Книжные новинки ноября (21 фото)
Книга о реальной жизни в средневековом замке, переосмысление мифа о Медузе Горгоне и кулинарный сборник итальянского путешественника. Наши редакторы просмотрели книги, которые выходят в ноябре, и выбрали самые любопытные.
«Домик под скалой», Шэрон Гослинг
Издательство: Синдбад
Англичанка Анна Кэмпбелл больше не может оставаться в родном Лондоне, где она пережила смерть отца и тяжёлое расставание с любимым человеком, который оказался настоящим придурком (тут по-другому не скажешь). Решив оставить всё это прошлом, она покупает домик на берегу моря в маленькой шотландской деревне Криви. Домик Анна видела только на фотографиях, поэтому переезд сопровождается неприятными открытиями: дом совсем ветхий, прямо-таки лачуга, а некоторые жители деревни настроены крайне враждебно. В первые же минуты она начинает корить себя за необдуманное решение, но всё же решает остаться и попробовать начать жизнь заново. И у неё, конечно же, всё получится.
«Битвы с экстрасенсами. Как устроен мир ясновидящих, тарологов и медиумов», Гэри Нанн
Сестра австралийского журналиста Гэри Нанна пыталась пережить внезапную смерть отца и в отчаянии обратилась за помощью к экстрасенсу. Вслед за ней к ясновидящей отправился и Гэри — впрочем, из чистого интереса, потешить свой скептицизм. После этого он заинтересовался миром паранормального и задался вопросами: почему люди ходят к экстрасенсам и что получают взамен? С тех пор Нанн начал своё исследование: познакомился с людьми, называющими себя медиумами, тарологами и менталистами, собрал истории знаменитостей, когда-либо обращавшихся к прорицателям, поднял научные данные по теме. Получился захватывающий рассказ о паранормальном бизнесе и людях, которые за ним стоят.
«Статус. Почему мы объединяемся, конкурируем и уничтожаем друг друга», Уилл Сторр
Человеку мало быть просто здоровым, счастливым и богатым — важно, чтобы обо всём этом знали другие. Именно так формируется статус, в погоне за которым кто-то скупает яхты и дорогие часы, кто-то гонится за престижным образованием и шикарным рабочим местом, а кто-то — особенно придирчиво выбирает партнёра. Писатель и журналист Уилл Стор попытался разобраться, почему статус играет настолько важную роль в жизни и как общество к этому пришло. Для этого автор собрал исследования психологов, антропологов и нейробиологов.
«Безумно богатые русские. От олигархов к новой буржуазии», Элизабет Шимпфёссль
Издательство: Individuum
Истории о российских предпринимателях и политиках широко известны за пределами страны. Их жизнь окутана мифами, часть из которых, впрочем, не так уж далека от реальности: бизнес-сделки на миллиарды заключаются во время охоты и походов в баню, дети отправляются в самые дорогие учебные заведения, а дорогие аксессуары могут значить больше, чем преданность и дружба. Социолог Элизабет Шимпфёссль провела около сотни интервью с представителями элит, чтобы узнать, как они живут. Из книги можно узнать, чем российские магнаты объясняют своё богатство, как строят отношения с другими людьми, зачем ударяются в благотворительность и почему пытаются найти истоки своего успеха в семейной истории.
«Тёмная сторона сексуальной революции. Переосмысление эпохи эротической свободы», Луиза Перри
Феминистка Луиза Перри уверена, что сексуальная революция не освободила женщин, а только ещё сильнее сковала их. Победителями в новой реальности стала небольшая кучка влиятельных мужчин, а женщины столкнулись с новыми, более агрессивными проявлениями мужской похоти. В своей книге Перри рассказывает, как же так вышло, что сексуальная свобода на деле оказалась для женщин новой клеткой.
«Как звери», Виолен Беро
«Наука приготовления и искусство поглощения пищи», Пеллегрино Артузи
Коммерсанта Пеллегрино Артузи прославила не деловая хватка, а его любовь к еде. Путешествуя по родной Италии, Артузи бережно собирал рецепты и в конце концов выпустил кулинарную книгу, выдержавшую больше десятка переизданий. В последнее из них вошло 790 рецептов. В ноябре 2022 года издательство Ad Marginem перевыпускает легенду: с гастрономическими секретами и историями о том, что и как принято есть в разных регионах Италии.
«Конец старинной музыки», Брюс Хейнс
Флейтист и гобоист Брюс Хейнс написал книгу о том, как менялась академическая музыка. Так, на ситуацию в музыкальном мире сильно повлияло появление нотной грамоты. После того как мелодию стало возможно «записать» единственно верным способом, из произведений пропали вариативность и эксперименты. Но оказалось, что даже в этом случае музыка продолжала оставаться живой: менялись стиль и темп исполнения, инструменты, размер ансамблей и техника игры. Хейнс показывает, как «старинная» музыка дошла до современных ушей в том виде, в котором мы её знаем.
«Куриный бульон для души: Дух Рождества. 101 история о самом чудесном времени в году», Эми Ньюмарк
Это сборник из серии книг «Куриный бульон для души». В нём собраны реальные истории, которые призваны вернуть атмосферу из детства, когда вся семья собиралась за праздничным ужином, а дом наполнялся теплотой и заботой. Это рассказы о семейных традициях, всепреодолевающей любви и чудесах, которые мы можем совершать сами.
«Жизнь в средневековом замке», Джозеф и Фрэнсис Гис
На примере английского замка Чепстоу семейная пара историков рассказывает о повседневной жизни в эпоху рыцарей и трубадуров. Как проходил типичный день в замке и как менялся быт во время войны. Кто жил в замке помимо слуг и хозяев, сколько там было комнат и как их делили. Как умывались, ходили в уборную и где можно было уединиться. И наконец, что делать, если к вам замок внезапно приезжает король.
«Дитя Афины», Ханна Линн
На одиноком острове поселился ужасный монстр. Многие воины храбро отправлялись туда, чтобы сразить чудовище. Но ни один не вернулся. А ведь когда-то и монстр был человеком, а именно — жрицей по имени Медуза, женщиной невероятной красоты. Ханна Линн рассказывает историю о том, что иногда монстр оказывается жертвой, а герой — жестоким убийцей.
Британская писательница Ханна Лин написала ретеллинг знаменитого мифа о Медузе Горгоне. И я, увидев книгу, воскликнула «наконец-то!». Я сама только недавно узнала о другой стороне истории женщины с волосами-змеями. Спойлер: в ней мужчины предстают не такими уж героями. Надеюсь, со временем больше людей узнают полную историю появления Медузы Горгоны.
«Море спокойствия», Эмили Сент-Джон Мандел
В 2401 году детектив Гаспери-Жак Робертс начинает работу в Институте времени и отправляется в прошлое. Ему нужно побеседовать с несколькими людьми: юношей из 1912 года, которому суждено погибнуть на фронте, девушкой из 2020 года, снявшей странное видео, и знаменитой писательницей из 2203 года. Однажды все они услышали одни и те же пугающие и таинственные звуки скрипки, и это навсегда изменило не только их жизнь, но и весь дальнейший ход истории. Робертсу предстоит разобраться в произошедшем и распутать клубок из событий, судеб и петель времени.
«Девочка, не умевшая ненавидеть. Моё детство в лагере смерти Освенцим», Лидия Максимович, Паоло Родари
Издательство: Эксмо
Когда Люде Бочаровой было три года, она попала в лагерь смерти в Биркенау. Там девочка рассталась с матерью, пережила голод и нужду. Кроме того, Люда стала подопытной доктора Йозефа Менгеле, который проводил над людьми бесчеловечные эксперименты.
Люде удалось выжить. После войны её удочерили и дали девочке имя Лидия Максимович. Но она навсегда запомнила своё детство: родные белорусские леса, лица мамы и папы, а ещё — травмирующие события лагерных времён. Обо всём этом она рассказала в книге, вспоминая своё прошлое шаг за шагом.
«Ариэль», Сильвия Плат
Американскую поэтессу отличают феминистские взгляды и откровенные стихи о роли женщин, рождении и смерти, вере и одиночестве. Это очень личная поэзия, которую также называют исповедальной — Сильвия пишет не об абстрактной лирической героине, а о собственных страхах, надеждах и радостях. Творчество Плат высоко оценили критики, и поэтесса даже удостоилась Пулитцеровской премии — правда посмертно. Сборник стихов «Ариэль» вышел в 1962 году, через два года после смерти Сильвии. В России его издают впервые.
«Русская чайная традиция», Андрей Колбасинов
Андрей Колбасинов исследует историю чая от его появления до проникновения в Россию. А также то, как в нашей стране зародилась культура чаепития. Он подробно рассказывает, что пили на Руси до чая, как русские купцы наладили доставку листьев в страну и даже как чай подделывали! А ещё из книги можно узнать о противостоянии «чайной» Москвы и «кофейного» Петербурга. И это — только малая часть содержания книги, которое сопровождают красочные иллюстрации Александры Вирх.
«Родина», Нора Круг
Спустя несколько десятилетий после окончания Второй мировой войны художница Нора Круг пытается осмыслить, как отголоски прошлого влияют на жизнь современных немцев. Можно ли спокойно жить, зная, что собственные бабушка и дедушка причастны к зверским убийствам других людей? Можно ли любить свою родину после произошедшего? Можно ли не испытывать чувство стыда, когда разговариваешь с потомками погибших? Все эти вопросы Нора задаёт себе и своим близким — и делится своими размышлениями на страницах очень красивого графического романа.
«Сказки Гамаюн 2», Александр Уткин
Александр Уткин по-новому смотрит на знакомые с детства народные сказки. В первой книге «Сказок Гамаюн» он рассказывал про водяного и царя птиц, а во втором издании обратился к сказке про золотые яблоки и легенде о Василисе — девушке, которой помогала волшебная куколка. Каждая сказка рассказана в виде комикса — мистического, пугающего и полного мрачных деталей.
Если бы историю Василисы из этого комикса экранизировали, получилось бы что-то в духе «Леденящих душу приключений Сабрины»: настолько жуткой и красивой предстала перед читателем старая сказка. Василиса здесь — умная и сильная героиня, которая не боится Бабы-яги, задаёт правильные вопросы и вовремя просит о помощи (тоже очень полезный навык). Нам нужно больше таких героинь и таких сказок!
«Ослепительный цвет будущего», Эмили Пэн
Ли Сэндэрс убедила себя, что её мать, совершив самоубийство, превратилась в птицу. Однажды героиня получает приглашение на Тайвань, чтобы повидать бабушку и дедушку, которых она прежде ни разу не встречала. Ли кажется, что именно там она и найдёт свою маму-птицу. Но ей предстоит найти тайны, которые окружают её семью много лет.
«Говори красиво, выступай легко», Нина Зверева, Светлана Иконникова
Книга простым языком рассказывает, как провести успешное публичное выступление: зацепить интересной историей, умело рассказать про себя, не стушеваться перед незнакомой компанией. Авторы разбирают самые разные приёмы — от методов Аристотеля до подходов к сторителлингу, принятых в студии Pixar. Ключевые моменты упакованы в таблицы и понятные схемы. А ещё в книжке много смешных иллюстраций, например с мохнатым котиком на троне!
«Рынок удобных животных», Катя Крылова
Теоретик современной культуры Катя Крылова рассказывает, как современная жизнь влияет на выбор животных-компаньонов. Одиночество породило спрос на котокафе (а также заведения, где посетители тискают ежей и капибар). Недостаток свободной жилплощади увеличил интерес к крошечным породам собак. Стрессы и возрастающее напряжение на работе сподвигли офисных работников скупать «умильных» зверьков, которые всю жизнь выглядят как малыши. Животные, как правило, страдают от такого подхода: представители миниатюрных пород часто болеют и получают травмы, а те, кто вынужден спасать компаньонов от стресса, сами постоянно тревожатся от навязчивых прикосновений. Катя разобралась, как из друзей и напарников звери превратились в игрушки и статусные аксессуары — и какие процессы в обществе стоят за этим.
«Одержимые: Женщины, ведьмы и демоны в царской России», Кристин Воробец
Книга рассказывает про феномен кликушества — о припадках, которые раньше связывали с одержимостью бесами. Исследовательница Кристин Воробец описывает, почему одержимость бесами связывали преимущественно с женщинами, как государство и церковь то поддерживали веру крестьян в потустороннее, то боролись с этим и что говорили сами «кликуши». Описывая быт русской деревни XIX века, Кристин погружает читателя в мир ведьм, демонов и их жертв.
Источник
«Домик под скалой», Шэрон Гослинг
Издательство: Синдбад
Англичанка Анна Кэмпбелл больше не может оставаться в родном Лондоне, где она пережила смерть отца и тяжёлое расставание с любимым человеком, который оказался настоящим придурком (тут по-другому не скажешь). Решив оставить всё это прошлом, она покупает домик на берегу моря в маленькой шотландской деревне Криви. Домик Анна видела только на фотографиях, поэтому переезд сопровождается неприятными открытиями: дом совсем ветхий, прямо-таки лачуга, а некоторые жители деревни настроены крайне враждебно. В первые же минуты она начинает корить себя за необдуманное решение, но всё же решает остаться и попробовать начать жизнь заново. И у неё, конечно же, всё получится.
Простое и уютное чтение, в которое можно укутаться как в одеяло. Шэрон Гослинг, известная как автор книг для детей и подростков, теперь и взрослым позволила унестись воображением далеко-далеко. Рыбацкая деревушка, омываемая волнами лачуга на берегу моря, васильковые ставни, север Шотландии — всё это кажется нереальным и немножко сказочным, будто нарочно. Хотя для самой писательницы этот мир, похоже, знакомый и привычный: она живёт в северной английской деревне вместе с мужем — владельцем антикварного книжного магазинчика. И только представьте: книгу она писала под шум волн, сидя на кухне в одном из домиков Криви — той самой деревни, что стала местом действия романа. Да-да, вот такое всё романтичное и милое. Как окошко из российского ноября, которое иногда очень нужно.
«Битвы с экстрасенсами. Как устроен мир ясновидящих, тарологов и медиумов», Гэри Нанн
Сестра австралийского журналиста Гэри Нанна пыталась пережить внезапную смерть отца и в отчаянии обратилась за помощью к экстрасенсу. Вслед за ней к ясновидящей отправился и Гэри — впрочем, из чистого интереса, потешить свой скептицизм. После этого он заинтересовался миром паранормального и задался вопросами: почему люди ходят к экстрасенсам и что получают взамен? С тех пор Нанн начал своё исследование: познакомился с людьми, называющими себя медиумами, тарологами и менталистами, собрал истории знаменитостей, когда-либо обращавшихся к прорицателям, поднял научные данные по теме. Получился захватывающий рассказ о паранормальном бизнесе и людях, которые за ним стоят.
Книга восхитительно написана. Гэри иронизирует над своими героями, но при этом оставляет за читателем право самому решить, во что верить. Журналист делится десятками интересных фактов. Например, оказывается, Хелена Бонем Картер пыталась выйти на связь с духом принцессы Маргарет, когда готовилась сыграть её в сериале «Корона». И, по собственным словам, у неё это получилось! А ещё я узнала, что есть беременные женщины, которые умоляют врачей провести кесарево сечение в конкретный день, чтобы у ребёнка был определённый знак Зодиака. Или что у астрологов не принято ходить в отпуск, потому что публика звереет, если остаётся без гороскопов хотя бы на неделю. Все эти истории перемешиваются с личным опытом журналиста, который специально для исследования тоже не раз обращался к так называемым провидцам.
«Статус. Почему мы объединяемся, конкурируем и уничтожаем друг друга», Уилл Сторр
Человеку мало быть просто здоровым, счастливым и богатым — важно, чтобы обо всём этом знали другие. Именно так формируется статус, в погоне за которым кто-то скупает яхты и дорогие часы, кто-то гонится за престижным образованием и шикарным рабочим местом, а кто-то — особенно придирчиво выбирает партнёра. Писатель и журналист Уилл Стор попытался разобраться, почему статус играет настолько важную роль в жизни и как общество к этому пришло. Для этого автор собрал исследования психологов, антропологов и нейробиологов.
Уилл Стор — настоящий исследователь современности: в своих книгах он уже разбирался, как на людей влияют истории и представления о самих себе. Новое издание погружает читателя в мир опасных и увлекательных игр. Игры престижа, участники которой пытаются доказать, кто из них успешнее, игры добродетели, выявляющие самого милого, игры доминирования, где выживает сильнейший, и многие другие. При этом Уилл рассказывает не только о победителях, которым удалось добиться статуса, но и о проигравших. Меня особенно зацепила глава «Униженный амбициозный мужчина», где писатель собирает истории опасных преступников — все они когда-то были страшно уязвлены обществом и с тех пор неосознанно мстили ему. В общем, борьба за статус может принимать причудливые и порой пугающие формы — и иногда мы даже не представляем насколько.
«Безумно богатые русские. От олигархов к новой буржуазии», Элизабет Шимпфёссль
Издательство: Individuum
Истории о российских предпринимателях и политиках широко известны за пределами страны. Их жизнь окутана мифами, часть из которых, впрочем, не так уж далека от реальности: бизнес-сделки на миллиарды заключаются во время охоты и походов в баню, дети отправляются в самые дорогие учебные заведения, а дорогие аксессуары могут значить больше, чем преданность и дружба. Социолог Элизабет Шимпфёссль провела около сотни интервью с представителями элит, чтобы узнать, как они живут. Из книги можно узнать, чем российские магнаты объясняют своё богатство, как строят отношения с другими людьми, зачем ударяются в благотворительность и почему пытаются найти истоки своего успеха в семейной истории.
Неожиданно злободневная книга о персонажах, которые, как правило, мелькают только в двух типах литературы — бизнес-изданиях или криминальной хронике. Причём зачастую одновременно.
Авторка объясняет, как зародилась «новая буржуазия», как она выглядит сегодня, что любит и чего боится. Получились живые и очень объёмные портреты, которые рассказывают о современной России и объясняют многие процессы в обществе, происходящие прямо сейчас.
Авторка объясняет, как зародилась «новая буржуазия», как она выглядит сегодня, что любит и чего боится. Получились живые и очень объёмные портреты, которые рассказывают о современной России и объясняют многие процессы в обществе, происходящие прямо сейчас.
«Тёмная сторона сексуальной революции. Переосмысление эпохи эротической свободы», Луиза Перри
Феминистка Луиза Перри уверена, что сексуальная революция не освободила женщин, а только ещё сильнее сковала их. Победителями в новой реальности стала небольшая кучка влиятельных мужчин, а женщины столкнулись с новыми, более агрессивными проявлениями мужской похоти. В своей книге Перри рассказывает, как же так вышло, что сексуальная свобода на деле оказалась для женщин новой клеткой.
Поначалу я возмутилась видению Перри. Мне казалось, что сексуальная революция — это благо. От женщин наконец отстали, мы можем носить, что хотим, и делать, что хотим. Но чем больше я задумывалась о границах этой новой свободы, тем яснее их видела. Например, я была бы рада надеть короткое платье. Но каждый раз представляю взгляды прохожих-мужчин и снова выбираю проверенные рубашку и юбку-макси. Каждый откровенный вырез на одежде повышает опасность нападения — так меня учили с юности, и с тех пор, кажется, ничего не изменилось. Не во всём согласна с автором книги, и тем не менее многие её слова отозвались во мне.
«Как звери», Виолен Беро
Безо всякого вступления книга начинается монологами от первого лица. Постепенно становится ясно: во французской горной деревне произошло что-то загадочное, и мы читаем свидетельские показания жителей. Школьная учительница, бывшие одноклассники, соседи — все по кусочкам собирают историю, а история вот в чём: в пещере среди скал обнаружили маленькую девочку. Да не в простой пещере, а в «гроте фей» — по местной легенде, давным-давно сказочные существа прятали там украденных детей. Но в этот раз в краже ребёнка подозревают не фей, а человека по прозвищу Медведь. Медведь с детства был местным юродивым: не мог говорить, а только издавал животные звуки; был необычно высок и силён и при этом пуглив. Это сделало его объектом для насмешек — с безопасного расстояния, конечно. Он жил тихо и уединённо вместе с матерью Мариэттой, пока история с девочкой-найдёнышем не нарушила покой деревни. Теперь следователи и журналисты кружат над ней как хищники, а жители указывают пальцем на Мариэтту с сыном, которых они никогда не понимали.
Рассмотрите обложку: стадо овец, сливающееся в одну массу, а напротив — яркая, как мишень, человеческая фигура, заключённая в силуэт зверя. Книга на разные лады иллюстрирует поговорку «Человек человеку волк». Сколько звериного в людях, готовых ополчиться всей стаей против одного только потому, что он не похож на них? Может ли человек со звериными повадками оказаться наиболее человечным из всех?
В предисловии Виолен Беро пишет, что роман — это часть проекта, посвящённого современному обществу, в котором она сосредоточена на несправедливом отношении людей к тем, кто не такой, как все. Помимо темы травли, в книге звучит и тема несправедливого отношения к женщинам и их правам. Устами жителей деревни Беро говорит о праве женщин на своё тело, на решение иметь или не иметь ребёнка, делать аборт. А на примере Мариэтты показывает, как сильно может мать любить своего ребёнка, каким бы непохожим на других он ни был.
Рассмотрите обложку: стадо овец, сливающееся в одну массу, а напротив — яркая, как мишень, человеческая фигура, заключённая в силуэт зверя. Книга на разные лады иллюстрирует поговорку «Человек человеку волк». Сколько звериного в людях, готовых ополчиться всей стаей против одного только потому, что он не похож на них? Может ли человек со звериными повадками оказаться наиболее человечным из всех?
В предисловии Виолен Беро пишет, что роман — это часть проекта, посвящённого современному обществу, в котором она сосредоточена на несправедливом отношении людей к тем, кто не такой, как все. Помимо темы травли, в книге звучит и тема несправедливого отношения к женщинам и их правам. Устами жителей деревни Беро говорит о праве женщин на своё тело, на решение иметь или не иметь ребёнка, делать аборт. А на примере Мариэтты показывает, как сильно может мать любить своего ребёнка, каким бы непохожим на других он ни был.
«Наука приготовления и искусство поглощения пищи», Пеллегрино Артузи
Коммерсанта Пеллегрино Артузи прославила не деловая хватка, а его любовь к еде. Путешествуя по родной Италии, Артузи бережно собирал рецепты и в конце концов выпустил кулинарную книгу, выдержавшую больше десятка переизданий. В последнее из них вошло 790 рецептов. В ноябре 2022 года издательство Ad Marginem перевыпускает легенду: с гастрономическими секретами и историями о том, что и как принято есть в разных регионах Италии.
Пеллегрино Артузи жил в XIX веке. Из-за специфического слога первые страницы книги могут даваться непросто: не каждый кулинар готов взяться за блюда из «дичи пуховой» (не путать с дичью перьевой!) и не на каждой кухне завалялся ощипанный голубь. Но параллельно с рецептами, которые сегодня могут показаться экзотическими, есть немало вполне понятных блюд вроде пиццы, ризотто или пасты. Кроме того, книга интересна не только как сборник советов, но и как исторический документ. Занятно почитать, чем угощались европейцы, жившие много лет назад, какие блюда обожали и какие рецепты передавали из поколения в поколение.
«Конец старинной музыки», Брюс Хейнс
Флейтист и гобоист Брюс Хейнс написал книгу о том, как менялась академическая музыка. Так, на ситуацию в музыкальном мире сильно повлияло появление нотной грамоты. После того как мелодию стало возможно «записать» единственно верным способом, из произведений пропали вариативность и эксперименты. Но оказалось, что даже в этом случае музыка продолжала оставаться живой: менялись стиль и темп исполнения, инструменты, размер ансамблей и техника игры. Хейнс показывает, как «старинная» музыка дошла до современных ушей в том виде, в котором мы её знаем.
Хейнс пишет, что стремился сделать книгу не слишком музыковедческой, и слегка лукавит. Перед нами глубокое исследование музыкальной истории, описанное с большим вниманием к деталям. Можно узнать, как на слух отличить звучание современного и исторического ансамбля, какие особенности характеризуют разные музыкальные стили, кого и почему философы называли гениями. Иногда описания кажутся даже слишком дотошными. Но оттого авторским познаниям поражаешься и доверяешь ещё больше.
«Куриный бульон для души: Дух Рождества. 101 история о самом чудесном времени в году», Эми Ньюмарк
Это сборник из серии книг «Куриный бульон для души». В нём собраны реальные истории, которые призваны вернуть атмосферу из детства, когда вся семья собиралась за праздничным ужином, а дом наполнялся теплотой и заботой. Это рассказы о семейных традициях, всепреодолевающей любви и чудесах, которые мы можем совершать сами.
В этом году нам особенно не помешают добрые истории. А под новогодние праздники мы ждём их с особенной силой. Не зря же в декабрьский киномарафон традиционно попадают «Гарри Поттер» и «Властелин колец». Это то время, когда охотнее верится в чудеса и победу добра. Так что почему бы не наполнить зимние вечера душевной книгой с тёплыми историями.
«Жизнь в средневековом замке», Джозеф и Фрэнсис Гис
На примере английского замка Чепстоу семейная пара историков рассказывает о повседневной жизни в эпоху рыцарей и трубадуров. Как проходил типичный день в замке и как менялся быт во время войны. Кто жил в замке помимо слуг и хозяев, сколько там было комнат и как их делили. Как умывались, ходили в уборную и где можно было уединиться. И наконец, что делать, если к вам замок внезапно приезжает король.
Получилось сказочное и доступное исследование жизни средневековых замков и их обитателей. Можно и углубить свои знания о феодальной иерархии XIII века, и утолить любопытство в бытовых вопросах. А ещё в издательстве говорят, что эту книгу Джордж Мартин использовал в качестве источника информации при создании мира «Игры престолов»!
«Дитя Афины», Ханна Линн
На одиноком острове поселился ужасный монстр. Многие воины храбро отправлялись туда, чтобы сразить чудовище. Но ни один не вернулся. А ведь когда-то и монстр был человеком, а именно — жрицей по имени Медуза, женщиной невероятной красоты. Ханна Линн рассказывает историю о том, что иногда монстр оказывается жертвой, а герой — жестоким убийцей.
Британская писательница Ханна Лин написала ретеллинг знаменитого мифа о Медузе Горгоне. И я, увидев книгу, воскликнула «наконец-то!». Я сама только недавно узнала о другой стороне истории женщины с волосами-змеями. Спойлер: в ней мужчины предстают не такими уж героями. Надеюсь, со временем больше людей узнают полную историю появления Медузы Горгоны.
«Море спокойствия», Эмили Сент-Джон Мандел
В 2401 году детектив Гаспери-Жак Робертс начинает работу в Институте времени и отправляется в прошлое. Ему нужно побеседовать с несколькими людьми: юношей из 1912 года, которому суждено погибнуть на фронте, девушкой из 2020 года, снявшей странное видео, и знаменитой писательницей из 2203 года. Однажды все они услышали одни и те же пугающие и таинственные звуки скрипки, и это навсегда изменило не только их жизнь, но и весь дальнейший ход истории. Робертсу предстоит разобраться в произошедшем и распутать клубок из событий, судеб и петель времени.
Канадская писательница прославила себя в жанре научной фантастики: один из её прошлых романов, «Станция Одиннадцать», даже экранизировали на HBO. Новое произведение тоже фантастическое: читатель встретит описание быта прошлого и будущего, изучит лунные колонии и отправится в путешествие во времени. Ближе к концу книги судьбы героев из разных столетий сплетаются, и пазл наконец начинает собираться воедино.
«Девочка, не умевшая ненавидеть. Моё детство в лагере смерти Освенцим», Лидия Максимович, Паоло Родари
Издательство: Эксмо
Когда Люде Бочаровой было три года, она попала в лагерь смерти в Биркенау. Там девочка рассталась с матерью, пережила голод и нужду. Кроме того, Люда стала подопытной доктора Йозефа Менгеле, который проводил над людьми бесчеловечные эксперименты.
Люде удалось выжить. После войны её удочерили и дали девочке имя Лидия Максимович. Но она навсегда запомнила своё детство: родные белорусские леса, лица мамы и папы, а ещё — травмирующие события лагерных времён. Обо всём этом она рассказала в книге, вспоминая своё прошлое шаг за шагом.
Читать о жизни в Освенциме больно. Но если бы меня спросили, о чём эта книга, я бы сказала, что о любви и надежде. Именно они помогли не сломаться маленькой девочке, разлучённой с матерью, которую Лидия, потом, кстати, искала всю свою жизнь. Удивительно, что героиня рассказывает о своём прошлом без злобы и агрессии в адрес тех, кто причинил ей столько страданий. Лидия Максимович и правда была девочкой, не умевшей ненавидеть, — и превратилась в женщину, которая пропагандирует отказ от жестокости и ненависти среди тысяч читателей.
«Ариэль», Сильвия Плат
Американскую поэтессу отличают феминистские взгляды и откровенные стихи о роли женщин, рождении и смерти, вере и одиночестве. Это очень личная поэзия, которую также называют исповедальной — Сильвия пишет не об абстрактной лирической героине, а о собственных страхах, надеждах и радостях. Творчество Плат высоко оценили критики, и поэтесса даже удостоилась Пулитцеровской премии — правда посмертно. Сборник стихов «Ариэль» вышел в 1962 году, через два года после смерти Сильвии. В России его издают впервые.
У Сильвии совершенно выжигающие душу образы. Меня особенно задело её стихотворение «Папа», которое начинается со слов: «Не сделаешь больше больно. Не сделаешь больше шаг. Не человек — огромный чёрный башмак». Несколькими строфами ниже Плат рассуждает об отношениях с отцом, полных ужаса и жертвенности, — и сравнивает свои чувства с событиями Второй мировой войны. А в конце признаёт, что наконец освободилась от прошлого — и все, у кого тоже когда-либо было недопонимание с отцом, могут облегчённо вздохнуть вместе с поэтессой. В каждом стихотворении очень много личности самой Плат, и эта искренность подкупает: невольно находишь параллели с собственной жизнью.
«Русская чайная традиция», Андрей Колбасинов
Андрей Колбасинов исследует историю чая от его появления до проникновения в Россию. А также то, как в нашей стране зародилась культура чаепития. Он подробно рассказывает, что пили на Руси до чая, как русские купцы наладили доставку листьев в страну и даже как чай подделывали! А ещё из книги можно узнать о противостоянии «чайной» Москвы и «кофейного» Петербурга. И это — только малая часть содержания книги, которое сопровождают красочные иллюстрации Александры Вирх.
Удивительно, как эта книга наполняет такое рутинное для нас занятие, как чаепитие, новым смыслом. Андрей Колбасинов рассказывает кучу увлекательных фактов о чае и его влиянии на русскую культуру. Ну и добавляет всякие фан-факты. Например, вы знали, что на самом деле чайная пара — это не чашка с блюдцем, а два чайника: с кипятком и заваркой. Я — нет!
«Родина», Нора Круг
Спустя несколько десятилетий после окончания Второй мировой войны художница Нора Круг пытается осмыслить, как отголоски прошлого влияют на жизнь современных немцев. Можно ли спокойно жить, зная, что собственные бабушка и дедушка причастны к зверским убийствам других людей? Можно ли любить свою родину после произошедшего? Можно ли не испытывать чувство стыда, когда разговариваешь с потомками погибших? Все эти вопросы Нора задаёт себе и своим близким — и делится своими размышлениями на страницах очень красивого графического романа.
В книге перемежаются старые фотографии, коллажи с изображением маленьких деталей немецкого быта и рисунки Норы. Но самое ценное здесь, конечно, её мысли и рассуждения. Женщина пытается осознать свою национальную идентичность, преодолеть чувство вины и выстроить связь с прошлым. Она надеется узнать, что её близкие не причастны к трагедиям, но каждый новый факт лишь сильнее погружает её в чувства печали и стыда. Получился комикс-терапия для тех, кому выпало жить в непростые исторические времена.
«Сказки Гамаюн 2», Александр Уткин
Александр Уткин по-новому смотрит на знакомые с детства народные сказки. В первой книге «Сказок Гамаюн» он рассказывал про водяного и царя птиц, а во втором издании обратился к сказке про золотые яблоки и легенде о Василисе — девушке, которой помогала волшебная куколка. Каждая сказка рассказана в виде комикса — мистического, пугающего и полного мрачных деталей.
Если бы историю Василисы из этого комикса экранизировали, получилось бы что-то в духе «Леденящих душу приключений Сабрины»: настолько жуткой и красивой предстала перед читателем старая сказка. Василиса здесь — умная и сильная героиня, которая не боится Бабы-яги, задаёт правильные вопросы и вовремя просит о помощи (тоже очень полезный навык). Нам нужно больше таких героинь и таких сказок!
«Ослепительный цвет будущего», Эмили Пэн
Ли Сэндэрс убедила себя, что её мать, совершив самоубийство, превратилась в птицу. Однажды героиня получает приглашение на Тайвань, чтобы повидать бабушку и дедушку, которых она прежде ни разу не встречала. Ли кажется, что именно там она и найдёт свою маму-птицу. Но ей предстоит найти тайны, которые окружают её семью много лет.
Книга получила множество номинаций, и я понимаю почему. С одной стороны, это захватывающая история. С другой — сюжет наполнен размышлениями о семье, о нашем месте в ней. А также о том, как пережить потерю самого близкого человека. Всё это приправлено колоритом китайской культуры.
«Говори красиво, выступай легко», Нина Зверева, Светлана Иконникова
Книга простым языком рассказывает, как провести успешное публичное выступление: зацепить интересной историей, умело рассказать про себя, не стушеваться перед незнакомой компанией. Авторы разбирают самые разные приёмы — от методов Аристотеля до подходов к сторителлингу, принятых в студии Pixar. Ключевые моменты упакованы в таблицы и понятные схемы. А ещё в книжке много смешных иллюстраций, например с мохнатым котиком на троне!
Часто встречаю взрослые книги, переупакованные для детей: мол, вот вам то же самое, только очень упрощённо. Но у этого издания другая судьба: изначально его писали для подростков и потом, отбросив некоторые детали, переработали для взрослых. И этот подход показался классным: получилось лёгкое увлекательное чтение о серьёзных вещах.
«Рынок удобных животных», Катя Крылова
Теоретик современной культуры Катя Крылова рассказывает, как современная жизнь влияет на выбор животных-компаньонов. Одиночество породило спрос на котокафе (а также заведения, где посетители тискают ежей и капибар). Недостаток свободной жилплощади увеличил интерес к крошечным породам собак. Стрессы и возрастающее напряжение на работе сподвигли офисных работников скупать «умильных» зверьков, которые всю жизнь выглядят как малыши. Животные, как правило, страдают от такого подхода: представители миниатюрных пород часто болеют и получают травмы, а те, кто вынужден спасать компаньонов от стресса, сами постоянно тревожатся от навязчивых прикосновений. Катя разобралась, как из друзей и напарников звери превратились в игрушки и статусные аксессуары — и какие процессы в обществе стоят за этим.
Исследовательница пишет про зверей с большим уважением. Кстати, из книги я узнала, что корректнее говорить не «хозяин» или «владелец» животного, а «опекун». И после этого уже как-то не тянет относиться к животному как к вещи. Тем не менее многие поступают именно так, и от историй собак и кошек, описанных в книге, порой становится грустно. Например, в одной из глав Катя пишет, как животные становятся звёздами соцсетей. При этом больше всего лайков собирают больные особи — и порой вместо того, чтобы вылечить пса или кота, опекуны умиляются их «неуклюжести» и «неловкости». В общем, есть над чем задуматься.
«Одержимые: Женщины, ведьмы и демоны в царской России», Кристин Воробец
Книга рассказывает про феномен кликушества — о припадках, которые раньше связывали с одержимостью бесами. Исследовательница Кристин Воробец описывает, почему одержимость бесами связывали преимущественно с женщинами, как государство и церковь то поддерживали веру крестьян в потустороннее, то боролись с этим и что говорили сами «кликуши». Описывая быт русской деревни XIX века, Кристин погружает читателя в мир ведьм, демонов и их жертв.
Книгу открывает сюжет, достойный драматического фильма. Женщина обвиняет незнакомца в преступлении, и это становится причиной потасовки, в результате которой сажают мужа соседки. Соседка, разумеется, в обиде; кроме того, она считает, что незнакомец преступления не совершал и его просто оклеветали. Женщины ссорятся. Неожиданно у первой начинаются припадки, во время которых она сообщает, что её околдовала соседка. Несчастная соседка пытается оспорить это в суде, и первое время ей верят. Но припадки соперницы продолжаются, а главное, что вслед за этим от недуга начинают страдать и другие жители деревни. То один, то другой ощущает «одержимость бесами» и, разумеется, начинает подозревать, что это дело рук всё той же соседки, которая просто однажды вступилась за своего мужа. В результате бедной женщине приходится покинуть свой дом из-за того, что на неё ополчилось буквально всё ближайшее окружение. Так вера в потустороннее стала инструментом, разрушившим жизнь одной женщины, — и это лишь один из множества сюжетов, описанных в книге. Кристин пересказывает судьбы кликуш и тех, кто с ними взаимодействовал, пытается разобраться в истории феномена и описывает, как менялись представления об одержимости со временем. Очень интересно (а соседку очень жалко!)
Источник
0
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: