От ГА3-24 до ГАЗ-31105: «Волги» в наших дворах 20 лет назад (16 фото)

«Волга» ГАЗ-24 — машина, занимающая особое положение в истории и иерархии советских легковых автомобилей. С одной стороны, гражданин СССР теоретически мог ее себе купить для личного пользования, а с другой — практически для 90% автолюбителей она оставалась недосягаемой мечтой. На таких служебных ездили чиновники из горкомов, райкомов и обкомов партии, директора заводов, таксисты и спецслужбы. «Волга» ГАЗ-24 в личном пользовании — это как сейчас... даже не с чем сравнить. Как Bentley Mulsanne, только круче. Все изменилось в 1990-х. Из недоступной мечты и атрибута богатства «Волга» превратилась в машину на каждый день для всех желающих. Сегодня вспоминаем именно тот период, «двадцатьчетверки» в наших дворах 20—25 лет назад, а заодно и их последующие и последние вариации.






Справедливости ради необходимо отметить, что «Волга» ГАЗ-24 роскошной машиной считалась лишь по советским меркам. По стандартам, например, США это был бедненько оснащенный седан среднего класса, устаревший уже к моменту начала своего выпуска. Но мы жили в другой системе координат.


ГАЗ-24
Вот так выглядела голубая мечта советского человека 1970—1980-х годов. Помните фильм «Служебный роман» 1977 года? У подлеца Самохвалова был личный ГАЗ-24 в сером цвете. И все ему завидовали. А голубой цвет был еще статуснее — действительно редкий. На этом экземпляре брестские номера, но кадр сделан в Минске, на улице Якубовского, в июле 1999 года. В то время владельцам таких «Волг» уже никто не завидовал.





Сами же владельцы к своим «двадцатьчетверкам» теперь относились совсем по-другому. Их уже не холили и не лелеяли, а, если нужно, перегружали стройматериалами в несколько раз. Интересно, выдерживала ли подвеска? Снимок сделан там же, на Якубовского, тем же летом 1999 года.




Особый ореол загадочности сложился вокруг «четырехглазых» ГАЗ-24. Каких только небылиц про них не рассказывали! Это, мол, и «версии для космонавтов», и «спецмашины КГБ». На самом деле все банально. Подобное оформление делали кустарным способом в гаражах и на многих автобазах. Этакий советский экспресс-тюнинг. Некоторые экземпляры сохранились до 21-го века. Это март 2000 года, город Минск, один из дворов на улице Куйбышева.



Грузовые «каблуки» на базе ГАЗ-24 Горьковский завод не выпускал, но на улицах они встречались точно не в виде единичных экземпляров. Откуда они брались? Списанные из таксопарков машины капитально ремонтировали и на авторемонтных заводах превращали в фургоны. В БССР такие фургоны серийно строил Гомельский авторемонтный завод. В 1990-х они были уже редкостью, но периодически встречались. Это сентябрь 1999 года, Партизанский проспект в Минске.





Сейчас на ГАЗ-24 в ежедневном режиме уже никто не ездит. Зато эти машины стали популярной основой для рестомодов. Один такой вариант повстречался на дороге в Минске в мае 2014 года.



ГАЗ-24-10
В конце 1985 года на конвейер Горьковского автозавода встала «Волга» ГАЗ-24-10 — как выразились бы сейчас, «рестайлинговая». Но тогда и слова такого никто не знал. В частные руки они почти не попадали, большинство были черными «служебками» различных министерств и ведомств. В 1990-х начали переходить в частные руки. Это ровно такой пример. Кадр сделан в мае 1999-го в одном из минских дворов.




А таким был ГАЗ-24-12 — последняя «Волга» с кузовом универсал советского периода. Такую версию начали серийно выпускать в 1988 году. На конвейере машина в таком виде продержалась до 1993-го. Было их относительно мало, так что перед нами довольно редкий артефакт.




ГАЗ-24-12 поздних выпусков работал в военизированной пожарной службе МВД РБ в должности штабной машины. Красные номера белорусского МВД и красно-синяя светосигнальная балка «как у ГАИ» — признак принадлежности снимка к достаточно короткому историческому периоду, когда МЧС уже существовало, а военизированная пожарная служба еще относилась к МВД.




ГАЗ-3102

ГАЗ-3102 занимает особое место в иерархии автомобилей «Волга». Эта версия появилась еще в 1981 году, но вместо массового производства данный автомобиль выпускался мелкой серией (около трех тысяч машин в год), исключительно в качестве служебной машины советской номенклатуры среднего звена. Это были должностные лица, которым «Чайка» была еще не положена, но и обычный ГАЗ-24 тоже не по статусу. В общем, это была самая настоящая элитная машина. В частные руки их не продавали, пока СССР не распался. После этого все изменилось, и ГАЗ-3102, вероятно уже частный, постоянно парковался в родном дворе дома №34 на Якубовского.




В мелкосерийном производстве ГАЗ-3102 продержался до 2008 года, и все 1990-е, да и 2000-е, именно на их базе продолжали строить «элитные» варианты. Этим занимался как сам завод, так и сторонние фирмы, которые могли перешивать салон и даже менять двигатели. Вот один из таких штучно-элитных вариантов с кожаным салоном и мотором Toyota. Когда-то эта машина была персональной «служебкой» директора БелАЗа П. Л. Мариева, а потом осталась работать при заводе в качестве автомобиля безопасности движения.



ГАЗ-31029

В 1992 году на смену базовому седану ГАЗ-24-10 приходит новая «Волга» ГАЗ-31029. Характерная примета — «москвичевские» фары от АЗЛК-2141. Задние же фонари «новой» «Волге» достались от министерской версии ГАЗ-3102. В таком виде она выпускалась до 1997 года, и именно такой запомнилась «Волга» лихих 1990-х. Их покупал себе, конечно, и частник, но в основном они вошли в историю как машины такси.




ГАЗ-31029 отличались крайне низким качеством сборки и окраски, ржавели быстро. Медицинские модификации ГАЗ-31023 не были исключением. Автомобилю 1998 года выпуска на фото буквально пару лет от роду, но ржавчина уже проступила отчетливо.




ГАЗ-3110

Проблемы ГАЗ-31029 производитель попытался устранить в ГАЗ-3110. «Совсем новая» «Волга» ГАЗ-3110 появилась в 1997 году. Вот они уже ржавели меньше, но все равно ржавели и ломались. При этом таксопарки их закупали массово.



Была одна такая штабная машина и в ВПС МВД РБ. Кадр сделан в июле 1998 года, стало быть, перед нами фото одного из самых первых ГАЗ-3110, вставших на службу ВПС МВД РБ. Красные милицейские номера эта машина могла носить очень-очень недолго. Уже в сентябре того же 1998 года военизированная пожарная служба была выведена из состава МВД РБ и присоединена к МЧС РБ.





ГАЗ-31105

Но ГАЗ-3110 не был последней классической «Волгой» в истории автозавода ГАЗ. Таковой стал ГАЗ-31105 с переработанной в очередной раз внешностью, выпускавшийся с 2004 по 2009 год. В Беларуси такие популярностью уже не пользовались, так как альтернатив на рынке появилось очень много. Единичные экземпляры попадались крайне редко.



Каково же было мое удивление, когда в 2017-м я встретил такую машину в минской службе такси 152, причем сам автомобиль был с бобруйской регистрацией. Крайняя редкость то была, «Мерседесов» S-класса с «шашечками» в минском такси тогда еще работало больше, чем таких «Волг».



Попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз видели «Волгу» на дороге? Явно достаточно давно. А если и недавно, то это, скорее всего, был штучно-случайный экземпляр. Горьковский автозавод давно не выпускает легковые автомобили, хотя когда-то именно они составляли существенную часть его славы. Классические «Волги» последних поколений окончательно ушли с наших дорог в историю, но в историю, память о которой у многих еще свежа.
Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

4
Другие новости

Оставить комментарий

wiyura
wiyura Добавил(а) :
8 мая 16:22 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
Ну, не плохо жили, за наш счёт, соседи. Помним, зачем ещё раз напоминать не понятно.
Ну, не плохо жили, за наш счёт, соседи. Помним, зачем ещё раз напоминать не понятно.
avgust1
avgust1 Добавил(а) :
8 мая 22:54 #
ПивоРыбка
Siber потеряли...
Siber потеряли...

показать все комментарии (3)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!