Ночь тонких носов: история массового убийства одного руандийского племени другим (15 фото)

О невмешательстве колониалистических империалистов во внутренние дела суверенного государства. 26-й годовщине геноцида в Руанде посвящается…




Руанда находится в самом центре Африки, в самом ее, можно сказать, пупке. Полное название страны переводится как «земля тысячи холмов», и оно чрезвычайно Руанде подходит. Правда, в последние лет пятьсот творится на этих холмах такое, что разобраться с наскоку будет трудно, но мы все равно попытаемся.

Смены караула
Тысячу лет назад тут жил народ, называвший себя тва. Ростом они были примерно с хоббита. Если какой-нибудь тва вытягивался до полутора метров, он уже считался богатырем и великаном, потому что все прочие были ниже его на голову.


Жили тва тут очень, очень давно, еще фараонам Древнего Египта за два тысячелетия до новой эры иногда привозили в подарок маленьких черных людей. А древние греки, навещавшие Египет спустя 15 веков, приходили от вида тва в такой восторг, что потом долго врали про них всякие небылицы в своих путевых заметках. Именно греки дали тва название, которым маленький народец стали потом называть все: «пигмеи», то есть «люди, размером с кулачок».

А где-то в XII–XIII веке уже нашей эры на земли тва пришли черные злые великаны, которые прогнали маленьких охотников и собирателей в глухие уголки леса, а сами принялись рубить деревья, ковырять землю, выращивать овощи и пасти скот. Люди эти называли себя «хуту». Тва, конечно, ничего не могли возразить против этого, смирились, попрятались и стали дальше вести свой первобытный образ жизни в гуще джунглей, чем занимаются по сию пору.

Но, возможно, перед этим они основательно прокляли хуту, потому что едва те закрепились и уютно устроились на новом месте, как уже в XVI веке на эту землю пришли племена тутси. Они были гораздо выше и светлее хуту и имели почти европейские черты лица, что неудивительно, так как тутси — потомки в том числе древних египтян и семитов, смешавшихся с местными народами. Кроме того, в отличие от земледельцев хуту, тутси были воинами и еще немножко разводили скот. Но в целом предпочитали жить войной, грабежом и насилием.

Так что очень скоро хуту были завоеваны с ног до головы, причем тутси решили никуда из этой славной холмистой местности не уходить. Зачем? И так все очень удобно: хуту выращивают ямс, пасут для тутси коров и при виде тутси почтительно кланяются, а тутси защищают хуту от орд захватчиков, которые как раз активизировались в пробуждавшейся Африке. Кроме того, тутси, как истинные воины, еще безостановочно воевали между собой.

Так и получилось, что хуту стал народом крестьян, ремесленников и слуг, а тутси — высшей кастой: воинами и чиновниками. Правда, у хуту тоже были свои племенные царьки, а некоторые хуту становились довольно приличными воинами, но в массе своей дела обстояли именно так, как тут описано.


Племена Руанды по росту

Браки между тутси и хуту не практиковались поначалу вовсе, хотя смешение кровей разными незаконными способами происходило (достаточно сказать, что сейчас генетические исследования признают нынешних хуту и тутси близкородственными народами). Постепенно на территории тысячи холмов образовались два очень похожих квазигосударства — Руанда и Бурунди, в обоих жили хуту, тутси, ну и бродившие по лесам тва.


Надо отметить, что то ли тутси оказались вполне приличными администраторами, то ли хуту очень трудолюбивыми, то ли мягкий здешний климат вкупе с большим количеством рек и озер сыграл свою роль, но Руанда развивалась очень неплохо по центральноафриканским меркам. Здесь появлялись города, имелась какая-никакая экономика (пусть роль денег и исполнял крупный и мелкий скот), и по сравнению со многими соседями Руанду вполне можно было считать очагом африканской цивилизации.


Часть тва до сих пор ведут практически первобытный образ жизни

Нога белого человека
Земля тысячи холмов очень долгое время не допускала к себе белых людей, да они и сами сюда не особо рвались, так как страна лежала далеко от побережья, алмазов тут не было, а местное население не отличалось дружелюбием к незнакомцам. Так что колонизация Руанды произошла лишь в конце XIX века, зато очень быстро: германский кайзер просто получил ее в подарок на Брюссельской конференции в обмен на отказ от претензий на Уганду.

Какое бы мнение ни было по этому поводу у царя Руанды — мвами — и у остального населения, считаться с ними собирались не больше, чем некогда хуту посчитались с тва, а тутси — с хуту. Тем более что первая же германская делегация сумела донести до мвами и его советников простую мысль, что уж лучше Германия, чем Бельгия, которая непременно придет на пустое место. А бельгийцы в то время так лихо вышивали по всему африканскому континенту, что практически стали синонимом злых духов. Слухи о их зверских порядках, казнях, карательных операциях и запредельной даже для Африки жестокости были, увы, не сильно преувеличены. Германцы хотя бы соглашались видеть в тутси и хуту пусть «низкоранговых», но все-таки людей, а бельгийцы имели сильные сомнения на этот счет.

Германцы успели превратить Руанду в большую кофейно-банановую плантацию, привели население к кресту, познакомили с деньгами (и тут же объяснили, как все эти деньги нужно отдавать обратно немцам в качестве налогов). А заодно они измерили линейками черепа хуту и тутси и вынесли вердикт: тутси — раса высшая, они длиннее, светлее, больше похожи на немцев, у них черепа более крупные и правильной формы и носы красивее. Поэтому немцы ввели общую перепись населения, на которой каждого человека причислили либо к тутси, либо к хуту, выдав соответствующие бумажки. Только тутси могли занимать многие посты, у них были налоговые и социальные льготы и прочая и прочая.

А надо сказать, что именно к этому моменту тутси и хуту уже перестали ощущать себя двумя разными народами, они давно говорили на одном языке, даже позволяли себе межнациональные браки, да и права у тех и других были уже практически равные. И тут раздел произошел по новой.


Бельгийцы и немцы усердно измеряли здешние черепа


При всей нашей любви к колониализму и империализму приходится признать, что именно Руанде, не исключено, было бы лучше остаться в неведении относительно существования на земле просвещенных белых европейцев. Общее количество свинства на планете, вероятно, понизилось бы.

А уж когда после Первой мировой войны Руанда попала-таки под протекторат Бельгии, то уровень свинства зашкалил.

Бельгийцы сделали практически всех хуту крепостными, обязав их выращивать на части своей земли кофе и сдавать урожай властям. Было очередной раз подтверждено расовое превосходство тутси над хуту, розданы расово верные паспорта, введено раздельное обучение в школах для тех и других, хуту ограничивались во владении имуществом, у них забирали «излишки» земли и передавали тутси, им закрыли доступ практически в любые управляющие структуры.


Бельгийский генерал Эмиль Янссенс с царем Кагари


Нет, конечно, европейцы неизбежно привезли в Руанду будущее. Невероятный цивилизационный рывок произошел за десятилетия: из вполне полукаменного века люди шагнули в какой-никакой, но двадцатый. Строились дороги, дома, школы и больницы.

Обучение людей основам гигиены и распространение фельдшерских пунктов в несколько раз сократило традиционно высокую детскую смертность (это, правда, привело к страшному перенаселению, увеличению популяции в шесть раз за полвека и, как результат, минимум к двум случаям массового голода — в 1920-х и 1940-х годах). То есть будущее наступило, но оказалось заранее отравленным.

Кто виноват

Никто точно не скажет, кто в Руанде был изначально прав, а кто виноват. Например, мвами Юхи, царь периода бельгийского протектората, будучи тутси, негодовал по поводу ущемления прав хуту и так допек бельгийцев, что те спровоцировали среди хуту мятеж, дабы призвать непокорного царька к повиновению.


Мвами Юхи V Мусинга


Многие тутси, если не большинство, считали бельгийские порядки большим злом. Но многие и приветствовали такое положение дел. Уже при бельгийцах погромы и массовые убийства на национальной почве стали обычными, причем хороши были и тутси, и хуту.

В 1950-х годах, когда рука протектората ослабла, началось активное противостояние. На всех «честных демократических выборах» к власти неизбежно приходили хуту — просто потому, что тутси тут всегда были в меньшинстве. Новые власти прессовали тутси, тутси в ответ организовывали политические убийства, за это ребята хуту шли мстить кварталам тутси…

В 1962 году бельгийцы уходят, ООН официально делит страну тысячи холмов на два независимых государства — Руандийскую Республику и Королевство Бурунди, в котором правит царь-тутси. В обеих новоиспеченных державах творится одно и то же — если и не гражданская война в вялотекущей форме, то очень близко к тому.




В Бурунди основные силы все еще в руках тутси: они жестко карают бунтующих хуту, убивая их тысячами. В Руанде же премьер-министр Грегуар Кайибанда, лидер Партии движения освобождения хуту, штампует законы, мешающие жить тутси.

Например, при том, что тутси составляли почти четверть населения, им выделялось всего лишь 9% мест в средних школах. Опять запрещены межнациональные браки, у всех на руках этнические паспорта, а работающие на правительство националисты распространяют по домам листовки, в которых прямо говорится, что тутси — «иньензи», то есть тараканы, которых надлежит выводить дустом. Некоторые верят и идут выполнять порученное. Тутси бегут — в Бурунди, Уганду, Конго (Заир) и Танзанию, ООН пытается решить проблемы с лагерями беженцев. В общем, все как всегда.


Паспорта с указанием национальности


Уже приближаются 90-е годы, а президентов все еще свергают, расстреливают и взрывают. В Бурунди армия тутси жжет поселки и города с мятежными хуту, посмевшими объявить себя хозяевами и избравшими себе президента, в Руанде же травят потихоньку «тараканов». А мировая общественность задумчиво колупает пальцем землю и пытается урегулировать напряженную ситуацию мирным путем, выражая глубокую озабоченность.

Все, в принципе, понимают, что решить проблему могло бы вмешательство США, но США, не имеющие никакого отношения к созданию гордиева узла руандийских проблем, как-то не рвутся в очередной раз становиться всемирным агрессором. И вообще, у них проблемы с Югославией, Ираком, так что не до африканских страстей. Хотя американские политики тоже примыкают к всепланетному процессу выражения глубокой озабоченности.

Недели резни

Обломки президентского самолета в Кигали, 1994


Окончательный ад разверзся 6 апреля 1994 года. В этот день самолет, в котором летели президент Руанды Жювеналь Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямира, был сбит при заходе на посадку в Кигали — столице Руанды.

До сих пор точно неизвестно, кто это сделал и как это произошло: не до расследования международными комиссиями было. Руандийские хуту, узнав, что оба президента-хуту погибли, взвыли и пошли окончательно решать вопрос. В правительстве быстро организовали комитет кризисного управления, который возглавил полковник Теонест Багосора, прямо и честно пообещавший всем тутси апокалипсис. Армия получила приказ разыскивать и убивать любого тутси — вне зависимости от пола и возраста*.


«Может быть, тебе будет приятно узнать, что на данный момент Теонест Багосора отбывает пожизненное заключение за такие апокалипсисы».





Первым делом, правда, были убиты кое-какие хуту — умеренные и излишне сердобольные члены правительства. К премьер-министру Агате Увилингийимане, например, были отправлены солдаты президентской гвардии.

Пятнадцать охранников из международных «Голубых касок», призванных охранять госпожу премьера, порешили за лучшее не ссориться с гвардейцами и сложили оружие, не попытавшись перевезти Агату в безопасное место. Той удалось укрыться на базе волонтеров ООН, но, впрочем, ее очень быстро нашли и здесь. Тогда Агата с мужем, надеясь, что так они сумеют сохранить жизнь своих детей, вышли навстречу гвардейцам и были застрелены (детей ООН вывезла потом в Швейцарию, и на том спасибо).


Агата Увилингийимана с сыновьями


Армия штурмовала кварталы тутси, дома тутси, перерыла все районы столицы. Одновременно по всей стране орудовали добровольные погромщики, получившие название «интерахамве». Руководило их действиями прежде всего «Радио тысячи холмов» — радиостанция, в которой безостановочно в прямом эфире ведущие обсуждали, как быстро найти иньензи, опознать их (помните, братья, у них маленькие тонкие носы и не черная, а просто смуглая кожа), как быстро убивать иньензи веревкой, дубинкой, ножом или грузовиком.



Периодически эти беседы прерывались срочными сообщениями: «Поступила информация о том, что в психиатрическом госпитале у аэропорта, где, как нам врала ООН, находятся только европейцы, ожидающие эвакуации, за спинами этих европейцев прячутся как минимум пять сотен иньензи! Идите же и выкурите их оттуда, ребята, проломите им головы! С вами Бог! И врачей проверьте, они там все тараканьей породы!»

Возможно, интересным тебе покажется тот факт, что одним из популярных ведущих тех недель был голубоглазый и белокурый журналист Жорж Руджу — приглашенная звезда из Бельгии. Он просто не отрывался от микрофона, чтобы упоенно давать сводки — в какие деревни славные ребята из интерахамве должны приехать на веселом грузовике и устроить тараканьи бега*.


«Изловить Жоржика сумели только в 2000 году в Кении, где он, приняв ислам и взяв имя Омар, тихо сидел под корягой. На суде он очень расстроился, когда получил свои 12 лет: все не мог понять за что».


Само описание деталей побоища было бы скучным, как скучно любое чистое зло. Проломленные головы, отрезанные гениталии, выколотые глаза, детские трупики, старухи в шляпках со вспоротыми животами, изнасилованные и задушенные пятилетки…

До миллиона тутси в те шесть недель легли — кто целиком, а кто частями — на холмы Руанды.


Группа интерахамве


Куда ярче выглядит поведение хваленого мирового сообщества. О нет, все оно прекрасно знало. Интерахамве победно заявляли о инсектицидных достижениях каждый день. Фото- и киносвидетельства текли на Запад страшными красными потоками. Но сообщество не сумело сорганизоваться, осмыслить и отреагировать. Своих граждан вывозили все страны, но практически ни одно посольство, ни одна международная структура даже не попытались помочь в эвакуации хотя бы отдельных тутси. Не говоря уж о всяких глупостях типа переброски войск и прочего вмешательства во внутренние дела суверенного государства. (Позднее президент Клинтон назовет решение не вмешиваться в руандийскую ситуацию самой большой ошибкой своего президентства и попросит прощения. Правители остальных стран, например тех же Бельгии и Германии, с такими речами не выступят.)

Те из тутси, которым удалось выжить в этой резне, могут благодарить только свои силы, молодость и удачу, позволившие им добраться до границ Конго, Уганды или Бурунди. Ну и еще соседей и друзей из хуту, потому что многие хуту на свой страх и риск прятали тутси, спасали их детей, выдавая за своих, прижимая малюток к груди покрепче, дабы проверявшие интерахамве не увидели слишком маленький нос и слишком светлую кожу.

Кстати, некоторые тутси выжили, спасаясь в джунглях среди маленьких первобытных тва. А тва, надо думать, в очередной раз возблагодарили своих мудрых предков, сбежавших в джунгли от этой замечательной штуки — цивилизации. Хоть ты там и сидишь в кустах с каменным копьем и без штанов, но зато по причине отсутствия штанов у тебя нет карманов, куда можно было бы положить паспорт с графой о национальности.

Дорезались...
Как известно, каждое действие влечет за собой противодействие. Пока армия Руанды гонялась за детьми и стариками, разбившись на небольшие, рыскавшие по всей стране отряды, в Руанду практически без сопротивления вошел РПФ — Руандийский патриотический фронт, руководимый бравым тутси Полем Кагаме. Родители-беженцы еще ребенком вывезли Поля в Уганду.



Выбранное ими место побега во многом похлеще, чем тогдашняя Руанда (режим угандийского диктатора Иди Амина был неоднократно описан в нашем журнале), но Поль ухитрился выжить, стать весьма решительно настроенным мужчиной и создать личную армию из тутси — РПФ. Спустя несколько недель после начала резни Поль, доукомплектовав РПФ бурундийскими профессиональными военными-тутси и свежими беженцами из Руанды, вернулся во главе своей армии на родину. Руандийская армия помешать ему в этом никак не могла, ибо рассыпалась в погоне за «тараканами». Поль, круша единичные отряды, пытавшиеся оказать сопротивление, взял столицу.

Уже к июлю того же 1994 года интерахамве сами бежали — кто в Конго, кто в Танзанию. Вместе с ними бежали еще миллиона два хуту (а это четверть населения Руанды), ожидавшие, что сейчас тутси отомстят им за все.

Однако кровавых зачисток в ожидаемом масштабе не последовало. Сотня-другая самых ярких преступников вместо того, чтобы висеть на деревьях, оказалась в международном суде по обвинению в геноциде, а Поль Кагаме взялся сперва неофициально, а потом, став президентом, уже официально править Руандой.


Поль Кагаме, президент Руанды


Этим он и занимается до сих пор — назло любой демократической руандийской конституции и смеясь в лицо тем, кто требует честных выборов. А еще он, безусловно, авторитарный правитель — прессует политических противников не разбирая, кто тут хуту, а кто тутси.

Да они и сами начинают все, похоже, потихоньку забывать.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

2
1 1
Другие новости

Оставить комментарий

некроманыч
некроманыч Добавил(а) :
2 августа 2022 21:30 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
Хотел прочитать, но вовремя передумал!!))
Хотел прочитать, но вовремя передумал!!))
Goodkoff1971
Goodkoff1971 Добавил(а) :
2 августа 2022 22:24 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовКоньяк за первую публикацию
А зачем нам так много букв про неведомую хрень?
А зачем нам так много букв про неведомую хрень?

показать все комментарии (5)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!