Маяк Анива — заброшенный японский маяк на Сахалине (15 фото)

Маяк на мысе Анива хотели построить ещё во времена царской России, но после русско-японской войны южная часть Сахалина отошла к Японии. В итоге маяк построили японцы — в 1938 году. А через 7 лет территория вместе с маяком снова оказалась в составе России (СССР). С тех пор обслуживанием сооружения занимались советские военные.

Изначально на маяке использовалась ацетиленовая лампа и маятниковый механизм вращения, который нужно было заводить каждые 3 часа. Со временем лампу заменили на электрическую, установили дизельный генератор и новый поворотный механизм. В последние годы службы на маяке использовалась атомная батарея, поэтому постоянного персонала на Аниве уже не было.

С 2006 года маяк Анива не используется. Но за десятки лет работы он стал одной из самых известных местных достопримечательностей, визитной карточкой Сахалина. Сейчас власти говорят о реконструкции маяка, планируют использовать его как туристический объект. Некоторые считают этот маяк самым красивым и таинственным в России.





1. Впервые о строительстве маяка на скале Сивучья рядом с мысом Анива заговорили в 1898 году, когда здесь затонул пароход «Космополит», на котором ехал на службу губернатор Приморской области. Но дальше газетных новостей дело не пошло — место для строительства было слишком неудобным. Все материалы пришлось бы доставлять морем, а возле местных скал очень сложные течения, часто бывают туманы.

В 1904 году началась русско-японская война и стране было не до строительства маяков. А после окончания войны южная часть Сахалина по договору перешла к Японии.







2. Японцы организовали на новых землях префектуру Карафуто и начали развивать судоходную инфраструктуру. В 1938 году дошла очередь и до мыса Анива — японские власти решили построить на скале маяк. Японцы называли это место Накасирэтоко — и сам маяк в первые годы тоже носил это имя.






3. Маяк строили два года.
В итоге получилось сооружение высотой 31 метр — примерно как девятиэтажный дом. Высота света — около 40 метров над уровнем моря, дальность — около 30 км.






4. В 1945 году после советско-японской войны южная часть Сахалина перешла в состав СССР и маяк оказался на балансе у военных. Со временем ацетиленовую лампу заменили на электрическую, установили двигатель для вращения, а в 1968 году третий этаж укрепили бетонными блоками.






5. С обслуживанием маяка были проблемы — оборудование часто выходило из строя, было сложно доставлять продовольствие и запчасти, поддерживать нормальные условия дежурства маячной команды. В итоге решили перевести Аниву в автономный режим работы. Для этого на маяке установили атомную батарею — радиоизотопный термоэлектрический генератор. Поэтому с 1990 года маяк стал необитаем — обслуживать его приезжали с соседней погранзаставы.

В 2006 году срок эксплуатации атомной батареи закончился, но новую решили не устанавливать — появились системы спутниковой навигации и маяк оказался не нужен. С тех пор лампа на Аниве больше не зажигалась.





6. Внутри на нескольких этажах были предусмотрены жилые комнаты для 12 сотрудников, которые обслуживали механизмы, заводили маятник и следили, чтобы маяк исправно работал. Всего в конструкции 9 этажей, не считая цоколя и фонарного сооружения.






7. В центральной части башни проходила труба, внутри которой была подвешена гиря весом 270 кг. Маятник заводили каждые 3 часа — пока гиря опускалась, оптическая система вращалась и посылала луч в разные стороны.






8. В годы работы свет от линзы распространялся почти на 30 километров.







10. В 2022 году локация с мысом Анива появилась в компьютерной игре Atomic Heart, а видео с маяком получило один из призов на фестивале «Диво России».






11. Многие считают маяк Анива загадочным и таинственным местом — он входит в ТОП 10 самых мистических направлений для отдыха в России.





12. Местность вокруг маяка довольно опасная — на скалах легко можно получить травму. Но, несмотря на это, туристы активно приезжают на скалу, поднимаются в фонарное сооружение, выходят на крышу.







13. Маяк Анива — важная достопримечательность Сахалина. Активисты даже собирали петицию, чтобы восстановить и защитить сооружение как исторический памятник. Реконструкцию маяка хотели начать в 2015 году, но до реализации проекта дело пока не дошло. Несколько лет назад разрушился заброшенный маяк Камень в проливе Лаперуза на границе России и Японии — и многие опасаются, что та же участь ждёт и Аниву.







15. Ходят слухи, что маяк все же будут восстанавливать для развития туризма в регионе. Местные власти планировали запустить катамаран для прогулок и доставки туристов на скалу Сивучью. В 2020 году комиссия оценила состояние достопримечательности, в 2022-2023 годах запланированы монтажные работы. Но ещё есть шанс увидеть, как выглядит маяк Анива до реставрации.



Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

6
Другие новости

Оставить комментарий

Sonne-1
Sonne-1 Добавил(а) :
15 ноября 2022 22:35 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
Просто прохожий
Они как правило утром ездят на маяк, точнее ходят. Мы в том году, в августе были на Сахалине, полтора часа на автобусе и час где точно катере...
А я как только в катер сели, ссать захотел...и всю дорогу терпел...только предсавьте: вокруг океан, с хребта водопады, тебя бросает и кидает в лодке из-за волн...а ты ссать хочешь, а ещё тебе твоя вторая половина говорит, смотри как красиво! А ты ссать хочешь.... запомнился мне маяк)))) а так, туристы каждые 20 минут... катера по 4 стоит у маяка
Просто прохожий
Они как правило утром ездят на маяк, точнее ходят. Мы в том году, в августе были на Сахалине, полтора часа на автобусе и час где точно катере...
А я как только в катер сели, ссать захотел...и всю дорогу терпел...только предсавьте: вокруг океан, с хребта водопады, тебя бросает и кидает в лодке из-за волн...а ты ссать хочешь, а ещё тебе твоя вторая половина говорит, смотри как красиво! А ты ссать хочешь.... запомнился мне маяк)))) а так, туристы каждые 20 минут... катера по 4 стоит у маяка
Ehidna
Ehidna Добавил(а) через 42 секунды:
17 ноября 2022 19:17 #
ПивоРыбка
Просто прохожий
Был там в августе этого года. Дохрена народа.
Повезло - у нас была последняя группа, народ рассосался. Полазали спокойно.
Даже до Мраморной бухты (это на полпути до базы) засветло добрались. Потом на море наблюдали красивейший закат.
Просто прохожий
Был там в августе этого года. Дохрена народа.
Повезло - у нас была последняя группа, народ рассосался. Полазали спокойно.
Даже до Мраморной бухты (это на полпути до базы) засветло добрались. Потом на море наблюдали красивейший закат.

показать все комментарии (7)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!