От «Виллиса» до ГАЗ-69: винтажные внедорожники в наших дворах 20 лет назад (22 фото)

О собственном внедорожнике советский гражданин не мог даже мечтать. Не потому, что денег не мог накопить, а потому, что армейскую технику, пусть и легковую, населению не продавали в принципе. Правда, в эпоху горбачевской перестройки появились лазейки, позволяющие выкупить в личное пользование какой-нибудь списанный в колхозе «председательский газик». Причем списывали машины во вполне приличном состоянии. А после развала СССР купить тот же ГАЗ-69 стало возможно уже без ухищрений. В 1990-х они стали массово появляться во дворах и столь же массово подвергаться «эрзац-тюнингу». Сегодня вспоминаем те времена.






Но не только о ГАЗ-69 речь. В те времена вполне можно было найти дедушку, который где-то раздобыл и каждый день ездил на ленд-лизовском Willys MB или ГАЗ-67.

Willys MB и ГАЗ-67

2001 год, обычная минская небольшая автостоянка. Willys MB мирно соседствует с «Запорожцем», на заднем плане видны иномарки и вазовская «классика». Ладно, стоянка не совсем обычная. Это рядом с проходной бывшего Авторемонтного завода №124 Министерства обороны на улице Буденного в Минске. Завод занимался капремонтом уазиков, и владелец этого Willys MB или работал на предприятии, или привозил раритет на техобслуживание. Данная машина все-таки, скорее всего, «из коллекции».




Но были в Минске и «„Виллисы“ на каждый день». Тот же год, район метро «Восток», напротив современного «Виталюра». Сильно переделанный Willys MB с неродными фарами и дверями, самодельным тентом и запасным колесом от «Москвича-401» припарковался вполне себе в обычном режиме. В те времена, когда «Маяка Минска» не было даже в проекте, это было возможно.












Объективно «живые» внедорожники времен ВОВ во дворах и тогда были большой редкостью, но все-таки встречались. Этот ГАЗ-67Б с самодельным жестким верхом тому пример. Снимки сделаны в 1998 году во дворе дома по улице Притыцкого, 32. На тот момент машине было лет 50 точно, но ее эксплуатировали в ежедневном режиме.











ГАЗ-69

А вот таких газиков было действительно немало в городе. Кстати, в детстве меня долго мучил вопрос «почему на капоте выбито УАЗ, а машина называется ГАЗ?» Тогда не было Википедии и я еще не знал, что производство Горьковский автозавод начал в 1953 году, причем параллельно (с декабря 1954 года) эти вездеходы собирал и Ульяновский автозавод.

ГАЗ-69 с двухдверным восьмиместным кузовом встречался определенно чаще. В состоянии, не далеком от оригинального, экземпляр сфотографирован в июне 1999 года на улице Володарского, напротив входа в гостиницу, которую сейчас минчане знают как Crown Plaza. А тогда она еще называлась «Свислочь».




Но большинство вариантов все-таки были уже с жесткой крышей. Вот этот, например, для меня загадка до сих пор. Четыре разных экземпляра, сфотографированных в совершенно разных местах Беларуси, конструктивно абсолютно идентичны между собой. Значит, эта крыша — не кустарщина, а продукция какого-то АРЗ. Какого именно — не установлено.













А вот это уже явно «народное» творчество, причем вполне аккуратное. Сам вариант переделки вполне может претендовать на некое подобие «дизайна». А номерной знак, кстати, «советский выездной», серии ОТ. Так что, вероятно, на этом ГАЗ-69 ездили за границу еще во времена СССР. Кадр сделан в 1998 году на площади Якуба Коласа в Минске.




А здесь владелец поставил перед собой задачу придать жесткому верху своего газика максимальную площадь остекления и успешно добился ее реализации. Кадр сделан возле «совминовских гаражей» на улице Клары Цеткин. Хорошо обслуживать и ремонтировать машины там умели. Может быть, и газик родом оттуда?




Вообще, нечто подобное делал дилер ГАЗа в Исландии для рынка этого островного государства, где ГАЗ-69 хорошо продавались. Но здесь все же «наша конструкция». Дата съемки — сентябрь 1999 года.




Между предыдущим кадром и следующим — разница в 17 лет. Честное слово, я был уверен, что в Минске переделанные «ГАЗ-69 на каждый день» вымерли еще в нулевых. Но оказалось, что «последние из могикан» прожили намного дольше. Здесь объем переделок еще более значителен. Использованы двери от грузовика ГАЗ-66, оригинальный кузов. Кадр сделан в ноябре 2016 года на улице Петруся Бровки в столице.




ГАЗ-69А

ГАЗ-69А — это «командирская» модификация с четырехдверным пятиместным кузовом и трехместным задним сиденьем. Таких на дорогах было немного и в те времена, но встречались. Этот экземпляр в неплохом состоянии сфотографирован летом 2000 года на одной из тихих улочек центральной части Бреста.




А вот такая же машина в состоянии «все родное» едет по Минску в том же 2000 году. Но это все-таки исключение из правил. Большинство ГАЗ-69А были так или иначе «оттюнингованы» и переделаны.




Грубовато, но функционально: листовая жесть, классический советский накрышный багажник, и готов «универсальный джип». Кадр сделан в Витебске в ноябре 1999 года.



А здесь, похоже, к делу подошли то ли профессионалы с какого-то предприятия, то ли умелые любители доработок. Крыша смонтирована аккуратно, окна использованы от УАЗ-469. А сам кадр сделан в июне 2000 года во дворе семейного общежития №3 КУП «Минскхлебпром» по улице Якубовского, 45.





Вот уж не думал, что встречу вполне ездовую подобную машину два десятилетия спустя. Жители Верхнедвинска Витебской области легко узнают это место. Октябрь 2021 года. В фирменный магазин маслосырзавода «Ян Сыродел» приехал человек, который на своем ГАЗ-69А ездит и по городу, и на охоту. Разговорились. Водитель заверил, что автомобиль проездит еще лет 20. А кузовные панели здесь — от «каблучка» Иж-2715-01.



Случай в Верхнедвинске убедил меня в том, что времена «дедушкиных газиков» еще не ушли. Да, сейчас такие машины уже редкость, но те, что остались, еще на ходу и, похоже, на окончательную пенсию не собираются.
Источник: onliner.by

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

6
Другие новости

Оставить комментарий

Goodkoff1971
Goodkoff1971 Добавил(а) :
19 апр. 18:28 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикКоньяк за первую публикацию
Отличные машины! Если ещё и руки заботливые у хозяина, десятки лет ездят.
Отличные машины! Если ещё и руки заботливые у хозяина, десятки лет ездят.
dabar80
dabar80 Добавил(а) :
19 апр. 21:31 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
"Значит, эта крыша — не кустарщина, а продукция какого-то АРЗ." Это завод в Тарту)), причём он такое и на базе 469-х УАЗов выпускал))).
"Значит, эта крыша — не кустарщина, а продукция какого-то АРЗ." Это завод в Тарту)), причём он такое и на базе 469-х УАЗов выпускал))).

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!