«Камасутра» и храмовые проститутки: какой была сексуальная жизнь древней Индии (11 фото)
Индусы в древности отлично разбирались в сексе. Они написали множество трактатов о сексуальной жизни, а их храмы нередко были украшены барельефами, которые сейчас можно трактовать как порнографические. Они создали эзотерическое учение, помогавшее через секс достичь духовного развития, а их храмовые служительницы постепенно превратились в проституток. Почему это случилось, и за что автор «Камасутры» посоветовал ученику утопиться в реке — читайте в нашей новой статье из серии об истории секса.
Жители полуострова Индостан, известные своей древней культурой, довольно рано осознали необходимость сексуального обучения. Так, в IV-VI вв. нашей эры в государстве Гуптов жил философ Ватсьяяна Малланага, написавший всем известный трактат «Камасутра», посвященный чувственным аспектам жизни, более полно называющийся «Ватьсьяяна кама сутра» («Наставление о каме, принадлежащее Ватьсьяяне»). «Кама» в древней Индии — это чувственная сторона жизни, в которую входит и любовь между полами и страсть, и сексуальность во всех ее проявлениях.
Собственно говоря, по легенде между философом и учеником состоялась беседа, заставившая ученого написать знаменитый труд. Однажды к Ватьсьяяне подошел юный адепт, переполненный вожделением и между ними состоялся такой разговор:
— Как мне жить, если меня мучает вожделение?
— Человеку, который не может контролировать свои чувства, надлежит вступить в религиозный брак и удовлетворять свое вожделение с законной женой для зачатия детей,
— Но, если у меня много вожделения?
—Тогда тебе нужно иметь много детей.
— Но, если вожделение все равно мучает меня?
— Тогда ты можешь вступать в отношения с женой раз в год.
— Но, если мне и этого мало?
— Тогда ты можешь удовлетворять свои чувства раз в месяц. Но знай, что твой духовный прогресс остановится, ты будешь терять жизненную силу и разум.
— А если и раз в месяц для меня слишком мало?
— Тогда тебе лучше пойти и утопиться в священной реке. Тогда ты очистишься, получишь новое тело и перестанешь жить, словно животное, идущее на поводу своих половых органов.
Вызвав гнев мудреца, ученик сподвиг учителя на благое дело и тот написал трактат о чувственной стороне бытия. Правда, он больше посвящен социальным аспектам жизни древнего индуса, его умению общаться с женой и тещей. А самим чувственным аспектам выделена лишь пятая часть книги, где, кроме прочего, описываются и 64 позиции для секса.
Судя по обычаям, о которых мы читаем в «Камасутре», в тот период индийское общество имело довольно свободное отношение к сексу. В некоторых главах описывается ситуация любовного треугольника, где вместе с женой и мужем присутствует любовница мужа. Но и жена, что характерно, имеет в произведении Ватьсьяяны всевозможные права. Вот что пишет профессор истории Энн Хардгроув в своей книге «Сообщество и общественная культура Марварис в Калькутте в 1897-1997 годах»:
«Что особенно уникально в «Камасутре», так это то, что она уделяет особое внимание созданию удовольствия для женщины. Мужчина, который не в состоянии обеспечить и осуществить эти удовольствия, может быть лишен благосклонности женщины, и она может заняться поиском удовольствия в другом месте, где она может его найти».
У Ватьсьяяны были последователи и в более поздние времена. Например, в XII веке ученым по имени Коккола была написана «Кокошастра» — еще одно наставление по сексу, разделенное на пятнадцать частей, в которых описывались типы женского характера и темперамента, а также различные сексуальные техники.
В еще более позднее время, в XV-XVI веках, брахман по имени Каляна Малла написал произведение под названием «Ананга Ранга» или «Лестница Любви». В этом трактате в стихотворной форме мужчине даются советы о том, как получить наслаждение со своей женой. Перечисляются и сексуальные позы.
Древние индийцы, конечно, не ограничивались только трактатами о сексе, они создали целое эзотерическое учение, именуемое сейчас «Тантрой». В его основе лежит понимание того, что мир разделен на два начала: статическое и активное, на мужское и женское. По мнению приверженцев, соединение и взаимодействие этих начал при правильном использовании может развивать духовность человека. Собственно, тантрическое учение и дает способы и умения, позволяющие достигать высоких духовных уровней, в том числе и с помощью сексуальных практик.
Приведем слова доктора Джудит Орлофф из ее статьи «Сознательный секс: Отказ от блаженства сексуальной энергии как путь к исцелению и росту»:
«Тантра — это мощная индуистская система, которая учит искусству любви, сочетая страсть и дух. Западные люди часто считают это линейным, цель — оргазм, но тантра рассматривает сексуальную любовь как таинство и обмен энергией между двумя людьми. Согласно тантре, оргазм — это не просто физическое освобождение. Используя определенные позы, вы перемещаете энергию вверх от гениталий, чтобы питать и очищать все свое существо».
Иными словами, сублимируя сексуальную энергию из гениталий, индусы пытались достичь просветления. Во всяком случае, насколько автор понимает данное учение, именно в этом была его изначальная цель.
Древние индийцы не только изучали секс по книгам или достигали оргазма и через это пытались получить просветление. Они также не чурались изображать на барельефах своих храмов картины, которые нашими современниками воспринимаются как абсолютно порнографические.
В некоторых из них барельефы можно признать просто эротическими, как, например, храм Сатьямурти Перумал, храмы джайнов в Ранакпуре и храм Вирупакша. На них изображены всего лишь обнаженные девушки и юноши с отлично различимыми гениталиями.
В других же храмах древние зодчие себя ничем не стесняли. Например, в храме Лангараджа, основанном в XI веке, есть барельефы, где парочки стоя обнимаются и целуются, а у мужчины выделяется эрегированный пенис. Некоторые изображения можно даже интерпретировать как секс.
Но зачем что-то интерпретировать, если есть храм Солнца в Модере, где на барельефах изображены натуральные оргии? В некоторых их них с одной девушкой занимаются сексом двое мужчин, а в других один мужчина с несколькими женщинами. Жемчужиной подобного храмового строительства можно назвать Кхаджурахо, где в период X-XI веков были созданы восемьдесят пять храмов, двадцать из которых дожили до наших дней. И не зря.
На внешних стенах храмов в Кхаджурахо можно увидеть все разнообразие сексуальной жизни древних индийцев. Тут и классика, и оргии, и сцены орального секса. Есть даже изображения секса мужчин с лошадью и то, что можно трактовать как секс женщины со слоном (ну или богом со слоновьей головой).
Конечно, данные изображения не были порнографией в современном понимании. Надо понимать, что чувственность была частью жизни древних индусов, и они спокойно изображали сексуальные сцены на стенах храмов, демонстрируя таким образом жизнь не только людей, но и небожителей и различных духов.
Как пишут исследователи Каустав Чакраборти и Раджарши Гуха Тхакурата в статье «Индийские концепции сексуальности»:
«Нагота в искусстве считалась приемлемой в южной Индии, о чем свидетельствуют картины в Аджанте и скульптуры того времени. Вполне вероятно, что, как и в большинстве стран с тропическим климатом, индийцам из некоторых регионов не нужно было носить одежду, и, кроме моды, не было практической необходимости покрывать верхнюю половину тела… В течение X-XII веков были созданы некоторые из самых известных древних произведений искусства Индии, часто свободно изображающие романтические темы и ситуации. Примеры этого включают изображение Апсар, примерно эквивалентных нимфам или сиренам в европейской и арабской мифологии, на некоторых древних храмах. Лучший и самый известный пример этого можно увидеть в комплексе Кхаджурахо в центральной Индии»
Но, не только картинки услаждали взор древнего индуса, в храмах можно было увидеть и храмовых танцовщиц.
В статье о проституции в древней Месопотамии мы упоминали храмовых жриц любви, отдававшихся паломникам за щедрые подношения. Была такая традиция и в древней Индии. Историк Шингал Анкур в своей статье «Система девадаси: храмовая проституция в Индии» пишет:
«Исторический отчет о системе девадаси туманен из-за ее раннего возникновения. Первое подтвержденное упоминание о девадаси было во время династии Кешари в VI веке нашей эры в Южной Индии. Эта практика началась, когда одна из великих цариц династии решила, что для почитания богов некоторые женщины, обученные классическим танцам, должны выходить замуж за божеств».
Поначалу все выглядело пристойно. Юные девушки посвящали себя одному из храмов, жили при них, выполняли ритуальные действия — обмахивали статуи богов, танцевали и пели на торжествах и шествиях в городе. Они могли спокойно выходить замуж и наследовать имущество, то есть были вполне привилегированными представительницами своего сословия.
Однако постепенно ситуация менялась, и если сначала девушки принялись сексуально ублажать служителей храмов, то позже их стали продавать и просто состоятельным индусам. Как пишет в своей книге «Надругательство над низшими кастами в Южной Индии: институт девадаси» исследовательница Мария-Костанца Торри:
«Вопреки часто передаваемому впечатлению, нет абсолютно никаких доказательств того, что в период с VI по X век н.э. танцующие девушки в храмах были проститутками, священными или светскими. Связь девадаси с проституцией, по-видимому, появилась после X века. Взлет и падение статуса девадаси происходила параллельно разрушению храмов захватчиками, которое началось с северо-западных границ и распространилось на всю территорию страны».
После такого изменения статуса девадаси стали чем-то очень напоминающим элитных жриц любви, расквартированных в местных храмах и занимавшихся помимо развлечения клиентов еще и танцами, пением и помощью в отправлении культа местным жрецам.
Родители часто отдавали девочек в храм в надежде, что такая жертва даст им возможность появления на свет сына. В возрасте семи-восьми лет девочка проходила обряд посвящения, выходя замуж за местного бога. Обычно, в момент бракосочетания, образ бога заменялся мечом или диском, которые девушка держала в руках, пока жрец читал нужные отрывки из священных текстов. После этого юную девадаси отводили в покои, там к ней приходил один из служителей храма или особо богатый мирянин, заплативший большую сумму, и лишал ее девственности. Если же девочка была слишком мала для этого, для дефлорации использовали каменный фаллос, закрепленный на специальном седле.
Со временем девадаси практически утратили свой особый статус, превратившись в обычных проституток. Особенно стремительно этот процесс шел во время Британского завоевания Индии. Однако даже в XX веке правительство Индии активно боролось с храмовой проституцией. Но обычай пустил корни в культуре настолько глубоко, что она продолжает существовать и по сей день.
Кроме девадаси, конечно, существовали и обычные проститутки, и аналоги греческих гетер (здесь их называли «ганики»). Они также обучались множеству искусств, могли поддержать беседы на различные темы, отлично пели и танцевали и были свободны в выборе покровителя.
Важной частью обучения ганики было овладение 64 позами, описанными Ватсьяяной в «Камасутре», так что возлюбленный подобной девушки мог получить все виды чувственного наслаждения, если не боялся сломать позвоночник, закручиваясь в некоторых, особо хитрых позициях.
Источник
«Пойди и утопись в священной реке» — древнеиндийские сексуальные трактаты
Жители полуострова Индостан, известные своей древней культурой, довольно рано осознали необходимость сексуального обучения. Так, в IV-VI вв. нашей эры в государстве Гуптов жил философ Ватсьяяна Малланага, написавший всем известный трактат «Камасутра», посвященный чувственным аспектам жизни, более полно называющийся «Ватьсьяяна кама сутра» («Наставление о каме, принадлежащее Ватьсьяяне»). «Кама» в древней Индии — это чувственная сторона жизни, в которую входит и любовь между полами и страсть, и сексуальность во всех ее проявлениях.
Собственно говоря, по легенде между философом и учеником состоялась беседа, заставившая ученого написать знаменитый труд. Однажды к Ватьсьяяне подошел юный адепт, переполненный вожделением и между ними состоялся такой разговор:
— Как мне жить, если меня мучает вожделение?
— Человеку, который не может контролировать свои чувства, надлежит вступить в религиозный брак и удовлетворять свое вожделение с законной женой для зачатия детей,
— Но, если у меня много вожделения?
—Тогда тебе нужно иметь много детей.
— Но, если вожделение все равно мучает меня?
— Тогда ты можешь вступать в отношения с женой раз в год.
— Но, если мне и этого мало?
— Тогда ты можешь удовлетворять свои чувства раз в месяц. Но знай, что твой духовный прогресс остановится, ты будешь терять жизненную силу и разум.
— А если и раз в месяц для меня слишком мало?
— Тогда тебе лучше пойти и утопиться в священной реке. Тогда ты очистишься, получишь новое тело и перестанешь жить, словно животное, идущее на поводу своих половых органов.
Вызвав гнев мудреца, ученик сподвиг учителя на благое дело и тот написал трактат о чувственной стороне бытия. Правда, он больше посвящен социальным аспектам жизни древнего индуса, его умению общаться с женой и тещей. А самим чувственным аспектам выделена лишь пятая часть книги, где, кроме прочего, описываются и 64 позиции для секса.
Судя по обычаям, о которых мы читаем в «Камасутре», в тот период индийское общество имело довольно свободное отношение к сексу. В некоторых главах описывается ситуация любовного треугольника, где вместе с женой и мужем присутствует любовница мужа. Но и жена, что характерно, имеет в произведении Ватьсьяяны всевозможные права. Вот что пишет профессор истории Энн Хардгроув в своей книге «Сообщество и общественная культура Марварис в Калькутте в 1897-1997 годах»:
«Что особенно уникально в «Камасутре», так это то, что она уделяет особое внимание созданию удовольствия для женщины. Мужчина, который не в состоянии обеспечить и осуществить эти удовольствия, может быть лишен благосклонности женщины, и она может заняться поиском удовольствия в другом месте, где она может его найти».
У Ватьсьяяны были последователи и в более поздние времена. Например, в XII веке ученым по имени Коккола была написана «Кокошастра» — еще одно наставление по сексу, разделенное на пятнадцать частей, в которых описывались типы женского характера и темперамента, а также различные сексуальные техники.
В еще более позднее время, в XV-XVI веках, брахман по имени Каляна Малла написал произведение под названием «Ананга Ранга» или «Лестница Любви». В этом трактате в стихотворной форме мужчине даются советы о том, как получить наслаждение со своей женой. Перечисляются и сексуальные позы.
Индусы превратили секс в способ духовного развития
Древние индийцы, конечно, не ограничивались только трактатами о сексе, они создали целое эзотерическое учение, именуемое сейчас «Тантрой». В его основе лежит понимание того, что мир разделен на два начала: статическое и активное, на мужское и женское. По мнению приверженцев, соединение и взаимодействие этих начал при правильном использовании может развивать духовность человека. Собственно, тантрическое учение и дает способы и умения, позволяющие достигать высоких духовных уровней, в том числе и с помощью сексуальных практик.
Приведем слова доктора Джудит Орлофф из ее статьи «Сознательный секс: Отказ от блаженства сексуальной энергии как путь к исцелению и росту»:
«Тантра — это мощная индуистская система, которая учит искусству любви, сочетая страсть и дух. Западные люди часто считают это линейным, цель — оргазм, но тантра рассматривает сексуальную любовь как таинство и обмен энергией между двумя людьми. Согласно тантре, оргазм — это не просто физическое освобождение. Используя определенные позы, вы перемещаете энергию вверх от гениталий, чтобы питать и очищать все свое существо».
Иными словами, сублимируя сексуальную энергию из гениталий, индусы пытались достичь просветления. Во всяком случае, насколько автор понимает данное учение, именно в этом была его изначальная цель.
Индусы строили храмы с порнографическими барельефами
Древние индийцы не только изучали секс по книгам или достигали оргазма и через это пытались получить просветление. Они также не чурались изображать на барельефах своих храмов картины, которые нашими современниками воспринимаются как абсолютно порнографические.
В некоторых из них барельефы можно признать просто эротическими, как, например, храм Сатьямурти Перумал, храмы джайнов в Ранакпуре и храм Вирупакша. На них изображены всего лишь обнаженные девушки и юноши с отлично различимыми гениталиями.
В других же храмах древние зодчие себя ничем не стесняли. Например, в храме Лангараджа, основанном в XI веке, есть барельефы, где парочки стоя обнимаются и целуются, а у мужчины выделяется эрегированный пенис. Некоторые изображения можно даже интерпретировать как секс.
Но зачем что-то интерпретировать, если есть храм Солнца в Модере, где на барельефах изображены натуральные оргии? В некоторых их них с одной девушкой занимаются сексом двое мужчин, а в других один мужчина с несколькими женщинами. Жемчужиной подобного храмового строительства можно назвать Кхаджурахо, где в период X-XI веков были созданы восемьдесят пять храмов, двадцать из которых дожили до наших дней. И не зря.
На внешних стенах храмов в Кхаджурахо можно увидеть все разнообразие сексуальной жизни древних индийцев. Тут и классика, и оргии, и сцены орального секса. Есть даже изображения секса мужчин с лошадью и то, что можно трактовать как секс женщины со слоном (ну или богом со слоновьей головой).
Конечно, данные изображения не были порнографией в современном понимании. Надо понимать, что чувственность была частью жизни древних индусов, и они спокойно изображали сексуальные сцены на стенах храмов, демонстрируя таким образом жизнь не только людей, но и небожителей и различных духов.
Как пишут исследователи Каустав Чакраборти и Раджарши Гуха Тхакурата в статье «Индийские концепции сексуальности»:
«Нагота в искусстве считалась приемлемой в южной Индии, о чем свидетельствуют картины в Аджанте и скульптуры того времени. Вполне вероятно, что, как и в большинстве стран с тропическим климатом, индийцам из некоторых регионов не нужно было носить одежду, и, кроме моды, не было практической необходимости покрывать верхнюю половину тела… В течение X-XII веков были созданы некоторые из самых известных древних произведений искусства Индии, часто свободно изображающие романтические темы и ситуации. Примеры этого включают изображение Апсар, примерно эквивалентных нимфам или сиренам в европейской и арабской мифологии, на некоторых древних храмах. Лучший и самый известный пример этого можно увидеть в комплексе Кхаджурахо в центральной Индии»
Но, не только картинки услаждали взор древнего индуса, в храмах можно было увидеть и храмовых танцовщиц.
Храмовые проститутки девадаси — служение божеству через секс
В статье о проституции в древней Месопотамии мы упоминали храмовых жриц любви, отдававшихся паломникам за щедрые подношения. Была такая традиция и в древней Индии. Историк Шингал Анкур в своей статье «Система девадаси: храмовая проституция в Индии» пишет:
«Исторический отчет о системе девадаси туманен из-за ее раннего возникновения. Первое подтвержденное упоминание о девадаси было во время династии Кешари в VI веке нашей эры в Южной Индии. Эта практика началась, когда одна из великих цариц династии решила, что для почитания богов некоторые женщины, обученные классическим танцам, должны выходить замуж за божеств».
Поначалу все выглядело пристойно. Юные девушки посвящали себя одному из храмов, жили при них, выполняли ритуальные действия — обмахивали статуи богов, танцевали и пели на торжествах и шествиях в городе. Они могли спокойно выходить замуж и наследовать имущество, то есть были вполне привилегированными представительницами своего сословия.
Однако постепенно ситуация менялась, и если сначала девушки принялись сексуально ублажать служителей храмов, то позже их стали продавать и просто состоятельным индусам. Как пишет в своей книге «Надругательство над низшими кастами в Южной Индии: институт девадаси» исследовательница Мария-Костанца Торри:
«Вопреки часто передаваемому впечатлению, нет абсолютно никаких доказательств того, что в период с VI по X век н.э. танцующие девушки в храмах были проститутками, священными или светскими. Связь девадаси с проституцией, по-видимому, появилась после X века. Взлет и падение статуса девадаси происходила параллельно разрушению храмов захватчиками, которое началось с северо-западных границ и распространилось на всю территорию страны».
После такого изменения статуса девадаси стали чем-то очень напоминающим элитных жриц любви, расквартированных в местных храмах и занимавшихся помимо развлечения клиентов еще и танцами, пением и помощью в отправлении культа местным жрецам.
Родители часто отдавали девочек в храм в надежде, что такая жертва даст им возможность появления на свет сына. В возрасте семи-восьми лет девочка проходила обряд посвящения, выходя замуж за местного бога. Обычно, в момент бракосочетания, образ бога заменялся мечом или диском, которые девушка держала в руках, пока жрец читал нужные отрывки из священных текстов. После этого юную девадаси отводили в покои, там к ней приходил один из служителей храма или особо богатый мирянин, заплативший большую сумму, и лишал ее девственности. Если же девочка была слишком мала для этого, для дефлорации использовали каменный фаллос, закрепленный на специальном седле.
Со временем девадаси практически утратили свой особый статус, превратившись в обычных проституток. Особенно стремительно этот процесс шел во время Британского завоевания Индии. Однако даже в XX веке правительство Индии активно боролось с храмовой проституцией. Но обычай пустил корни в культуре настолько глубоко, что она продолжает существовать и по сей день.
Кроме девадаси, конечно, существовали и обычные проститутки, и аналоги греческих гетер (здесь их называли «ганики»). Они также обучались множеству искусств, могли поддержать беседы на различные темы, отлично пели и танцевали и были свободны в выборе покровителя.
Важной частью обучения ганики было овладение 64 позами, описанными Ватсьяяной в «Камасутре», так что возлюбленный подобной девушки мог получить все виды чувственного наслаждения, если не боялся сломать позвоночник, закручиваясь в некоторых, особо хитрых позициях.
Источник
4
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: