Почему Татьянин день считался самым пьяным и безумным днем в Москве?

25 января в Москве до революции проходили легендарные кутежи студентов и профессоров Московского университета. Мы подняли исторические источники, которые повествуют, как это было.


Откуда пошла традиция праздновать день студента в Татьянин день? Причина довольно банальная и официозная: в этот день, 25 января 1755 года (в день великомученицы Татьяны), был подписан приказ об основании Московского университета.



Москвичи считают, что это был первый российский университет. Питерцы придерживаются другого мнения. Однако даже историки не в состоянии рассудить этот спор. Да, в Петербурге еще до середины XVIII века было некое подобие аспирантуры. Но был ли это университет? Оставим этот спор для заинтересованных лиц.

Нас гораздо больше интересует забытая, однако эпическая по своему размаху традиция празднования студентами Татьяниного дня в Москве. Зародилась она где-то в начале XIX века и к его середине достигла расцвета.

Что же это было такое? Если вкратце, это был день встречи студентов, профессоров и выпускников Московского университета, положено было ездить по трем знаменитым московским ресторанам и напиваться там до полного безобразия.


Нет, нет, нет! Духов не надо. Праздник демократический! Молодежь, понимаешь, горячая… Ну, и выпившая. Слово им скажу. Может, качать будут. Услышат, что от меня духами, — могут бросить… Да нет, душечка, не беспокойся. Теперь какая «Татьяна»? Теперь, строго говоря, и никакой Татьяны-то нет. Так! Традиция!.. Ах, прежде? Это действительно! На пальму лазал, это — верно. И в бассейне купался! Всё помнишь?.. Нет, теперь! нет! Теперь не то!.. Да ей-богу же, ни в одном глазу!.. Рано! Рано!.. Ну, какие там певицы!

ВЛАС МИХАЙЛОВИЧ ДОРОШЕВИЧ
«В Татьянин день»




Начиналось все очень благообразно — со службы в домовом храме Татьяны при главном корпусе Московского университета (сейчас журфак МГУ).



Московский университет в XIX веке


Потом следовало официальное заседание профессоров университета, на котором они говорили официальные речи о будущем науки и образовательного процесса. Ну а потом…


Двенадцатое января в Москве — день пьяный по принципу. Кто в обычные дни напивается из любви к этому искусству, на Татьяну напивается по чувству долга. Кто в обычные дни не пьет вовсе, на Татьяну напивается, чтобы доказать свою солидарность с пьющей интеллигенцией.

Во-первых, Руси есть веселие пити, во-вторых — ну вот великая беда, что выпьет лишнее мужчина? А в-третьих — отчего, действительно, молодому человеку не выпить в торжественный день, во славу своей науки и за процветание своих идеалов? И мы пьем и выпьем. И если кто допьется до необходимости пасть на четвереньки и поползти, да не смущается сердце его! Лучше с чистым сердцем и возвышенными идеями в уме ползти на четвереньках по тропе прогресса к светлым целям, чем на двух ногах идти в участок с доносом на товарища.

АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ АМФИТЕАТРОВ
«Татьяны»



Начиналась безумная часть праздника со встречи всех участников в знаменитом ресторане «Эрмитаж», который основал французский повар Оливье. Да-да, тот самый, который придумал легендарный салат.



Так вот, в обычное время «Эрмитаж» был роскошен. Хрустальные люстры, зеркала, ковры… В Татьянин день пол главного зала ресторана засыпали опилками и выставляли длинные деревянные столы. Хозяева уже знали, что от студентов деликатности ждать не следует!



Знаменитый ресторан «Эрмитаж» был украшен пальмами



Согласно традиции, в этот день положено было уважаемых выпускников и профессоров ставить на стол, чтобы они произнесли речь в честь праздника (по сути, тост), после чего ораторов качали. Конечно, выпивать при этом было обязательно и до, и после, и во время речи.


Плевако слушали не как «своего», а как присяжного оратора, как виртуоза, знаменитость. Когда он говорил, всё стихало, пользуясь случаем послушать золотые звуки этого Мазини присяжных поверенных. Ужасно Плевако изобидел меня в 1882 году. Я еще не кончил обедать, а его принесли и поставили, как раз на наш стол. Стоит он, вдохновенный, сильный, эффектный; лицо горит, глаза в крови; сам плачет, а мы все рыдаем; голос гремит, точно Федор Никифорович, подобно Демосфену, перекричать море хочет; правая рука повелительно, этаким заклинательским жестом, простерта над головами слушателей…

— И смело, — говорит, — ступаем на путь божественной правды, вечно присущей человеческому духу…

И действительно ступил. Только, к сожалению, путь правды, вечно присущей человеческому духу, оказался проложенным через мою тарелку с котлетой.

АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ АМФИТЕАТРОВ
«Татьяны»

Некоторые особенно чувствительные натуры, а также немолодые уже выпускники упивались в хлам уже на этом этапе. Классикой жанра считалось встретить какого-нибудь товарища, а лучше — знаменитость под столом «Эрмитажа», куда слишком пьяная публика спускалась, бывало, со своих сидений передохнуть. Студенты рассказывали легенды о том, как однажды под столом встретили профессора Ключевского, который, говорят, особенно радостно практиковал этот демократический вид отдыха.




Позвольте, почему везде ноги? Ни одного лица и одни ноги! Все вверх ногами стали? Почему ноги? И почему здесь темно? Ах, под столом?! Понимаю! Понимаю! Протестующую личность под стол спрятали?! Неудобно вам? Неудобно? Подлецы! Подлецы!! Ну, да я и под столом ходить буду. Желаете, я со всех сапоги снимать буду? Всех босяками сделаю? Всех? «На дне», значит, я! Отлично! Вот нога! Сейчас сниму сапог. Раз!

Ах, и вы под стол? Вы какого выпуска? Ах, 83-го?! А я 87-го. Очень приятно познакомиться! Желаете со мной брудершафт пить! «На дне»! Ха-ха-ха! «На дне»! Хотите, мы отсюда Горькому телеграмму пошлем? Бумаги нет? Все равно! На полу пишите! Сюда пусть телеграфист придет и отстукает. Пишите! Пишите на полу! Желаете, я сейчас с четверенек встану и стол опрокину? Пусть, подлецы, не пьют, когда ближний, когда брат во тьме на четвереньках ходит. Подлецы!

ВЛАС МИХАЙЛОВИЧ ДОРОШЕВИЧ
«В Татьянин день»

После «Эрмитажа» можно было направиться в «Прагу», где отдыхали элитные выпускники юридического факультета.


Ах, в Прагу? В Прагу, так в Прагу. Я рад за границу! Мне душно здесь, душно! Понимаешь? Мне простору нет в России! Я здесь конкурса веду, а там я министром бы был. Все министры за границей из адвокатов. В Прагу я хочу! Прага! Симпатично! Младочехи! Я люблю младочехов. Знаешь, брат, заедем на телеграф, дадим младочехам телеграмму: «Старые студенты, справляя Татьянин день, желают вам полной свободы языка!» Пошлем! 15 копеек слово! Черт с ними, с 15 копейками. Вот три рубля. Пошлем.

Ах, это уж Прага? Скажите, какая улучшенность путей сообщения. Прага! Пошлем в Петербург телеграмму: «Благодаря за ускорение путей сообщения»… Ей-богу, пошлем! Вот сядем за стол и напишем! Чеаэк! Телеграфных бланков и шампанского! Как нет телеграфных бланков? В Татьянин день — и нет телеграфных бланков? Почему такой беспорядок по почтово-телеграфному ведомству?

ВЛАС МИХАЙЛОВИЧ ДОРОШЕВИЧ
«В Татьянин день»

Праздновался ли Татьянин день в Питере? Нет, в те времена это был день, посвященный исключительно выпускникам Московского университета. Питерские студенты тоже отмечали свой день (основание их университета), но в феврале.

Однако в столичном Питере традиция была другая. Там в этот праздник традиционно проходили студенческие демонстрации и волнения, за которыми иногда следовали ссылки в Сибирь.

А вот Москва купеческая, Москва разгульная пьянствовала и наслаждалась жизнью — так тут привыкли отмечать все праздники. Едва заканчивались гулянья на Святки и катания с горок на Крещение, как происходила великая пьянка на Татьянин день!



Вернемся же к почетному студенческому кругу по московским ресторанам! Еще один популярный вариант — это роскошный ресторан «Стрельна», также украшенный зимним садом с пальмами. А еще в этом ресторане был бассейн со стерлядями. Опять же среди московской публики ходила легенда о том, как какой-то профессор традиционно нырял в этот бассейн на Татьянин день.


Но интересно бы знать, почему так холодно! И по какому случаю на лошадях везут? Ах, понимаю! В Сибирь везут! В Сибирь, так в Сибирь! Позвольте вас спросить, г. ямщик, вы не из якутов будете? Ах, вы от Ечкина! Скажите, с каким комфортом! От Ечкина! Прекрасно понимаю. Для скорости! Очень приятно!

Позвольте! Позвольте! Позвольте! Почему в Сибири — и вдруг пальмы?! Ах, понимаю! На Сахалин через Цейлон! «Стрельна»? Скажите, пожалуйста, «Стрельна»! Вот приятная неожиданность! Я им речь! Только не прижимайте меня, господа, к пальме, потому что это вовсе не древо познания добра и зла. Это кто плавает? Стерляди. Дай мне стерлядь в руку! Со стерлядью желаю речь сказать! Чеаэк! Стерлядь дай! А то в морду! Вот так! Ничего, что скользкая. Господа! Коллеги! Татьянины дети! Вы видите перед собой разительный контраст: рыба и адвокат!»

ВЛАС МИХАЙЛОВИЧ ДОРОШЕВИЧ
«В Татьянин день»

Конечно, студенты не только заседали в ресторанах, но и гуляли на улицах — кому что было по карману. Говорят, что в этот день полицию просили пьяных студентов не трогать и вообще особо не попадаться им на глаза, кабы чего не вышло. Все-таки народ был беспокойный, молодой, не обремененный семьей или должностью, терять им было пока еще нечего. Москва опасалась питерских вольных настроений.


В «Эрмитаже» говорили, будто по случаю Татьянина дня полковник Власовский дал приказ по полиции: хмельных студентов и прочую чистую публику не задерживать, а уж если необходимо задержать, то брать не иначе как предварительно поздравив с праздником…

АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ АМФИТЕАТРОВ
«Татьяны»

Ну и заканчивалась безумная ночь, конечно, у «Яра» — с цыганами, медведями и прочими вольностями. В XIX веке этот ресторан располагался практически на окраине Москвы, добирались до него только самые отчаянные, молодые и пьяные.



Ресторан «Яр» со сценой для выступлений


Нет, ты меня к «Яру» не зови, я на тот свет хочу! Хочешь со мной на тот свет? Чеаэк! Яду! И бенедиктину не хочу, а дай мне яду! Ах, это ваша рюмка? Виноват! Это я ваш крем-де-ваниль выпил? В таком случае! Чеаэк! Не надо стрихнину, крем-де-ванилю давай полдюжины. И к «Яру» я поеду. Потому что вы хороший человек, и я с хорошим человеком куда угодно могу! Дай я тебя, дурашка, поцелую. Выльем на брудершафт! Ура, и кончено!

ВЛАС МИХАЙЛОВИЧ ДОРОШЕВИЧ
«В Татьянин день»



Понятное дело, что после революции большевики были категорически против празднования дня какой-то святой. Так что Татьянин день был отменен. Традиции встреч выпускников Московского университета в это день сохранились только за границей, куда сбежали многие из успешных выпускников.

Ну а в СССР официального дня студентов не было вплоть до 90-х годов, когда часовне при журфаке МГУ вернули ее статус. С этого момента Московский государственный университет начал пропагандировать 25 января как день студенчества, и в 2005 году этот праздник стал официальным.

Теперь его отмечают все студенты, а не только выпускники МГУ. Причем делают они это традиционным способом — выпивая крепкие алкогольные напитки, как и свойственно студентам во все времена.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

4
1
Другие новости
Никто пока не комментировал этот пост

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!