От собора императрицы до шедевра конструктивизма: посмотрите на лучшие реставрации за год (6 фото)
Рассказываем о самых роскошных и интересных зданиях Москвы и Петербурга, которые вернули к жизни за последний год. Большую часть из них также открыли для посетителей!
Москва
Храм Воскресения Словущего
Каменный храм Воскресения Словущего построен в 1634 году на месте деревянного, сгоревшего во время большого пожара в 1629 году. В 1930-х годах, во время «безбожной пятилетки», церковь не закрывали — об этом просили известные актеры, режиссеры, музыканты и художники, которые жили в этом квартале. Сюда приходили Константин Станиславский, Иван Козловский и многие другие звезды того времени. Правда, с колокольни все же сняли колокола. За годы советской власти храм трижды реставрировали.
К 2022 году здесь восстановили внутреннее убранство и лепной декор, укрепили кирпичные стены, усилили конструкцию кровли и заменили ее покрытие, обновили позолоту на крестах. Во время реставрации специалисты обнаружили на фронтонах и сводах под слоем краски живопись середины XIX — начала XX века. Это 17 изображений евангелистов и почитаемых в православии святых: Марка, Матфея, Луки и Иоанна, Иустина Философа, Николая Чудотворца, пророка Елисея и других. Сегодня здесь расположена икона Богоматери «Взыскание погибших» из разрушенной в 1936 году церкви Рождества Христова в Палашах.
Павильон Латвийской ССР на ВДНХ
Трехэтажный павильон в стиле ар-деко построен по проекту архитекторов Айварса, Закиса и Плуксне в 1954 году. Окна главного фасада были украшены 16 многоцветными витражами с пейзажами латвийских городов и сельскохозяйственными сюжетами. Первая экспозиция была посвящена культуре, земледелию и промышленности Латвийской ССР. В 1960-е павильон перепрофилировали под экспозицию «Физика» — тогда все витражи пропали. Долгое время они считались утраченными, но недавно специалисты смогли найти девять из них: как оказалось, их увезли в Латвию. В рамках реставрации, ориентируясь на найденные примеры, специалисты создали максимально приближенные к оригиналу копии.
Также за четыре года работы специалисты отреставрировали декор главного фасада, восстановили створки окон с резными деревянными деталями, очистили парадные резные двери с янтарными элементами. В 2022 году павильон открыли как музей городского хозяйства Москвы.
Хлебозавод № 5
Конструктивистское здание построили в 1931 году по проекту архитектора Александра Никольского. Это первый из пяти московских хлебозаводов, где инженер Георгий Марсаков внедрил кольцевую конвейерную систему. Она автоматизировала весь процесс выпекания хлеба: продукция двигалась по кругу сверху вниз от этапа брожения теста на четвертом этаже до хранилища на первом. Благодаря этому предприятия приобрели узнаваемую круглую форму. Более семидесяти лет завод производил выпечку, часть которой продавали в лавке по соседству, но к 2006 году здание обветшало. В 2018 году его приобрел банк ВТБ, который взялся за восстановление исторического облика.
За реставрацию интерьеров отвечал архитектор Сергей Чобан и его бюро «Спич». Специалисты выявили и законсервировали все подлинные элементы внутренней отделки. К примеру, на первом этаже можно увидеть оригинальную кирпичную кладку стен 1930-х годов, местами докомпонованную силикатным кирпичом. На четвертом — подлинный барабан бывшего конвейера, облицованный белой глазурованной плиткой. Во время реставрации специалисты нашли панно с изображением женщины-пекаря с караваем в руках. «Она нарисована прямо на плитке в простенке между двумя окнами, освещающими лестничный пролет третьего этажа. Нам не удалось узнать ни точного времени создания, ни автора этой работы. Но из‑за столь точного соответствия былому назначению здания, конечно, хотелось максимально сохранить эту самобытную роспись», — рассказывает автор проекта. Сегодня в здании располагается центр изучения конструктивизма «Зотов».
Смольный собор
В 1740-х Елизавета Петровна захотела уйти в монастырь и поручила построить комплекс, где бы могла разместить 120 благородных девиц. Проект доверили архитектору Франческо Растрелли. Под постройку отдали территорию Смольного дворца, где жила Елизавета. Название он получил из‑за Смоляного двора, где при Петре I хранили смолу и варили деготь для Адмиралтейских верфей.
В 1748 году в основание собора заложили первый камень, а через год императрица велела переделать проект: нужен был храм, похожий на Успенский собор в Москве, с отсылкой к православным канонам. В 1757 году средств у императрицы стало меньше, работы пришлось остановить. В 1761 году она умерла, так и не осветив церковь. Здание простаивало до тех пор, пока Екатерина II не взошла на трон. Она поручила строительство архитектору Юрию Фельтену, но работы закончили лишь в 1835 году при Василие Стасове. В общей сложности на возведение Смольного ушло восемьдесят семь лет.
Семь лет назад приступили к восстановлению архитектурного памятника. В 2022 году специалисты музеефицировали пробный участок монохромной росписи гризайль, имитирующий кессонированные
своды. По задумке архитектора Стасова в 1830-х в такой технике хотели украсить все своды и арки, но успели выполнить только пробные варианты. Если бы задумку реализовали, собор превратился в типовую классицистическую постройку. По решению Николая I рисунки забелили.
Павильон Катальной горки
Главный аттракцион Ораниенбаума построен по проекту архитектора Антонио Ринальди для Екатерины II в 1770-х. Комплекс состоял из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад протяженностью полкилометра. До середины XIX века гости дворца могли спуститься на золоченых колясках с катальной горки высотой около 20 метров. К 1850 году увеселительную конструкцию из‑за ветхости разобрали, осталось лишь здание. В годы Великой Отечественной войны павильон пострадал, в советское время его восстановили и начали использовать как музей. В 2009 году здание закрыли на реставрацию. К 2022 году специалисты привели в порядок Круглый зал, Штукатурный и Фарфоровые кабинеты, Буфетную, кухню, цокольный этаж, вестибюль.
Самым интересным считается интерьер Фарфорового кабинета. В нем хранилась коллекция из 40 фигур «Большого русского заказа». Это парные статуэтки из мейсенского фарфора, которые рассказывают о победах России в Русско-турецкой войне через античные сюжеты. После Февральской революции коллекцию разграбили, до начала реставрации здесь не хватало 14 фигур, но сегодня осталось всего пять пустых полок. Например, недостающие кусочки «Боевого слона II» удалось купить на аукционе в Москве.
В Круглом зале и Штукатурном кабинете на 90 процентов сохранились подлинные полы из искусственного мрамора, выполненные итальянским мастером Гаэтано Спинелли. Cегодня они находятся под специальным покрытием, чтобы их не повредили многочисленные туристы. Попасть сюда можно только по билетам.
Большой Китайский кабинет в Китайском дворце
Китайский дворец построен по проекту Антонио Ринальди как летний домик Екатерины II. Реставрация единственного сохранившегося здания XVIII века в стиле рококо длится пятнадцать лет. В 2022 году открыли обновленный Большой Китайский кабинет. Он известен благодаря наборным деревянным панно на стенах по рисункам Серафино Бароцци, который выполнил отделку падуг потолка. Композиции с бытовыми сценами их жизни китайцев созданы русскими мастерами во главе с Иосифом Шталмеером в технике маркетри с инкрустацией пластинками моржовой кости, то есть изображения собирали из разных пород дерева на дубовом щите, как мозаику. Потолок украшен плафоном «Союз Азии и России» итальянского художника Якопо Гуараны. Пол выполнен по эскизам Ринальди и набран из эбена, индийского палисандра, оливы и розового дерева. В экспозиции представлен бильярд, купленный Петром III в Англии. Во время реставрации специалисты провели биохимический анализ и обнаружили, что плетеные лузы у стола уцелели с XVIII века. Сетчатые мешочки зашили в прозрачную ткань, чтобы уберечь от повреждений.
Императорская ферма в Царском Селе
Александр I поручил построить комплекс в 1818 году по проекту архитектора Адама Менеласа, автора дворца «Коттедж» и парка «Александрия» в Петергофе. К 1828 году возвели Павильон высочайшего присутствия, молочню с большим ледником и маслобойней, коровник, сарай для мериносов, дом смотрителя, птичник и козлятник. Ферма поставляла свежие продукты к императорскому столу. В XX веке комплекс национализировали и отдали Аграрному университету. Во время Второй мировой войны здания пострадали и долгое время находились в аварийном состоянии.
В 2012 году началась реставрация комплекса. К прошлому году специалисты восстановили историческую планировку, фасады, провели электричество и канализацию. Сегодня работы окончены в правом флигеле для мериносов, птичнике, козлятнике, каретном сарае, конюшне. В следующем году приведут в порядок левый флигель для мериносов, дом смотрителя, корпус высочайшего присутствия, молочный павильон. В будущем ферма станет общественным пространством с лекторием, детским центром, отелем, кафе и выставочными залами.
Источник
Москва
Храм Воскресения Словущего
Каменный храм Воскресения Словущего построен в 1634 году на месте деревянного, сгоревшего во время большого пожара в 1629 году. В 1930-х годах, во время «безбожной пятилетки», церковь не закрывали — об этом просили известные актеры, режиссеры, музыканты и художники, которые жили в этом квартале. Сюда приходили Константин Станиславский, Иван Козловский и многие другие звезды того времени. Правда, с колокольни все же сняли колокола. За годы советской власти храм трижды реставрировали.
К 2022 году здесь восстановили внутреннее убранство и лепной декор, укрепили кирпичные стены, усилили конструкцию кровли и заменили ее покрытие, обновили позолоту на крестах. Во время реставрации специалисты обнаружили на фронтонах и сводах под слоем краски живопись середины XIX — начала XX века. Это 17 изображений евангелистов и почитаемых в православии святых: Марка, Матфея, Луки и Иоанна, Иустина Философа, Николая Чудотворца, пророка Елисея и других. Сегодня здесь расположена икона Богоматери «Взыскание погибших» из разрушенной в 1936 году церкви Рождества Христова в Палашах.
_________________________________________________________________________
Павильон Латвийской ССР на ВДНХ
Трехэтажный павильон в стиле ар-деко построен по проекту архитекторов Айварса, Закиса и Плуксне в 1954 году. Окна главного фасада были украшены 16 многоцветными витражами с пейзажами латвийских городов и сельскохозяйственными сюжетами. Первая экспозиция была посвящена культуре, земледелию и промышленности Латвийской ССР. В 1960-е павильон перепрофилировали под экспозицию «Физика» — тогда все витражи пропали. Долгое время они считались утраченными, но недавно специалисты смогли найти девять из них: как оказалось, их увезли в Латвию. В рамках реставрации, ориентируясь на найденные примеры, специалисты создали максимально приближенные к оригиналу копии.
Также за четыре года работы специалисты отреставрировали декор главного фасада, восстановили створки окон с резными деревянными деталями, очистили парадные резные двери с янтарными элементами. В 2022 году павильон открыли как музей городского хозяйства Москвы.
_________________________________________________________________________
Хлебозавод № 5
Конструктивистское здание построили в 1931 году по проекту архитектора Александра Никольского. Это первый из пяти московских хлебозаводов, где инженер Георгий Марсаков внедрил кольцевую конвейерную систему. Она автоматизировала весь процесс выпекания хлеба: продукция двигалась по кругу сверху вниз от этапа брожения теста на четвертом этаже до хранилища на первом. Благодаря этому предприятия приобрели узнаваемую круглую форму. Более семидесяти лет завод производил выпечку, часть которой продавали в лавке по соседству, но к 2006 году здание обветшало. В 2018 году его приобрел банк ВТБ, который взялся за восстановление исторического облика.
За реставрацию интерьеров отвечал архитектор Сергей Чобан и его бюро «Спич». Специалисты выявили и законсервировали все подлинные элементы внутренней отделки. К примеру, на первом этаже можно увидеть оригинальную кирпичную кладку стен 1930-х годов, местами докомпонованную силикатным кирпичом. На четвертом — подлинный барабан бывшего конвейера, облицованный белой глазурованной плиткой. Во время реставрации специалисты нашли панно с изображением женщины-пекаря с караваем в руках. «Она нарисована прямо на плитке в простенке между двумя окнами, освещающими лестничный пролет третьего этажа. Нам не удалось узнать ни точного времени создания, ни автора этой работы. Но из‑за столь точного соответствия былому назначению здания, конечно, хотелось максимально сохранить эту самобытную роспись», — рассказывает автор проекта. Сегодня в здании располагается центр изучения конструктивизма «Зотов».
_________________________________________________________________________
Смольный собор
В 1740-х Елизавета Петровна захотела уйти в монастырь и поручила построить комплекс, где бы могла разместить 120 благородных девиц. Проект доверили архитектору Франческо Растрелли. Под постройку отдали территорию Смольного дворца, где жила Елизавета. Название он получил из‑за Смоляного двора, где при Петре I хранили смолу и варили деготь для Адмиралтейских верфей.
В 1748 году в основание собора заложили первый камень, а через год императрица велела переделать проект: нужен был храм, похожий на Успенский собор в Москве, с отсылкой к православным канонам. В 1757 году средств у императрицы стало меньше, работы пришлось остановить. В 1761 году она умерла, так и не осветив церковь. Здание простаивало до тех пор, пока Екатерина II не взошла на трон. Она поручила строительство архитектору Юрию Фельтену, но работы закончили лишь в 1835 году при Василие Стасове. В общей сложности на возведение Смольного ушло восемьдесят семь лет.
Семь лет назад приступили к восстановлению архитектурного памятника. В 2022 году специалисты музеефицировали пробный участок монохромной росписи гризайль, имитирующий кессонированные
своды. По задумке архитектора Стасова в 1830-х в такой технике хотели украсить все своды и арки, но успели выполнить только пробные варианты. Если бы задумку реализовали, собор превратился в типовую классицистическую постройку. По решению Николая I рисунки забелили.
_________________________________________________________________________
Павильон Катальной горки
Главный аттракцион Ораниенбаума построен по проекту архитектора Антонио Ринальди для Екатерины II в 1770-х. Комплекс состоял из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад протяженностью полкилометра. До середины XIX века гости дворца могли спуститься на золоченых колясках с катальной горки высотой около 20 метров. К 1850 году увеселительную конструкцию из‑за ветхости разобрали, осталось лишь здание. В годы Великой Отечественной войны павильон пострадал, в советское время его восстановили и начали использовать как музей. В 2009 году здание закрыли на реставрацию. К 2022 году специалисты привели в порядок Круглый зал, Штукатурный и Фарфоровые кабинеты, Буфетную, кухню, цокольный этаж, вестибюль.
Самым интересным считается интерьер Фарфорового кабинета. В нем хранилась коллекция из 40 фигур «Большого русского заказа». Это парные статуэтки из мейсенского фарфора, которые рассказывают о победах России в Русско-турецкой войне через античные сюжеты. После Февральской революции коллекцию разграбили, до начала реставрации здесь не хватало 14 фигур, но сегодня осталось всего пять пустых полок. Например, недостающие кусочки «Боевого слона II» удалось купить на аукционе в Москве.
В Круглом зале и Штукатурном кабинете на 90 процентов сохранились подлинные полы из искусственного мрамора, выполненные итальянским мастером Гаэтано Спинелли. Cегодня они находятся под специальным покрытием, чтобы их не повредили многочисленные туристы. Попасть сюда можно только по билетам.
_________________________________________________________________________
Большой Китайский кабинет в Китайском дворце
Китайский дворец построен по проекту Антонио Ринальди как летний домик Екатерины II. Реставрация единственного сохранившегося здания XVIII века в стиле рококо длится пятнадцать лет. В 2022 году открыли обновленный Большой Китайский кабинет. Он известен благодаря наборным деревянным панно на стенах по рисункам Серафино Бароцци, который выполнил отделку падуг потолка. Композиции с бытовыми сценами их жизни китайцев созданы русскими мастерами во главе с Иосифом Шталмеером в технике маркетри с инкрустацией пластинками моржовой кости, то есть изображения собирали из разных пород дерева на дубовом щите, как мозаику. Потолок украшен плафоном «Союз Азии и России» итальянского художника Якопо Гуараны. Пол выполнен по эскизам Ринальди и набран из эбена, индийского палисандра, оливы и розового дерева. В экспозиции представлен бильярд, купленный Петром III в Англии. Во время реставрации специалисты провели биохимический анализ и обнаружили, что плетеные лузы у стола уцелели с XVIII века. Сетчатые мешочки зашили в прозрачную ткань, чтобы уберечь от повреждений.
Императорская ферма в Царском Селе
Александр I поручил построить комплекс в 1818 году по проекту архитектора Адама Менеласа, автора дворца «Коттедж» и парка «Александрия» в Петергофе. К 1828 году возвели Павильон высочайшего присутствия, молочню с большим ледником и маслобойней, коровник, сарай для мериносов, дом смотрителя, птичник и козлятник. Ферма поставляла свежие продукты к императорскому столу. В XX веке комплекс национализировали и отдали Аграрному университету. Во время Второй мировой войны здания пострадали и долгое время находились в аварийном состоянии.
В 2012 году началась реставрация комплекса. К прошлому году специалисты восстановили историческую планировку, фасады, провели электричество и канализацию. Сегодня работы окончены в правом флигеле для мериносов, птичнике, козлятнике, каретном сарае, конюшне. В следующем году приведут в порядок левый флигель для мериносов, дом смотрителя, корпус высочайшего присутствия, молочный павильон. В будущем ферма станет общественным пространством с лекторием, детским центром, отелем, кафе и выставочными залами.
Источник
Метки: Москва, Санкт-Петербург
5
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: