная «четверка» с рабочим объемом 1,4 л и мощностью 22 л.с., и трехступенчатая коробка были от AGA Berlin. Силовой агрегат конструктор поместил за салоном, внутри колесной базы, впоследствии так делали на спортивных моделях.
С остальным было хуже. Тормоза — только на задних колесах, причем с тросовым приводом. Ведущая задняя ось не имела дифференциала: колеса расположены близко, к чему усложнения. Но главное — автомобиль даже с таким скромным мотором разгонялся до 80 км/ч! Аналогичные по мощности серийные модели того времени развивали максимальную скорость лишь 60-75 км/ч.

Круче, чем Tesla
Попадаются упоминания о том, что автомобиль Персу имел коэффициент аэродинамического сопротивления Сх=0,22, при том что у Tesla Model S этот параметр равен 0,24, а с этим делом чем больше, тем хуже.
Изобретение Персу хотели купить компании Ford и General Motors, но договориться с румынским инженером не смогли. Он требовал гарантий того, что автомобиль пойдет в серию, но ни одна из компаний не согласилась на такие условия. В итоге скромный румынский инженер ездил на своем аппарате сам вплоть до 1969 года. Накатал 120 000 км и подарил этот уникальный экземпляр в Национальный технический музей Румынии.


Пауль Ярай, строитель дирижаблей
Кто-то назовет это иронией судьбы, но великие изобретения совершают одновременно неслучайно. Накапливается теоретическая база, достигает определенного уровня техника — и в 1923 году на свет появляется еще один максимально аэродинамичный автомобиль с убранными внутрь кузова колесами. Его создатель на год старше Аурела Персу, он родился в 1889-м. Его звали Пауль Ярай, родом он был из Венгрии. Учился в Праге и Вене, работал на компанию Luftschiffbau Zeppelin.



Источник: Library of Congress

Дирижабль Zeppelin LZ 120 1919 года — его создание. Именно он лег в основу следующих летающих монстров. Кроме того, Пауль Ярай разработал для Luftschiffbau Zeppelin еще пару самолетов, построил аэродинамическую трубу для испытания дирижаблей, придумал лежачие велосипеды J-Rad. Последние даже производили серийно в 1921–1923 годах на германской фабрике Hesperus-Werke, в Штутгарте, и выпустили около двух тысяч штук.



Ну да, велосипедист на J-Rad не совсем лежал. Скорее, посадку можно назвать полулежачей



Однако, несмотря на эту бурную деятельность, Пауль Ярай в 1921 году запатентовал еще и автомобиль с аэродинамическим кузовом. Но, в отличие от Персу, не у себя на родине, а в Германии. Первый такой кузов он построил в 1922 году, а первый автомобиль — тогда же, когда и Персу, в 1923 году. Но не на собственные средства, а совместно с компанией Ley, на базе их модели Т6. У автомобиля был двигатель с рабочим объемом 1,5 л, он развивал 20 л.с. и разгонялся до 100 км/ч. Топливная экономичность по сравнению с Ley Т6 выросла на 30%!



Первый автомобиль Ярая с аэродинамическим кузовом, построенный на агрегатах Ley Т6

Впоследствии Ярай делал аэродинамические кузова для Audi, а потом и для многих других фирм: Benz, Adler, Maybach, Ford, Steyr. И даже для знаменитых Chrysler Airflow, Peugeot 402, Tatra 7 и Tatra 57.


Audi Typ K Stromlinien. Кузов сконструирован Яраем по мотивам его первого автомобиля

Позже было сделано немало еще более смелых автомобилей с аэродинамическим кузовом. Но первыми были два — Аурела Персу и Пауля Ярая. Оба увидели свет в 1923 году. И про каждый из них пишут, что именно он был первым, не упоминая о сопернике. Но теперь вы знаете, как было на самом деле.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

1
Другие новости
Никто пока не комментировал этот пост

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!