Забытая трагедия ленинградского троллейбуса № 2

Маршрут повышенной опасности.

В истории отечественного общественного транспорта немало трагических эпизодов. Подтопление метро в Ленинграде в 1974-м, троллейбус, утонувший в Ереванском водохранилище в 1976-м. Одной из первых в цепочке трагедий, которые сложно было предусмотреть и предотвратить, стала гибель троллейбуса ЛК-5 ленинградского маршрута № 2, случившаяся 26 декабря 1937 года.




В СССР троллейбус появился довольно поздно, причем изначально он считался чисто московским изобретением. Главным лоббистом троллейбусного движения в столице был Никита Хрущев — заместитель Лазаря Кагановича, главного идеолога сталинского плана реконструкции Москвы.



Первый троллейбусный маршрут в Москве, открытый в 1933-м, связал Белорусский вокзал и Окружную железную дорогу (нынешнее пересечение Ленинградского шоссе и улицы Свободы). Троллейбус назвали в честь главного на тот момент радетеля столицы, то есть в честь самого Кагановича — ЛК-1 («Лазарь Каганович Первый»).

Конструкция и компоновка ЛК-1 были далеки от идеала. Построенный на базе автобуса Я-6, первый московский троллейбус был рассчитан на 36 сидячих мест с очень узким проходом между ними. Электромотор постоянного тока московского завода «Динамо» выдавал 60 кВт мощности (чуть больше 80 л.с.), что хватало для максималки в 59 км/ч.

Тесный проход между сиденьями — отличительная черта троллейбусов серии ЛК


Водителю ЛК-1 сложно было позавидовать: ни печки, ни дворников, плюс слабая изоляция электрооборудования. Но за первым троллейбусом пошли его усовершенствованные версии: ЛК-2, ЛК-3, ЛК-4 и ЛК-5. Именно пятая модель, самая совершенная в семействе, и стала причиной трагедии в Ленинграде.

Кстати, в Северной столице троллейбус быстро полюбили. В отличие от привычного для ленинградцев трамвая, новый вид общественного транспорта подкупал не только более высокой скоростью, но и куда большей плавностью хода. Можно сказать, троллейбус стал полуэлитарным видом общественного транспорта для Ленинграда. Не в последнюю очередь и потому, что проезд на нем стоил дороже, чем на трамвае.


Троллейбус ЛК-5 легче всего отличить от предыдущих моделей серии по смещенным вниз фарам


Но недолгая история троллейбусов серии ЛК в Ленинграде закончилась 26 декабря 1937 года. Закончилась, увы, самым трагическим образом. На ЛК-5, шедшем по маршруту № 2 от Финляндского вокзала, во время движения лопнула правая передняя покрышка.

Скорость была невысокой, и, возможно, все бы обошлось. Но поскользнувшись на утренней наледи, ЛК-5 потерял управление, пробил ограду набережной и рухнул прямо в Фонтанку. В холодной воде погибло 13 человек.

Увы, этим список жертв злосчастного маршрута не ограничился. В тот же день в троллейбусном парке прошли задержания. Следствие по делу было недолгим. В результате за проявленную халатность, повлекшую гибель людей, главный инженер и начальник парка были приговорены к расстрелу.


В расход, образно говоря, пустили и все работающие в Ленинграде троллейбусы серии ЛК. Конструкцию «Лазаря Кагановича» признали опасной (хотя шина может лопнуть абсолютно на любой технике), и уже через пару месяцев на улицах Северной столицы остались лишь более совершенные троллейбусы марки ЯТБ.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

2
Другие новости

Оставить комментарий

ARZ-60
ARZ-60 Добавил(а) :
26 января 2022 14:40 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКоньяк за первую публикацию
Мы все трагедии должны помнить? И каждый день вспоминать....
Мы все трагедии должны помнить? И каждый день вспоминать....
ПалИгорич
ПалИгорич Добавил(а) :
27 января 2022 01:25 #
Пиво
ARZ-60
Листай дальше и не бухти...
ARZ-60
Листай дальше и не бухти...

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!