Чернобыльский танк: советский грузовик для ликвидаторов
В свинцовой кабине — на мирный атом.
Героями ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС были не только люди, но и автомобили. Уже 22 июня 1986 года, меньше чем через два месяца после взрыва на 4-м энергоблоке, на Кременчугский автомобильный завод, в советское время известный своими мощными грузовиками, пришел особый заказ. Необходимо было в авральном порядке разработать и изготовить партию самосвалов для ликвидаторов. Обычные серийные модели не годились, кабина водителя должна была получить защиту от радиации.
За основу специалисты экспериментального отдела взяли стандартный трехосный самосвал КрАЗ-256Б — по-хорошему кондовую, надежную машину. Первоначальный план предусматривал скрытную установку в кабину защитной свинцовой капсулы и фильтровентиляционной установки, допускающей работу водителя на территории, зараженной радиоактивной пылью. Заказчики по понятным причинам не хотели, чтобы ликвидаторский КрАЗ выделялся на общем фоне.
Боковое окошко из 75-миллиметрового противорадиационного стекла появилось на последних десяти машинах из партии
Но фокус не прошел. Кабина потребовала серьезных переделок, а на это не было ни времени, ни средств. В итоге ограничились установкой одной лишь бронекапсулы с фильтром. Сделанная по принципу сэндвича — наружные панели из стали, внутренние полости залиты свинцом, — она сама по себе весила больше трех тонн. Зато могла бы выдержать попадание мелкокалиберного снаряда: толщина «брони» доходила до 30 мм.
Боковые стекла в капсуле не предусматривались, а обзор вперед обеспечивало противорадиационное стекло толщиной 75 мм. На поздних машинах партии появилось и дополнительное боковое окошко с левой стороны. Попасть внутрь в любом случае можно было только через «пассажирскую» дверь.
Тяжеленная капсула потребовала усиления шасси, а для бесперебойной работы фильтровентиляционной установки самосвал оснастили аж четырьмя мощными аккумуляторами. Грузовик-ликвидатор разработали в рекордно короткие сроки. Уже 10 июля, меньше чем через три недели после поступления заказа, первый экземпляр КрАЗ-256Б1-030 вышел на заводские испытания. До конца июля в Чернобыль отправилась вся партия из 18 самосвалов.
Дальнейшая судьба грузовиков-ликвидаторов неизвестна. По идее, все они после завершения операции на ЧАЭС должны были подвергнуться утилизации на специальном полигоне-могильнике в поселке Бураковка. Надеемся, все так и случилось.
Источник
Героями ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС были не только люди, но и автомобили. Уже 22 июня 1986 года, меньше чем через два месяца после взрыва на 4-м энергоблоке, на Кременчугский автомобильный завод, в советское время известный своими мощными грузовиками, пришел особый заказ. Необходимо было в авральном порядке разработать и изготовить партию самосвалов для ликвидаторов. Обычные серийные модели не годились, кабина водителя должна была получить защиту от радиации.
За основу специалисты экспериментального отдела взяли стандартный трехосный самосвал КрАЗ-256Б — по-хорошему кондовую, надежную машину. Первоначальный план предусматривал скрытную установку в кабину защитной свинцовой капсулы и фильтровентиляционной установки, допускающей работу водителя на территории, зараженной радиоактивной пылью. Заказчики по понятным причинам не хотели, чтобы ликвидаторский КрАЗ выделялся на общем фоне.
Боковое окошко из 75-миллиметрового противорадиационного стекла появилось на последних десяти машинах из партии
Но фокус не прошел. Кабина потребовала серьезных переделок, а на это не было ни времени, ни средств. В итоге ограничились установкой одной лишь бронекапсулы с фильтром. Сделанная по принципу сэндвича — наружные панели из стали, внутренние полости залиты свинцом, — она сама по себе весила больше трех тонн. Зато могла бы выдержать попадание мелкокалиберного снаряда: толщина «брони» доходила до 30 мм.
Боковые стекла в капсуле не предусматривались, а обзор вперед обеспечивало противорадиационное стекло толщиной 75 мм. На поздних машинах партии появилось и дополнительное боковое окошко с левой стороны. Попасть внутрь в любом случае можно было только через «пассажирскую» дверь.
Тяжеленная капсула потребовала усиления шасси, а для бесперебойной работы фильтровентиляционной установки самосвал оснастили аж четырьмя мощными аккумуляторами. Грузовик-ликвидатор разработали в рекордно короткие сроки. Уже 10 июля, меньше чем через три недели после поступления заказа, первый экземпляр КрАЗ-256Б1-030 вышел на заводские испытания. До конца июля в Чернобыль отправилась вся партия из 18 самосвалов.
Дальнейшая судьба грузовиков-ликвидаторов неизвестна. По идее, все они после завершения операции на ЧАЭС должны были подвергнуться утилизации на специальном полигоне-могильнике в поселке Бураковка. Надеемся, все так и случилось.
Источник
10
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: