10 самых красивых вокзалов России (9 фото)
В марте жители Твери отстояли свой вокзал. Памятник советского модернизма хотели снести, но тверичане заступились за здание. Журналист и краевед Алексей Шишкин рассказывает про другие удивительные вокзалы России, которые заслуживают не меньшего внимания.
Вокзал в Новом Петергофе
Санкт-Петербург, Петродворцовый район
Самый монументальный готический вокзал страны был воздвигнут в 1855–1857 годы архитектором Николаем Бенуа, главным зодчим пригородной императорской резиденции. По одной версии, при проектировании он вдохновлялся собором в итальянском городе Орвието, в реставрации которого успел поучаствовать, по другой — образцом для подражания был выбран Линкольнский собор в Великобритании.
До революции на станции проходили званые вечера, рядом с платформами располагались ресторан, винный погреб и даже бальная зала. Сегодня здание отреставрировано, но недоступно для посещения. Пассажиры вынуждены обходиться скучными современными павильончиками в стороне от готического шедевра. Зато, следуя на электричке из Петербурга в Ораниенбаум или в обратном направлении, вы проедете прямо под готическими сводами вокзала.
Центральный вокзал Иваново
Ивановская область
Едва ли не самый яркий пример бережного сохранения исторического наследия на российских железных дорогах. В 2020 году вокзал в Иванове открылся после двухлетней реставрации и реконструкции по проекту архитекторов Алены Франчян и Бориса Матвеева. Здание было построено в 1929–1933 годы, в эпоху расцвета революционного искусства, тогда город текстильщиков Иваново-Вознесенск был одним из флагманов новой архитектуры в Советском Союзе. Первые чертежи выполнил зодчий авангардист Владимир Каверинский. Сегодня это единственный сохранившийся в России крупный вокзальный комплекс в стиле конструктивизм.
Во время последнего ремонта на станции были восстановлены интерьеры двух из залов: «синего», оформленного в 1950-х, и «красного», облик которого сформировался в 1980-х. В итоге получился редкий для нашей страны проект, в котором удалось гармонично совместить подлинные исторические фрагменты разных эпох.
Станция Шуя
Ивановская область
Одновременно с вокзалом в Иванове был восстановлен непохожий на него вокзал в соседней Шуе. Станция в городке, во многом сохранившем дореволюционный облик, выглядит ему под стать. Частично деревянное, а частично кирпичное здание было построено в конце XIX столетия на основе типового проекта для вокзалов 3-го класса Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
После ремонта 2020 года внутри разместилась историческая экспозиция с образцами униформы железнодорожников разных эпох, детская комната, кассы, зал ожидания и огромное настенное фотопанно с видом Шуи начала ХХ века. На перроне, приспособленном для прибытия поездов «Ласточка», поставили два столба с вокзальными колоколами. Прежде ударами в них отмечали прибытие и отбытие поездов, а сегодня почувствовать себя дореволюционным кондуктором может любой желающий. Одновременная реставрация двух исторических вокзалов в Ивановской области состоялась не просто так. Теперь между ними периодически запускают ретропоезда под паровой тягой в духе Рускеальского экспресса.
Если окажетесь на вокзале в Шуе, не упустите возможность осмотреть и комплекс казенных винных складов на противоположной стороне путей. Сейчас в старинных краснокирпичных цехах работает завод «Шуйская водка» с магазином и дегустационным залом. Местные винокуры ухитряются в рамках импортозамещения гнать даже пристойный можжевеловый джин, не говоря уже о привычных настойках и бальзамах.
Вокзал Минеральные Воды
Ставропольский край
Один из самых неочевидных объектов в нашей подборке. Путешествуя по Кавказу, люди, как правило, не задерживаются в Минеральных Водах. Безликий транспортный хаб с вокзалом и аэропортом находится в тени соседних Пятигорска, Железноводска, Кисловодска и Ессентуков с их россыпью архитектурных и природных жемчужин. Но все же стоит, сойдя с поезда, как следует осмотреться и здесь.
Вокзал был воздвигнут в рамках программы по послевоенному возрождению кавказских курортов в 1955–1957 годы. Хотя уже было издано знаменитое хрущевское постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», покончившее с роскошью сталинского ампира, на станции в Минводах этих самых излишеств более чем достаточно. Со стороны платформ вокзал обнимает колоннада, в центре которой установлен неформальный символ курортного региона — скульптура орла, терзающего змею. Над зданием высится башня с часами. Самая впечатляющая деталь видна только внутри — это стеклянный потолок фойе с витражными вставками. Если вы не спешите, попросите дежурную по станции открыть для вас небольшой музей, посвященный истории Северо-Кавказской железной дороге, расположенный тут же, в помещениях вокзала.
Станция Слюдянка
Иркутская область
В начале ХХ века Транссибирскую магистраль именовали «Железным поясом» России, а ее участок вокруг озера Байкал — «золотой пряжкой» на этом поясе. Имелись в виду и красота этого отрезка пути, и исключительная сложность, а потому и стоимость его постройки. В среднем каждый километр КБЖД, Кругобайкальской железной дороги, обходился в 130 тысяч золотых рублей (порядка 200 млн на современные деньги), тогда как остальные участки Транссиба стоили по 93 тысячи. На этой «золотой пряжке» есть еще и крохотная жемчужина — станция в поселке Слюдянка. Это единственный в мире вокзал, целиком сложенный из блоков мрамора — местного белого и розового. Он был возведен в 1905 году по инициативе министра путей сообщения Михаила Хилкова, лично курировавшего постройку КБЖД.
Колорита станции добавляет и стоящий рядом паровоз-памятник, старинная водонапорная башня, дома для железнодорожников, церковь и рынок со свежевыловленной байкальской рыбой. Если летом прогуляться вдоль путей километр-другой и выйти на берег озера, вы наверняка встретите байкальских нерп. Они любят поплескаться в окрестностях поселка.
Витебский вокзал
Санкт-Петербург
Общепризнанно лучший вокзал Петербурга и один из красивейших в мире. Витебский, или, как он изначально назывался, Царскосельский, вокзал был построен в 1902–1904 годы по заказу частного общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Столичная станция должна была стать ее визитной карточкой и наглядной рекламой. За облик наружных фасадов отвечал архитектор Станислав Бржозовский (москвичи знают его как автора Рижского вокзала и станции Покровское-Стрешнево), за интерьеры — Сима Минаш. Для своей эпохи новая станция была вершиной технического прогресса и удобства. Здесь имелись лифты (в том числе отдельные для лежачих больных и инвалидов!), механические транспортеры для багажа, несколько буфетов и ресторанов, уборные с фарфоровыми нужниками, электрическое освещение.
Вплоть до мельчайших деталей здание было отделано во вкусе господствующего на момент его постройки стиля модерн. Вскоре станция стала излюбленным местом встреч богемы Серебряного века. В ресторане I класса на втором этаже можно было встретить Николая Гумилева, Игоря Северянина, Иннокентия Анненского, Михаила Кузмина, Александра Блока и многих других. Нередко петербуржцы и восторженные провинциалы специально приезжали на вокзал, чтобы отобедать за соседним столиком со знаменитостями.
Поразительно, но через все исторические потрясения вокзал прошел почти в первозданном виде. Сегодня, после нескольких раундов реставраций, большая часть исторических залов открыта для публики.
Ярославский вокзал
Москва
Петербургскими критиками национальный романтизм — псевдорусский, или неорусский, стиль — считался вершиной дурновкусия. Его презрительно именовали «ропетовщиной», по имени мастера Ивана Ропета, или просто «петушиным стилем». К мнению его главных ценителей, императоров Александра III и Николая II, прислушивались, но без искреннего энтузиазма. Иначе дело обстояло в Москве.
Здесь в начале ХХ века на Каланчевской площади, ныне известной как Комсомольская, было воздвигнуто сразу два шедевра русского модерна — Ярославский и Казанский вокзалы. Мой любимый, конечно, Ярославский. Станцию «в северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком» выстроил в 1902–1904 годы ведущий московский мастер модерна Федор Шехтель. Выбор стиля был неслучаен. С этой станции поезда отправлялись на Ярославль, оттуда в Вологду и, наконец, на север, в Архангельск, с его бесконечным числом сокровищ русской старины, как раз заново открытых в предреволюционные годы.
Потратьте время на то, чтобы разглядеть постройку в мельчайших деталях: найдите на фасаде керамические панно с ягодами земляники, каменных чаек, глотающих рыбу, белых медведей. Загляните в холл здания, где висят несколько живописных полотен на все ту же северную тему. Большая часть интерьеров вокзала была уничтожена в советское и постсоветское время, но и сохранившихся деталей хватит для мощного художественного впечатления.
Рыбинский вокзал
Рыбинск, Ярославская область
«Меньшой брат» Витебского вокзала в Петербурге был открыт в 1905 году, построили его по проекту все того же Симы Минаша. Масштаб и красота новой станции отражали ключевую роль Рыбинска в товарных перевозках. Город на Волге именовали «хлебной столицей», на здешней бирже заключались крупнейшие сделки по купле-продаже зерна, и тут же товар перегружался с грузовых барж в железнодорожные вагоны. В 1902 году старый деревянный вокзал сгорел (внешним видом он напоминал Шую выше по списку), сразу после этого Московско-Виндаво-Рыбинская дорога ударными темпами возвела на его месте новую станцию-дворец.
В советские времена, когда Рыбинск был закрытым городом, блеск архитектуры эпохи модерна слегка померк. Первоначальный облик станции вернули в 2011–2014 годы во время комплексной реставрации. Была восстановлена напольная и настенная плитка c изображением кувшинок, лепнина, скульптуры при входе, вазоны на карнизе крыши, в стены вмуровали фрагменты старинных багажных весов. Кроме того, был восстановлен разобранный во времена СССР навес над платформой. На рыбинский вокзал можно приехать как обычным поездом, так и ретро. В 2022 году туристические составы, ведомые паровозом, курсируют по маршруту Ярославль — Рыбинск каждую субботу. Дорога в одну сторону занимает чуть меньше трех часов. Билеты можно купить в пригородной кассе.
Станция Кын
Пермский край
Поселок Кын в Пермском крае для тысяч туристов ежегодно становится воротами в воспетый в книгах Алексея Иванова и фильме Леонида Парфенова мир скал и перекатов реки Чусовой. Знаменитые сплавные и пешеходные маршруты проходят как раз неподалеку. Но и самому пристанционному поселку есть чем похвастаться. В 1914 году при обустройстве новой линии Кузино — Лысьва здесь был построен уютный вокзал в стиле модерн.
Здание типовое, такие же постройки были возведены на нескольких других пунктах новой железной дороги, но именно здесь станция идеально сохранила первоначальный облик. Ее даже не перекрасили в фирменные цвета Российских железных дорог. Это особенно удивляет, если знать, что в начале ХХ века Кын оказался в самом эпицентре Гражданской войны на Урале. Станция переходила от красных к белым и обратно семь (!) раз. А сразу две мемориальные таблички напоминают о состоявшемся здесь сражении между чехами и венграми.
Летом 1918 года чехословацкий легион помогал белым в наступлении от Екатеринбурга на Пермь. Как раз на пути была станция Кын, занятая венгерским красным батальоном во главе с товарищем Михиным — социалистом Ференцем Мюннихом. Вопреки усилиям коммунистов, после жестокой схватки 7 августа Кын занял чехословацкий полк. Уйти удалось только Мюнниху и тридцати бойцам. Но на этом наступление чехов на Пермь затормозилось, и вскоре легион покинул Урал. В 1968-м командир чехов в том первом бою Людвиг Свобода стал президентом социалистической Чехословакии. А его противник Ференц Мюнних в 1958-м занял кресло председателя Совета Министров Венгерской Народной Республики.
Царский павильон
Санкт-Петербург, Пушкинский район
Единственный вокзал в этой подборке, до которого не доехать поездом при всем желании. Небольшая станция была построена в конце XIX века специально для Николая II, царской семьи и ближайших приближенных на окраине его любимой резиденции в Царском Селе. Монаршие поезда ехали от Варшавского вокзала по путям общего пользования до Александровской, где меняли направление и сворачивали на отдельный «царский путь», который заканчивался специально спроектированной станцией — «павильоном» (современный адрес: Академический просп., 35б). Здесь царь пересаживался на автомобиль, на котором и преодолевал недлинный оставшийся отрезок пути до Александровского дворца.
Первоначально царский павильон был деревянным, но в 1911 году его заменили каменными палатами в неорусском стиле, любимом Николаем. Проект здания создал архитектор Владимир Покровский, знаток старины. Своды вокзала были покрыты росписями по мотивам отделки дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Нередко их приписывают художнику и иллюстратору Ивану Билибину, но на самом деле они были исполнены московской живописной артелью «Наследники П.П.Пашкова».
Хотя вокзал, переименованный в советское время в «Павильон Урицкого», уже много лет заброшен, а ведущие к нему рельсы давно разобраны, здание до сих пор впечатляет. Может быть, закопченная белокаменная резьба и полустершиеся двуглавые орлы и «князь Солнце» над парадным входом смотрятся теперь даже эффектнее, чем во времена блеска новизны.
Источник
Вокзал в Новом Петергофе
Санкт-Петербург, Петродворцовый район
Самый монументальный готический вокзал страны был воздвигнут в 1855–1857 годы архитектором Николаем Бенуа, главным зодчим пригородной императорской резиденции. По одной версии, при проектировании он вдохновлялся собором в итальянском городе Орвието, в реставрации которого успел поучаствовать, по другой — образцом для подражания был выбран Линкольнский собор в Великобритании.
До революции на станции проходили званые вечера, рядом с платформами располагались ресторан, винный погреб и даже бальная зала. Сегодня здание отреставрировано, но недоступно для посещения. Пассажиры вынуждены обходиться скучными современными павильончиками в стороне от готического шедевра. Зато, следуя на электричке из Петербурга в Ораниенбаум или в обратном направлении, вы проедете прямо под готическими сводами вокзала.
Центральный вокзал Иваново
Ивановская область
Открытие железнодорожного вокзала Иванова после реконструкции
Едва ли не самый яркий пример бережного сохранения исторического наследия на российских железных дорогах. В 2020 году вокзал в Иванове открылся после двухлетней реставрации и реконструкции по проекту архитекторов Алены Франчян и Бориса Матвеева. Здание было построено в 1929–1933 годы, в эпоху расцвета революционного искусства, тогда город текстильщиков Иваново-Вознесенск был одним из флагманов новой архитектуры в Советском Союзе. Первые чертежи выполнил зодчий авангардист Владимир Каверинский. Сегодня это единственный сохранившийся в России крупный вокзальный комплекс в стиле конструктивизм.
Во время последнего ремонта на станции были восстановлены интерьеры двух из залов: «синего», оформленного в 1950-х, и «красного», облик которого сформировался в 1980-х. В итоге получился редкий для нашей страны проект, в котором удалось гармонично совместить подлинные исторические фрагменты разных эпох.
Станция Шуя
Ивановская область
Одновременно с вокзалом в Иванове был восстановлен непохожий на него вокзал в соседней Шуе. Станция в городке, во многом сохранившем дореволюционный облик, выглядит ему под стать. Частично деревянное, а частично кирпичное здание было построено в конце XIX столетия на основе типового проекта для вокзалов 3-го класса Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
После ремонта 2020 года внутри разместилась историческая экспозиция с образцами униформы железнодорожников разных эпох, детская комната, кассы, зал ожидания и огромное настенное фотопанно с видом Шуи начала ХХ века. На перроне, приспособленном для прибытия поездов «Ласточка», поставили два столба с вокзальными колоколами. Прежде ударами в них отмечали прибытие и отбытие поездов, а сегодня почувствовать себя дореволюционным кондуктором может любой желающий. Одновременная реставрация двух исторических вокзалов в Ивановской области состоялась не просто так. Теперь между ними периодически запускают ретропоезда под паровой тягой в духе Рускеальского экспресса.
Если окажетесь на вокзале в Шуе, не упустите возможность осмотреть и комплекс казенных винных складов на противоположной стороне путей. Сейчас в старинных краснокирпичных цехах работает завод «Шуйская водка» с магазином и дегустационным залом. Местные винокуры ухитряются в рамках импортозамещения гнать даже пристойный можжевеловый джин, не говоря уже о привычных настойках и бальзамах.
Вокзал Минеральные Воды
Ставропольский край
Один из самых неочевидных объектов в нашей подборке. Путешествуя по Кавказу, люди, как правило, не задерживаются в Минеральных Водах. Безликий транспортный хаб с вокзалом и аэропортом находится в тени соседних Пятигорска, Железноводска, Кисловодска и Ессентуков с их россыпью архитектурных и природных жемчужин. Но все же стоит, сойдя с поезда, как следует осмотреться и здесь.
Вокзал был воздвигнут в рамках программы по послевоенному возрождению кавказских курортов в 1955–1957 годы. Хотя уже было издано знаменитое хрущевское постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», покончившее с роскошью сталинского ампира, на станции в Минводах этих самых излишеств более чем достаточно. Со стороны платформ вокзал обнимает колоннада, в центре которой установлен неформальный символ курортного региона — скульптура орла, терзающего змею. Над зданием высится башня с часами. Самая впечатляющая деталь видна только внутри — это стеклянный потолок фойе с витражными вставками. Если вы не спешите, попросите дежурную по станции открыть для вас небольшой музей, посвященный истории Северо-Кавказской железной дороге, расположенный тут же, в помещениях вокзала.
Станция Слюдянка
Иркутская область
В начале ХХ века Транссибирскую магистраль именовали «Железным поясом» России, а ее участок вокруг озера Байкал — «золотой пряжкой» на этом поясе. Имелись в виду и красота этого отрезка пути, и исключительная сложность, а потому и стоимость его постройки. В среднем каждый километр КБЖД, Кругобайкальской железной дороги, обходился в 130 тысяч золотых рублей (порядка 200 млн на современные деньги), тогда как остальные участки Транссиба стоили по 93 тысячи. На этой «золотой пряжке» есть еще и крохотная жемчужина — станция в поселке Слюдянка. Это единственный в мире вокзал, целиком сложенный из блоков мрамора — местного белого и розового. Он был возведен в 1905 году по инициативе министра путей сообщения Михаила Хилкова, лично курировавшего постройку КБЖД.
Колорита станции добавляет и стоящий рядом паровоз-памятник, старинная водонапорная башня, дома для железнодорожников, церковь и рынок со свежевыловленной байкальской рыбой. Если летом прогуляться вдоль путей километр-другой и выйти на берег озера, вы наверняка встретите байкальских нерп. Они любят поплескаться в окрестностях поселка.
Витебский вокзал
Санкт-Петербург
Общепризнанно лучший вокзал Петербурга и один из красивейших в мире. Витебский, или, как он изначально назывался, Царскосельский, вокзал был построен в 1902–1904 годы по заказу частного общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Столичная станция должна была стать ее визитной карточкой и наглядной рекламой. За облик наружных фасадов отвечал архитектор Станислав Бржозовский (москвичи знают его как автора Рижского вокзала и станции Покровское-Стрешнево), за интерьеры — Сима Минаш. Для своей эпохи новая станция была вершиной технического прогресса и удобства. Здесь имелись лифты (в том числе отдельные для лежачих больных и инвалидов!), механические транспортеры для багажа, несколько буфетов и ресторанов, уборные с фарфоровыми нужниками, электрическое освещение.
Вплоть до мельчайших деталей здание было отделано во вкусе господствующего на момент его постройки стиля модерн. Вскоре станция стала излюбленным местом встреч богемы Серебряного века. В ресторане I класса на втором этаже можно было встретить Николая Гумилева, Игоря Северянина, Иннокентия Анненского, Михаила Кузмина, Александра Блока и многих других. Нередко петербуржцы и восторженные провинциалы специально приезжали на вокзал, чтобы отобедать за соседним столиком со знаменитостями.
Поразительно, но через все исторические потрясения вокзал прошел почти в первозданном виде. Сегодня, после нескольких раундов реставраций, большая часть исторических залов открыта для публики.
Ярославский вокзал
Москва
Петербургскими критиками национальный романтизм — псевдорусский, или неорусский, стиль — считался вершиной дурновкусия. Его презрительно именовали «ропетовщиной», по имени мастера Ивана Ропета, или просто «петушиным стилем». К мнению его главных ценителей, императоров Александра III и Николая II, прислушивались, но без искреннего энтузиазма. Иначе дело обстояло в Москве.
Здесь в начале ХХ века на Каланчевской площади, ныне известной как Комсомольская, было воздвигнуто сразу два шедевра русского модерна — Ярославский и Казанский вокзалы. Мой любимый, конечно, Ярославский. Станцию «в северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком» выстроил в 1902–1904 годы ведущий московский мастер модерна Федор Шехтель. Выбор стиля был неслучаен. С этой станции поезда отправлялись на Ярославль, оттуда в Вологду и, наконец, на север, в Архангельск, с его бесконечным числом сокровищ русской старины, как раз заново открытых в предреволюционные годы.
Потратьте время на то, чтобы разглядеть постройку в мельчайших деталях: найдите на фасаде керамические панно с ягодами земляники, каменных чаек, глотающих рыбу, белых медведей. Загляните в холл здания, где висят несколько живописных полотен на все ту же северную тему. Большая часть интерьеров вокзала была уничтожена в советское и постсоветское время, но и сохранившихся деталей хватит для мощного художественного впечатления.
Рыбинский вокзал
Рыбинск, Ярославская область
«Меньшой брат» Витебского вокзала в Петербурге был открыт в 1905 году, построили его по проекту все того же Симы Минаша. Масштаб и красота новой станции отражали ключевую роль Рыбинска в товарных перевозках. Город на Волге именовали «хлебной столицей», на здешней бирже заключались крупнейшие сделки по купле-продаже зерна, и тут же товар перегружался с грузовых барж в железнодорожные вагоны. В 1902 году старый деревянный вокзал сгорел (внешним видом он напоминал Шую выше по списку), сразу после этого Московско-Виндаво-Рыбинская дорога ударными темпами возвела на его месте новую станцию-дворец.
В советские времена, когда Рыбинск был закрытым городом, блеск архитектуры эпохи модерна слегка померк. Первоначальный облик станции вернули в 2011–2014 годы во время комплексной реставрации. Была восстановлена напольная и настенная плитка c изображением кувшинок, лепнина, скульптуры при входе, вазоны на карнизе крыши, в стены вмуровали фрагменты старинных багажных весов. Кроме того, был восстановлен разобранный во времена СССР навес над платформой. На рыбинский вокзал можно приехать как обычным поездом, так и ретро. В 2022 году туристические составы, ведомые паровозом, курсируют по маршруту Ярославль — Рыбинск каждую субботу. Дорога в одну сторону занимает чуть меньше трех часов. Билеты можно купить в пригородной кассе.
Станция Кын
Пермский край
Поселок Кын в Пермском крае для тысяч туристов ежегодно становится воротами в воспетый в книгах Алексея Иванова и фильме Леонида Парфенова мир скал и перекатов реки Чусовой. Знаменитые сплавные и пешеходные маршруты проходят как раз неподалеку. Но и самому пристанционному поселку есть чем похвастаться. В 1914 году при обустройстве новой линии Кузино — Лысьва здесь был построен уютный вокзал в стиле модерн.
Здание типовое, такие же постройки были возведены на нескольких других пунктах новой железной дороги, но именно здесь станция идеально сохранила первоначальный облик. Ее даже не перекрасили в фирменные цвета Российских железных дорог. Это особенно удивляет, если знать, что в начале ХХ века Кын оказался в самом эпицентре Гражданской войны на Урале. Станция переходила от красных к белым и обратно семь (!) раз. А сразу две мемориальные таблички напоминают о состоявшемся здесь сражении между чехами и венграми.
Летом 1918 года чехословацкий легион помогал белым в наступлении от Екатеринбурга на Пермь. Как раз на пути была станция Кын, занятая венгерским красным батальоном во главе с товарищем Михиным — социалистом Ференцем Мюннихом. Вопреки усилиям коммунистов, после жестокой схватки 7 августа Кын занял чехословацкий полк. Уйти удалось только Мюнниху и тридцати бойцам. Но на этом наступление чехов на Пермь затормозилось, и вскоре легион покинул Урал. В 1968-м командир чехов в том первом бою Людвиг Свобода стал президентом социалистической Чехословакии. А его противник Ференц Мюнних в 1958-м занял кресло председателя Совета Министров Венгерской Народной Республики.
Царский павильон
Санкт-Петербург, Пушкинский район
Единственный вокзал в этой подборке, до которого не доехать поездом при всем желании. Небольшая станция была построена в конце XIX века специально для Николая II, царской семьи и ближайших приближенных на окраине его любимой резиденции в Царском Селе. Монаршие поезда ехали от Варшавского вокзала по путям общего пользования до Александровской, где меняли направление и сворачивали на отдельный «царский путь», который заканчивался специально спроектированной станцией — «павильоном» (современный адрес: Академический просп., 35б). Здесь царь пересаживался на автомобиль, на котором и преодолевал недлинный оставшийся отрезок пути до Александровского дворца.
Первоначально царский павильон был деревянным, но в 1911 году его заменили каменными палатами в неорусском стиле, любимом Николаем. Проект здания создал архитектор Владимир Покровский, знаток старины. Своды вокзала были покрыты росписями по мотивам отделки дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Нередко их приписывают художнику и иллюстратору Ивану Билибину, но на самом деле они были исполнены московской живописной артелью «Наследники П.П.Пашкова».
Хотя вокзал, переименованный в советское время в «Павильон Урицкого», уже много лет заброшен, а ведущие к нему рельсы давно разобраны, здание до сих пор впечатляет. Может быть, закопченная белокаменная резьба и полустершиеся двуглавые орлы и «князь Солнце» над парадным входом смотрятся теперь даже эффектнее, чем во времена блеска новизны.
Источник
8
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (7)
Написать комментарий: