Как разводились наши предки: история расторжения брака от Руси до РСФСР
Казалось бы, ну у нас-то какие разводы могли быть в старину? Цари не в счет, они самодержцы, им можно. Однако и простые граждане-смерды разводились, а церковь журила и собирала штрафы.
Невенчанные браки на Руси
Как там было с разводами у наших языческих предков, всяких кривичей, вятичей и прочих недобитых древлян, мы точно не знаем. Зато уже после крещения Руси было много интересного. Церковный устав, который приписывают князю Владимира Святославичу и датируют концом X — началом XI века, уже упоминает о разводах. Хотя Евангелие у православных с католиками одинаковое — можно разводиться, только если жена прелюбодействует.
В «Уставе князя Ярослава о церковных судах» (середина XI в.) прямо сказано, что за развод мужа положено штрафовать, причем в зависимости от социального положения. Половина штрафа шла жене, половина — церкви. Упомянут и развод по взаимному согласию: за него тоже штрафовали, причем с венчаных супругов брали 12 гривен, а с невенчанных — 6. Выходит, что тысячу лет назад на Руси: а) существовало понятие гражданского брака; б) церковь признавала его легитимность. И, судя по всему, среди простых людей это было весьма распространенной практикой.
Надоело? В монастырь!
Церковь на Руси считала основанием для развода покушение на убийство мужа и кражу у него чего-либо, а также, разумеется, прелюбодеяние жены. К последнем приравнивалось и хождение дамы на «пиры, игрища и в бани» с посторонними мужчинами.
А вот мужа за секс на стороне наказывали только в том случае, если от него вне брака рождались дети. Тогда год епитимьи, штраф и… возвращение в лоно семьи. А епитимья ведь дело такое — на усмотрение батюшки.
«Устав Ярослава» позволял развод в случае ухода одного из супругов в монастырь — чем и пользовались князья и цари, насильно отдавая постылых жен в постриг. Зато с больной женой, равно как и мужем, расставаться запрещалось.
А вот у демократичных новгородцев женщина могла развестись с мужем, «если будет очень худо, так, что муж не сможет жить с женой или жена с мужем», а также если муж «начнет красть одежду жены или пропивать». При этом церковь накладывала на женщин трехлетнюю епитимью.
Пришел Петр и все испортил
Петровские реформы начала XVIII века все усложнили. Расторжение брака по обоюдному согласию запретили, но женам, страдающим от жестокого обращения, разрешили проживать отдельно от мужа. Однако права на новый брак это не давало.
Официальным поводом для развода стало считаться сумасшествие, приговор супруга к вечным каторжным работам или бессрочной ссылке, и, наконец, отпадение от христианской веры. Прелюбодеяние, разумеется, тоже осталось в списке, но его требовалось реально доказать. Например, прославленный полководец граф Суворов требовал с развода с неверной супругой, но поскольку со свечой у ложа прелестницы никто не стоял, иск Александра Васильевича так и не удовлетворили. Хотя фельдмаршальская жена вовсю вертела хвостом в общественных местах в сопровождении молодого офицера.
Что касается брака без венчания, то лишь в 1774 году Священный Синод издал указ, объявивший такой союз незаконным.
Всех на свободу!
Полная свобода разводиться наступила для граждан России в 1918 году. Причин для развода больше не требовалось, достаточно было заявления одного из супругов и получаса времени, в течение которого гражданский суд рассматривал дело. Церковь пыталась отрицать такой подход, но очень скоро ей стало не до этого. Много позже, в эпоху развитого социализма, советские власти пытались бороться за институт семьи и даже добиться признания разводов постыдным явлением. Но успехом эта борьба, как ты знаешь, не увенчалась.
Источник
Невенчанные браки на Руси
Как там было с разводами у наших языческих предков, всяких кривичей, вятичей и прочих недобитых древлян, мы точно не знаем. Зато уже после крещения Руси было много интересного. Церковный устав, который приписывают князю Владимира Святославичу и датируют концом X — началом XI века, уже упоминает о разводах. Хотя Евангелие у православных с католиками одинаковое — можно разводиться, только если жена прелюбодействует.
В «Уставе князя Ярослава о церковных судах» (середина XI в.) прямо сказано, что за развод мужа положено штрафовать, причем в зависимости от социального положения. Половина штрафа шла жене, половина — церкви. Упомянут и развод по взаимному согласию: за него тоже штрафовали, причем с венчаных супругов брали 12 гривен, а с невенчанных — 6. Выходит, что тысячу лет назад на Руси: а) существовало понятие гражданского брака; б) церковь признавала его легитимность. И, судя по всему, среди простых людей это было весьма распространенной практикой.
Надоело? В монастырь!
Церковь на Руси считала основанием для развода покушение на убийство мужа и кражу у него чего-либо, а также, разумеется, прелюбодеяние жены. К последнем приравнивалось и хождение дамы на «пиры, игрища и в бани» с посторонними мужчинами.
А вот мужа за секс на стороне наказывали только в том случае, если от него вне брака рождались дети. Тогда год епитимьи, штраф и… возвращение в лоно семьи. А епитимья ведь дело такое — на усмотрение батюшки.
Соломония Сабурова, первая жена великого князя Василия III становится монахиней.
«Устав Ярослава» позволял развод в случае ухода одного из супругов в монастырь — чем и пользовались князья и цари, насильно отдавая постылых жен в постриг. Зато с больной женой, равно как и мужем, расставаться запрещалось.
А вот у демократичных новгородцев женщина могла развестись с мужем, «если будет очень худо, так, что муж не сможет жить с женой или жена с мужем», а также если муж «начнет красть одежду жены или пропивать». При этом церковь накладывала на женщин трехлетнюю епитимью.
Пришел Петр и все испортил
Петровские реформы начала XVIII века все усложнили. Расторжение брака по обоюдному согласию запретили, но женам, страдающим от жестокого обращения, разрешили проживать отдельно от мужа. Однако права на новый брак это не давало.
Официальным поводом для развода стало считаться сумасшествие, приговор супруга к вечным каторжным работам или бессрочной ссылке, и, наконец, отпадение от христианской веры. Прелюбодеяние, разумеется, тоже осталось в списке, но его требовалось реально доказать. Например, прославленный полководец граф Суворов требовал с развода с неверной супругой, но поскольку со свечой у ложа прелестницы никто не стоял, иск Александра Васильевича так и не удовлетворили. Хотя фельдмаршальская жена вовсю вертела хвостом в общественных местах в сопровождении молодого офицера.
Что касается брака без венчания, то лишь в 1774 году Священный Синод издал указ, объявивший такой союз незаконным.
Василий Максимов «Семейный раздел», 1876 год
Всех на свободу!
Полная свобода разводиться наступила для граждан России в 1918 году. Причин для развода больше не требовалось, достаточно было заявления одного из супругов и получаса времени, в течение которого гражданский суд рассматривал дело. Церковь пыталась отрицать такой подход, но очень скоро ей стало не до этого. Много позже, в эпоху развитого социализма, советские власти пытались бороться за институт семьи и даже добиться признания разводов постыдным явлением. Но успехом эта борьба, как ты знаешь, не увенчалась.
Источник
2
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: