Чёрно-белый нерв: чувственные снимки Мэри Эллен Марк
Фотограф-документалист Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) не просто снимала репортажи – она жила жизнью своих героев. Шесть недель Мэри Эллен провела в палате закрытой женской психиатрической клиники с её пациентками. Проститутки Бомбея прятали её под кроватью во время полицейских облав. С бездомными подростками-беглецами из Сиэтла она поддерживала отношения всю свою жизнь. Настолько глубокое погружение в жизнь своих героев отметает упрёки в стремлении Марк к сенсационности, экзотичности своих работ. «Следует ли игнорировать тех, кто сам стремится к тому, чтобы их наконец-то заметили?», - спрашивала она. Её драматические фотографии делали видимой жизнь той части общества, на которую проще закрыть глаза.
Когда ты обращён к подобной теме, невозможно избежать нападок. В своё время фотографа Диану Арбус обвиняли в том, что она снимала тех, на кого не принято было «пялиться». Сейчас же мы понимаем, что фотография Арбус позволила присмотреться внимательнее к отверженным обществом, ощутить сопричастность к их жизни. Комментируя свои снимки, Мэри Эллен говорила: «Мы больше не смотрим на правду, вместо этого мы смотрим на то, что нас успокаивает».
Участие к тем, на кого повесили ярлык изгоя было её тайной болью с раннего детства. Тиражируемая биография Марк бедна личными фактами. Родилась в 1940 году в Филадельфии, в средней школе была чирлидером, делала успехи в живописи. Получила степень в области живописи и истории искусств в Пенсильванском университете, там же степень магистра фотожурналистики. Ни слова о семье. В редких случаях она проговаривалась в интервью, упоминала отца, у которого случались частые нервные срывы. У Мэри Эллен никогда не было тесной связи с родителями. Она ушла из дома в первый же год учебы в колледже, за обучение заплатила её тетя. Девушка подрабатывала продавцом, официанткой в баре, лгала о своём возрасте, у неё никогда не было привычных «семейных каникул». Любимым развлечением в детстве было рассматривать семейные чёрно-белые снимки, мечтая о том, как она улетит из родного дома на самолёте и больше не вернётся.
Когда студенткой Мэри Эллен получила стипендию Фулбрайта для работы фотографом в Турции в течение года, согласилась не раздумывая. Так родилась её первая книга «Паспорт». В 1967 году девушка переехала в Нью-Йорк. Она тут же «включилась» в социальную повестку. Стала снимать демонстрации протестующих против войны во Вьетнаме, женское освободительное движение. Первым серьезным заданием стала съёмка для журнала Look, который отправил Мэри Эллен в Лондон фотографировать молодых героиновых наркоманов, находящихся в отделении наркологической больницы. Так появились противоречивые, трагические снимки юношей и девушек с исколотыми руками и шприцами, торчащими из вен. Марк никогда не режиссировала свои снимки, не снимала тех, кто был против, не прятала камеру.
Громкий репортаж из «Отделения 81» закрытой женской психиатрической клиники был для неё очень личным. Мэри Эллен нечасто упоминала об этом, но её отец не раз проходил лечение в подобных заведениях.
«Мне хотелось понять, каково это – быть изолированным от общества».
Никто не хотел финансировать проект и Мэри Эллен отправилась в больницу штата Орегона за свой счёт. Это была клиника, в которой Милош Форман снимал картину «Пролетая над гнездом кукушки». Марк работала фотографом на съёмках. Это дало возможность наладить связь с медперсоналом и прожить шесть недель бок о бок с пациентками больницы.
Снимая женщин, Мари Эллен хотелось показать драму каждой, приоткрыть завесу её личности. Показать, что это такие же люди, только они страдают.
Глубокая связь с героями своих снимков, многолетняя дружба позволяла ей возвращаться к теме вновь и вновь. Когда она снимала подростков-беспризорников в Сиэтле они с мужем прониклись сочувствием к 14-летней проститутке по кличке Тайни (Крошка). Мари Эллен даже предложила удочерить девочку, но та отказалась. Это не мешало ей время от времени звонить Марк и просить внести за неё залог в полиции.
Фотограф осознавала необходимость дистанцироваться, чтобы не позволить потоку горя разрушить её саму, но сила фотографий Марк как раз и заключалась в этой вовлеченности. Когда смотришь на её фотографии, кажется, что видишь перед собой человека, осознание, что это снимок уходит из головы. На одном из портретов крупным планом клиент борделя со спины лежит на девушке. Её глаза смотрят прямо на тебя. Снять более достоверную фотографию просто невозможно.
Стремлением раскрыть подлинную сущность человека, его порою болезненную непохожесть на остальных, двойственную природу пронизаны серии посвящённые передвижным циркам Индии и близнецам. Марк не делала различий между документальной и коммерческой съёмкой. Работая фотографом на съёмочных площадках известных фильмов она привносила обескураживающую честность в портретную фотографию кинозвёзд.
Оставив после себя невероятно масштабное фотографическое наследие (около двух миллионов негативов за 50 лет непрерывной работы), 18 изданных книг, Мэри Эллен ушла на 75 году жизни. Венец её творчества – «Книгу всего», которая вышла трёхтомником, редактировал супруг Мэри Эллен Марк – режиссёр Мартин Белл. Вместе они прожили 30 лет и создали немало совместных проектов. Издание включает 600 фотографий, среди которых ранее неопубликованные снимки, воспоминания друзей, коллег, размышления самой Мэри Эллен.
Автор: Инна Москальчук
Когда ты обращён к подобной теме, невозможно избежать нападок. В своё время фотографа Диану Арбус обвиняли в том, что она снимала тех, на кого не принято было «пялиться». Сейчас же мы понимаем, что фотография Арбус позволила присмотреться внимательнее к отверженным обществом, ощутить сопричастность к их жизни. Комментируя свои снимки, Мэри Эллен говорила: «Мы больше не смотрим на правду, вместо этого мы смотрим на то, что нас успокаивает».
Участие к тем, на кого повесили ярлык изгоя было её тайной болью с раннего детства. Тиражируемая биография Марк бедна личными фактами. Родилась в 1940 году в Филадельфии, в средней школе была чирлидером, делала успехи в живописи. Получила степень в области живописи и истории искусств в Пенсильванском университете, там же степень магистра фотожурналистики. Ни слова о семье. В редких случаях она проговаривалась в интервью, упоминала отца, у которого случались частые нервные срывы. У Мэри Эллен никогда не было тесной связи с родителями. Она ушла из дома в первый же год учебы в колледже, за обучение заплатила её тетя. Девушка подрабатывала продавцом, официанткой в баре, лгала о своём возрасте, у неё никогда не было привычных «семейных каникул». Любимым развлечением в детстве было рассматривать семейные чёрно-белые снимки, мечтая о том, как она улетит из родного дома на самолёте и больше не вернётся.
Когда студенткой Мэри Эллен получила стипендию Фулбрайта для работы фотографом в Турции в течение года, согласилась не раздумывая. Так родилась её первая книга «Паспорт». В 1967 году девушка переехала в Нью-Йорк. Она тут же «включилась» в социальную повестку. Стала снимать демонстрации протестующих против войны во Вьетнаме, женское освободительное движение. Первым серьезным заданием стала съёмка для журнала Look, который отправил Мэри Эллен в Лондон фотографировать молодых героиновых наркоманов, находящихся в отделении наркологической больницы. Так появились противоречивые, трагические снимки юношей и девушек с исколотыми руками и шприцами, торчащими из вен. Марк никогда не режиссировала свои снимки, не снимала тех, кто был против, не прятала камеру.
Громкий репортаж из «Отделения 81» закрытой женской психиатрической клиники был для неё очень личным. Мэри Эллен нечасто упоминала об этом, но её отец не раз проходил лечение в подобных заведениях.
«Мне хотелось понять, каково это – быть изолированным от общества».
Никто не хотел финансировать проект и Мэри Эллен отправилась в больницу штата Орегона за свой счёт. Это была клиника, в которой Милош Форман снимал картину «Пролетая над гнездом кукушки». Марк работала фотографом на съёмках. Это дало возможность наладить связь с медперсоналом и прожить шесть недель бок о бок с пациентками больницы.
Снимая женщин, Мари Эллен хотелось показать драму каждой, приоткрыть завесу её личности. Показать, что это такие же люди, только они страдают.
Глубокая связь с героями своих снимков, многолетняя дружба позволяла ей возвращаться к теме вновь и вновь. Когда она снимала подростков-беспризорников в Сиэтле они с мужем прониклись сочувствием к 14-летней проститутке по кличке Тайни (Крошка). Мари Эллен даже предложила удочерить девочку, но та отказалась. Это не мешало ей время от времени звонить Марк и просить внести за неё залог в полиции.
Фотограф осознавала необходимость дистанцироваться, чтобы не позволить потоку горя разрушить её саму, но сила фотографий Марк как раз и заключалась в этой вовлеченности. Когда смотришь на её фотографии, кажется, что видишь перед собой человека, осознание, что это снимок уходит из головы. На одном из портретов крупным планом клиент борделя со спины лежит на девушке. Её глаза смотрят прямо на тебя. Снять более достоверную фотографию просто невозможно.
Стремлением раскрыть подлинную сущность человека, его порою болезненную непохожесть на остальных, двойственную природу пронизаны серии посвящённые передвижным циркам Индии и близнецам. Марк не делала различий между документальной и коммерческой съёмкой. Работая фотографом на съёмочных площадках известных фильмов она привносила обескураживающую честность в портретную фотографию кинозвёзд.
Оставив после себя невероятно масштабное фотографическое наследие (около двух миллионов негативов за 50 лет непрерывной работы), 18 изданных книг, Мэри Эллен ушла на 75 году жизни. Венец её творчества – «Книгу всего», которая вышла трёхтомником, редактировал супруг Мэри Эллен Марк – режиссёр Мартин Белл. Вместе они прожили 30 лет и создали немало совместных проектов. Издание включает 600 фотографий, среди которых ранее неопубликованные снимки, воспоминания друзей, коллег, размышления самой Мэри Эллен.
Автор: Инна Москальчук
4
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: