5 фактов о Деде Морозе, которые могут вас удивить ❘ фото
Узнаем, как старик связан с коммунистами и какие на самом деле у него отношения со Снегурочкой.
1. Дед Мороз не языческое божество
В Интернете можно встретить утверждения, что прообразом доброго старика в шубе, дарящего детям подарки на Новый Год, послужило некое языческое божество.
Якобы был у древних славян мстительный дух мороза и зимы, и ему приносили кровавые жертвы, чтобы задобрить. Например, вешали пленников на ёлках или оставляли девушек замерзать в лесу. А взамен злой бог зимы должен был пощадить посевы весной и подарить богатый урожай.
И именно отсюда и пошла якобы традиция украшать ёлку, ожидая от Деда Мороза подарков.
Представлять Деда Мороза как злобного в прошлом персонажа начали большевики в конце 1920 — начале 1930‑х годов. В рамках борьбы с религией и суевериями они принялись и за сказочных героев тоже. Дореволюционные традиции празднования Нового года и Рождества строителям коммунизма понадобилось отменить, поэтому они попытались ассоциировать Деда Мороза с чем‑то негативным.
В действительности же у древних славян банально не было никакого мрачного зимнего духа, которому надо приносить жертвы. Персонаж, связанный с холодом и зимой, впервые встречается в русских сказках только в XIX веке — тот самый Морозко, который с ветки на ветку скачет. Никаким культом смерти от него и не пахло.
Позже, в 1856 году, эту сказку записал и опубликовал фольклорист Александр Афанасьев, и именно благодаря ему этот герой стал таким известным.
А обычай наряжать ёлку на Новый год пытался привить Пётр Первый, который привёз эту традицию из Европы. Но после смерти царя практику забросили, и она снова появилась в России только во второй половине XIX века. Как видите, и тут обошлось без жертв и подношений.
2. У Деда Мороза несколько прообразов
Вообще, определить, откуда конкретно появился этот сказочный персонаж, довольно тяжело, потому что у него было несколько прототипов.
Первый — это воплощение мороза и холода из славянских поверий. В народе его именовали Мороз Иванович или Мороз Васильевич. Подарков он никому не дарил, стихов детских читать не требовал и к Новому году и Рождеству отношения не имел. Зато на поминальных праздниках в честь покойных дедов ему наравне с остальными предками оставляли угощение — кутью, кисель и блины.
А ещё обещали избить, если он повредит урожаю, повторяя мантру следующего содержания
Второй прообраз — это Морозко из сказок. Тот самый, что награждает трудолюбивых падчериц и замораживает ленивых. Вообще, существует около 80 вариаций этой истории, и воспитателем и дарителем в них может быть не только дух холода, но и баба‑яга, и леший, и кобылья голова.
Популярность Морозко получил во второй половине XIX века благодаря фольклористу Афанасьеву. Правда, тот серьёзно переработал образ: высокий старик с длинной белой бородой, который стуком своего посоха вызывает трескучие морозы, просто отсутствует в народном творчестве.
И наконец, третий прототип Деда Мороза — старый добрый западноевропейский Санта‑Клаус, он же святой Николай Чудотворец, дарящий гостинцы детям. Он пришёл в Россию только при Александре II.
3. У Деда Мороза нет внучки Снегурочки
Согласно одной жуткой теории из Сети, внучка Деда Мороза, Снегурочка, на самом деле — замёрзшая насмерть девочка. Её выгнали в лес родители, чтобы принести жертву зловещему духу зимы. И с тех пор она прислуживает ему — уже после смерти.
Никаких ритуальных жертвоприношений «старцу зимы» в виде замороженной насмерть девочки славяне не делали. Нет, детоубийство в те суровые языческие времена действительно имело место во многих странах. Не всех детей удавалось прокормить, а потому «лишнего» младенца действительно могли оставить. И практика эта местами сохранялась вплоть до XIX века.
Кроме того, человеческие жертвы — иногда детские — приносились язычниками‑славянами Перуну. Но не Деду Морозу, которого у них и в пантеоне‑то не было.
Снегурочка — девочка, которую слепили бездетные старики из снега и оживили — в фольклоре вообще не была связана с Дедом Морозом. Сказку о ней впервые в 1867 году записал тот же Александр Афанасьев.
А сделать её дочерью (не внучкой!) Деда Мороза решил в 1873 году Александр Островский, под влиянием творчества Афанасьева создавший пьесу «Снегурочка». Римский‑Корсаков поставил по ней одноимённую оперу, и только после обретения ею популярности образ девочки стал ассоциироваться с Дедом Морозом.
4. Современного Деда Мороза придумали в СССР
Как упоминалось выше, поначалу большевики Деда Мороза невзлюбили, потому что не пристало маленьким строителям коммунизма верить в каких‑то там мистических буржуазных персонажей.
Однако нужно было придумать что‑то вместо отменённых религиозных праздников. И поэтому с 1936 года Новый год опять стали встречать с ёлкой и подарками — считалось, что это должно было сплотить советский народ.
Это добрый старик, который с внучкой Снегурочкой приходит к детям на ёлку, слушает, как пионеры читают стихи, а взамен приносит им подарки.
Именно в 30‑х годах появилась традиция приводить на праздник актёра, учителя или любого попавшегося под руку сговорчивого гражданина, одетого в тулуп и украшенного бородой из ваты. В дореволюционной России ни Морозко, ни Николая Чудотворца не косплеили.
5. Костюм Деда Мороза позаимствован у Санта Клауса
Сейчас Деда Мороза чаще всего наряжают в красную шубу с белой оторочкой. Но в конце XIX — начале XX века первых игрушечных персонажей кутали в белые тулупы. Такой образ, очевидно, родился благодаря опере Римского‑Корсакова «Снегурочка», где Деда Мороза изображали именно в таком костюме.
Упоминания же о красном наряде Деда Мороза появляются в 1942 году. Тогда советские люди, впервые увидав гостя в новой шубе, даже предполагали, что это его так одели в честь Красной Армии. Хотя на самом деле костюм просто позаимствовали у Санта‑Клауса.
По Сети гуляет миф, что европейский персонаж носит одежду такого цвета из‑за рекламы «Кока‑Колы» 30‑х годов. Но на самом деле в красном Святого Николая изображают по крайней мере с XIX века — даже на русских дореволюционных открытках он в таком виде показан. И лимонад тут ни при чём.
В общем, красный тулуп коммунисты позаимствовали, а о том, что Дед Мороз, оказывается, святой, деликатно умолчали.
Источник
1. Дед Мороз не языческое божество
Антирелигиозная советская пропаганда, 1928 г. Изображение: Wikimedia Commons
В Интернете можно встретить утверждения, что прообразом доброго старика в шубе, дарящего детям подарки на Новый Год, послужило некое языческое божество.
Якобы был у древних славян мстительный дух мороза и зимы, и ему приносили кровавые жертвы, чтобы задобрить. Например, вешали пленников на ёлках или оставляли девушек замерзать в лесу. А взамен злой бог зимы должен был пощадить посевы весной и подарить богатый урожай.
И именно отсюда и пошла якобы традиция украшать ёлку, ожидая от Деда Мороза подарков.
______________________________________
Теория крутая — жалко, что выдумка.
______________________________________
Теория крутая — жалко, что выдумка.
______________________________________
Представлять Деда Мороза как злобного в прошлом персонажа начали большевики в конце 1920 — начале 1930‑х годов. В рамках борьбы с религией и суевериями они принялись и за сказочных героев тоже. Дореволюционные традиции празднования Нового года и Рождества строителям коммунизма понадобилось отменить, поэтому они попытались ассоциировать Деда Мороза с чем‑то негативным.
Советские дети выступают против рождества, 1929 г. Изображение: Public Domain
В действительности же у древних славян банально не было никакого мрачного зимнего духа, которому надо приносить жертвы. Персонаж, связанный с холодом и зимой, впервые встречается в русских сказках только в XIX веке — тот самый Морозко, который с ветки на ветку скачет. Никаким культом смерти от него и не пахло.
Позже, в 1856 году, эту сказку записал и опубликовал фольклорист Александр Афанасьев, и именно благодаря ему этот герой стал таким известным.
А обычай наряжать ёлку на Новый год пытался привить Пётр Первый, который привёз эту традицию из Европы. Но после смерти царя практику забросили, и она снова появилась в России только во второй половине XIX века. Как видите, и тут обошлось без жертв и подношений.
2. У Деда Мороза несколько прообразов
«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885 г. Изображение: Wikimedia Commons
Вообще, определить, откуда конкретно появился этот сказочный персонаж, довольно тяжело, потому что у него было несколько прототипов.
Первый — это воплощение мороза и холода из славянских поверий. В народе его именовали Мороз Иванович или Мороз Васильевич. Подарков он никому не дарил, стихов детских читать не требовал и к Новому году и Рождеству отношения не имел. Зато на поминальных праздниках в честь покойных дедов ему наравне с остальными предками оставляли угощение — кутью, кисель и блины.
А ещё обещали избить, если он повредит урожаю, повторяя мантру следующего содержания
«Мороз‑мороз Васильевич! Ходи на вухо‑рыло, половина блина! У летку не бывай, шубкой нивку прикрывай! Наши бабки сярдитыи, забьють тябе кочергами, помелами!»
Л. Н. Виноградова
Славянские древности: Этнолингвистический словарь
Второй прообраз — это Морозко из сказок. Тот самый, что награждает трудолюбивых падчериц и замораживает ленивых. Вообще, существует около 80 вариаций этой истории, и воспитателем и дарителем в них может быть не только дух холода, но и баба‑яга, и леший, и кобылья голова.
Популярность Морозко получил во второй половине XIX века благодаря фольклористу Афанасьеву. Правда, тот серьёзно переработал образ: высокий старик с длинной белой бородой, который стуком своего посоха вызывает трескучие морозы, просто отсутствует в народном творчестве.
Морозко. Иллюстрация Ивана Билибина, 1932 г. Изображение: Wikimedia Commons
И наконец, третий прототип Деда Мороза — старый добрый западноевропейский Санта‑Клаус, он же святой Николай Чудотворец, дарящий гостинцы детям. Он пришёл в Россию только при Александре II.
3. У Деда Мороза нет внучки Снегурочки
В. М. Васнецов. «Снегурочка», 1899 г. Изображение: Wikimedia Commons
Согласно одной жуткой теории из Сети, внучка Деда Мороза, Снегурочка, на самом деле — замёрзшая насмерть девочка. Её выгнали в лес родители, чтобы принести жертву зловещему духу зимы. И с тех пор она прислуживает ему — уже после смерти.
______________________________________
Тоже тянет на отличный фильм ужасов, но и это неправда.
______________________________________
Тоже тянет на отличный фильм ужасов, но и это неправда.
______________________________________
Никаких ритуальных жертвоприношений «старцу зимы» в виде замороженной насмерть девочки славяне не делали. Нет, детоубийство в те суровые языческие времена действительно имело место во многих странах. Не всех детей удавалось прокормить, а потому «лишнего» младенца действительно могли оставить. И практика эта местами сохранялась вплоть до XIX века.
Кроме того, человеческие жертвы — иногда детские — приносились язычниками‑славянами Перуну. Но не Деду Морозу, которого у них и в пантеоне‑то не было.
Русская женщина бросает нежеланных детей волкам, Шарль‑Мишель Жоффруа, 1845 г. Изображение: Wikimedia Commons
Снегурочка — девочка, которую слепили бездетные старики из снега и оживили — в фольклоре вообще не была связана с Дедом Морозом. Сказку о ней впервые в 1867 году записал тот же Александр Афанасьев.
А сделать её дочерью (не внучкой!) Деда Мороза решил в 1873 году Александр Островский, под влиянием творчества Афанасьева создавший пьесу «Снегурочка». Римский‑Корсаков поставил по ней одноимённую оперу, и только после обретения ею популярности образ девочки стал ассоциироваться с Дедом Морозом.
4. Современного Деда Мороза придумали в СССР
Советская новогодняя открытка. Изображение: Public Domain
Как упоминалось выше, поначалу большевики Деда Мороза невзлюбили, потому что не пристало маленьким строителям коммунизма верить в каких‑то там мистических буржуазных персонажей.
Однако нужно было придумать что‑то вместо отменённых религиозных праздников. И поэтому с 1936 года Новый год опять стали встречать с ёлкой и подарками — считалось, что это должно было сплотить советский народ.
______________________________________
Отношение к персонажу снова изменилось, и именно тогда Дед Мороз окончательно стал таким, каким мы знаем его сейчас.
______________________________________
Отношение к персонажу снова изменилось, и именно тогда Дед Мороз окончательно стал таким, каким мы знаем его сейчас.
______________________________________
Это добрый старик, который с внучкой Снегурочкой приходит к детям на ёлку, слушает, как пионеры читают стихи, а взамен приносит им подарки.
Именно в 30‑х годах появилась традиция приводить на праздник актёра, учителя или любого попавшегося под руку сговорчивого гражданина, одетого в тулуп и украшенного бородой из ваты. В дореволюционной России ни Морозко, ни Николая Чудотворца не косплеили.
5. Костюм Деда Мороза позаимствован у Санта Клауса
Дореволюционная открытка со святым Николаем. Изображение: Public Domain
Сейчас Деда Мороза чаще всего наряжают в красную шубу с белой оторочкой. Но в конце XIX — начале XX века первых игрушечных персонажей кутали в белые тулупы. Такой образ, очевидно, родился благодаря опере Римского‑Корсакова «Снегурочка», где Деда Мороза изображали именно в таком костюме.
Упоминания же о красном наряде Деда Мороза появляются в 1942 году. Тогда советские люди, впервые увидав гостя в новой шубе, даже предполагали, что это его так одели в честь Красной Армии. Хотя на самом деле костюм просто позаимствовали у Санта‑Клауса.
По Сети гуляет миф, что европейский персонаж носит одежду такого цвета из‑за рекламы «Кока‑Колы» 30‑х годов. Но на самом деле в красном Святого Николая изображают по крайней мере с XIX века — даже на русских дореволюционных открытках он в таком виде показан. И лимонад тут ни при чём.
В общем, красный тулуп коммунисты позаимствовали, а о том, что Дед Мороз, оказывается, святой, деликатно умолчали.
Источник
-1
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: