Советский автомобиль для управления из положения лежа (6 фото)
Когда-то это была военная тайна…
Что значит лежа? Это вообще законно? Ты, должно быть, помнишь, как инструктор в школе вождения ругался, если спинка кресла была откинута слишком далеко назад. Но рулить лежа? Да еще на животе? Пф-ф-ф…
Впрочем, иногда другого выбора нет. Например, в армии. На фронте. В разгар боя, когда тебе под огнем врага нужно пробраться на передний край и вывезти раненых товарищей, точно не до комфорта — быть бы живу!
Концепцию военно-санитарных автомобилей, получивших название «транспортер переднего края», в Советском Союзе сформировали в 50-х годах прошлого века. Похожие машины создавали и за рубежом. Можно вспомнить, например, австрийский Steyer Haflinger или американский М274 на агрегатах знаменитого «Виллиса-MB».
Наши военные знали об этих разработках, но не особо ценили их. Что австриец, что американец были чересчур заметными для своих скрытных задач, да и плавать не умели. Так и родился бриф для советских конструкторов — максимально малогабаритная и легкая амфибия с высокой проходимостью и достойными грузовыми возможностями.
Первыми свой вариант предложили инженеры МЗМА (будущего АЗЛК). Машина, не получившая собственного обозначения, была очень низкой, а благодаря откидывающейся рулевой колонке водитель мог управлять ею… сидя на корточках. В буквальном смысле, прячась за бортом машины, он перемещался ползком рядом с ней! Но этот прототип не был амфибией и был забракован, а следующий — на узлах внедорожника «Москвич-415» — не устроил военных габаритами.
Дело пошло веселее, когда к процессу подключились инженеры московского института «НАМИ». С 1957 по 1961 год было построено несколько прототипов серии НАМИ-032, и в конце концов советский ТПК начал обретать реальные черты.
Машина с индексом НАМИ-032М в теории отвечала всем требованиям заказчика. Всего 3,3 метра в длину, снаряженная масса — почти невесомые 650 кг, отличный дорожный просвет в 300 мм, полезная нагрузка в полтонны и максималка 60 км/ч. При этом рулевое управление машины подразумевало возможность рулить как сидя, так и лежа. Встроенная электролебедка здорово помогала с погрузкой раненых. «Эмка» еще умела плавать и, казалось, была готова к несению службы.
Увы, во время официальной демонстрации возможностей машины верховным представителям Минобороны произошел конфуз. НАМИ-032М застрял в снегу: мощности мотоциклетного мотора МД-65 не хватало для преодоления сугробов. Генералы посмотрели на это, разочарованно плюнули и уехали восвояси…
Сам же проект ТПК вскоре передали для доработки на Запорожский автомобильный завод. На самом деле изначальная конструкция специалистов НАМИ была правильной. Все, чего не хватало машине, — это более мощного мотора и общего уровня инженерной надежности. В итоге к 1967 году, то есть спустя более десяти лет после начала проекта, транспортер переднего края допилили до ума.
Да, машина заметно прибавила в габаритах и массе, но общие черты с оригинальным НАМИ-032М легко угадываются. ТПК оснастили более мощным и тяговитым 1,2-литровым 27-сильным мотором, 4-ступенчатой механикой с понижающей передачей, а также стандартным водооткачивающим насосом. Он должен был повысить плавучесть машины в неблагоприятных погодных условиях.
Серийный выпуск ТПК наладили в 1968-м, правда уже не на ЗАЗе, а на другом украинском заводе, в городе Луцке. Производство ЛуАЗ-967 продолжалось всего несколько лет, пока в 1972-м ему на смену не пришел усовершенствованный вариант ЛуАЗ-967М. До начала 90-х в общей сложности построили около 20 тысяч экземпляров этой смешной с виду, но весьма удачной по конструкции машины.
Причем службу ТПК несли не только в армии Советского Союза, но и в других странах Варшавского договора. В советское время передний край возможных боевых действий располагался именно там.
Источник
Что значит лежа? Это вообще законно? Ты, должно быть, помнишь, как инструктор в школе вождения ругался, если спинка кресла была откинута слишком далеко назад. Но рулить лежа? Да еще на животе? Пф-ф-ф…
Впрочем, иногда другого выбора нет. Например, в армии. На фронте. В разгар боя, когда тебе под огнем врага нужно пробраться на передний край и вывезти раненых товарищей, точно не до комфорта — быть бы живу!
Рентген-схема ЛуАЗ-967 — вершины эволюции проекта ТПК
Концепцию военно-санитарных автомобилей, получивших название «транспортер переднего края», в Советском Союзе сформировали в 50-х годах прошлого века. Похожие машины создавали и за рубежом. Можно вспомнить, например, австрийский Steyer Haflinger или американский М274 на агрегатах знаменитого «Виллиса-MB».
Наши военные знали об этих разработках, но не особо ценили их. Что австриец, что американец были чересчур заметными для своих скрытных задач, да и плавать не умели. Так и родился бриф для советских конструкторов — максимально малогабаритная и легкая амфибия с высокой проходимостью и достойными грузовыми возможностями.
А вот так выглядел НАМИ-032М. Как видишь, сходство с окончательным вариантом угадывается чуть больше, чем полностью
Первыми свой вариант предложили инженеры МЗМА (будущего АЗЛК). Машина, не получившая собственного обозначения, была очень низкой, а благодаря откидывающейся рулевой колонке водитель мог управлять ею… сидя на корточках. В буквальном смысле, прячась за бортом машины, он перемещался ползком рядом с ней! Но этот прототип не был амфибией и был забракован, а следующий — на узлах внедорожника «Москвич-415» — не устроил военных габаритами.
Дело пошло веселее, когда к процессу подключились инженеры московского института «НАМИ». С 1957 по 1961 год было построено несколько прототипов серии НАМИ-032, и в конце концов советский ТПК начал обретать реальные черты.
Серийный ТПК — ЛуАЗ-967. Электролебедка смонтирована между фарами, съемные борта используются также как трапы для преодоления препятствий
Машина с индексом НАМИ-032М в теории отвечала всем требованиям заказчика. Всего 3,3 метра в длину, снаряженная масса — почти невесомые 650 кг, отличный дорожный просвет в 300 мм, полезная нагрузка в полтонны и максималка 60 км/ч. При этом рулевое управление машины подразумевало возможность рулить как сидя, так и лежа. Встроенная электролебедка здорово помогала с погрузкой раненых. «Эмка» еще умела плавать и, казалось, была готова к несению службы.
Увы, во время официальной демонстрации возможностей машины верховным представителям Минобороны произошел конфуз. НАМИ-032М застрял в снегу: мощности мотоциклетного мотора МД-65 не хватало для преодоления сугробов. Генералы посмотрели на это, разочарованно плюнули и уехали восвояси…
При необходимости сиденья складывались, а водитель мог управлять машиной лежа. Так меньше шансов попасть под пули
Сам же проект ТПК вскоре передали для доработки на Запорожский автомобильный завод. На самом деле изначальная конструкция специалистов НАМИ была правильной. Все, чего не хватало машине, — это более мощного мотора и общего уровня инженерной надежности. В итоге к 1967 году, то есть спустя более десяти лет после начала проекта, транспортер переднего края допилили до ума.
Да, машина заметно прибавила в габаритах и массе, но общие черты с оригинальным НАМИ-032М легко угадываются. ТПК оснастили более мощным и тяговитым 1,2-литровым 27-сильным мотором, 4-ступенчатой механикой с понижающей передачей, а также стандартным водооткачивающим насосом. Он должен был повысить плавучесть машины в неблагоприятных погодных условиях.
Щиток приборов откидывался вместе с рулевой рейкой
Серийный выпуск ТПК наладили в 1968-м, правда уже не на ЗАЗе, а на другом украинском заводе, в городе Луцке. Производство ЛуАЗ-967 продолжалось всего несколько лет, пока в 1972-м ему на смену не пришел усовершенствованный вариант ЛуАЗ-967М. До начала 90-х в общей сложности построили около 20 тысяч экземпляров этой смешной с виду, но весьма удачной по конструкции машины.
Причем службу ТПК несли не только в армии Советского Союза, но и в других странах Варшавского договора. В советское время передний край возможных боевых действий располагался именно там.
Источник
1
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (9)
Написать комментарий: