Какой была бы современная Россия, если бы Петра I не существовало
К 350-летию со дня рождения великого реформатора мы решили представить, чего бы лишились без пресловутого окна в Европу. Репа фри, колтуны в бороде и суровые мужские посиделки в клубах — это только вершина айсберга!
Петр I — такой же незыблемый персонаж русской культуры, как Пушкин или Ленин.
Однако мы отвлеклись. Сегодня на повестке дня совершенно другой титан, которому исполняется в этом году ни много ни мало, 350 лет! Мальчик уже не просто большой, а прямо-таки великий.
Кстати, про громадный рост Петра I (в XVIII веке двухметровый император выглядел прямо-таки великаном) известно всем, а вот про то, что он носил всего-то 38-39-й размер обуви, — только тем, кто ходил по музеям в Питере. Также у императора была довольно маленькая голова. В общем, выглядел он странновато и порождал кучу сплетен и слухов.
То поговаривали, что царя подменили в Европах (был с родинкой на щеке, среднего роста, а приехал — вон какая жердь, и родинку куда-то дел!), то — что это сам нечистый явился соблазнять старинную и нерушимую Россию. А все из-за непопулярных реформ, которые всего за одно-два поколения полностью изменили облик Древней Руси и сделали ее чуть ли не европейской страной.
Очень непросто было боярам и купчинам меняться. А что было бы, если бы Петра I не было и их никто не заставлял? Мы решили пофантазировать на эту тему.
1. Долгие бороды
Одна из самых одиозных петровских реформ — это приказ брить всех мужиков при дворе начисто. Тем, кто категорически отказывался, полагался штраф.
Вполне возможно, что без Петра боярская бородатость плавно перетекла бы в хипстерскую, как у современных мусульман.
2. Репа вместо картошки
Именно Петр натащил в русскую кухню всяких заморских гарниров вроде картошки и риса. До этого все было просто: ели кашу да пареную репу и горя не знали.
В общем, очень вероятно, что всякие драники, пюрешка с котлеткой и даже солдатская картошка в мундире были бы экзотикой вроде бургеров и пиццы. А курица с репой и свеклушка фри — реальностью.
Кстати, анекдот про посконно русский общепит.
— Мне царь-бургер и острый цирюльник.
— Квас с хреном или с медом?
— С хреном, безо льда. Малую крынку.
— Хрустящая репа по-домашнему? Вертеник из бересты с крапивой?
— Нет, благодарствую. Свеклы пареной, большой туес.
— Тут будете трапезничать али восвояси?
— Восвояси. В лопухи заверни, окаянный.
3. Никакого Питера, болот, депрессии
Сложно переоценить влияние хмурого Петрова града на русскую культуру. Тут и гоголевская шинель, и Достоевский, и Бродский.
То ли дело хлебосольная, купеческая, радостная Москва! Возможно, без Санкт-Петербурга у нас бы улыбались на улицах, вместо рэп-баттлов соревновались бы в частушках, а в переулках никогда бы не утихала гармонь.
4. Не стреляла бы «Аврора» и не брали бы Зимний
Питер не зря называют колыбелью русской революции. В этом большом, дождливом индустриальном городе был особенно несчастный рабочий класс, разудалые матросы, роскошные и непонятные царские дворцы… В общем, все предпосылки для классовой ненависти и насильственного свержения.
Конечно, все это было не только в Санкт-Петербурге. Однако Москва, оставайся она столицей, вероятно, пошла бы по пути буржуазной революции: местные купцы очень хорошо умели ладить с рабочим людом. Никого бы не давили и не раскулачивали. И очень может быть, что оставался бы какой-нибудь номинальный бородатый государь, как в Великобритании.
В общем, Петр однозначно выкопал царской династии могилу, основав европейский Питер и отдалив правящие классы с их французским языком и дворцовыми изысками от народа.
5. Не было бы Нового года
Именно Петр I отменил летоисчисление от «основания мира» и ввел кое-какие элементы грегорианского календаря. Например, Новый год стали отмечать не в сентябре, а в ночь с 31 декабря на 1 января, при этом полагалось стрелять из разного оружия, пускать фейерверки и жечь костры.
До этого Новый год был исключительно сельскохозяйственным праздником. Его отмечали в сентябре, когда собран урожай и можно праздновать свадьбы (бабье лето) или иногда весной на посевную, когда природа пробуждается. Однако Петр, насмотревшись в Европах, ввел новую городскую традицию: всем наряжаться, стрелять и гулять по улицам.
Между прочим, есть страны, где Новый год не считается таким уж важным праздником. Молодежь, конечно, устраивает вечеринки, а старшее поколение просто сидит по домам и ложится спать пораньше. Возможно, так было бы и у нас.
6. Не было бы профессиональной армии, только ополчение
Одно из важнейших петровских начинаний — введение воинской повинности, а также профессиональной армии, в которой мужчины занимались исключительно военной службой. До этого на Руси даже стрельцы в мирное время занимались ремеслами, и только при угрозе войны они мобилизовывались.
Именно благодаря Петру впоследствии появились гусары, офицеры — целый класс русского общества, непревзойденный в обращении с дамами. Военная карьера была самой очевидной и престижной для знатных мальчиков. Соответственно, Россия постоянно участвовала в каких-то конфликтах, чтобы оправдать их существование.
Кто знает, возможно, без петровских реформ жили бы мы в каком-нибудь пацифистском экзотическом государстве вроде Тибета и уже давно стали бы частью Великой Китайской империи.
7. Суровые застолья с мужиками
До Петра традиционные государевы празднества на Руси представляли собой пиры. Как правило, это были суровые застолья князя и дружины. Женщины допускались только на свадебные торжества.
В деревне с этим было, конечно, проще. Существовало много праздников, в которых участвовала вся деревня и девушки веселились наравне с юношами.
.
Но вот в городах дамам положено было сидеть в светлицах и не высовываться. Петр изменил эту традицию.
Он ввел так называемые «ассамблеи» — «слово французское, которого на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное, в каком доме собрание или съезд; делается не для только забавы, но для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава». Это цитата самого государя.
На ассамблеях присутствие дам не только допускалось, но и предписывалось: каждый приглашенный должен был являться с женой и взрослыми дочерями. Основным развлечением было не застолье, а игры и танцы (для этого и нужны были дамы).
В общем, все современные мероприятия с дамами и глупостями пошли именно от указа Петра, а без него собирались бы мы суровыми мужскими компаниями единого сословия и ели-пили, а уж дамы сидели бы отдельно на женской половине.
Источник
Петр I — такой же незыблемый персонаж русской культуры, как Пушкин или Ленин.
Однако мы отвлеклись. Сегодня на повестке дня совершенно другой титан, которому исполняется в этом году ни много ни мало, 350 лет! Мальчик уже не просто большой, а прямо-таки великий.
Кстати, про громадный рост Петра I (в XVIII веке двухметровый император выглядел прямо-таки великаном) известно всем, а вот про то, что он носил всего-то 38-39-й размер обуви, — только тем, кто ходил по музеям в Питере. Также у императора была довольно маленькая голова. В общем, выглядел он странновато и порождал кучу сплетен и слухов.
То поговаривали, что царя подменили в Европах (был с родинкой на щеке, среднего роста, а приехал — вон какая жердь, и родинку куда-то дел!), то — что это сам нечистый явился соблазнять старинную и нерушимую Россию. А все из-за непопулярных реформ, которые всего за одно-два поколения полностью изменили облик Древней Руси и сделали ее чуть ли не европейской страной.
Очень непросто было боярам и купчинам меняться. А что было бы, если бы Петра I не было и их никто не заставлял? Мы решили пофантазировать на эту тему.
1. Долгие бороды
Одна из самых одиозных петровских реформ — это приказ брить всех мужиков при дворе начисто. Тем, кто категорически отказывался, полагался штраф.
Вполне возможно, что без Петра боярская бородатость плавно перетекла бы в хипстерскую, как у современных мусульман.
2. Репа вместо картошки
Именно Петр натащил в русскую кухню всяких заморских гарниров вроде картошки и риса. До этого все было просто: ели кашу да пареную репу и горя не знали.
В общем, очень вероятно, что всякие драники, пюрешка с котлеткой и даже солдатская картошка в мундире были бы экзотикой вроде бургеров и пиццы. А курица с репой и свеклушка фри — реальностью.
Кстати, анекдот про посконно русский общепит.
— Мне царь-бургер и острый цирюльник.
— Квас с хреном или с медом?
— С хреном, безо льда. Малую крынку.
— Хрустящая репа по-домашнему? Вертеник из бересты с крапивой?
— Нет, благодарствую. Свеклы пареной, большой туес.
— Тут будете трапезничать али восвояси?
— Восвояси. В лопухи заверни, окаянный.
3. Никакого Питера, болот, депрессии
Сложно переоценить влияние хмурого Петрова града на русскую культуру. Тут и гоголевская шинель, и Достоевский, и Бродский.
То ли дело хлебосольная, купеческая, радостная Москва! Возможно, без Санкт-Петербурга у нас бы улыбались на улицах, вместо рэп-баттлов соревновались бы в частушках, а в переулках никогда бы не утихала гармонь.
4. Не стреляла бы «Аврора» и не брали бы Зимний
Питер не зря называют колыбелью русской революции. В этом большом, дождливом индустриальном городе был особенно несчастный рабочий класс, разудалые матросы, роскошные и непонятные царские дворцы… В общем, все предпосылки для классовой ненависти и насильственного свержения.
Борис Кустодиев. Большевик. 1920
Конечно, все это было не только в Санкт-Петербурге. Однако Москва, оставайся она столицей, вероятно, пошла бы по пути буржуазной революции: местные купцы очень хорошо умели ладить с рабочим людом. Никого бы не давили и не раскулачивали. И очень может быть, что оставался бы какой-нибудь номинальный бородатый государь, как в Великобритании.
В общем, Петр однозначно выкопал царской династии могилу, основав европейский Питер и отдалив правящие классы с их французским языком и дворцовыми изысками от народа.
5. Не было бы Нового года
Именно Петр I отменил летоисчисление от «основания мира» и ввел кое-какие элементы грегорианского календаря. Например, Новый год стали отмечать не в сентябре, а в ночь с 31 декабря на 1 января, при этом полагалось стрелять из разного оружия, пускать фейерверки и жечь костры.
До этого Новый год был исключительно сельскохозяйственным праздником. Его отмечали в сентябре, когда собран урожай и можно праздновать свадьбы (бабье лето) или иногда весной на посевную, когда природа пробуждается. Однако Петр, насмотревшись в Европах, ввел новую городскую традицию: всем наряжаться, стрелять и гулять по улицам.
Между прочим, есть страны, где Новый год не считается таким уж важным праздником. Молодежь, конечно, устраивает вечеринки, а старшее поколение просто сидит по домам и ложится спать пораньше. Возможно, так было бы и у нас.
6. Не было бы профессиональной армии, только ополчение
Одно из важнейших петровских начинаний — введение воинской повинности, а также профессиональной армии, в которой мужчины занимались исключительно военной службой. До этого на Руси даже стрельцы в мирное время занимались ремеслами, и только при угрозе войны они мобилизовывались.
Именно благодаря Петру впоследствии появились гусары, офицеры — целый класс русского общества, непревзойденный в обращении с дамами. Военная карьера была самой очевидной и престижной для знатных мальчиков. Соответственно, Россия постоянно участвовала в каких-то конфликтах, чтобы оправдать их существование.
Мазуровский В.В. Битва при Телише в 1877 году
Кто знает, возможно, без петровских реформ жили бы мы в каком-нибудь пацифистском экзотическом государстве вроде Тибета и уже давно стали бы частью Великой Китайской империи.
7. Суровые застолья с мужиками
До Петра традиционные государевы празднества на Руси представляли собой пиры. Как правило, это были суровые застолья князя и дружины. Женщины допускались только на свадебные торжества.
В деревне с этим было, конечно, проще. Существовало много праздников, в которых участвовала вся деревня и девушки веселились наравне с юношами.
.
Но вот в городах дамам положено было сидеть в светлицах и не высовываться. Петр изменил эту традицию.
Станислав Хлебовский. Ассамблея при Петре Великом
Он ввел так называемые «ассамблеи» — «слово французское, которого на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное, в каком доме собрание или съезд; делается не для только забавы, но для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава». Это цитата самого государя.
На ассамблеях присутствие дам не только допускалось, но и предписывалось: каждый приглашенный должен был являться с женой и взрослыми дочерями. Основным развлечением было не застолье, а игры и танцы (для этого и нужны были дамы).
В общем, все современные мероприятия с дамами и глупостями пошли именно от указа Петра, а без него собирались бы мы суровыми мужскими компаниями единого сословия и ели-пили, а уж дамы сидели бы отдельно на женской половине.
Источник
0
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (9)
Написать комментарий: