«Серовин» и «Коров»: как дружили художники Валентин Серов и Константин Коровин
Художники Валентин Серов и Константин Коровин дружили больше четверти века. Практически неразлучных друзей меценат Савва Мамонтов называл то «Серовин», то «Коров». Сегодня мы вспоминаем их дружбу, которая оборвалась из-за смерти Серова в день рождения Коровина — 5 декабря.
Свела их, как нетрудно догадаться, любовь к изобразительному искусству. Коровин и Серов познакомились в 1884 году в доме Мамонтова в Абрамцеве. Коровину было 23, а Серову — 19, обратно пропорциональные друг другу парни: молчаливый Серов и темпераментный Коровин. Многочисленными различиями они компенсировали и уравновешивали друг друга. Но начнем с детства.
Будущие художники росли противоположными, как Москва и Питер. Петербуржец Серов к моменту знакомства с Коровиным уже объехал половину Европы, катался на ньюфаундленде Рихарда Вагнера и учился рисованию у Ильи Репина в Париже. Учитель так писал об ученике: «Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял иногда оставить ее».
Коровин родился в Москве, но после банкротства отца в отрочестве переехал в область, где много времени проводил на природе, ходил на охоту и рыбалку и мечтал стать моряком. Во время долгих прогулок он рисовал этюды на картоне, вскоре это увлечение так овладело им, что мальчик брался за кисть в любое свободное время.
Коровин вспоминал: «Приехал мой брат Сергей, который уже поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. И писал с натуры этюды. Мне казалось, что очень хорошо он пишет, но я не был согласен с цветом. В природе ярче и свежей, что я и говорил ему. Осенью он взял мои наброски и портрет этой женщины. Показав работы мои в Училище, написал письмо матери, что Костю примут в Школу без экзамена, потому что очень понравились мои работы профессорам Саврасову и Перову, и советует мне серьезно заняться живописью, причем прислал из Москвы замечательные вещи: краски в коробках, кисти, палитру, ящичек старый, — все это было до того замечательно и упоительно».
Крепкая дружба между Серовым и Коровиным завязалась спустя пять лет после знакомства. В 1889 году Коровин получил заказ на большую картину «Хождение Христа по водам» для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме. Он пригласил Серова выполнить работу вместе. «Серов писал Христа, я — озеро и все остальное. Серов всегда особенно чувствовал рисунок и характер, я же больше увлекался колоритом. Мы сочетали наши особенности. Эта работа нас окончательно сблизила». Той работой Серов был недоволен, впрочем как и всегда, он зачастую был не уверен в собственном мастерстве и сомневался в конечном результате.
Вернувшись из Костромы, Серов переехал в мастерскую Коровина. Именно там появился знаменитый портрет Константина Алексеевича. Серов даже написал его в «коровинской» манере — размашистыми, фактурными мазками, более темпераментно, чем обычно. Они взаимовлияли друг на друга не только в жизни, но и в работе. Например, под влиянием Серова Коровин использовал серо-жемчужный цвет на полотнах, особенно проявившийся в картинах времен поездки на север.
«В их дружбе было место здоровому соперничеству, которое при этом никогда не превращалось в противостояние. Порой художники работали над схожими темами или писали одну и ту же модель, но благодаря разнице не только темпераментов, но и творческого метода у каждого в результате получалось что-то свое — и конфликта не возникало», — рассказывает Анна Скляревская, искусствовед, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
В 1894 году художники снова работали вместе. Савва Мамонтов отправил Серова и Коровина писать Русский Север (повод был: с Ярославского вокзала до Архангельска Мамонтов протянул новую ветку железной дороги).
В работе художники выбирали похожие сюжеты и виды, часто писали с одной точки. Коровин восхищался обликом северной архитектуры. Здесь, несмотря на кажущуюся монохромность природы, художник в полной мере проявил колористический дар. Применил яркую, насыщенную палитру, изображая жизнь портового города.
В 1900 году художники начали вместе преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества. Коровин вспоминал: «В нашем классе мы впервые поставили живую модель — обнаженную женщину, и учениками лучшими были: Сапунов, Судейкин, Туржанский, Крымов, Кузнецов, Машков, Фальк и много других, которые как-то распылялись и не были заметны».
В год смерти Серова, в 1911-м, Коровину исполнилось 50. Ему предложили провести юбилейную выставку, но в память о друге художник отказался. Он пережил Серова на 30 лет.
«На самом деле, по старому стилю, который применялся в России тогда, это были два разных дня: 23 ноября 1861 года — день рождения Коровина и 22 ноября 1911-го — день смерти Серова, — отмечает Анна Скляревская. — Разница в один день по старому стилю связана с особенностями перевода старого стиля в новый по векам (для XIX века разница между календарями составляет 12 суток, а для XX века — уже 13 суток). Но благодаря переходу на новую систему летосчисления, она же — григорианский календарь (в России это произошло в 1918 году), в пересчете эти даты совпали и пришлись на 5 декабря».
Источник
Свела их, как нетрудно догадаться, любовь к изобразительному искусству. Коровин и Серов познакомились в 1884 году в доме Мамонтова в Абрамцеве. Коровину было 23, а Серову — 19, обратно пропорциональные друг другу парни: молчаливый Серов и темпераментный Коровин. Многочисленными различиями они компенсировали и уравновешивали друг друга. Но начнем с детства.
Будущие художники росли противоположными, как Москва и Питер. Петербуржец Серов к моменту знакомства с Коровиным уже объехал половину Европы, катался на ньюфаундленде Рихарда Вагнера и учился рисованию у Ильи Репина в Париже. Учитель так писал об ученике: «Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял иногда оставить ее».
Коровин родился в Москве, но после банкротства отца в отрочестве переехал в область, где много времени проводил на природе, ходил на охоту и рыбалку и мечтал стать моряком. Во время долгих прогулок он рисовал этюды на картоне, вскоре это увлечение так овладело им, что мальчик брался за кисть в любое свободное время.
Валентин Серов
Коровин вспоминал: «Приехал мой брат Сергей, который уже поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. И писал с натуры этюды. Мне казалось, что очень хорошо он пишет, но я не был согласен с цветом. В природе ярче и свежей, что я и говорил ему. Осенью он взял мои наброски и портрет этой женщины. Показав работы мои в Училище, написал письмо матери, что Костю примут в Школу без экзамена, потому что очень понравились мои работы профессорам Саврасову и Перову, и советует мне серьезно заняться живописью, причем прислал из Москвы замечательные вещи: краски в коробках, кисти, палитру, ящичек старый, — все это было до того замечательно и упоительно».
Крепкая дружба между Серовым и Коровиным завязалась спустя пять лет после знакомства. В 1889 году Коровин получил заказ на большую картину «Хождение Христа по водам» для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме. Он пригласил Серова выполнить работу вместе. «Серов писал Христа, я — озеро и все остальное. Серов всегда особенно чувствовал рисунок и характер, я же больше увлекался колоритом. Мы сочетали наши особенности. Эта работа нас окончательно сблизила». Той работой Серов был недоволен, впрочем как и всегда, он зачастую был не уверен в собственном мастерстве и сомневался в конечном результате.
Вернувшись из Костромы, Серов переехал в мастерскую Коровина. Именно там появился знаменитый портрет Константина Алексеевича. Серов даже написал его в «коровинской» манере — размашистыми, фактурными мазками, более темпераментно, чем обычно. Они взаимовлияли друг на друга не только в жизни, но и в работе. Например, под влиянием Серова Коровин использовал серо-жемчужный цвет на полотнах, особенно проявившийся в картинах времен поездки на север.
Портрет Коровина, 1891
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
«В их дружбе было место здоровому соперничеству, которое при этом никогда не превращалось в противостояние. Порой художники работали над схожими темами или писали одну и ту же модель, но благодаря разнице не только темпераментов, но и творческого метода у каждого в результате получалось что-то свое — и конфликта не возникало», — рассказывает Анна Скляревская, искусствовед, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
В 1894 году художники снова работали вместе. Савва Мамонтов отправил Серова и Коровина писать Русский Север (повод был: с Ярославского вокзала до Архангельска Мамонтов протянул новую ветку железной дороги).
В работе художники выбирали похожие сюжеты и виды, часто писали с одной точки. Коровин восхищался обликом северной архитектуры. Здесь, несмотря на кажущуюся монохромность природы, художник в полной мере проявил колористический дар. Применил яркую, насыщенную палитру, изображая жизнь портового города.
В 1900 году художники начали вместе преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества. Коровин вспоминал: «В нашем классе мы впервые поставили живую модель — обнаженную женщину, и учениками лучшими были: Сапунов, Судейкин, Туржанский, Крымов, Кузнецов, Машков, Фальк и много других, которые как-то распылялись и не были заметны».
«Пристань в Архангельске», вторая половина 1890-х
ГРМ
ГРМ
В год смерти Серова, в 1911-м, Коровину исполнилось 50. Ему предложили провести юбилейную выставку, но в память о друге художник отказался. Он пережил Серова на 30 лет.
«На самом деле, по старому стилю, который применялся в России тогда, это были два разных дня: 23 ноября 1861 года — день рождения Коровина и 22 ноября 1911-го — день смерти Серова, — отмечает Анна Скляревская. — Разница в один день по старому стилю связана с особенностями перевода старого стиля в новый по векам (для XIX века разница между календарями составляет 12 суток, а для XX века — уже 13 суток). Но благодаря переходу на новую систему летосчисления, она же — григорианский календарь (в России это произошло в 1918 году), в пересчете эти даты совпали и пришлись на 5 декабря».
Источник
3
Другие новости
Написать комментарий: