Как работали таксисты в СССР (6 фото)

Международный день таксиста — 22 марта — побудил нас вспомнить о том, как жили представители этой профессии в СССР.





В Советском Союзе профессия таксиста была и престижной, и прибыльной, но непростой. Водителям такси приходилось крутиться между государственным законом и законами теневой экономики, много работать, быть психологами и предпринимателями.




Кого брали в такси

Попасть на службу в таксопарк было непросто. Минимальные требования — возраст не менее 21 года и отсутствие судимостей, но в зачет также шли водительский стаж, наличие дополнительных категорий, служба в армии, знакомства. Рассказывают, что перед развалом СССР имела место и коррупция: за трудоустройство могли попросить 1000 рублей. Впрочем, существовала она и при «развитом социализме», просто работала иначе.



Молодым водителям доставались «корчи» — замученные жизнью машины с большим пробегом. Работать на них было невыгодно, потому что ломались такие автомобили регулярно. Но если таксист трудился без нареканий, то в конце концов получал новую машину и у него начиналась совсем другая жизнь. Впрочем, у кого как — все зависело от предприимчивости и от того, насколько человек был готов нарушать закон. А следующей ступенью карьеры было получение в машину рации, обеспечивавшей 10-15 дополнительных заказов за смену.



План и зарплата
Зарплата советского таксиста составляла 250-300 рублей в месяц. Для сравнения: инженер в среднем мог заработать только 120-180 рублей. Смена обычно длилась 14 часов. КИП (коэффициент индивидуального пробега) составлял в среднем 0,78: из каждых 100 км 78 нужно было проехать с пассажиром. Кроме того, план был привязан к времени: требовалось зарабатывать 5-5,5 рубля в час, то есть от 70 рублей за смену.

Для пассажира поездка стоила 20 коп. за 1 км плюс 20 копеек за посадку. Ну и, конечно, считалось хорошим тоном оставлять водителю чаевые. Клиентов, которые сорили деньгами, таксисты между собой называли «сладкими». Интеллигентов, с гордым видом оставлявших на чай 20 копеек — «шляпами», а мелкие чаевые — «лапшой».


Специальности таксистов
У водителей такси было множество специализаций. Самая распространенная — «шляповоз», то есть водитель, работающий «от бордюра». Это были таксисты, подбиравшие голосующих на улицах. Такие трудяги часто просто укладывались в план, не зарабатывая ничего сверху. А вот «аэродромщики» или «вокзальщики», работавшие в сговоре с контролерами на стоянке, заколачивали совсем другие деньги. Были «мебельщики», поддерживавшие контакты с продавцами в магазинах. Те за комиссию поставляли им пассажиров, а таксисты, со своей стороны, могли помочь желающим найти дефицитный товар.



Существовали и «дальнобойщики», возившие пассажиров с вокзала в ближние города Подмосковья, но обязательно с подсадкой. Это значит, что контролер сажал в машину четырех пассажиров и деньги троих из них водитель клал себе в карман. Например, рейс с Киевского вокзала до Калуги стоил 25 рублей, так что навар составлял 75. Но приходилось делиться с контролером, а через него — с постовыми милиционерами и криминальными структурами, «присматривавшими» за стоянками. Кстати, по правилам первый пассажир должен был одобрить подсадку, а оплату проезда требовалось разделить между всеми пассажирами. Но так, конечно, мало кто делал.



Иркутский край, 1967 г.


С кем приходилось делиться

В среднем таксист получал сверх плановых денег от 20 до 50 рублей за смену. Огромные деньги. Но приходилось делиться. И «гаишники» брали с таксистов за нарушения не так, как с частников, и сопутствующие службы хотели получить свой хлеб с маслом.

Линейный контроль, следивший за работой таксистов, порой был не чужд мздоимства, а за три нарушения водителя увольняли. И с Отделом по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) приходилось договариваться. Плюс товарищи по таксопарку, конечно. Механикам, выпускавшим машину на линию, отдавали рублей пять в смену, девочкам на мойке и диспетчерам — по 50 копеек.

Мастерам, делавшим ТО, тоже нужно было подкинуть деньжат: на большое техобслуживание регламент отводил три дня, так что лучше уж заплатить 10 рублей, чтобы сделали за день. А чтобы вовремя получать дефицитные запчасти и резину, нужно было делиться с начальством.



Механизмы заработка
Чтобы заработать, водители нередко шли на ухищрения. Самым простым было не выключить счетчик после предыдущего пассажира — а ну как простофиля-клиент не заметит? Еще один вариант — прокатиться «в светлую», то есть закрыв зеленый огонек перчаткой или колпачком. При посадке пассажира водитель включал счетчик, и зеленый огонек автоматически гас. Это не только давало знать окружающим, что машина занята, но и показывало линейному контролю, что счетчик включен.

Но часто ездить «в светлую» было нельзя: возрастал холостой пробег. Наконец, существовали механические приспособления, позволявшие обмануть счетчик-таксометр. Прибор был полностью механический, опломбированный, но… Находились умельцы, делавшие съемные пломбы. Существовало и такое приспособление, как оттяжка, или вожжи. Оно позволяло вывести из зацепления тросик, идущий от трансмиссии к счетчику, и таким образом обмануть прибор.

Такси на Киевском вокзале, Москва, 1980 г.


Психологи извоза
Но главным инструментом получения левого заработка для таксистов было умение разговаривать с людьми. Машину заказали на свадьбу? Извините, прикручивать кукол и букеты на капот не положено, меня оштрафуют. Рублей на двадцать пять точно. Клиент явно торопится, а поездка нужна дальняя? Извините, не успеем, смена заканчивается. Два счетчика (то есть двойная оплата)? Ну что с вами поделаешь, выручу. Был и вариант — опустить солнцезащитный козырек с надписью «В парк» и остановиться рядом с голосующим. Вроде бы для того, чтобы узнать, не по пути ли.

Частенько опаздывающий клиент, услышав про то, что им не по пути, опять же сам предлагал компенсировать «переработку». Впрочем, не будем рисовать совсем уж мрачный образ советского таксиста. Были среди них и честные трудяги, даже из числа оборотистых водил многие были по-своему неплохими людьми: в трудной ситуации могли помочь ценным советом, а то и отвезти бесплатно. Если хочешь узнать о их жизни больше, рекомендуем фильм «Горожане» с Николаем Крючковым в главной роли. Брат Крючкова работал во 2-м таксомоторном парке в Москве, так что лента вышла правдивая. Разумеется, насколько это было возможно.


«Горожане», 1975 г.


Автомобили в такси
Те наши читатели, кто застал СССР, наверняка помнят в роли такси «Волги» ГАЗ-24 (и дальнейшие модификации). Почему этот автомобиль получил прозвище «баржа», мы понимаем. Автомобиль большой, управляемость неважная. Но вот откуда взялась кличка «креветка», неизвестно.

В салоне «Волг» в силу особенностей вентиляции бензобака всегда пахло бензином, а рессорная подвеска с убитыми амортизаторами работала так, что задних пассажиров нередко укачивало. Но салон у такси был из кожзама, покрытие пола — резиновое, так что делать уборку было несложно. Солидные пассажиры, кстати, садились всегда впереди.


Когда ГАЗ-24 появились в 1970-м, они в массе своей были салатового цвета. В 1980-м в столице все такси перекрасили в бледно-желтый. Но потом попадались и машины других цветов. А до 1970-го в такси работали «Волги» ГАЗ-21. Они были белыми, но с красной крышей и шашечками. А до того, с 1948-го, в такси работали «Победы». Кстати, именно на них появились впервые и шашечки, и зеленый огонек.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

5
Другие новости

Оставить комментарий

SantaDead
SantaDead Добавил(а) :
23 марта 14:50 #
ПивоРыбкаТортик
А я вам расскажу как яндекс такси "с размахом" отметил этот день в 2022 году.
Прислали сообщение, что в этот день они утраивают размер чаевых в яндекс такси.
Мол, получишь эти "громадные" деньги в течении трёх дней.
Беда только в том, что в Тольятти, например, поездка по району стоит 40-50 рублей в экономе,
а в комфорте на 20 рублей дороже.
Как вы думает при таких ценах на поездку сколько водитель получит этих самых чаевых?
Убили совсем профессию таксиста.
Берут всех подряд. С судимостью. С больной головой.
Пассажиры такие же. Думают если они дали 50 рублей, то всё они твои господа.
Яндекс вообще положил на водителей.
В любой ситуации водитель крайний. Техподдержка курит бамбук.
В группе в вК водителей просто игнорируют, отделываясь шаблонными ответами.
Раньше у меня это была основная работа, но с такими ценами
и таким отношением сейчас работать в такси стало невозможно.
А я вам расскажу как яндекс такси "с размахом" отметил этот день в 2022 году.
Прислали сообщение, что в этот день они утраивают размер чаевых в яндекс такси.
Мол, получишь эти "громадные" деньги в течении трёх дней.
Беда только в том, что в Тольятти, например, поездка по району стоит 40-50 рублей в экономе,
а в комфорте на 20 рублей дороже.
Как вы думает при таких ценах на поездку сколько водитель получит этих самых чаевых?
Убили совсем профессию таксиста.
Берут всех подряд. С судимостью. С больной головой.
Пассажиры такие же. Думают если они дали 50 рублей, то всё они твои господа.
Яндекс вообще положил на водителей.
В любой ситуации водитель крайний. Техподдержка курит бамбук.
В группе в вК водителей просто игнорируют, отделываясь шаблонными ответами.
Раньше у меня это была основная работа, но с такими ценами
и таким отношением сейчас работать в такси стало невозможно.
dabar80
dabar80 Добавил(а) :
24 марта 00:16 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
А Бляяяяяяя)))), это уже не дно)), это днище)))))!!! Пидорикудумы слабоумные)))!
"А до 1970-го в такси работали «Волги» ГАЗ-21. Они были белыми, но с красной крышей" не были такси с красной крышей))), не было новых такси с красной крышей)), "красными шапочками" были машины после капитального ремонта, когда им на ремзаводах крышу суриком красили, чтобы таксопарки после некрофилией не занимались), пытаясь при постановке на ремонт откапиталенную машину за новую выдать))).
"Попасть на службу в таксопарк было непросто. Минимальные требования — возраст не менее 21 года и отсутствие судимостей, но в зачет также шли водительский стаж, наличие дополнительных категорий, служба в армии, знакомства." Это чего за бред школьника-первоклассника)??
1. Профессиональные права, а они мало у кого были)).
2. Стаж работы не менее 3 лет).
3. Определённый профессиональный класс шофера), не помню сколько их было, но в такси не менее третьего))).
4. Водительский стаж, наличие дополнительных категорий, служба в армии это при устройстве были дополнительные бонусы, как, кстати, и знакомства)), но без первых трёх взять таксистом не могли даже по блату))), механиком, диспетчером и т.п. да), а вот таксёром - нет))).
А, ну и главное забыл)), 5. Экзамен на знание УДС города))).
Если бы эти правила действовали сейчас, то народ бы такси пользовался гораздо активнее))).
А Бляяяяяяя)))), это уже не дно)), это днище)))))!!! Пидорикудумы слабоумные)))!
"А до 1970-го в такси работали «Волги» ГАЗ-21. Они были белыми, но с красной крышей" не были такси с красной крышей))), не было новых такси с красной крышей)), "красными шапочками" были машины после капитального ремонта, когда им на ремзаводах крышу суриком красили, чтобы таксопарки после некрофилией не занимались), пытаясь при постановке на ремонт откапиталенную машину за новую выдать))).
"Попасть на службу в таксопарк было непросто. Минимальные требования — возраст не менее 21 года и отсутствие судимостей, но в зачет также шли водительский стаж, наличие дополнительных категорий, служба в армии, знакомства." Это чего за бред школьника-первоклассника)??
1. Профессиональные права, а они мало у кого были)).
2. Стаж работы не менее 3 лет).
3. Определённый профессиональный класс шофера), не помню сколько их было, но в такси не менее третьего))).
4. Водительский стаж, наличие дополнительных категорий, служба в армии это при устройстве были дополнительные бонусы, как, кстати, и знакомства)), но без первых трёх взять таксистом не могли даже по блату))), механиком, диспетчером и т.п. да), а вот таксёром - нет))).
А, ну и главное забыл)), 5. Экзамен на знание УДС города))).
Если бы эти правила действовали сейчас, то народ бы такси пользовался гораздо активнее))).

показать все комментарии (5)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!