История русской княгини Марии Тенишевой, которая дружила с Репиным и Тургеневым и открывала культурные центры
Деятельность Марии Тенишевой нельзя описать одним словом: меценат, коллекционер, художник, просветитель, основатель одного из крупнейших художественных центров начала XX века — Талашкина. Как ей это удалось? Перечитали ее воспоминания и рассказываем, что она успела сделать за 69 лет жизни.
Княгиня Мария Тенишева была одной из ярчайших фигур эпохи Серебряного века. В 1898 году она передала в дар Русскому музею коллекцию рисунков и акварелей, превратив никому не известную деревню Талашкино под Смоленском в центр художественной жизни. Тенишева была соосновательницей журнала «Мир искусства» и устроила выставку русского искусства во Франции. Но обо всем по порядку.
Мария Тенишева (урожденная Пятковская) родилась в 1858 году в Санкт-Петербурге. Росла без отца, да и мать любовью не баловала. Детство Тенишева вспоминала так: «Я была одинока, заброшена. Моя детская голова одна работала над всем, ища все разрешить, все осознать». Будущая княгиня много читала и мечтала о счастливой жизни, но не только для себя — уже тогда ее захватила идея посвятить себя культуре в самом широком смысле слова.
В 1876 году она вышла замуж за нелюбимого человека. Потому что так хотела мама. Марии Тенишевой было всего 16 лет, через год у нее родилась дочь. Отсутствие любви в ее собственной семье и непримиримые разногласия с мужем, которого она окрестила «душной скорлупой». сделали пятилетний брак таким же мучительным, как и детство. Но личная жизнь волновала ее куда меньше общественной.
«Меня влечет куда-то... До боли хочется в чем-то проявить себя, посвятить себя всю какому-нибудь благородному человеческому делу. Я хотела бы быть очень богатой, для того чтобы создать что-нибудь для пользы человечества. Мне кажется, я дала бы свои средства на крупное дело по образованию народа, создала бы что-нибудь полезное, прочное...» — писала Мария Тенишева в дневниках.
В 1881 году Мария Тенишева с дочерью тайно уехала в Париж и записалась в вокальную школу. Культурная жизнь Франции и свобода ее опьянили. Тенишева познакомилась с Иваном Тургеневым, Антоном Рубинштейном и Константином Маковским, который написал ее первый портрет. О встрече с Тургеневым Тенишева вспоминала: «Он заинтересовался мной, моим настоящим и прошлым. Не раз пришлось раскрыть перед ним свою душу. Слушая меня, он часто говорил: "Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал. Какую бы интересную повесть я написал...».
В 1885 году, вернувшись в Россию, вместе с подругой детства Екатериной Святополк-Четвертинской Мария Тенишева открыла школу грамоты в имении подруги — Талашкине. Тенишевой хотелось не только дать крестьянским детям основы образования, но и повлиять на их жизнь в целом. Но вопрос, как это сделать, пока оставался открытым.
Она отправилась в Москву изучать устройство других школ и русскую оперу под началом Федора Комиссаржевского. Познакомилась с Константином Станиславским и сыграла в его благотворительном спектакле. «Зимой я как-то раз познакомилась со Станиславским. В то время он был только любителем, но взгляды его на театр и отношение к делу уже свидетельствовали, что в нем много задатков серьезного творчества. Однажды я приняла участие в благотворительном спектакле, устроенном Станиславским в пользу общества дешевых квартир для учащихся в Консерватории».
Судьба преподнесла еще одну встречу: на одном из светских приемов Мария встретила князя Вячеслава Тенишева. Начав карьеру с техника железнодорожных путей, со временем он стал крупным предпринимателем и получил прозвище Русский Американец — за энергичность и деловитость. Отличался Тенишев и тягой к благотворительности, а еще писал книги по агрономии и этнографии. Мария быстро обвенчалась с таким разносторонним человеком и переехала в Бежиц, поближе к Брянскому рельсопрокатному заводу, которым руководил Вячеслав Тенишев. При заводе княгиня развернула ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы, клуб.
Но нельзя сказать, что личная жизнь княгини наконец наладилась: Тенишев зачастую встречал идеи жены без энтузиазма.
«В один из наших бесконечных, постоянных споров с П., Г. и мужем, в пылу обвинений, я провела, сама того не сознавая в ту минуту, одну мысль об улучшении быта рабочих. Доказывая как-то, как пагубно для нравственности сожительство нескольких семейств в одной квартире, я сказала: "У вас столько свободной земли вокруг завода. Вам давно бы следовало расселить рабочих, уступив им земли по найму или на арендном пользовании. Построиться они сумели бы и сделались бы вечными и верными, коренными вашими работниками». Эта мысль привела в восторг всех директоров. Им как раз предстояли постройки новых казарм для рабочих, места не хватало, а завод все увеличивался. Я удостоилась похвалы, меня назвали «умницей».
На зиму Тенишевы уезжали в Петербург. В их дом на Английской набережной приходили Илья Репин, Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Петр Чайковский. В 1895 году княгиня открыла собственную студию-мастерскую, в которой молодые люди могли подготовиться к поступлению в Академию художеств под руководством Репина. Спустя два года Мария Тенишева организовала в Петербурге выставку произведений западноевропейского искусства.
«Слава, приобретенная Репиным, — преувеличенная или нет, это покажет будущее — все же сделала то, что к нему валила молодежь учиться со всех концов России. Однажды он предложил мне устроить в моей мастерской в Петербурге студию для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию. Конечно, я откликнулась с радостью на это предложение, потому что в Петербурге до той поры не существовало никаких классов для перехода из рисовальных школ в Академию художеств. Студия наша сразу завоевала себе почетное место. Желающих поступить в так называемую тенишевскую школу было в десять раз больше, чем позволяло помещение».
Студия просуществовала восемь или девять лет и была закрыта «исключительно по капризу Репина», не пожелавшего больше ею заниматься.
В 1893 году Тенишева купила Талашкино, а Екатерина Святополк-Четвертинская получила право пожизненной аренды. Вместе они разделили все просветительские начинания. «Вообще для низшего сельскохозяйственного образования в то время не было сделано решительно ничего — дело было новое. Не существовало даже никаких руководств, и мне пришла мысль за лучшее сочинение по этому вопросу назначить две премии — в тысячу и пятьсот рублей — в надежде, что ученые агрономы и практики заинтересуется и выработают какое-нибудь практическое руководство и тем облегчат эту новую задачу».
Талашкино стало кузницей молодых специалистов полного цикла. «Меня всегда мучила мысль, как может иметь облагораживающее влияние школа и как могут укрепиться всякие житейские правила порядочности в крестьянском ребенке, если он уходит на продолжительное время в свою среду, где видит и слышит все то, против чего школа борется и от чего старается его отлучить и оградить?»
Привычные для нас темы школьных сочинений в духе «Кем я стану, когда вырасту» или «Как я провел лето» — достижение Тенишевой. Они помогали понять, в какое русло направить учеников, как составить учебную программу и какие дополнительные курсы предложить.
«Раз в школе я задала сочинение на тему "Кем бы я хотел быть". Один написал: хочу быть офицером, другой — поваром, третий — парикмахером. Я удивилась и спросила автора: "Как? Почему парикмахером?» — «У меня крестный в Смоленске в цирульниках живет». Я отправила малого в Петербург, к модному куаферу Делькруа. Теперь он стал «мосье Арсен», зарабатывает несколько сот рублей в месяц — это из лентяя Артюшки-то...»
Талашкино было целостным и особым миром, на каждом углу которого кипела жизнь, бился нерв, создавалось что-то, ковалась, начиналось и завязывалась. Там занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, вышивкой. Заказы на произведения талашкинских мастеров поступали даже из-за границы. Николай Рерих называл Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. «Нужны явления сильные, с широким размахом, — писал Рерих, — таково и дело кн. Тенишевой, крепкое в неожиданном единении земляного нутра и лучших слов культуры».
В 1898 году Мария Тенишева захотела просвещать более широкие массы и вместе с Саввой Мамонтовым запустила журнал «Мир искусства» (позже они стали спонсировать выставки «мирискуссников»), но назвать ее роль главной в этом деле сложно. Она принимала участие в проектировании обложки первого номера и предоставляла свою квартиру под редколлегии. Уже через год стала настаивать на изменении курса журнала, предлагала ввести в редакцию Рериха вместо Бенуа. Это стало камнем преткновения. Мария Тенишева порвала с кружком единомышленников, но только де-юре. Де-факто коллекция изящного красноречивее Цицерона говорит о том, что в душе Тенишева осталась верна лагерю мирискуссников.
Не будет преувеличением сказать, что состав коллекции во многом отражает вкусы и предпочтения Бенуа второй половины 1890-х годов, а также рекомендации Ильи Репина. По настоянию второго княгиня приобрела эскиз Виктора Васнецова «Преддверие рая» к росписи Владимирского собора в Киеве. Пополнению коллекции способствовал и Сергей Дягилев. «Я вам непременно пришлю каталог и отмечу вещи наиболее интересные», — писал он 4 февраля 1897 года о предстоящей выставке немецких и английских акварелистов. В письме к Бенуа он рассказывал: «Я в Финляндии княгине все уши прожужжал про Костю (Сомова) и на днях свезу ей все его вещи и заставлю ее купить что-то».
В 1897 году Тенишева устроила выставку своей коллекции (примерно 520 картин), что вызвало споры, критику и бурные аплодисменты. Сам Павел Третьяков посетил ее несколько раз в надежде купить пару работ.
В 1898 году, при открытии Русского музея императора Александра III, княгиня преподнесла в дар коллекцию акварелей и рисунков русских художников. Всего 470 произведений крупнейших мастеров XIX века: Карла Брюллова, Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других. Важное место в коллекции занимали работы участников Общества русских акварелистов.
В 1902, 1903 и в январе 1910 года Мария Тенишева дарит Русскому музею 110 экспонатов, среди которых «Волхова» Михаила Врубеля, пастели Исаака Левитана, акварели Сергея Малютина и Константина Коровина, пастель Валентина Серова.
Мария Тенишева пишет портрет музыканта В. А. Лидина, который организовал балалаечный оркестр в Талашкине
Страсть к коллекционированию Тенишева объясняла тем, что хочет спасти от забвения предметы искусства, которые, по ее мнению, в будущем окажутся наиболее ценными. Видимо, поэтому она открыла музей «Русская старина» с экспозицией 7 тысяч картин — в 1911 году количество приблизилось к 10 тысячам.
В 1903 году Тенишева овдовела, в 1905 году в ее школах начались волнения, а в мастерских — забастовки. Горели деревни. Тенишева закрыла школу и уехала в Париж. В течение двух лет она вывозила коллекцию, исчисляющуюся тысячами предметов искусства.
В 1906-1907 годах Париж захватила мода на русское (тот самый тренд a la russe пленил француженок — гардеробы пополнились блузами с национальными вышивками). Тенишева отреагировала и собрала выставку традиционного искусства России. Полгода в четырех залах Лувра демонстрировалась ее коллекция. Выставку посетила актриса Сара Бернар и ушла совершенно покоренная увиденным.
В 1908 году Тенишева вернулась в опустевшее Талашкино и начала все сначала. «Я же теперь живу на кладбище. Куда ни взглянешь: направо — бывшая мастерская, налево — замолкший, заглохший театр, свидетель былого оживления и веселья, там за лесом — бывшая школа». Ее поддерживали Николай Рерих и Игорь Стравинский, а в 1912 году ее музей «Русская старина» в Смоленске навестил Николай II.
Когда началась Первая мировая война, на месте мастерских Тенишева открыла лазарет, а в 1918-м вновь уехала в Париж. На этот раз окончательно. Через десять лет княгиня умерла. Каменное надгробие на кладбище Сен-Клу для Марии Тенишевой создал Иван Билибин.
Источник
Княгиня Мария Тенишева была одной из ярчайших фигур эпохи Серебряного века. В 1898 году она передала в дар Русскому музею коллекцию рисунков и акварелей, превратив никому не известную деревню Талашкино под Смоленском в центр художественной жизни. Тенишева была соосновательницей журнала «Мир искусства» и устроила выставку русского искусства во Франции. Но обо всем по порядку.
Мария Тенишева (урожденная Пятковская) родилась в 1858 году в Санкт-Петербурге. Росла без отца, да и мать любовью не баловала. Детство Тенишева вспоминала так: «Я была одинока, заброшена. Моя детская голова одна работала над всем, ища все разрешить, все осознать». Будущая княгиня много читала и мечтала о счастливой жизни, но не только для себя — уже тогда ее захватила идея посвятить себя культуре в самом широком смысле слова.
В 1876 году она вышла замуж за нелюбимого человека. Потому что так хотела мама. Марии Тенишевой было всего 16 лет, через год у нее родилась дочь. Отсутствие любви в ее собственной семье и непримиримые разногласия с мужем, которого она окрестила «душной скорлупой». сделали пятилетний брак таким же мучительным, как и детство. Но личная жизнь волновала ее куда меньше общественной.
«Меня влечет куда-то... До боли хочется в чем-то проявить себя, посвятить себя всю какому-нибудь благородному человеческому делу. Я хотела бы быть очень богатой, для того чтобы создать что-нибудь для пользы человечества. Мне кажется, я дала бы свои средства на крупное дело по образованию народа, создала бы что-нибудь полезное, прочное...» — писала Мария Тенишева в дневниках.
В 1881 году Мария Тенишева с дочерью тайно уехала в Париж и записалась в вокальную школу. Культурная жизнь Франции и свобода ее опьянили. Тенишева познакомилась с Иваном Тургеневым, Антоном Рубинштейном и Константином Маковским, который написал ее первый портрет. О встрече с Тургеневым Тенишева вспоминала: «Он заинтересовался мной, моим настоящим и прошлым. Не раз пришлось раскрыть перед ним свою душу. Слушая меня, он часто говорил: "Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал. Какую бы интересную повесть я написал...».
В 1885 году, вернувшись в Россию, вместе с подругой детства Екатериной Святополк-Четвертинской Мария Тенишева открыла школу грамоты в имении подруги — Талашкине. Тенишевой хотелось не только дать крестьянским детям основы образования, но и повлиять на их жизнь в целом. Но вопрос, как это сделать, пока оставался открытым.
«Школа настолько увлекла нас, что мы стали мечтать о чем-то большем. Косность, невежество мужиков резали нам глаза».
Она отправилась в Москву изучать устройство других школ и русскую оперу под началом Федора Комиссаржевского. Познакомилась с Константином Станиславским и сыграла в его благотворительном спектакле. «Зимой я как-то раз познакомилась со Станиславским. В то время он был только любителем, но взгляды его на театр и отношение к делу уже свидетельствовали, что в нем много задатков серьезного творчества. Однажды я приняла участие в благотворительном спектакле, устроенном Станиславским в пользу общества дешевых квартир для учащихся в Консерватории».
Судьба преподнесла еще одну встречу: на одном из светских приемов Мария встретила князя Вячеслава Тенишева. Начав карьеру с техника железнодорожных путей, со временем он стал крупным предпринимателем и получил прозвище Русский Американец — за энергичность и деловитость. Отличался Тенишев и тягой к благотворительности, а еще писал книги по агрономии и этнографии. Мария быстро обвенчалась с таким разносторонним человеком и переехала в Бежиц, поближе к Брянскому рельсопрокатному заводу, которым руководил Вячеслав Тенишев. При заводе княгиня развернула ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы, клуб.
«Из прежней грубой скорлупы вышли деловые, способные юноши, настоящие люди, знания их сейчас же находили себе применение и хорошо оплачивались», — вспоминала княгиня.
Но нельзя сказать, что личная жизнь княгини наконец наладилась: Тенишев зачастую встречал идеи жены без энтузиазма.
«В один из наших бесконечных, постоянных споров с П., Г. и мужем, в пылу обвинений, я провела, сама того не сознавая в ту минуту, одну мысль об улучшении быта рабочих. Доказывая как-то, как пагубно для нравственности сожительство нескольких семейств в одной квартире, я сказала: "У вас столько свободной земли вокруг завода. Вам давно бы следовало расселить рабочих, уступив им земли по найму или на арендном пользовании. Построиться они сумели бы и сделались бы вечными и верными, коренными вашими работниками». Эта мысль привела в восторг всех директоров. Им как раз предстояли постройки новых казарм для рабочих, места не хватало, а завод все увеличивался. Я удостоилась похвалы, меня назвали «умницей».
На зиму Тенишевы уезжали в Петербург. В их дом на Английской набережной приходили Илья Репин, Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Петр Чайковский. В 1895 году княгиня открыла собственную студию-мастерскую, в которой молодые люди могли подготовиться к поступлению в Академию художеств под руководством Репина. Спустя два года Мария Тенишева организовала в Петербурге выставку произведений западноевропейского искусства.
Мария Тенишева позирует Илье Репину, 1896 год
«Слава, приобретенная Репиным, — преувеличенная или нет, это покажет будущее — все же сделала то, что к нему валила молодежь учиться со всех концов России. Однажды он предложил мне устроить в моей мастерской в Петербурге студию для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию. Конечно, я откликнулась с радостью на это предложение, потому что в Петербурге до той поры не существовало никаких классов для перехода из рисовальных школ в Академию художеств. Студия наша сразу завоевала себе почетное место. Желающих поступить в так называемую тенишевскую школу было в десять раз больше, чем позволяло помещение».
Студия просуществовала восемь или девять лет и была закрыта «исключительно по капризу Репина», не пожелавшего больше ею заниматься.
В 1893 году Тенишева купила Талашкино, а Екатерина Святополк-Четвертинская получила право пожизненной аренды. Вместе они разделили все просветительские начинания. «Вообще для низшего сельскохозяйственного образования в то время не было сделано решительно ничего — дело было новое. Не существовало даже никаких руководств, и мне пришла мысль за лучшее сочинение по этому вопросу назначить две премии — в тысячу и пятьсот рублей — в надежде, что ученые агрономы и практики заинтересуется и выработают какое-нибудь практическое руководство и тем облегчат эту новую задачу».
Талашкино стало кузницей молодых специалистов полного цикла. «Меня всегда мучила мысль, как может иметь облагораживающее влияние школа и как могут укрепиться всякие житейские правила порядочности в крестьянском ребенке, если он уходит на продолжительное время в свою среду, где видит и слышит все то, против чего школа борется и от чего старается его отлучить и оградить?»
Привычные для нас темы школьных сочинений в духе «Кем я стану, когда вырасту» или «Как я провел лето» — достижение Тенишевой. Они помогали понять, в какое русло направить учеников, как составить учебную программу и какие дополнительные курсы предложить.
«Раз в школе я задала сочинение на тему "Кем бы я хотел быть". Один написал: хочу быть офицером, другой — поваром, третий — парикмахером. Я удивилась и спросила автора: "Как? Почему парикмахером?» — «У меня крестный в Смоленске в цирульниках живет». Я отправила малого в Петербург, к модному куаферу Делькруа. Теперь он стал «мосье Арсен», зарабатывает несколько сот рублей в месяц — это из лентяя Артюшки-то...»
Княгиня Тенишева, Илья Репин, 1892-1893
Талашкино было целостным и особым миром, на каждом углу которого кипела жизнь, бился нерв, создавалось что-то, ковалась, начиналось и завязывалась. Там занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, вышивкой. Заказы на произведения талашкинских мастеров поступали даже из-за границы. Николай Рерих называл Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. «Нужны явления сильные, с широким размахом, — писал Рерих, — таково и дело кн. Тенишевой, крепкое в неожиданном единении земляного нутра и лучших слов культуры».
В 1898 году Мария Тенишева захотела просвещать более широкие массы и вместе с Саввой Мамонтовым запустила журнал «Мир искусства» (позже они стали спонсировать выставки «мирискуссников»), но назвать ее роль главной в этом деле сложно. Она принимала участие в проектировании обложки первого номера и предоставляла свою квартиру под редколлегии. Уже через год стала настаивать на изменении курса журнала, предлагала ввести в редакцию Рериха вместо Бенуа. Это стало камнем преткновения. Мария Тенишева порвала с кружком единомышленников, но только де-юре. Де-факто коллекция изящного красноречивее Цицерона говорит о том, что в душе Тенишева осталась верна лагерю мирискуссников.
Не будет преувеличением сказать, что состав коллекции во многом отражает вкусы и предпочтения Бенуа второй половины 1890-х годов, а также рекомендации Ильи Репина. По настоянию второго княгиня приобрела эскиз Виктора Васнецова «Преддверие рая» к росписи Владимирского собора в Киеве. Пополнению коллекции способствовал и Сергей Дягилев. «Я вам непременно пришлю каталог и отмечу вещи наиболее интересные», — писал он 4 февраля 1897 года о предстоящей выставке немецких и английских акварелистов. В письме к Бенуа он рассказывал: «Я в Финляндии княгине все уши прожужжал про Костю (Сомова) и на днях свезу ей все его вещи и заставлю ее купить что-то».
В 1897 году Тенишева устроила выставку своей коллекции (примерно 520 картин), что вызвало споры, критику и бурные аплодисменты. Сам Павел Третьяков посетил ее несколько раз в надежде купить пару работ.
В 1898 году, при открытии Русского музея императора Александра III, княгиня преподнесла в дар коллекцию акварелей и рисунков русских художников. Всего 470 произведений крупнейших мастеров XIX века: Карла Брюллова, Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других. Важное место в коллекции занимали работы участников Общества русских акварелистов.
В 1902, 1903 и в январе 1910 года Мария Тенишева дарит Русскому музею 110 экспонатов, среди которых «Волхова» Михаила Врубеля, пастели Исаака Левитана, акварели Сергея Малютина и Константина Коровина, пастель Валентина Серова.
Мария Тенишева пишет портрет музыканта В. А. Лидина, который организовал балалаечный оркестр в Талашкине
Страсть к коллекционированию Тенишева объясняла тем, что хочет спасти от забвения предметы искусства, которые, по ее мнению, в будущем окажутся наиболее ценными. Видимо, поэтому она открыла музей «Русская старина» с экспозицией 7 тысяч картин — в 1911 году количество приблизилось к 10 тысячам.
В 1903 году Тенишева овдовела, в 1905 году в ее школах начались волнения, а в мастерских — забастовки. Горели деревни. Тенишева закрыла школу и уехала в Париж. В течение двух лет она вывозила коллекцию, исчисляющуюся тысячами предметов искусства.
В 1906-1907 годах Париж захватила мода на русское (тот самый тренд a la russe пленил француженок — гардеробы пополнились блузами с национальными вышивками). Тенишева отреагировала и собрала выставку традиционного искусства России. Полгода в четырех залах Лувра демонстрировалась ее коллекция. Выставку посетила актриса Сара Бернар и ушла совершенно покоренная увиденным.
В 1908 году Тенишева вернулась в опустевшее Талашкино и начала все сначала. «Я же теперь живу на кладбище. Куда ни взглянешь: направо — бывшая мастерская, налево — замолкший, заглохший театр, свидетель былого оживления и веселья, там за лесом — бывшая школа». Ее поддерживали Николай Рерих и Игорь Стравинский, а в 1912 году ее музей «Русская старина» в Смоленске навестил Николай II.
Когда началась Первая мировая война, на месте мастерских Тенишева открыла лазарет, а в 1918-м вновь уехала в Париж. На этот раз окончательно. Через десять лет княгиня умерла. Каменное надгробие на кладбище Сен-Клу для Марии Тенишевой создал Иван Билибин.
Источник
2
Другие новости
Написать комментарий: