Темная сторона Древней Греции: о чем не рассказывают детям на уроках истории
Прекрасная Эллада кажется нам царством справедливости и красоты. Даже рабовладение эту идиллию как бы не особо портит. На деле же мало кто из нас обрадовался бы, оказавшись в Древней Греции.
Мудрые философы, искусные скульпторы, умелые ремесленники — вот кто населяет Элладу наших грез. Ее образ сформирован книгами и фильмами, художественными произведениями и историями о благородных героях. А афинская демократия? А Олимпийские игры? О мифах мы и не говорим. Между тем у эллинов все было далеко не так красиво, как кажется нам сквозь призму тысячелетий.
Работать — западло!
Древних греков роднит с ворами в законе общая установка: работа занятие недостойное. А как же, например, великие скульпторы? Фидий, Пракситель? Судя по всему, эти парни просто не могли не ваять. Обычные граждане восхищались плодами их труда, но ни за что не поменялись бы с ними местами.
Работали в Элладе рабы и метеки, то есть приезжие. А граждане владели мастерскими или, если были бедны, получали от общества что-то вроде безусловного дохода. Например, на праздники обязательно раздавали мясо жертвенных животных, а праздников в Афинах в году было 50 и длились они в общей сложности 100 дней. Кроме того, граждане заседали в суде — в тех же Афинах работало несколько судейских коллегий по 500 человек. Подкупить такое количество судей считалось невозможным.
На государственных постах гражданам тоже было трудиться не стыдно, хотя получали они за это два-три обола в день — дневную плату поденщика. Видимо, этого хватало на хлеб, вино и оплату услуг жриц любви — публичные дома были важной частью сексуальных традиций Древней Греции.
Случайные люди у власти
Кстати, при демократии у исполнительной ветви власти в Афинах была странная особенность. Чиновников выбирали… с помощью жребия. Любой свободный мужчина мог выдвинуть свою кандидатуру на административную должность — а дальше все решала воля богов. При этом военачальников эллины выбирали прямым голосованием. То есть в вопросах жизни и смерти они все же доверяли богам не вполне. А чиновники — подумаешь! Будут плохо работать — засудим. С этим в Элладе тоже проблем не было. Любой мог подать в суд на любого, и поводы для этого не ограничивали формальными рамками. Судили и военачальников — за то, что одержали мало побед, и скульпторов — по подозрению на несоблюдение этических норм при создании изваяний голых женщин.
Кстати, большинство государственных должностей гражданин мог занимать только один раз в жизни, и то недолго — всего год. А председателя городского совета — главу государства — вообще выбирали ежедневно. Ужасная дикость!
Война рулит!
Пойти войной на другой город-государство у эллинов было в порядке вещей. Воевать гражданам было не позорно. За участие в походах платили жалование, да и возможность пограбить тоже считалась нормальным способом обогащения. А главное, что покоренные враги платили дань. Средства эти шли в бюджет города-победителя и распределялись между гражданами. Получалось, опять же, понемногу, но для бедняков это было существенно. Так что если на народном собрании предлагали напасть на кого-то нестрашного, древние греки сразу кричали «Любо!», «Гойда!» и так далее.
Триста спартанцев не собирались спасать Грецию
Когда армия персов вторглась в Элладу, спартанцы совершенно не желали оборонять своего давнего соперника, Афины — их собственные земли лежали в Пелопонессе, за Коринфским заливом. Но совсем не поучаствовать в заварухе и ждать врага у себя дома спартанцы тоже считали неверным. Когда царь Леонид выступал, старейшины предложили ему взять хотя бы тысячу воинов. На что он ответил: «Чтобы победить — и тысячи мало, чтобы умереть — довольно и трехсот». Так что побеждать Леонид и не планировал.
В битве при Фермопилах помимо трехсот спартанцев было еще несколько тысяч греческих воинов. И когда стало ясно, что благодаря предателю персы вот-вот зайдут защитникам прохода в тыл, спартанский царь эти несколько тысяч отпустил. Логично было бы уйти и ему вместе с ними. Почему не ушел? Чтобы остаться в истории. И ведь остался! Хотя в реальности то, что Леонид задержал миллион триста персов на пару дней, погоды не сделало.
Цивилизация с ошибками
Античность представляется нам эпохой просвещенной. Эллины, действительно, многое знали, изобрели геометрию, восхищались арифметикой. Вот только в массе своей они знали ее посредственно. В найденных археологами табличках с хозяйственными расчетами ошибок больше, чем в тетради современного троечника. Так что средний уровень образования был, по сравнению с современным, крайне невысок. Хотя — Пифагор, Евклид и так далее. Но обычные граждане знали арифметику слабо.
Учителя-бедняки
А все потому, что учителям в Элладе жилось трудно. Зарабатывали они, опять же, на уровне поденщика. Особым уважением не пользовались. Одна радость, и та сомнительная — при наличии разрешения от родителей им дозволяли лупить школьников. Помните, как Геракл в детстве убил учителя музыки роялем? То есть, пардон, кифарой. А ведь это была всего лишь ответная реакция на телесные наказания.
Браки по расчету
Заключение браков Элладе считали делом серьезным. Вопросы любви к нему не примешивали. Рассуждали так. Страсть дело несерьезное, мимолетное, а женитьба — это про имущество. Мнение жениха играло определенную роль, но не перевешивало выбора родителей. А девиц вообще не спрашивали. Такое и потом много где бывало, но в прекрасной Древней Греции? Увы, да.
Горе-философы
Ну уж тут, казалось бы, речь вообще про основы человеческого мировоззрения — Платон, Аристотель, и далее по списку. Но многое было не таким, каким представляется. Например, Диоген, действительно обитавший на городской площади в большой глиняной бочке, жил подаянием. Разумеется, по идейным соображениям. Но при этом милостыни требовал как должного, в грубой форме. Кстати, звал он себя «киником», «собачьим философом», находя в собачьей жизни массу преимуществ. Впоследствии слово cinic стали читать как «циник».
А Эпикур на самом деле всю жизнь страдал от камней в печени и питался хлебом и водой. По праздникам изредка позволял себе сыр. Воспевал наслаждение, но при этом высшим удовольствием считал тот миг, когда его оставляла боль. А вы говорите — эпикурейство, пиры.
После того, как пала афинская демократия и наступила эпоха тиранов, некоторые философы стали выбирать путь «парасита», то есть профессионального прихлебателя. Самый известный из них — Аристипп, пробавлявшийся при дворе тирана Дионисия Сиракузского. Он говаривал так: «Сократ жил как нищий, но почему? Потому, что это доставляло ему удовольствие. Значит ли это, что житье в богатстве и роскоши не может доставлять никакого удовольствия? Нет, отлично может. Будем же им пользоваться — главное, чтобы оно не стесняло свободы нашего духа». Порой Дионисий плевал Аристиппу в лицо, но тот утирался и остроумно пояснял, почему это его не задевает. Ужас ситуации в том, что он при этом реально был философом.
Источник
Мудрые философы, искусные скульпторы, умелые ремесленники — вот кто населяет Элладу наших грез. Ее образ сформирован книгами и фильмами, художественными произведениями и историями о благородных героях. А афинская демократия? А Олимпийские игры? О мифах мы и не говорим. Между тем у эллинов все было далеко не так красиво, как кажется нам сквозь призму тысячелетий.
Работать — западло!
Древних греков роднит с ворами в законе общая установка: работа занятие недостойное. А как же, например, великие скульпторы? Фидий, Пракситель? Судя по всему, эти парни просто не могли не ваять. Обычные граждане восхищались плодами их труда, но ни за что не поменялись бы с ними местами.
Работали в Элладе рабы и метеки, то есть приезжие. А граждане владели мастерскими или, если были бедны, получали от общества что-то вроде безусловного дохода. Например, на праздники обязательно раздавали мясо жертвенных животных, а праздников в Афинах в году было 50 и длились они в общей сложности 100 дней. Кроме того, граждане заседали в суде — в тех же Афинах работало несколько судейских коллегий по 500 человек. Подкупить такое количество судей считалось невозможным.
На государственных постах гражданам тоже было трудиться не стыдно, хотя получали они за это два-три обола в день — дневную плату поденщика. Видимо, этого хватало на хлеб, вино и оплату услуг жриц любви — публичные дома были важной частью сексуальных традиций Древней Греции.
Триумфальное шествие Вакха, Древняя Греция. Гравюра XIX века
Случайные люди у власти
Кстати, при демократии у исполнительной ветви власти в Афинах была странная особенность. Чиновников выбирали… с помощью жребия. Любой свободный мужчина мог выдвинуть свою кандидатуру на административную должность — а дальше все решала воля богов. При этом военачальников эллины выбирали прямым голосованием. То есть в вопросах жизни и смерти они все же доверяли богам не вполне. А чиновники — подумаешь! Будут плохо работать — засудим. С этим в Элладе тоже проблем не было. Любой мог подать в суд на любого, и поводы для этого не ограничивали формальными рамками. Судили и военачальников — за то, что одержали мало побед, и скульпторов — по подозрению на несоблюдение этических норм при создании изваяний голых женщин.
Кстати, большинство государственных должностей гражданин мог занимать только один раз в жизни, и то недолго — всего год. А председателя городского совета — главу государства — вообще выбирали ежедневно. Ужасная дикость!
Заседание афинского Совета, также известного как Буле, в 594 году
Война рулит!
Пойти войной на другой город-государство у эллинов было в порядке вещей. Воевать гражданам было не позорно. За участие в походах платили жалование, да и возможность пограбить тоже считалась нормальным способом обогащения. А главное, что покоренные враги платили дань. Средства эти шли в бюджет города-победителя и распределялись между гражданами. Получалось, опять же, понемногу, но для бедняков это было существенно. Так что если на народном собрании предлагали напасть на кого-то нестрашного, древние греки сразу кричали «Любо!», «Гойда!» и так далее.
Триста спартанцев не собирались спасать Грецию
Когда армия персов вторглась в Элладу, спартанцы совершенно не желали оборонять своего давнего соперника, Афины — их собственные земли лежали в Пелопонессе, за Коринфским заливом. Но совсем не поучаствовать в заварухе и ждать врага у себя дома спартанцы тоже считали неверным. Когда царь Леонид выступал, старейшины предложили ему взять хотя бы тысячу воинов. На что он ответил: «Чтобы победить — и тысячи мало, чтобы умереть — довольно и трехсот». Так что побеждать Леонид и не планировал.
В битве при Фермопилах помимо трехсот спартанцев было еще несколько тысяч греческих воинов. И когда стало ясно, что благодаря предателю персы вот-вот зайдут защитникам прохода в тыл, спартанский царь эти несколько тысяч отпустил. Логично было бы уйти и ему вместе с ними. Почему не ушел? Чтобы остаться в истории. И ведь остался! Хотя в реальности то, что Леонид задержал миллион триста персов на пару дней, погоды не сделало.
Цивилизация с ошибками
Сцены из жизни греческого философа, мудреца и математика Пифагора
Античность представляется нам эпохой просвещенной. Эллины, действительно, многое знали, изобрели геометрию, восхищались арифметикой. Вот только в массе своей они знали ее посредственно. В найденных археологами табличках с хозяйственными расчетами ошибок больше, чем в тетради современного троечника. Так что средний уровень образования был, по сравнению с современным, крайне невысок. Хотя — Пифагор, Евклид и так далее. Но обычные граждане знали арифметику слабо.
Учителя-бедняки
А все потому, что учителям в Элладе жилось трудно. Зарабатывали они, опять же, на уровне поденщика. Особым уважением не пользовались. Одна радость, и та сомнительная — при наличии разрешения от родителей им дозволяли лупить школьников. Помните, как Геракл в детстве убил учителя музыки роялем? То есть, пардон, кифарой. А ведь это была всего лишь ответная реакция на телесные наказания.
Браки по расчету
Заключение браков Элладе считали делом серьезным. Вопросы любви к нему не примешивали. Рассуждали так. Страсть дело несерьезное, мимолетное, а женитьба — это про имущество. Мнение жениха играло определенную роль, но не перевешивало выбора родителей. А девиц вообще не спрашивали. Такое и потом много где бывало, но в прекрасной Древней Греции? Увы, да.
Горе-философы
Ну уж тут, казалось бы, речь вообще про основы человеческого мировоззрения — Платон, Аристотель, и далее по списку. Но многое было не таким, каким представляется. Например, Диоген, действительно обитавший на городской площади в большой глиняной бочке, жил подаянием. Разумеется, по идейным соображениям. Но при этом милостыни требовал как должного, в грубой форме. Кстати, звал он себя «киником», «собачьим философом», находя в собачьей жизни массу преимуществ. Впоследствии слово cinic стали читать как «циник».
Старая иллюстрация с изображением Диогена, Magasin Pittoresque, Париж, 1848
А Эпикур на самом деле всю жизнь страдал от камней в печени и питался хлебом и водой. По праздникам изредка позволял себе сыр. Воспевал наслаждение, но при этом высшим удовольствием считал тот миг, когда его оставляла боль. А вы говорите — эпикурейство, пиры.
После того, как пала афинская демократия и наступила эпоха тиранов, некоторые философы стали выбирать путь «парасита», то есть профессионального прихлебателя. Самый известный из них — Аристипп, пробавлявшийся при дворе тирана Дионисия Сиракузского. Он говаривал так: «Сократ жил как нищий, но почему? Потому, что это доставляло ему удовольствие. Значит ли это, что житье в богатстве и роскоши не может доставлять никакого удовольствия? Нет, отлично может. Будем же им пользоваться — главное, чтобы оно не стесняло свободы нашего духа». Порой Дионисий плевал Аристиппу в лицо, но тот утирался и остроумно пояснял, почему это его не задевает. Ужас ситуации в том, что он при этом реально был философом.
Источник
4
Другие новости
Написать комментарий: