Демоны, сказки и сумасшествие: факты о Михаиле Врубеле (8 фото)
Трагическая судьба, душевная болезнь — все эти обстоятельства легли в основу мифа о Михаиле Врубеле. Прижизненные выставки мастера сопровождались скандалами и делали его все известнее. Он писал иконы, фрески, рисовал эскизы театральных декораций, создавал мозаики и огромные живописные полотна. Одни критиковали его работы, а другие восхищались ими. Делимся 9 интересными фактами о жизни художника, которые позволят лучше понять его творчество.
Михаил Врубель хоть и учился на юридическом факультете, но эта сфера совершенно его не привлекала. Будущий художник увлекался философией и театром и стал подрабатывать, создавая иллюстрации к литературным произведениям. Одной из первых работ стал рисунок «Свидание Анны Карениной с сыном».
Кроме того, Врубель работал репетитором и попал в семью сахарозаводчиков Папмелей. Они поддержали его увлечение рисованием и познакомили со студентами Академии художеств. Вскоре он стал вольнослушателем, а в 1880 году поступил в академию.
«Кристаллообразная» техника Врубеля появилась во многом благодаря Павлу Чистякову. Кроме того, он учил не только технике, но и восприятию изобразительного искусства. Он настолько интересно преподносил свои взгляды, что к нему приходили учиться уже такие маститые мастера, как Репин и Поленов.
В 1896 году Врубель встретил Надежду в театре и через несколько дней сделал ей предложение руки и сердца. На тот момент ей было 28 лет, а ему — 40. Художник не раз рисовал ее портреты — и даже к концу жизни, когда начал слепнуть, рисовал ее черты по памяти.
В 1895 году Врубель решил обозначить свое присутствие и отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н.А. Казакова», однако его не допустили к экспозиции.
В 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде Михаил Врубель представил декоративные панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Она были созданы по просьбе Саввы Мамонтова для одного из павильонов на выставке. Однако Академия художеств не разделяла высокого мнения мецената о художнике. Жюри решило убрать панно с выставки, назвав их «нехудожественными». На Врубеля обрушилось множество критики. Тем не менее этот скандал сделал художника известнее.
В 1884 году Михаил Александрович сделал рисунки к симфонической поэме «Садко», которую исполнили на вечере в Императорской Академии художеств. Благодаря этим эскизам впоследствии появился «Пан» (1899).
Известная картина «Царевна-Лебедь» (1900) стала результатом работы автора над декорациями к опере «Сказка о царе Салтане». Супруга художника исполняла партию Царевны. При этом образ героини картины не имел никакого отношения к личности Забелы-Врубель.
Работая над иллюстрациями к поэме «Демон», Врубель создал своего «Демона сидящего». После сидящего демона художник взялся за демона поверженного и закончил работу в 1901 году. И если первый показан сильным, то последний — измученным, с остекленевшими глазами, что соотносилось с ментальным состоянием автора.
Михаил и его супруга готовились к важному событию. Пара была уверена, что рождение ребенка не помешает их светской жизни. Однако с появлением Саввочки отношения между ними ухудшились, а сам Врубель стал вести себя странно. На портрете ребенок изображен с выражением тревоги, которую художник испытывал сам. В 1903 году единственный ребенок Врубелей умер.
В 1902 году художника госпитализировали в психиатрическую клинику 1-го Московского университета с диагнозом «острое психическое расстройство». Так он рисовал портреты пациентов. В эти годы он создал серию рисунков «Бессонница» и знаменитую картину «Шестикрылый Серафим».
В последние годы жизни Врубель был погружен в мир своих галлюцинаций, не всегда узнавал друзей и близких. Накануне смерти 14 апреля 1910 года Врубель сказал санитару: «Довольно уже мне лежать здесь — поедем в академию». На следующий день гроб был установлен в Академии художеств.
Источник
Михаил Врубель хоть и учился на юридическом факультете, но эта сфера совершенно его не привлекала. Будущий художник увлекался философией и театром и стал подрабатывать, создавая иллюстрации к литературным произведениям. Одной из первых работ стал рисунок «Свидание Анны Карениной с сыном».
Кроме того, Врубель работал репетитором и попал в семью сахарозаводчиков Папмелей. Они поддержали его увлечение рисованием и познакомили со студентами Академии художеств. Вскоре он стал вольнослушателем, а в 1880 году поступил в академию.
«Кристаллообразная» техника Врубеля появилась во многом благодаря Павлу Чистякову. Кроме того, он учил не только технике, но и восприятию изобразительного искусства. Он настолько интересно преподносил свои взгляды, что к нему приходили учиться уже такие маститые мастера, как Репин и Поленов.
В 1896 году Врубель встретил Надежду в театре и через несколько дней сделал ей предложение руки и сердца. На тот момент ей было 28 лет, а ему — 40. Художник не раз рисовал ее портреты — и даже к концу жизни, когда начал слепнуть, рисовал ее черты по памяти.
В 1895 году Врубель решил обозначить свое присутствие и отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н.А. Казакова», однако его не допустили к экспозиции.
В 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде Михаил Врубель представил декоративные панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Она были созданы по просьбе Саввы Мамонтова для одного из павильонов на выставке. Однако Академия художеств не разделяла высокого мнения мецената о художнике. Жюри решило убрать панно с выставки, назвав их «нехудожественными». На Врубеля обрушилось множество критики. Тем не менее этот скандал сделал художника известнее.
В 1884 году Михаил Александрович сделал рисунки к симфонической поэме «Садко», которую исполнили на вечере в Императорской Академии художеств. Благодаря этим эскизам впоследствии появился «Пан» (1899).
Известная картина «Царевна-Лебедь» (1900) стала результатом работы автора над декорациями к опере «Сказка о царе Салтане». Супруга художника исполняла партию Царевны. При этом образ героини картины не имел никакого отношения к личности Забелы-Врубель.
Работая над иллюстрациями к поэме «Демон», Врубель создал своего «Демона сидящего». После сидящего демона художник взялся за демона поверженного и закончил работу в 1901 году. И если первый показан сильным, то последний — измученным, с остекленевшими глазами, что соотносилось с ментальным состоянием автора.
Михаил и его супруга готовились к важному событию. Пара была уверена, что рождение ребенка не помешает их светской жизни. Однако с появлением Саввочки отношения между ними ухудшились, а сам Врубель стал вести себя странно. На портрете ребенок изображен с выражением тревоги, которую художник испытывал сам. В 1903 году единственный ребенок Врубелей умер.
В 1902 году художника госпитализировали в психиатрическую клинику 1-го Московского университета с диагнозом «острое психическое расстройство». Так он рисовал портреты пациентов. В эти годы он создал серию рисунков «Бессонница» и знаменитую картину «Шестикрылый Серафим».
В последние годы жизни Врубель был погружен в мир своих галлюцинаций, не всегда узнавал друзей и близких. Накануне смерти 14 апреля 1910 года Врубель сказал санитару: «Довольно уже мне лежать здесь — поедем в академию». На следующий день гроб был установлен в Академии художеств.
Источник
2
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: