Потерявшие дом: 3 отличных фантастических цикла про человечество, покинувшее Землю
Земля гибнет, а человечество покидает родную планету и летит покорять звезды? Или оно расселилось из родного мира уже давно? Или никто не успевает выбраться? Какие сложности ждут людей на новом месте?
Вариантов, как именно люди ухитрились потерять родную планету, фантасты предлагают огромное множество. Тут и конфликты, и катаклизмы, и какие-нибудь инопланетные захватчики — и все сразу. Романов на эту тему написано тоже достаточно: например, значительная часть книг про космические ковчеги посвящена именно этому. Тем интереснее наблюдать, какой именно вариант придумают в очередной раз.
Расскажем про три примера из современной фантастики.
«Вселенная Боба»
Цикл, основная часть которого разворачивается в будущем, начинается в наши дни. Боб, а точнее мистер Роберт Йоханссон, — преуспевающий инженер, который удачно продает свою компанию и на радостях заключает контракт на криозаморозку собственной головы после своей смерти. Чтобы в светлом будущем, когда технологии достигнут должного уровня, можно было бы воскреснуть. Правда, Боб рассчитывал, что в заморозку отправится спустя много лет, но погиб почти сразу же.
Через сто с лишним лет он приходит в себя, но тела не обнаруживает. После оцифровки он оказывается, по сути, бесправным имуществом, и владеет им фанатичная теократия ВЕРА. Но зато ему выпадает шанс исследовать дальние регионы космоса в качестве самореплицирующегося зонда. По сути, он теперь — космический корабль и продвинутый 3D-принтер в одном лице. Теперь ему нужно успешно освоиться, пройти все тесты, не нахамить проповедникам, а в самом конце — убежать от ракет вражеских государств, которым конкуренты в космосе ни к чему.
Далеко не сразу Боб узнает, в чем причина создания этой неприлично торопливой космической программы: Земля постепенно становится непригодной для жизни, так что найти новую планету — вопрос выживания. Уже покинув родную планету и отыскав несколько перспективных миров для колонизации, Боб узнает, что на Земле произошло несколько ядерных взрывов: враждующие государства все-таки вступили в открытое противостояние. И начинается эпопея с перевозкой немногих выживших на другие пригодные к обитанию планеты — корабль за кораблем, в условиях жесткого цейтнота и нехватки ресурсов.
На новых планетах людей тоже ждут серьезные испытания: паразиты, незнакомые болезни, жуткие динозавроиды, которые не против попробовать новый источник белка. Низкая гравитация, высокая гравитация, слишком мало воды, планета целиком из воды — на каждой планете будет свой набор проблем. К счастью, Бобов много — за время исследования космоса герой создал множество своих копий, каждая из которых обладает собственным характером — и они весьма изобретательны.
«Дети времени», Адриан Чайковски
Обстоятельства, заставившие покинуть Землю в романе Адриана Чайковски, довольно сильно похожи на то, что мы видели во «Вселенной Боба». Люди самостоятельно устроили рукотворный апокалипсис, развязав глобальную войну. Немногие выжившие погрузились в корабль-ковчег и отправились на поиски новой подходящей для жизни планеты. А вот таких ценных помощников, как Бобы, в «Детях времени» у людей нет. Шансов мало, но и выбора никакого. К тому же, до катастрофы человечество активно изучало космос, так что как минимум одну подходящую планету беглецы знали. Много лет назад на ней проводился масштабный научный эксперимент по созданию разумной жизни — именно с этого эксперимента и начинается книга.
План был прост: закинуть на подходящую планету две капсулы, одну с обезьянами, другую с вирусом, который во много раз ускоряет естественную эволюцию и развитие мозга. Идея состояла в том, чтобы подождать, пока приматы разовьются за сотню-другую лет до примитивных племен, а потом явиться им с небес, став им наставниками и друзьями. Но из-за саботажа план рухнул, на планету добрался только контейнер с вирусом, а приматы сгорели в атмосфере.
Когда ковчег прибывает к планете, ее населяют разумные пауки — с уникальным устройством общества, биологией, психологией и повадками. И у них есть свое мнение насчет того, кому принадлежит планета. А различия между видами затрудняют контакт до почти невозможного.
«Квантовый вор», Ханну Райаниеми
Трилогия Райаниеми обладает динамичным сюжетом, но свой мир раскрывает перед читателем неспешно. Действие начинается в виртуальной тюрьме, где главный герой, вор Жан ле Фламбер, отбывает свой бесконечный срок, снова и снова попадая в дилемму заключенного. Оттуда его вытаскивает загадочная спасительница и ее разумный корабль, которым нужно, чтобы он кое-что для них украл. Но сначала надо украсть самого ле Фламбера, а точнее, его прошлую личность.
Человечество — а точнее, те разнообразные вариации, в которое оно превратилось в далеком будущем — расселилось по множеству планет. Действие разворачивается сначала в просторах космоса, потом — в шагающем городе на Марсе, где люди победили смерть, вместо этого войдя в бесконечный цикл служения и процветания благодаря торговле личным временем.
Земля появится в повествовании только во второй книге, и из нее мы узнаем, что планета пережила вирусный апокалипсис благодаря «дикому коду», после чего на ней останется только один город, Сирр. Антураж здесь совершенно в духе волшебных сказок «Тысячи и одной ночи» — впрочем, слияние магического и технологического вообще свойственно этому циклу. В мире, где технология ушла от привычной нам так далеко, это почти неизбежно. Ведь, как говорил великий Артур Кларк, «продвинутая технология неотличима от магии».
Вариантов, как именно люди ухитрились потерять родную планету, фантасты предлагают огромное множество. Тут и конфликты, и катаклизмы, и какие-нибудь инопланетные захватчики — и все сразу. Романов на эту тему написано тоже достаточно: например, значительная часть книг про космические ковчеги посвящена именно этому. Тем интереснее наблюдать, какой именно вариант придумают в очередной раз.
Расскажем про три примера из современной фантастики.
«Вселенная Боба»
Цикл, основная часть которого разворачивается в будущем, начинается в наши дни. Боб, а точнее мистер Роберт Йоханссон, — преуспевающий инженер, который удачно продает свою компанию и на радостях заключает контракт на криозаморозку собственной головы после своей смерти. Чтобы в светлом будущем, когда технологии достигнут должного уровня, можно было бы воскреснуть. Правда, Боб рассчитывал, что в заморозку отправится спустя много лет, но погиб почти сразу же.
Через сто с лишним лет он приходит в себя, но тела не обнаруживает. После оцифровки он оказывается, по сути, бесправным имуществом, и владеет им фанатичная теократия ВЕРА. Но зато ему выпадает шанс исследовать дальние регионы космоса в качестве самореплицирующегося зонда. По сути, он теперь — космический корабль и продвинутый 3D-принтер в одном лице. Теперь ему нужно успешно освоиться, пройти все тесты, не нахамить проповедникам, а в самом конце — убежать от ракет вражеских государств, которым конкуренты в космосе ни к чему.
Далеко не сразу Боб узнает, в чем причина создания этой неприлично торопливой космической программы: Земля постепенно становится непригодной для жизни, так что найти новую планету — вопрос выживания. Уже покинув родную планету и отыскав несколько перспективных миров для колонизации, Боб узнает, что на Земле произошло несколько ядерных взрывов: враждующие государства все-таки вступили в открытое противостояние. И начинается эпопея с перевозкой немногих выживших на другие пригодные к обитанию планеты — корабль за кораблем, в условиях жесткого цейтнота и нехватки ресурсов.
На новых планетах людей тоже ждут серьезные испытания: паразиты, незнакомые болезни, жуткие динозавроиды, которые не против попробовать новый источник белка. Низкая гравитация, высокая гравитация, слишком мало воды, планета целиком из воды — на каждой планете будет свой набор проблем. К счастью, Бобов много — за время исследования космоса герой создал множество своих копий, каждая из которых обладает собственным характером — и они весьма изобретательны.
«Дети времени», Адриан Чайковски
Обстоятельства, заставившие покинуть Землю в романе Адриана Чайковски, довольно сильно похожи на то, что мы видели во «Вселенной Боба». Люди самостоятельно устроили рукотворный апокалипсис, развязав глобальную войну. Немногие выжившие погрузились в корабль-ковчег и отправились на поиски новой подходящей для жизни планеты. А вот таких ценных помощников, как Бобы, в «Детях времени» у людей нет. Шансов мало, но и выбора никакого. К тому же, до катастрофы человечество активно изучало космос, так что как минимум одну подходящую планету беглецы знали. Много лет назад на ней проводился масштабный научный эксперимент по созданию разумной жизни — именно с этого эксперимента и начинается книга.
План был прост: закинуть на подходящую планету две капсулы, одну с обезьянами, другую с вирусом, который во много раз ускоряет естественную эволюцию и развитие мозга. Идея состояла в том, чтобы подождать, пока приматы разовьются за сотню-другую лет до примитивных племен, а потом явиться им с небес, став им наставниками и друзьями. Но из-за саботажа план рухнул, на планету добрался только контейнер с вирусом, а приматы сгорели в атмосфере.
Когда ковчег прибывает к планете, ее населяют разумные пауки — с уникальным устройством общества, биологией, психологией и повадками. И у них есть свое мнение насчет того, кому принадлежит планета. А различия между видами затрудняют контакт до почти невозможного.
«Квантовый вор», Ханну Райаниеми
Трилогия Райаниеми обладает динамичным сюжетом, но свой мир раскрывает перед читателем неспешно. Действие начинается в виртуальной тюрьме, где главный герой, вор Жан ле Фламбер, отбывает свой бесконечный срок, снова и снова попадая в дилемму заключенного. Оттуда его вытаскивает загадочная спасительница и ее разумный корабль, которым нужно, чтобы он кое-что для них украл. Но сначала надо украсть самого ле Фламбера, а точнее, его прошлую личность.
Человечество — а точнее, те разнообразные вариации, в которое оно превратилось в далеком будущем — расселилось по множеству планет. Действие разворачивается сначала в просторах космоса, потом — в шагающем городе на Марсе, где люди победили смерть, вместо этого войдя в бесконечный цикл служения и процветания благодаря торговле личным временем.
Земля появится в повествовании только во второй книге, и из нее мы узнаем, что планета пережила вирусный апокалипсис благодаря «дикому коду», после чего на ней останется только один город, Сирр. Антураж здесь совершенно в духе волшебных сказок «Тысячи и одной ночи» — впрочем, слияние магического и технологического вообще свойственно этому циклу. В мире, где технология ушла от привычной нам так далеко, это почти неизбежно. Ведь, как говорил великий Артур Кларк, «продвинутая технология неотличима от магии».
1
Другие новости
Написать комментарий: