Культовые автомобили стран соцлагеря (17 фото)
Во второй половине XX века капиталистический мир производил автомобили на любой вкус. А в странах соцлагеря тем временем делали машины для народа. Получалось не всегда хорошо, но часто — интересно. Во всяком случае, когда смотришь на это через призму времени.
Символом социалистического, восточно-европейского автомобиля был Trabant из Восточной Германии. Он был экстремально дешев, довольно надежен и прост в ремонте. На его родине люди, желавшие купить такую машину, подолгу ждали своей очереди. Да и на Западе Trabant покупали: очень скромно, зато экономично и на всю жизнь. Однако были и другие достижения социалистической автомобильной промышленности. О них мы тоже расскажем.
ГДР: Trabant Р50 и P601
Делали Trabant на бывшем заводе Horh начиная с 1957 года. Первой моделью стал Trabant Р50, весьма необычный автомобиль. Кузов у него был несущим, но не весь. Навесные детали Trabant делали из дуропласта — аналога стеклопластика с наполнителем из отходов хлопкового производства. Этот момент обыгран в фильме Кустурицы «Черная кошка, белый кот»: там Trabant объедает свинья.
Подвеска у Trabant Р50 была на поперечных рессорах, а мотор двухцилиндровый двухтатный с воздушным охлаждением, рабочим объемом 0.5 л. Он развивал 17 л.с., но так и масса автомобиля составляла всего 620 кг. Смесь бензина и масла поступала в карбюратор самотеком, а бак располагался прямо под капотом.
Самой же известной моделью стал появившийся в 1963-м Trabant P601. Он пережил несколько модификаций и сходил с конвейера до 1988! Trabant P601 был невероятно популярен благодаря цене: это самый доступный автомобиль в Германии. Там он стоил около 5000 марок, дешевле импортируемого из СССР «Запорожца».
ГДР: Wartburg 311, 353, 1.3
Второй известной маркой из ГДР был Wartburg, который делали на бывшем заводе BMW. Первое поколение Wartburg выпускали с 1956 по 1967 год, и в него входили седан с индексом 311, купе-хардтоп 311/300 и родстер 313 Sport. Это были красивые, классические автомобили. И конструкция у них была нетривиальная.
Во-первых, они имели полноценную раму из толстого металла, к которой крепились все узлы и агрегаты. Во-вторых, двигатель стоял впереди, продольно, но привод был на переднюю ось. Ну и, наконец, до конца 80-х мотор был трехцилиндровым, двухтактным и питался смесью бензина с маслом. Это позволяло снять с 1 л рабочего объема 45 л.с. и 91 Нм крутящего момента. Ходили эти моторы до капремонта по 150 — 200 тыс. км, да и чинить их было просто.
В 1965-м появилась модель 353 и ее модификации, имевшие довольно специфическую внешность, а в с 1988 в таком же странном кузове начали выпускать Wartburg 1.3 с двигателями Volkswagen. Оплату за свои моторы западные немцы брали натурой — автомобилями. Так что, похоже, на недорогой и крепкий Wartburg и в капиталистическом мире был спрос.
Чехия: Tatra 87, 600 Tatraplan, 603
Сейчас Tatra известна как грузовая марка, но в свое время она производила шикарные легковые автомобили. Например, с 1936 по 1950-й она выпускала представительскую Tatra 87, прославленную пробегом чешских журналистов Ганзелки и Зикмунда по Африке, Центральной и Южной Америке. У этой машины был 3-литровый 8-цилиндровый двигатель воздушного (!) охлаждения, расположенный за задней осью.
Не менее красив был Tatra 600 Tatraplan c V-образным 4-цилиндровым мотором воздушного охлаждения (71 л. с.).
В 1956-1975 Tatra делала модель 603 по той же излюбленной схеме, с расположенным сзади двигателем V8 воздушного охлаждения и задним приводом. До 1962 года модель имела три фары, причем средняя была поворотной, связанной с передними колёсами. Увы, в свободную продажу Tatra 603 не поступала — ее делали для партийного руководства и в совсем небольшом количестве — на импорт.
Skoda 1101, 100R, Favorit
Чешская Skoda в отличие от других автомобильных марок соцлагеря развивалась весьма динамично и в послевоенные годы выпустила много интересных моделей. Звучит невероятно, но уже в 1946-м чехи представили новую модель — Skoda 1101 Tudor с хребтовой рамой и деревянным каркасом кузова, хорошей шумоизоляцией и вообще вполне похожую на автомобиль для среднего класса, в понимании той эпохи. Да и потом было много интересных машин, все и не перечислишь.
Но нельзя не сказать о спортивных Skoda 100R и 100RS, заднеприводных и заднемоторных. С их 1.4-литровых двигателей снимали по 140-183 л.с., а их прозвищем было «восточные Porsche». Ну а многие советские граждане запомнили появившиеся у нас в перестройку Skoda Favorit — уже переднеприводную и переднемоторную.
Польша: Polski Fiat 125p и FSO Polonez
В Польше в советскую эпоху, да и позже, тоже делали автомобили — Polski Fiat 125p и FSO Polonez. Компания FSO (Fabryka Samochodow Osobowych) изначально производила слегка упрощенный лицензионный Fiat 125, который и назывался Polski Fiat 125p. Но к середине 70-х этот автомобиль, по мнению поляков, выглядел уже не модно.
На разработку новой модели денег не было, и тогда они сделали ход конем: заказали специалистам Fiat и ателье ItalDesign новый кузов под старую агрегатную базу. Кузов получился современным и отвечал последним требованиям безопасности. Но привод все равно остался задним, задняя подвеска — рессорной, а двигатели старыми, 1.3 и 1.5 (60-76 л.с.). Тем не менее производили модель с 1975-го по… 2002 год.
Румыния: ARO 24
Да, и на родине Дракулы делали автомобили — помимо Dacia, которая всегда выпускала лицензионные Renault. Сначала под маркой ARO выпускали копии ГАЗ-69, а с 1972 по 2006 делали собственный внедорожник ARO-24. Очень простой, очень проходимый, в самых разных модификациях, включая военные версии. И моторы тоже ставили самые разные, и бензиновые, и дизельные, от Peugeot, Ford, Toyota, Andori, Renault, Cothworth. Свои двигатели, впрочем, со временем тоже появились. По лицензии ARO-24 выпускали в Бразилии, Португалии, Испании, Чехии и Польше.
Источник
Символом социалистического, восточно-европейского автомобиля был Trabant из Восточной Германии. Он был экстремально дешев, довольно надежен и прост в ремонте. На его родине люди, желавшие купить такую машину, подолгу ждали своей очереди. Да и на Западе Trabant покупали: очень скромно, зато экономично и на всю жизнь. Однако были и другие достижения социалистической автомобильной промышленности. О них мы тоже расскажем.
ГДР: Trabant Р50 и P601
Делали Trabant на бывшем заводе Horh начиная с 1957 года. Первой моделью стал Trabant Р50, весьма необычный автомобиль. Кузов у него был несущим, но не весь. Навесные детали Trabant делали из дуропласта — аналога стеклопластика с наполнителем из отходов хлопкового производства. Этот момент обыгран в фильме Кустурицы «Черная кошка, белый кот»: там Trabant объедает свинья.
Подвеска у Trabant Р50 была на поперечных рессорах, а мотор двухцилиндровый двухтатный с воздушным охлаждением, рабочим объемом 0.5 л. Он развивал 17 л.с., но так и масса автомобиля составляла всего 620 кг. Смесь бензина и масла поступала в карбюратор самотеком, а бак располагался прямо под капотом.
Самой же известной моделью стал появившийся в 1963-м Trabant P601. Он пережил несколько модификаций и сходил с конвейера до 1988! Trabant P601 был невероятно популярен благодаря цене: это самый доступный автомобиль в Германии. Там он стоил около 5000 марок, дешевле импортируемого из СССР «Запорожца».
ГДР: Wartburg 311, 353, 1.3
Второй известной маркой из ГДР был Wartburg, который делали на бывшем заводе BMW. Первое поколение Wartburg выпускали с 1956 по 1967 год, и в него входили седан с индексом 311, купе-хардтоп 311/300 и родстер 313 Sport. Это были красивые, классические автомобили. И конструкция у них была нетривиальная.
Во-первых, они имели полноценную раму из толстого металла, к которой крепились все узлы и агрегаты. Во-вторых, двигатель стоял впереди, продольно, но привод был на переднюю ось. Ну и, наконец, до конца 80-х мотор был трехцилиндровым, двухтактным и питался смесью бензина с маслом. Это позволяло снять с 1 л рабочего объема 45 л.с. и 91 Нм крутящего момента. Ходили эти моторы до капремонта по 150 — 200 тыс. км, да и чинить их было просто.
В 1965-м появилась модель 353 и ее модификации, имевшие довольно специфическую внешность, а в с 1988 в таком же странном кузове начали выпускать Wartburg 1.3 с двигателями Volkswagen. Оплату за свои моторы западные немцы брали натурой — автомобилями. Так что, похоже, на недорогой и крепкий Wartburg и в капиталистическом мире был спрос.
Чехия: Tatra 87, 600 Tatraplan, 603
Сейчас Tatra известна как грузовая марка, но в свое время она производила шикарные легковые автомобили. Например, с 1936 по 1950-й она выпускала представительскую Tatra 87, прославленную пробегом чешских журналистов Ганзелки и Зикмунда по Африке, Центральной и Южной Америке. У этой машины был 3-литровый 8-цилиндровый двигатель воздушного (!) охлаждения, расположенный за задней осью.
Не менее красив был Tatra 600 Tatraplan c V-образным 4-цилиндровым мотором воздушного охлаждения (71 л. с.).
В 1956-1975 Tatra делала модель 603 по той же излюбленной схеме, с расположенным сзади двигателем V8 воздушного охлаждения и задним приводом. До 1962 года модель имела три фары, причем средняя была поворотной, связанной с передними колёсами. Увы, в свободную продажу Tatra 603 не поступала — ее делали для партийного руководства и в совсем небольшом количестве — на импорт.
Skoda 1101, 100R, Favorit
Чешская Skoda в отличие от других автомобильных марок соцлагеря развивалась весьма динамично и в послевоенные годы выпустила много интересных моделей. Звучит невероятно, но уже в 1946-м чехи представили новую модель — Skoda 1101 Tudor с хребтовой рамой и деревянным каркасом кузова, хорошей шумоизоляцией и вообще вполне похожую на автомобиль для среднего класса, в понимании той эпохи. Да и потом было много интересных машин, все и не перечислишь.
Но нельзя не сказать о спортивных Skoda 100R и 100RS, заднеприводных и заднемоторных. С их 1.4-литровых двигателей снимали по 140-183 л.с., а их прозвищем было «восточные Porsche». Ну а многие советские граждане запомнили появившиеся у нас в перестройку Skoda Favorit — уже переднеприводную и переднемоторную.
Польша: Polski Fiat 125p и FSO Polonez
В Польше в советскую эпоху, да и позже, тоже делали автомобили — Polski Fiat 125p и FSO Polonez. Компания FSO (Fabryka Samochodow Osobowych) изначально производила слегка упрощенный лицензионный Fiat 125, который и назывался Polski Fiat 125p. Но к середине 70-х этот автомобиль, по мнению поляков, выглядел уже не модно.
На разработку новой модели денег не было, и тогда они сделали ход конем: заказали специалистам Fiat и ателье ItalDesign новый кузов под старую агрегатную базу. Кузов получился современным и отвечал последним требованиям безопасности. Но привод все равно остался задним, задняя подвеска — рессорной, а двигатели старыми, 1.3 и 1.5 (60-76 л.с.). Тем не менее производили модель с 1975-го по… 2002 год.
Румыния: ARO 24
Да, и на родине Дракулы делали автомобили — помимо Dacia, которая всегда выпускала лицензионные Renault. Сначала под маркой ARO выпускали копии ГАЗ-69, а с 1972 по 2006 делали собственный внедорожник ARO-24. Очень простой, очень проходимый, в самых разных модификациях, включая военные версии. И моторы тоже ставили самые разные, и бензиновые, и дизельные, от Peugeot, Ford, Toyota, Andori, Renault, Cothworth. Свои двигатели, впрочем, со временем тоже появились. По лицензии ARO-24 выпускали в Бразилии, Португалии, Испании, Чехии и Польше.
Источник
5
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: