Советская «Нива»: чем знаменитый внедорожник покорил весь мир

Примерно 40 лет назад с конвейера АвтоВАЗа сошла 100-тысячная «Нива» — уникальный во всех смыслах автомобиль. Причем, это произошло спустя всего пару лет после запуска модели в серийное производство. Первоначальный производственный план на год составлял скромные 25 тысяч машин, но очень скоро его увеличили вдвое, а потом еще на треть. В лучшие времена АвтоВАЗа доля экспорта «Нивы» доходила до невероятных 80%, автомобиль продавался в сотне стран! Чем же так уникален и интересен советский внедорожник из 1970-х, доковылявший практически без изменений до наших дней?



Пятьдесят лет назад Алексей Косыгин, тогдашний председатель Совета министров СССР, принимал макет «автомобиля № 2», которому впоследствии суждено было стать люксовым вариантом «Жигулей» (ВАЗ-2103). «Работа с Fiat на этом заканчивается, и дальше придется надеяться только на себя. Так вот, первым вашим самостоятельным шагом должно быть создание автомобиля повышенной проходимости на базе «Жигулей» для наших сельчан», — четкая и конкретная задача была поставлена Косыгиным перед инженерами сразу трех предприятий: ВАЗа, АЗЛК и «Ижмаша», реализовать которую в итоге доверили тольяттинцам.

Инженеры-конструкторы разделились на два лагеря. Одни предлагали классический вариант с рамным кузовом, двуступенчатым демультипликатором, зависимыми подвесками, барабанными тормозами спереди и сзади. Другие наоборот предлагали более гражданские поперечную компоновочную схему и независимые подвески. Истина оказалась посередине, и в разработку пошел автомобиль с комфортабельной независимой подвеской и несущим кузовом, но со всем инструментарием классического внедорожника.


Тот самый "Крокодил Гена" Э1101, больше похожий на Citroen Mehari


Пока экспериментальные узлы и агрегаты будущей «Нивы» обкатывали на мулах Э-2121, которых прозвали «Крокодил Гена» из-за зеленого цвета и схожей наружности, дизайнеры разрабатывали экстерьер будущего бестселлера. Дизайнер Валерий Павлович Семушкин не скрывал — ориентиром для «Нивы» стал Fiat-127, однако ж советский внедорожник не стал очередной копией, скорее, вариацией на тему. Еще один интересный факт: «Ниву» назвали не в честь плодородного поля, название складывается из имен детей ведущего конструктора проекта Петра Прусова и главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева (Натальи и Ирины, Вадима и Андрея).



Fiat-127, который взяли за основу при создании дизайна "Нивы"


В итоге после шести лет кабинетных мытарств и согласований с конвейера АвтоВАЗа сошел компактный городской автомобиль с внедорожным потенциалом – ВАЗ 2121. «Нива» была максимально унифицирована со всем модельным рядом предприятия. Движок и многие детали внутреннего убранства салона были унаследованы у «Шестерки», а с традиционной жигулевской 4-ступенчатой коробкой передач была соединена через короткий кардан (впоследствии его заменили на ШРУС от «Оки») двухступенчатая раздатка, распределяющая постоянно тягу между обеими осями автомобиля. Собственно, этот новый агрегат и доставлял больше всего неприятностей при эксплуатации. Из-за несогласованности узлов на скорости трансмиссия издавала ужасные звуки, салон был наполнен страшными шумами даже на небольшой скорости. Раздатка «запевала», а ей в унисон гудели «зубастые» шины ВлИ.





Едва ли этот, как и все остальные недостатки кого-то пугали. Да, «Нива» шумела, подвеска в силу легкового происхождения не отличалась надежностью вне дорог, жигулевского движка мощностью всего 80 л.с. с ничтожным моментом в 116 Нм и на дороге-то хватало впритык, чего уж говорить про буераки, а из-за повышенной нагрузки аппетит у внедорожника был хоть куда. Но «Нива» была простая как в эксплуатации, так и в ремонте, при этом комфортабельная по всем параметрам и с серьезным внедорожным потенциалом.

На западе автомобиль моментально распробовали и выстроились в большие очереди. Причем народ смекнул: «Нива» идеально подходит для разнокалиберного тюнинга от чисто декоративной пластики, до серьезных узловых модернизаций. Шутка ли — количество только официальных модификаций, продаваемых за бугром, насчитывало несколько десятков, а ведь были еще и дилерские версии. Элегантные пикапы, версии с открытым верхом, цельнометаллические фургоны и даже багги! Правда, все это многообразие советскому человеку не полагалось: на волжском автопредприятии собирали множество крутых версий «Нивы» исключительно на экспорт.

Сегодня автомобильный динозавр, который сначала переименовали в Lada Niva, а затем и вовсе в Lada 4x4, дожил до наших дней и прекрасно себя чувствует. В 2013 года АвтоВАЗ произвел двухмиллионную «Ниву» и не спешит сбавлять темпы производства. Сегодня на внедорожник ставят кондиционер, систему ABS, при сборке уделяют большое внимание вибро- и шумоизоляции, «Нива» медленно и упрямо, но все же избавляется от детских болячек коих еще навалом. Тем не менее, это не мешает ей быть любимой не только на домашнем рынке, но и во всем мире.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

0
Другие новости

Оставить комментарий

vitorio
vitorio Добавил(а) :
2 февраля 2023 18:43 #
ПивоРыбкаТортик
"Сегодня на внедорожник ставят кондиционер, систему ABS, при сборке уделяют большое внимание вибро- и шумоизоляции, «Нива» медленно и упрямо, но все же избавляется от детских болячек коих еще навалом. Тем не менее,"- она остаётся Нивой.
"Сегодня на внедорожник ставят кондиционер, систему ABS, при сборке уделяют большое внимание вибро- и шумоизоляции, «Нива» медленно и упрямо, но все же избавляется от детских болячек коих еще навалом. Тем не менее,"- она остаётся Нивой.
dabar80
dabar80 Добавил(а) :
2 февраля 2023 21:55 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
Опять ересь "поколения ЕГЭ" из бульварного журнальчика))).
1. "Крокодил Гена" Э1101, похож не на Citroen Mehari, а на ФИАТ Кампагнело)), был у ФИАТа этакий недоУАЗик)).
2. Fiat-127 в то время был достаточно прогрессивной машиной, при этом он был ФИАТом)), то есть выпуск кузовных панелей на АвтоВАЗе можно было наладить без особых заморочек)).
3. "Движок и многие детали внутреннего убранства салона были унаследованы у «Шестерки»" нельзя унаследовать то чего нет))). Нива и Шаха разрабатывались параллельно)), то есть Нива получила на тот момент самые современные агрегаты).
4. "На западе автомобиль моментально распробовали и выстроились в большие очереди" так не было в мире на тот момент подобного автомобиля)), даже японцы признают, что на создание Сузуки Самурай (Витара) их Нива вдохновила)).
Ну и, как минимум, 5). Не собирал АвтоВАЗ только на экспорт "элегантные пикапы, версии с открытым верхом, цельнометаллические фургоны и даже багги"), это были переделки иностранных дилеров)), а вот те пикапы, ландолеты, "Форы" и прочее, что появилось после развала СССР, уже в основном более продавались у нас, чем шли на экспорт, ну если экспортными странами бывшие экс-республики СССР не считать))).
Опять ересь "поколения ЕГЭ" из бульварного журнальчика))).
1. "Крокодил Гена" Э1101, похож не на Citroen Mehari, а на ФИАТ Кампагнело)), был у ФИАТа этакий недоУАЗик)).
2. Fiat-127 в то время был достаточно прогрессивной машиной, при этом он был ФИАТом)), то есть выпуск кузовных панелей на АвтоВАЗе можно было наладить без особых заморочек)).
3. "Движок и многие детали внутреннего убранства салона были унаследованы у «Шестерки»" нельзя унаследовать то чего нет))). Нива и Шаха разрабатывались параллельно)), то есть Нива получила на тот момент самые современные агрегаты).
4. "На западе автомобиль моментально распробовали и выстроились в большие очереди" так не было в мире на тот момент подобного автомобиля)), даже японцы признают, что на создание Сузуки Самурай (Витара) их Нива вдохновила)).
Ну и, как минимум, 5). Не собирал АвтоВАЗ только на экспорт "элегантные пикапы, версии с открытым верхом, цельнометаллические фургоны и даже багги"), это были переделки иностранных дилеров)), а вот те пикапы, ландолеты, "Форы" и прочее, что появилось после развала СССР, уже в основном более продавались у нас, чем шли на экспорт, ну если экспортными странами бывшие экс-республики СССР не считать))).

показать все комментарии (4)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!